Понятие словообразования и его лингвистические основы




ВВЕДЕНИЕ

 

 

Примерно со второй половины ХХ века лингвисты вернулись к изучению вопросов словообразования. Особенности словообразования у детей с ОНР изучались такими авторами, как Н.С.Жукова, Г.А.Каше, Р.И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, Е.Ф.Соботович, Л.Ф.Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская,Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова.В связи с возрастанием количества детей, имеющих различные нарушения речи, большее внимание стало уделяться изучению различных компонентов языковой системы.Одним из них является процесс словообразования.Оно тесно взаимосвязано со всеми элементами языка:создаёт лексические единицы, служит про­цессу номинации,влияет на морфологию и синтаксис.В связи с тем,что словоообразование связано со всеми компонентами речи,следует обратить внимание на общее недоразвитие речи. Прежде чем работать с ребёнком с ОНР, необходимо выявить состояние его языковых компонентов, в частности словообразования. Мы рассматриваемIII уровень, так как он является наиболее распространенным. Особую значимость словообразование приобретает у детей старшей дошкольной группы, так как они готовятся к поступлению в образовательные учреждения. Исходя из вышеизложенного, данное исследование направлено на изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Цель исследования: выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возрастас общим недоразвитием речи (ОНР).

Объект исследования: словообразование у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи.

Предмет исследования: особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеются нарушения словообразования, которые выражаются в:

1. Неумении пользоваться суффиксально-префиксальным способом образования слов;

2. Редком использовании префиксального способа;

3. Трудностях при употреблении суффиксального способа.

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме словообразования детей старшей дошкольной группы с ОНР III уровня.

2. Подобрать методики для выявления особенностей словообразования у детей старшей дошкольной группы с ОНР III уровня.

3. Проведение эксперимента для выявления особенностей словообразования у детей старшей дошкольной группы с ОНР III уровня.

4. Проанализировать результаты экспериментального исследования.

Методы исследования:

Теоретический: анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Эмпирический: эксперимент.

Аналитический: количественно-качественный обработка результатов исследования.

Экспериментальная база исследования: МБ ДОУ «Детский сад№226» г. Новокузнецк.

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

Понятие словообразования и его лингвистические основы

Термин «словообразование» имеет несколько значений: так обозначается как языковое явление, так и наука, изучающая его. «Словообразование –1) деривация, образование слов в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, че­редования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и др. средств; 2) раздел грамматики, изучающий словообразование» [8, с.150]. Словообразова́ние –1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и других формаль­ных средств. 2) Раздел языкознания, изуча­ю­щий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.[15]

В данной работе словообразование будет пониматься как явление языка.Изучением основных закономерностей, последовательности и этапов становления словообразовательной системы языка в онтогенезе занимались такие лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты, как В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, A.M.Шахнарович, Д.Б. Эльконин и другие.Существует три основных этапа становления науки о словообразовании:

1. Различение первоо́бразных и производных слов (начало у М.В. Ломоносова, более определённо в академической «Российской грамматике» и у А.Х. Востокова);

2. Различение производных и производящих слов (В.А. Богородицкий и др.);

3. Различие структуры (морфемного состава) и образованияслов, выделение собственно словообразования (Г.О. Винокур и др.,но особенно Н.Д. Арутюнова).

На данный момент словообразование как наука можно определяет разграничение синхронии и диахронии в образовании слов.Задача синхронного словообразования — описать устройство языка, вскрыть механизм его действия. При синхронном изучении не ставится вопрос о том, почему именно так сложился язык, какие изменения в предшествующие периоды привели к современному состоянию. В свою очередь, диахронное словообразование изучает язык как продукт исторического развития, исследует изменения, происходящие в системе языка на протяжении того или иного отрезка времени. Эти аспекты языкознания имеют принципиальное различие. Синхронное словообразование изучает отношения сосуществующих единиц, диахроническое —процессы превращения одних единиц в другие. [8, c.5-6].

Можно выделить следующие главные понятиями словообразования и ведущие объекты словообразовательного анализа:

· производное слово- то, что образуется, непосредственный результат словообразовательного акта и основной объект анализа;

· непроизводное слово-то, что получает нулевую словообразовательную характеристику, фон словообразовательной характеристики других слов и основной арсенал производящих;

· Производящее слово-то, от чего образуется производное слово;

· словообразовательная пара- минимальная ячейка образовательной системы, словообразование в миниатюре;

· степень производности –глубина словообразования;

· словообразовательное гнездо слов – суммарный результат словообразования на базе исходного корневого производящего;

· словообразовательное средство (формант, дериватор) – то, с помощью чего образуется производное слово;

· способ словообразования – общий приём образования слов, функция словообразовательного средства;

· словообразовательное значение – семантическое соотношение производного и производящего, передаваемое формантом;

· словообразовательный тип – совокупность слов с общими словообразовательными характеристиками, а также схема или формальный образец образования слов (словообразовательная модель);

· словообразовательное толкование производных слов, словообразовательное перифраза, «подстановка»–прием или способ выявления производности и других словообразовательных характеристик слов.[8, c.34-35].

Способы словообразования – обобщенно-дифференцированное определение того, как образованы и образуются новые слова.[9, c.110]. Они подразделяются на синхронные и диахронные. Под способом словообразования с диахронической точки зрения понимается способ изменения структуры существующего в языке слова или словосочетания, в результате которого возникает (образуется) новая лексическая единица.[9, c.113]. Диахроническое словообразование включает в себя следующие типы:

· морфологический («образование новых слов с помощью аффиксов» по В.В. Виноградову). К нему относятся способы: префиксация, суффиксация, постфиксация,дезаффиксация, а также способы префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный,

· морфолого-синтаксический (переход слов из одной части речи в другую). Он включает в себя способы: субстантивация прилагательных, причастий, адъективация причастий, адвербиализация существительных и т. п.

· фонетико-морфологическим (безаффиксным, бессуффиксным) называется такой путь образования слов, при котором, так же как и при морфолого-синтаксическом словообразовании, слова переходят из одной части речи в другую без присоединения словообразующих аффиксов, причем переход этот, как правило, сопровождается фонетическими изменениями – чередованием или смягчением конечного согласного основы, переносом ударения.К флексийному (морфологическому) словообразованию относятся также случаи образования новых слов путем изменения системы окончаний в рамках одной и той же части речи.

· словосложение (основосложение), или композиция,–образование новых слов путем объединения в одном слове нескольких (двух и более) словарных единиц.

Следовательно, совокупность диахронныхспособовсловообразованияможно представить вследующем виде:

I. Аффиксальное (морфематическое) словообразование: 1) пре­фиксация, 2) суффиксация, 3) постфиксация,4) префиксально­суффиксальный способ,5) префиксально-постфиксальный способ,6) суффиксально-постфиксальный способ,7) префиксально-суффиксально-постфиксальный способ, 8) способ обратного словооб­разования;

 

II. Флексийное (морфологическое) словообразование: 1) чисто

флексийное (собственно морфологическое) словообразование,2) морфолого-синтаксическое словообразование (транспозиция).

III. Словосложение (основосложение), или композиция: 1) чис­тое словосложение, 2) сложно-суффиксальное словообразование,3) сложно-флексийное словообразование.

IV. Лексико-семантическое словообразование.

V. Фонетическое словообразование.

 

Под способом синхронического словообразования понимается известное свойство синхронически производного слова, отражающее наше представление о способе его словообразования как историческом процессе. В современной лингвистической литературе под способом синхронического словообразования понимается «единица словообразовательной системы, определяемая основным словообразовательным средством (средствами), свойственным ряду словообразовательных типов, в отвлечении от конкретных материальных воплощений этого средства (средств) в разных типах»[8,c.18].Система способов синхронического словообразования соотноситься с изложенной выше системой способов диахронического словообразования. В синхроническом словообразовании, как и в диахроническом, функционируют все способы аффиксального (морфематического) словообразования, кроме способа обратного словообразования (дезаффиксация), флексийное словообразование, все способы словосложения. Несмотря на это многие слова и даже целые группы слов с точки зрения синхронического и диахронического словообразования относятся к разным способам. Полностью отсутствует в синхроническом словообразовании лишь один из основных способов диахронического словообразования –лексико-семантический.

Согласно исследованиям Т.Б. Уваровой дети чаще всего пользуются морфологическими способами словообразования. Далее будет рассматриваться норма и патология детского словообразования.

Вывод к параграфу. Таким образом, словообразование изучается в двух аспектах:как языковое явление и как наука. В данной работе словообразование рассматривается как языковое явление и рассматривается как деривация, образование слов в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, че­редования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и др. средств.Выделяют различные способы словообразования, основными из которых являются: морфологический (префиксальный, суффиксальный,префиксально-суффиксальный,безаффиксный, сложение) и неморфологический (образование нового слова в результате появления у него другого значения;образование нового слова путем слияния целого словосочетания; возникновение нового слова путем перехода из одной части речи в другую [1,c. 54–55].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: