РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХIХ-ХХ ВЕКАХ




РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХIХ-ХХ ВЕКАХ

Общая педагогика, история педагогики и образования

ПЕРЕДЕРИЙ ОЛЬГА ИВАНОВНА

Санкт-Петербург 2010


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования

Отечественное гуманитарное образование претерпевает существенные изменения, и, в первую очередь, это непосредственно касается изменения образовательных структур, нацеленных на вовлечение России в мировой образовательный процесс.

В условиях повсеместной реструктуризации процесса обучения, связанной с вхождением России в состав международного образовательного пространства и обусловленной принятием Болонской конвенции, возникает необходимость пересмотра ряда основных положений прежней системы отечественного общего и высшего профессионального образования. Особую актуальность и, в то же время, дискуссионность, приобретают данные процессы в области гуманитарного образования.

Коренные экономические и политические преобразования, определившие последовательность действий в пореформенный период, в последние несколько десятилетий оказывают существенное влияние на ход образовательного процесса во всех сферах образования, в том числе и гуманитарного. Позиционирование художественно-педагогического образования в рамках системы движения к единому европейскому образовательному пространству определяет ряд особенностей, касающихся как вопросов расширения содержательного поля художественно-педагогического образования, так и фактического наполнения и усовершенствования определяющих педагогических установок. Процессы интеграции отечественного высшего образования в мировой образовательный процесс уже с достаточной очевидностью проявились на уровне структурных изменений, относящихся к художественно-педагогическому и, в частности, к музыкальному образованию.

Необходимость воспитания творчески мыслящего, обладающего развитым творческим воображением, способного создавать новое молодого поколения начала ХХI века определяет роль музыкальной культуры и образования в изменяющемся статусе культурных ценностей современного музыкально-художественного мышления. Недооценка роли детского и юношеского художественного творчества в современном образовании определяет существенный приоритет области методической деятельности по направлению профессиональной подготовки и вносит существенные коррективы в требования к условиям реализации образовательных проектов различного уровня и адресной направленности.

В настоящее время все с большей очевидностью определимы тенденции к дальнейшей интеграции всех сфер образования с учетом требований, предъявляемых к новейшей образовательной среде в деле внедрения последних новаций в области науки и образования. В связи с этим возрастает значимость структуры и организации предпринятого исследовательского проекта, направленного на ускорение процессов взаимообмена научной информацией по ключевым позициям в области истории музыкального образования, и, в частности, теории и методики обучения инструментально-исполнительскому искусству. Особенно актуальным на пути реализации образовательного потенциала на современном этапе развития российской науки является решение основных вопросов методологии и методики музыкального образования путем выхода за формальные рамки узкопрофессиональных позиций, с целью дать исчерпывающую оценку влияния музыкального искусства и образования на формирование нравственных и эстетических ориентиров современного общества, признавая при этом ведущее место музыкального искусства в системе культурных ценностей.

При необходимости сравнения степени соотносимости интегративных процессов в области истории педагогики музыкального образования и теории обучения музыкальному искусству, определяющими становятся особенности организации процесса обучения в сфере художественного образования, которые, в свою очередь, определяют высокую степень значимости ранней профессионализации, влияющей на изменения традиционных стереотипов в области структуры общего и профессионального образования. В соответствии с традиционной типологией развития творческих способностей, значение ранней профессионализации непосредственно в условиях профессионального музыкального образования занимает пограничное положение между хореографическим и художественным образованием, соприкасаясь с последним с точки зрения позиции конечного результата образования в возрастном аспекте. Указанные выше особенности требуют существенных коррективов в методике и организации образовательного процесса, что определяет педагогические основы обучения музыке в рамках общего музыкального образования в качестве базы многоуровневости (стадиальности), характеризующей специфику профессионального музыкального образования.

Отечественное музыкальное образование в России XIX - XX в.в. имеет ряд характеристик, позволяющих оценить в качестве базового на всех уровнях обучения и воспитания (как общего так и профессионального) обучение игре на музыкальном инструменте (фортепиано), что определяет в качестве методологической основы исследования развития музыкального образования выявление взаимообусловленности принципов и подходов к обучению между российской фортепианной педагогикой и педагогикой музыкального образования в целом.

Значение комплексного исследования исторических и методологических закономерностей развития педагогики отечественного музыкального образования, особенностей ее взаимодействия с ведущими направлениями современного ей – в тот или иной период – европейского музыкального искусства и образования, а также степень соотносимости этапов развития научно-педагоических теорий и ведущих педагогических идей в рамках становления образовательной системы в России XIX - XX в.в., определяет ракурс данного исследования.

Анализ и обобщение исследовательского опыта в области общего и профессионального музыкального обучения и воспитания представляется весьма перспективным и актуальным в период глобальных структурныхизменений, определяющих состояние современного гуманитарного образования в России. Подобная необходимость вызвана, в первую очередь, возможностью обобщения теоретических и эмпирических методов ведения занятий с позиций изучения ведущих теоретических концепций, репрезентирующих современную методологию в данной отрасли в условиях становления новых форм организации учебной и внеучебной деятельности.

Указанные выше факторы определяют историческое наследие в области истории педагогики образования с позиций большей объективности и достоверности научного знания по ряду гуманитарных областей.

Универсальность целей, позволяющих рассматривать педагогику обучения игре на фортепиано в качестве фактора становления общезначимых специальных профессиональных качеств, а также факторов, характеризующих развитие общего уровня музыкальной культуры, классифицируемой в отечественной педагогике и психологии музыкальной деятельности как степень отзывчивости на музыку – музыкальности, определяющей конечные цели музыкального воспитания в рамках общего музыкального образования, свидетельствует в пользу необходимости изучения основ педагогики музыкального образования в её историческом аспекте с позиций выявления закономерностей развития отечественной теории и методики обучения игре на фортепиано.

Необходимость развития в отечественной педагогике музыкального образования методологических подходов, способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, приведших в ходе систематической повторяемости к существенному размыванию практической ценности некоторых из них, заставляет в определенной мере скорректировать отношение к историческому наследию отечественной теории и практики обучения основам игры на фортепиано. Совокупность накопленных в ходе научного наблюдения принципов организации практической деятельности в области профессионального развития обучающегося, не имеющих на сегодняшний день достаточного методологического обоснования, определяет актуальность представленного исследования.

Богатейший опыт, накопленный на протяжении исторического периода, условно определяемого как период развития русской фортепианной педагогики, дает основание путем выявления и изучения теоретико-методологических основ профессионального музыкального образования войти в новую фазу развития гуманитарного образования на ином качественном уровне, избегая возможных потерь вследствие недостаточно глубокого изучения и понимания исходных положений, определяющих содержание, цели, методы, принципы и подходы к обучению в современной отечественной педагогике музыкального образования, находящейся на стыке двух исторических эпох, символизирующих собой окончательное отмежевание от стратегии и тактики отечественной педагогики советского периода.

Согласно выдвинутому ранее утверждению о правомерности сближения теоретических основ изучения исторических закономерностей развития педагогики музыкального образования в отношении предметного наполнения его организационно-методических основ благодаря соотнесению эволюционных процессов в данной области с теоретико-методическими изменениями в области обучения основам инструментально-исполнительского искусства, необходимо определить уровень их взаимовлияния на всем историческом протяжении развития этих областей (ХIХ-ХХ вв.). При этом наличие значительного числа методических концепций, возникших за время существования отечественной фортепианной педагогики в русле проблем музыкальной дидактики и музыкального исполнительства, проведение внушительного числа психолого-педагогических экспериментов, направленных на выявление оптимальных способов взаимодействия педагога и учащегося в различных областях музыкальной деятельности, требует существенного обновления методологических основ с позиции осознания частнометодических принципов обучения, отражающих специфику отношения к советской фортепианной педагогике не как к завершенному историческому явлению, а как к основе современной методологии и методики. На основе компаративного анализа педагогических воззрений, вступающих в определенное взаимодействие и противоборство на всем протяжении развития отечественной методики, осуществлена историческая реконструкция методических подходов к обучению в теории и практике обучения фортепианно-исполнительскому искусству.

Существенный разрыв между подавляющим большинством методик, относящихся к различным этапам общего и профессионального музыкального образования, обусловлен, в первую очередь, тем, что в зависимости от образовательного уровня структурного подразделения меняется спектр возможного применения различных по глубине и направленности исследований. Так, для начального уровня обучения фортепианно-исполнительскому искусству по-прежнему актуальными остаются принципы обучения, характерные для исследований 30-50-х гг., ориентированные на массовое внедрение основ овладения элементарными игровыми навыками, тогда как далеко не все их положения обладают неоспоримой правотой в современных условиях. В процессе многократного тиражирования намеренное сокрытие некоторых сторон профессионального развития, обусловленное особенностями идеологии тоталитарного режима, приобретает поистине фатальный характер. Совокупность указанных факторов определяет существенное противоречие между значимостью рассматриваемой проблематики и степенью ее разработанности на теоретическом уровне, что обусловило необходимость проведения комплексного историко-теоретического исследования в данной области.

Цель исследования

- разработка концепции педагогических основ обучения фортепианному искусству в контексте развития педагогики музыкального образования.

Объект исследования

- отечественная педагогика музыкального образования в историко-теоретическом и методическом ракурсах (ХIХ-ХХ вв.)

Предмет исследования

- взаимообусловленность и взаимосвязи педагогических основ обучения фортепианному искусству в контексте развития отечественной педагогики музыкального образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: