Выявление уровня сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня




В ходе теоретического изучения проблемы особенностей развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня была выдвинута гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста словообразовательный компонент в речи имеет следующие особенности:

1. Неумение пользоваться суффиксально-префиксальным способом образования слов;

2. Редкое использование префиксального способа;

3. Трудности при употреблении суффиксального способа.

Для ее подтверждения был организован констатирующий эксперимент. Этапы проведения исследовательской работы:

 

1. Определение инструментария и критериев диагностического исследования;

2. Выявление уровня сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

3. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБ ДОУ«Детский сад №226«Улыбка», г. Новокузнецк.

В состав экспериментальной группы вошло 5 детей в возрасте 5–6 лет. Характеристика выборки экспериментальной группы представлена в таблице 1.

В состав контрольной группы вошло 5 детей в возрасте 5–6 лет. Характеристика выборки экспериментальной группы представлена в таблице 2.

 

Выбор детей осуществлялся на основе следующих критериев:

1) дети экспериментальной группы имеют речевой диагноз –ОНР III уровня;

2) дети контрольной группы не имеют речевых нарушений.

3) соответствие возрастной категории (5–6 лет);

4) регулярное посещение детского сада.

Таблица 1

Таблица 1.- Характеристика выборки

Имя ребёнка Возраст Речевое заключение
  Александра П. 5лет 5месяцев ОНР III уровня
  Иван Ш. 5лет 9 месяцев ОНР III уровня
  Ирина Л. 6 лет 3 месяца ОНР III уровня
  Ольга К. 6 лет 8 месяцев ОНР III уровня
  Тимур Н. 6 лет 4 месяца ОНР III уровня

 

Для осуществления цели была отобрана методика по исследованию словообразованияЛалаевойР.И, которая включает в себя 9проб (Приложение2). Данная методика была выбрана,так как она позволяет наиболее полно исследовать словообразовательные навыки детей с ОНР IIIуровня. Также в методике достаточно чётко описана оценка результатов.

Проба№1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

 

Цель: исследование сформированности словообразовательных навыков детей.

С помощью данного задания осуществляется проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Детям предлагаются картинки с изображениями предметов разной величины.

Оценка результатов.

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

Проба№2. Образование существительных от глаголов.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

 

Цель: Исследование умения образовывать существительные от глаголов.

Оценка результатов.

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

 

Проба№3. Образование имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Цель: исследовать умение ребёнка словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь.

Оценка результатов.

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

Проба №4. Образование качественных прилагательных.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

 

Цель: исследование способности детей образовывать качественные прилагательные

Оценка результатов.

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

Проба №5. Образование относительных прилагательных.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Цель: исследование способности детей образовывать относительные прилагательные

Оценка результатов.

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

Проба №6. Образование притяжательного прилагательного из существительного.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

 

Цель: проверить, умеет ли ребёнок образовывать из существительного притяжательное прилагательное.

Оценка результатов.

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

Проба№7. Образование глаголов с помощью приставочного способа в экспрессивной речи. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Цель: исследовать умение ребёнка образовывать глаголы с помощью приставочного способа в экспрессивной речи.

Оценка результатов.

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

Проба№8.Образование глаголов со значением начала действия.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Цель: Исследовать умение ребёнка образовывать глаголы со значением начала действия.

Оценка результатов.

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

Проба№9. Образование глаголов со значением конца действия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Цель: исследовать умение ребёнка образовывать глаголы со значением конца действия.

Оценка результатов.

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: