Анализ результатов экспериментального исследования




С целью изучения уровня сформированности словообразовательных навыков, была использована методикаЛалаевой Р.И. Проведение эксперимента описано в приложении 2. Результаты пробы№ 1 описаны в таблицах 2,3,рисунке 1.

Таблица 2. – Уровень уровня сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 60% 20% 20% 0% 0%

 

Таблица 3. – Уровень уровня сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием

 

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 80% 0% 20% 0% 0%

Рис. 1. Уровень уровня сформированности словообразовательных навыкову детей старшего дошкольного возраста сОНР IIIуровня и у дете й старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

 

Анализ, полученных данных, позволил сделать выводы об уровне сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

 

Среди группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровнябыли выявлены следующие уровни сформированности словообразовательных навыков:

· средний уровень выявлен1 (20%) у одного ребёнка. Он допускал систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

· уровень выше среднего выявлену 1 (20%) ребёнка. Данный ребёнок систематически ошибался как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования;

· высокий уровень выявлен у 3 (60%) детей. Эти дети правильно и самостоятельно выполняли задания.

Среди группы детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием были выявлены следующие уровни сформированности словообразовательных навыков:

· высокий уровень выявлен 2 (40%) у детей. Эти дети правильно и самостоятельно выполняли задания.

· уровень выше среднего выявлен у 3 (60%) детей. Данные дети правильно выполняли задания с помощью экспериментатора и допускали единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

 

Анализ сформированности словообразовательных навыковпоказал, что уровень их развития существенно отличается у детей с речевой нормой и общим недоразвитием речи III уровня.

С целью выявленияумения образовывать существительные от глаголову детей старшего дошкольного возраста сОНР III уровнябыла использована проба№2 Р.И Лалаевой. Проведение эксперимента описано в приложении 2. Результаты пробы№ 2 описаны в таблицах 4,5,рисунке 2.

 

Таблица 4. - Уровень развития умения образовывать существительные от глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 0% 0% 0% 80% 20%

 

Таблица 5. - Уровень развития умения образовывать существительные от глаголов у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

 

 

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 0% 0% 40% 40% 20%

 

Рис.2. Уровень развития умения образовывать существительные от глаголов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

 

Анализ, полученных данных, позволил сделать выводы об умении детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняумения образовывать существительные от глаголов.

Среди группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были выявлены следующие уровниумения образовывать существительные от глаголов:

· уровень ниже среднего выявлен у 4 (80%) детей. У этих детей были систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышало 50%.

· низкий уровень выявлен у 1 (20%) ребёнка. Данный ребёнок не смог понять, что от него требуется.

 

Анализ умения образовывать существительные от глаголов показал, что данный вид словообразования является наиболее трудным как для детей с нормой речевого развития,так и с общим недоразвитием речи.

 

С целью выявленияумения использовать суффиксальный способ словообразования у детей старшего дошкольного возраста сОНР III уровнябыла использована проба№3 Р.И Лалаевой. Проведение эксперимента описано в приложении 2. Результаты пробы№ 3 описаны в таблицах 6,7,рисунке 3.Для исследования способности применять суффиксальный способ детям предлагалось образовывать от имен существительных вместилище чего-нибудь.

Таблица 6. - Уровень умения образовывать имена существительные, обозначающие вместилище чего-нибудь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 0% 20% 60% 20% 0%

 

Таблица 7. - Уровень умения образовывать имена существительные, обозначающие вместилище чего-нибудь у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 0% 60% 20% 0% 20%

 

Рис.3. Уровень умения образовывать имена существительные, обозначающие вместилище чего-нибудь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

 

Анализ, полученных данных, позволил сделать выводы об умении детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняумения образовывать существительные с помощью суффиксального способа:

Среди группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были выявлены следующие уровниумения образовывать существительные с помощью суффиксального способа:

· уровень выше среднего выявлен у 1 (20%) ребёнка. Данный ребёнокправильно выполнял задания с помощью экспериментатора.

· средний уровень выявлен у 3 (60%) детей. Допускали систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

· уровень ниже среднего выявлен у 1 (20%) ребёнка. Были допущены систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

Анализ умения детьми с ОНР III уровня образовывать имена существительные, обозначающие вместилище чего-нибудь показал,что дети затрудняются при использовании непродуктивных форм словообразования.

С целью исследования способности детейстаршего дошкольного возраста сОНР III уровня образовывать прилагательные была использована проба №4 Р.И Лалаевой. Проведение эксперимента описано в приложении 2. Результаты пробы № 4 описаны в таблицах 8,9,рисунке 4.

Таблица 8. - Уровень умения образовывать качественные прилагательные у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 0% 40% 60% 0% 0%

 

Таблица 9. - Уровень умения образовывать качественные прилагательныеу детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 60% 40% 0% 0% 0%

 

Рис.4. Уровень умения образовывать качественные прилагательныеу детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

 

Анализ, полученных данных, позволил сделать выводы об умении детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня образовывать качественные прилагательные.

Среди группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были выявлены следующие уровниумения образовывать качественные прилагательные:

· уровень выше среднего выявлен у (40%) детей. Испытуемые давали единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

· средний уровень выявлен у 3 (60%) детей. Отмечались систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.

 

Анализ умения образовывать качественные прилагательныепоказал, что данный вид словообразования используется дети с ОНР IIIуровня наиболее часто.

Анализ умения образовывать вместилища чего-нибудь показал, что суффиксальный вид словообразования дети с ОНР IIIуровня используют хуже, чем дети с нормальным речевым развитием.

С целью исследования способности детейстаршего дошкольного возраста сОНР III уровня образовывать относительные прилагательныебыла использована проба №5 Р.И Лалаевой. Проведение эксперимента описано в приложении 2. Результаты пробы№ 5 описаны в таблицах 10,11,рисунке 5.

Таблица 10. - Уровень умения образовывать относительныеприлагательныеу детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 20% 0% 40% 40% 0%

 

Таблица 11. - Уровень умения образовывать относительные прилагательныеу детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 0% 80% 0% 20% 0%

 

Рис.5. Уровень умения образовывать относительные прилагательныеу детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

 

Анализ, полученных данных, позволил сделать выводы об умении детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня образовывать относительные прилагательные.

Среди группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были выявлены следующие уровниумения образовывать относительные прилагательные:

· высокий уровень выявлен у 1 (20%) рёбенка.Он правильно и самостоятельно выполнил все задания.

· средний уровень выявлен у 2 (40%) детей.Допущены ошибки в непродуктивных формах словообразования.

· уровень ниже среднего 1 (20%) рёбенка. Данный ребёнок ошибался в продуктивных и непродуктивных формах словообразования.

Анализ умения образовывать относительные прилагательныепоказал, что дети с ОНР IIIуровня реже используют в своей речи данные прилагательные и недостаточно владеют способами их образования.

С целью исследования способности детейстаршего дошкольного возраста сОНР III уровня образовывать притяжательные прилагательные была использована проба №6 Р.И Лалаевой. Проведение эксперимента описано в приложении 2. Результаты пробы № 6 описаны в таблицах 12,13,рисунке 6.

Таблица 12. - Уровень умения образовывать притяжательные прилагательные у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 0% 20% 60% 20% 0%

 

Таблица 13. - Уровень умения образовывать притяжательные прилагательныеу детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 0% 60% 20% 20% 0%

 

Рис.6. Уровень умения образовывать притяжательные прилагательныеу детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

 

Анализ, полученных данных, позволил сделать выводы об умении детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня образовывать притяжательныеприлагательные.

Среди группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были выявлены следующие уровниумения образовывать притяжательные прилагательные:

· уровень выше среднего выявлен у 1 (20%) рёбенка. Он правильно выполнил все задания с помощью экспериментатора

· средний уровень выявлен у 3 (60%) детей.При ответах испытуемых отмечались ошибки в непродуктивных формах словообразования.

· уровень ниже среднего 1 (20%) рёбенка. Данный ребёнок ошибался в продуктивных и непродуктивных формах словообразования.

Анализ умения образовывать притяжательныеприлагательныепоказал, что для детей с ОНР IIIуровня образование данных прилагательных является наиболее сложным.

С целью исследования способности детейстаршего дошкольного возраста сОНР III уровняобразовывать глаголы с помощью приставочного способа в экспрессивной речи была использована проба №7 Р.И Лалаевой. Проведение эксперимента описано в приложении 2. Результаты пробы № 7 описаны в таблицах 14,15,рисунке 7.

Таблица 14. - Уровень умения образовывать глаголы с помощью приставочного способа в экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 20% 20% 60% 0% 0%

 

Таблица 15. - Уровень умения образовывать глаголы с помощью приставочного способа в экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 20% 40% 20% 20% 0%

 

Рис.7. Уровень умения образовывать глаголы с помощью приставочного способа в экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

 

Анализ, полученных данных, позволил сделать выводы об умении детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня образовывать глаголы с помощью приставочного способа в экспрессивной речи. Среди группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были выявлены следующиеуровни способности образовыватьглаголы с помощью приставочного способа в экспрессивной речи:

· высокий уровень выявлен у 1 (20%) рёбенка. Он правильно и самостоятельно выполнил все задания.

· уровень выше среднего выявлен у1 (20%) рёбенка.Этот ребёнок выполнил все задания с помощью экспериментатора.

· средний уровень выявлен у 3 (60%) детей. При ответах испытуемых отмечались ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Анализ умения образовывать образовыватьглаголы с помощью приставочного способа в экспрессивной речипоказал, что для детей с ОНР IIIуровня недостаточно владеют данным способом словообразования.

С целью исследования способности детейстаршего дошкольного возраста сОНР III уровня умения ребёнка образовывать глаголы со значением начала действия была использована проба №8 Р.И Лалаевой. Проведение эксперимента описано в приложении 2. Результаты пробы № 8 описаны в таблицах 16,17, рисунке 8.

Таблица 16. - Уровень умения образовывать глаголы со значением начала действия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 0% 0% 40% 60% 0%

 

Таблица 17. - Уровень умения образовывать образовывать глаголы со значением начала действия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 0% 40% 40% 0% 20%

 

Рис.8. Уровень умения образовывать глаголы со значением начала действия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

 

Анализ, полученных данных, позволил сделать выводы об умении детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня образовывать глаголы со значением начала действия. Среди группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были выявлены следующиеуровни способности образовывать глаголы со значением начала действия:

· уровень ниже среднего выявлен у 3 (60%) детей.Эти дети ошибались в продуктивных и непродуктивных формах словообразования.

· средний уровень выявлен у 2 (40%) детей.Дети допускали ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Анализ умения образовывать глаголы со значением начала действия

показал, что для детей с ОНР IIIуровня приставочный способ образования глаголов с началом действия является наиболее сложным.

С целью исследования способности детейстаршего дошкольного возраста сОНР III уровня умения ребёнка образовывать глаголы со значением была использована проба №9 Р.И Лалаевой. Проведение эксперимента описано в приложении 2. Результаты пробы № 8 описаны в таблицах 18,19, рисунке 9.

Таблица 17. - Уровень умения образовывать глаголы со значением конца действия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 0% 0% 40% 60% 0%

 

Таблица 18. - Уровень умения образовывать глаголы со значением конца действия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

  Высокий уровень Уровень выше среднего Средний уровень Уровень ниже среднего Низкий уровень
Количество человек          
Процент 0% 60% 20% 0% 20%

 

Рис.9. Уровень умения образовывать глаголы со значением конца действия.

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

 

Анализ, полученных данных, позволил сделать выводы об умении детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня образовывать глаголы со значением конца действия. Среди группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были выявлены следующиеуровни способности образовывать глаголы со значением конца действия:

· уровень ниже среднего выявлен у 3 (60%) детей.Эти дети ошибались в продуктивных и непродуктивных формах словообразования.

· средний уровень выявлен у 2 (40%) детей. Дети допускали ошибки в непродуктивных формах словообразования.

Анализ умения образовывать глаголы со значением конца действия

показал, что дети с ОНР IIIуровня образуют глаголы со значением конца действия лучше, чем со значением начала.

Вывод к главе. Прианализе результатов экспериментального исследования быливыявлены следующие особенности:

· уровень сформированности словообразовательных навыков существенно отличается у детей с речевой нормой и общим недоразвитием речи III уровня;

· умение образовывать существительные от глаголов является наиболее трудным словообразообоазовательным навыком как для детей с нормой речевого развития, так и для детей с общим недоразвитием речи III уровня;

· образуя имена существительные, обозначающие вместилище чего-нибудь, дети затрудняются при использовании непродуктивных форм словообразования;

· вид словообразования качественных прилагательныхиспользуется детьми с ОНР III уровня наиболее часто;

· дети с ОНР III уровня реже используют в своей речи относительные прилагательные и недостаточно владеют способами их образования.

· образование глаголов с помощью приставочного способа в недостаточно освоено детьми с ОНР III уровня;

· наиболее сложным для детей с ОНР III уровня является образование глаголов со значением начала действия:

· умение образовывать глаголы со значением конца действияу детей с ОНР III уровня лучше, чем со значением начала.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении теории по особенностям словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня мы рассмотрели сущность понятия «словообразование».Оно рассматривается в двух аспектах:как языковое явление и как наука. Под словообразова́нием как языковым явлением понимают образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и других формаль­ных средств. Особенности словообразования у детей с ОНР изучались такими авторами, как Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.И.Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М.Мастюкова, Н.В.Серебрякова, Е.Ф.Соботович, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н. Шаховская,Р.И.Шуйфер, А.В.Ястребова.Выделяют различные способы словообразования, основными из которых являются: морфологический (префиксальный, суффиксальный,префиксально-суффиксальный,безаффиксный, сложение) и неморфологический (образование нового слова в результате появления у него другого значения;образование нового слова путем слияния целого словосочетания; возникновение нового слова путем перехода из одной части речи в другую.

Целью нашего исследования являлось выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Соответственно объектом было словообразование детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

В ходе исследования мы выдвинули гипотезу о том,что словообразование детей старшего дошкольного возраста сОНР III уровня имеет следующие особенности:

1. Неумение пользоваться суффиксально-префиксальным способом образования слов;

2. Редкое использование префиксального способа;

3. Трудности при употреблении суффиксального способа.

В связи с этим были сформулированы задачи:

1. Осуществить теоретический анализ специальной литературы по проблеме словообразования детей старшей дошкольной группы с ОНР III уровня.

2. Подобрать методики для выявления особенностей словообразования у детей старшей дошкольной группы с ОНР III уровня.

3. Провести эксперимент для выявления особенностей словообразования у детей старшей дошкольной группы с ОНР III уровня.

4. Проанализировать результаты экспериментального исследования.

В ходе исследовательской работы была изучена лингвистическая и психолого-педагогическая литература по выбранной проблеме, был проведён констатирующий эксперимент и проанализированы полученные результаты. Экспериментальной базой исследования было МБ ДОУ «Детский сад№226» в городе Новокузнецке. В констатирующем эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет, пять из них имели диагноз ОНР III уровня, а у пяти других речевое развитие было в норме.

Для осуществления цели была отобрана методика по исследованию словообразования Лалаевой Раисы Ивановны, которая включает в себя 9 проб (Приложение 2). Данная методика была выбрана, так как она позволяет наиболее полно исследовать словообразовательные навыки детей с ОНР III уровня. Также в методике достаточно чётко описана оценка результатов.

Для изучения способности детей с ОНР IIIуровня к словообразованию были выбраны три части речи: существительное, прилагательное и глагол. В ходе эксперимента рассматривались возможности детей с ОНР IIIуровня образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, существительные из глаголов, существительные, обозначающие вместилище чего-нибудь, а также качественные, относительные и притяжательные прилагательные, глаголы с началом и концом действия с помощью приставочного способа. В процессе эксперимента было подтверждено, что дети с ОНР IIIуровня хорошо владеют уменьшительно-ласкательными суффиксами. Были выявлены значительные трудности в образовании существительного от глагола, образования существительных, обозначающих вместилище и глаголов, которые обозначают начало действия.Выше изложенные проблемы словообразования возникают по следующим причинам:

· недостаточные возможности семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов;

· трудности адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, проявляющиеся в неправильном употреблении производного и производящих слов;

· ошибки в выборе производящей основы для будущего слова;

· ориентация преимущественно на корневое значение слова, что приводит к ошибочному называнию;

· недифференцированное понимание значений аффиксальных словообразовательных элементов

· нарушение операций выбора в долговременной памяти словообразовательного аффикса, соответствующего заданной модели слова. Это часто проявляется в «переборе» возможных вариантов морфем;

· смешение слов с многозначными аффиксами;

· несоблюдение формальных условий при образовании нового слова, а именно: его звуковой, слоговой структуры, ударности и других.

· наиболее сложным для детей с ОНР III уровня является образование притяжательных прилагательных;

Таким образом, были достигнуты поставленные цели и задачи, гипотеза исследования была подтверждена.Исходя из результатов исследования считаем,что вопрос об особенностях словообразования детей с ОНР IIIуровня требует дальнейшего изучения и ещё долгое время будет оставаться актуальным.

.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: