ПРИМЕРЫ ОБОСНОВАНИЯ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗБРАННОЙ ТЕМАТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ




С распадом Советского Союза фактически развалилась не только государственная система, но и целый ряд организованных и гарантируемых ею социальных институтов. В числе пострадавших оказалась и система бесплатной медицинской помощи. В настоящий момент право гражданина на получение бес штатной медицинской помощи, закрепленное ст.41 Конституции Российской Федерации фактически является лишь декларируемым. Государственная система социального страхования, посредством которой длительное время осуществлялось финансирование здравоохранения, в результате политических и экономических преобразований в нашей стране оказалась несостоятельной.

На смену ей пришла система обязательного медицинского страхования. Однако кризис в августе 1998 г. выявил допущенные в ходе рыночных преобразований просчеты социальной политики государ ства и обострил проблемы в сфере социальной защиты. Как одно из его следствий, проявилась несостоятельность системы финансирования здравоохранения, внедряемой через механизмы обязательного меди цинского страхования. В частности, явно стала видна нецелесообразность появления такого органа, как больничная касса, изначально создаваемая как орган, накапливающий денежные средства для последующего перераспределения между лечебными учреждениями. Фактически появилась еще одна инстанция с огромным штатом и соответствующей статьей расходов ва его содержание, частично дублирующая функции Министерства здравоохранения.

Во многом такая ситуация связана с тем, что в законодательстве о медицинском страховании не заложены рыночные принципы организации и проведения профилактических осмотров, так как у территориальных больничньих касс нет в этом экономической заинтересованности.

В связи с ростом частных форм оказания медицинских услуг и увеличение доли платных медицинских услуг, оказываемых традиционными, государственными медицинскими учреждениями, представляется особо актуальным использование для их оплаты возможностей и механизмов добровольного медицинского страхованвя.

Именно добровольное медицинское страхование в период кризиса в нашей стране стало своеобразным индикатором экономической стабильности медицинских учреждений, так как являлось не только одним из показателей инвестиционной привлекательности медицинского учреждения, но и положительно характеризовало рыночное мышление руководства медицинских учреждений, которое с его помощью привлекало дополнительные средства для нужд возглавляемых ими организаций.

Кроме того, механизмы, используемые при добровольном медицинском страховании, позволяют страхователю принимать непосредственное участие в своем лечении, выбирая необходимый ему объем дополнительных медицинских услуг, а также конкретных исполнителей медицинских услуг из числа предлагаемых ему страховыми компаниями.

Однако несмотря на явную привлекательность добровольного медицинского страхования, можно отметить, что в настоящее время данные правоотношепия достаточно слабо отражены в законодательстве. Их дальнейшему развитию и совершенствованию в какой-то мере препятствует низкий уровень их научной исследованности. Следствием этого является не только отсутствие легального определения договора добровольного медицинского страхования, но и неопределенность в объеме прав и обязанностей субъектов данных правоотношений и пределов их ответственности. Все это обусловливает необходимость комплексного исследования вопроса гражданско-правового регулирования отношений по добровольному медицинскому страхованию. Именно отсутствие какой-либо доктринальной проработки данных вопросов определило их научную актуальность и структуру представленного исследования.

 

***

Развитие современных хозяйсггвенно-экономических отношений в Российской Федерации обуславли вает необходимость их надлежащего правового регулирования. Появление новых субъектов права, сочетающих в своей деятельности публично правовые и частноправовые начала, требует переосмысленкя возможностей правового регулирования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами на территории государства образуются различные предприятия, общественные и хозяйственные объединения, часто именуемые корпорациями. Таких организаций на сегодняшний день насчитываются сотни тысяч, они создаются и действуют по всей стране. Гражданский кодекс Российской Федерации и иные фе деральные законы предоставляют возможность корпорациям самостоятельно регулировать свою деятельность на основе внутриорганизационных актов. Каждая корпорация имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, различные правила внутреннего распорядка, участия членов данной организации в управлении, учета хозяйственной и финансовой деятельности, взаимоотношений между различными подразделениями организации и с ее клиентами, и многие другие акты, призванные на локальном уровне урегулировать отношения внутри корпорации между ее членами, работниками, органами управления. Все подобные правила, если они установлены самой организацией, ее органами на основе и в соответствии с законами и иными актами государственных органов, носят название корпоративных актов и норм. Точное количество подобных актов оценить не представляется возможным, однако можно с уве ренностью утверждать, что их количество на сегодняшний день во много раз превышает весь массив действующего федерального и регионального законодательства и, кроме того, постоянно возрастет в случайной прогрессии. Такие акты имеют собственную неповторимую юридическую природу, обладают особой спецификой юридической силы и сферы действия, занимают свое определенное место в системе источников права. Их роль и значение неуклонно возрастает. Отмеченная активизация корпоративного регулирования проявляется как в расширении его границ, так и углублении содержания, а таюке совершенство вании его организационно-правовых форм.

В период преобразований в России право выступило важнейшим инструментом экономических преобразований и демократизации российского общества. Но вместе с тем четко проявилась одна из закономерных тенденций развития законодательства - децентрализация правового регулирования, что привело, в том числе и ко многим негативным последствиям: противоречия между отдельными элементами механизма правового регулирования, произвол чиновников, хозяйствснная неразбериха. Поэтому поиск и исследование форм правового регулирования, способных, с одной стороны, обеспечить установленное ст. 3 Конституции Российской Федерации право народа на самоуправление, а с другой - оптимальное функционирование хозяйственного механизма, представляется наиболее актуальным и является одной из целей проводимой в настоящее время административной реформы. Среди таких организационно-правовых форм правового регулирования все большее значение приобретает корпоративное нормотворчество.

Исследование проблем корпоративного правотворчества с необходимостью требует выявления сущностных черт данного явления, отграничение его от смежных институтов, а также то, что не менее важно с практической точки зрения, - определение тех сфер и отраслей правового регулирования, в которых этот институт раскрывается наиболее полным образом и тех условий, при которых он наиболее эффективен


Приложение 13



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: