Степень разработанности проблемы




В качестве методологической основы исследования были избраны труды, как непосредственно отражающие динамику развития педагогики и образования, так и оригинальные работы, репрезентирующие тот или иной период в области формирования теоретико-методических основ обучения инструментально-исполнительскому искусству. Среди исследований, относящихся к числу обобщающих накопленный эмпирический материал, рассматривающих историю развития фортепианной педагогики с позиций формирования отечественной исполнительской школы, необходимо выделить работы В.Г. Ивановского, А.Д. Алексеева, В.П. Чинаева.

Во многих из них, несмотря на обилие фактического материала, все же отсутствует полная ретроспектива имен отечественных авторов, кроме того, основные закономерности развития фортепианной педагогики рассматриваются с точки зрения развития фортепианного исполнительства, истории становления концертных организаций, особенностей фортепианного письма крупнейших композиторов-виртуозов, тогда как собственно методологический аспект проблемы не затрагивается. В наиболее известных исследованиях прослеживается некоторая тенденциозность, определившая меру творческой селекции фактов, обусловленную общественно-политическими условиями формирования научной позиции того или иного автора. Возможность оценки некоторых теоретических постулатов в методике обучения фортепиано с новой исторической дистанции – последние изыскания в данной области, направленные на систематизацию имеющегося фактического материала, относятся лишь к середине ХХ столетия – обусловила ракурс настоящего исследования и определила выбор исследуемых источников.

Из работ, посвященных истории музыкального образования, особого внимания заслуживают исследования Н.А. Терентьевой, И.Ф. Петровской, Г.А. Прасловой, В.И. Адищева и др. Но в концепции построения указанных выше исследований прослеживается опора на область организационно-структурных изменений, определяющих интенсивность эволюционных процессов в исследуемой области, тогда как предметная составляющая педагогического процесса выражена в них достаточно обобщенно.

В связи с этим теоретической основой данного исследования послужили оригинальные методические труды отечественных и переводы зарубежных авторов, осуществленные в период с конца XVIII в. по 1991 г. – окончание советского периода в истории развития педагогики музыкального образования.

Несмотря на определенные аналогии, вызванные необходимостью соизмерения имеющихся в советский период развития фортепианной педагогики достижений с последними разработками в данной области, в качестве самостоятельного раздела данный период в исследовании не затрагивается в связи с невозможностью объективного рассмотрения научных закономерностей развития данной области на столь незначительной исторической дистанции. По мере развития музыкальной психологии как самостоятельной области научного знания, примерно с последней трети XIX столетия начинает активно развиваться область дифференциальной психологии – психология музыкальных способностей, тогда как ранее специфические проблемы выявления и формирования музыкальных способностей были соотносимы по значимости с иными разделами методических трудов. В связи с этим в исследовании использованы работы, наиболее ярко репрезентирующие данную область, а также работы по социологии и эстетике музыки.

Высокая репрезентативность указанных источников, однако, не позволяет полностью определить структуру развития педагогических воззрений в области обучения игре на фортепиано равноценно на всех стадиях ее существования, в связи с чем возникает объективная необходимость обновления существующей до настоящего времени их иерархии путем создания хронологически полного исследования, опирающегося на оригинальные сочинения отечественных авторов, а также на переводные издания, оказавшие заметное влияние на общую направленность развития фортепианной педагогики. Фактологический анализ, предпринятый автором, показывает, что основная часть исследований, посвященных обучению игре на фортепиано, содержит далеко не полный перечень источников, связанных с данной тематикой. Таким образом, предпринятая автором исследования текстологическая работа вызвана необходимостью устранения (компенсации) существующих в настоящее время лакун в области истории становления принципов преподавания.

Задачи исследования

1. Обосновать необходимость рассмотрения изучаемого периода как определяющего современную методологию музыкального образования.

2. Проанализировать становление и развитие педагогики музыкального образования в России ХIХ-ХХ вв. с целью выявления отечественных традиций музыкального образования.

3. Обосновать историческую самобытность исследуемого периода путем выявления взаимосвязанностей развития педагогики музыкального образования и методики обучения фортепианно-исполнительскому искусству.

4. Охарактеризовать динамику совершенствования эмпирического опыта в развитии отечественной теории и практики обучения фортепианному искусству.

5. Определить этапы развития педагогики музыкального образования во взаимосвязи с методикой обучения фортепианному искусству.

6. Обосновать историческую самобытность исследуемого периода путем выявления закономерностей эволюции исходных положений, определяющих содержание профессионального обучения в российской фортепианной педагогике ХIХ-XX вв.

6. Выявить генетическую обусловленность методических основ обучения, исходя из обобщения опыта преподавания игры на фортепиано.

7. На основе анализа ценностных установок, определяющих фундаментальные традиции музыкального образования, смоделировать концептуальные подходы, отвечающие вызовам времени и требованиям структурного и качественного обновления образовательной среды в условиях современного российского социума.

Гипотеза исследования

1. Выявлению инвариантных ценностных установок в области российского музыкального образования способствует компаративный историко-теоретический анализ факторов, обуславливающих генезис отечественной теории и методики обучения исполнительскому искусству.

2. Исследование педагогических основ обучения музыке неразрывно связано с пониманием внутренних закономерностей образовательного процесса на основе становления национальных традиций отечественной фортепианно-исполнительской школы, определения основных критериев соответствия методологических подходов к профессиональному и общему музыкальному образованию посредством соотнесения ведущих направлений в педагогике отечественного музыкального образования, и фортепианно-исполнительского искусства в качестве ее частного проявления, с гуманистическими тенденциями отечественной педагогики образования ХIХ – ХХ вв.

3. Устойчивость теоретических представлений в данной области, сравнительно малая степень их лабильности, толерантности к происходящим изменениям в современном образовательном пространстве обусловлена репродуктивным характером организации процесса обучения в условиях профессионального педагогического образования. Адекватная образовательной ситуации нацеленность формирования профессионального самосознания в данной области складывается исключительно благодаря воздействию идентичной историческому контексту оценки эволюционных процессов, имевших место в отечественной педагогике музыкального образования и обучения основам фортепианно-исполнительского искусства на срезе ее исторического развития в ХIХ – ХХ вв.

4. Закономерные взаимосвязи развития музыкального образования и методической деятельности в педагогике ХIХ-ХХ вв. определяют значимость отечественной методики обучения игре на фортепиано как области научного знания в контексте практической направленности педагогического процесса, актуализирующей уровень профессиональной квалификации на современном этапе развития общего и профессионального образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: