Геракловы столбы в Египте




Олег ГУЦУЛЯК

ЕГИПЕТСКИЕ СЛЕДЫПЛАТОНОВСКОГО НАРРАТИВА ОБ АТЛАНТИДЕ

Нейт, Афина и Анат

В находящемся в Дельте Нила египетском городе Саис (ныне – Са-эль-Хагар), в храме богини Нейт жрец Санхес рассказал архонту греческого города Афины Солону таинственную легенду о победе древних афинян (αρχαία πόλη των Αθηναίων) над атлантами (βασιλείο της Ατλαντίδας). Её пересказывает Платон в своих диалогах «Тимей» и «Критий» [1].

Неоплатоник Прокл (412-485 гг. н.э.) пишет, что около 260 г. до н.э. в Египте побывал некто Крантор, видевший в храме богини Нейт в Саисе колонны, увешанные дощечками с иероглифами, рассказывающими историю Атлантиды. Считается, что речь может идти о Кранторе из Солы (Киликии), греческом философе конца IV в. до н.э., который также был комментатором работ Платона. Об этом в своем комментарии к «Тимею» Платона рассказывает философ-неоплатоник Прокл Диадох (412-485 гг.).

Причину посвящения в тайну Солона расскрывает сам жрец: «Ради богини», которую египтяне называют Нейт, а эллины – Афина (Платон, «Тимей», 23 d). Также Геродот в своей «Истории» (кн. 2, 59) рассказывает об отождествлении египетской Нейт с греческой Афиной (Атеной), что из Саиса была взята её статуя («ксоанон»)‚ вырезанная из дерева оливы‚ сохранявшаяся в афинском Акрополе вплоть до персидских войн.

Находящийся на западе Нильской Дельты – на восточном берегу левого (Розеттского) рукава Нила, к северу от города Танта – нижнеегипетский город Саис (ст.-греч. Sais; египетское название – Зау, Zau), уже существовал в додинастическое время. Саис упомянут в жизнеописании царского чиновника Мечена, сохранившемся в его саккарской гробнице, относящейся к эпохе III-IV династий. Ныне на месте древнего Саиса располагается современное селение Са эль-Хагар. В эпоху Древнего царства Саис был столицей и одного из номов Нижнего Египта, впоследствии разделённых на IV ном, «Южная Нейт», по-гречески Просопитес (ном был назван по имени своей столицы), и на V ном, «Северную Нейт», столицей которого остался Саис. Из Саиса происходят жёны фараонов I династии (3100- 3050 гг. до н.э.) Мернейт и Меритнейт, имевшие в своих именах, как видим, теоним Нейт. Храм Нейт в Саисе носил название — «дом царя Нижнего Египта».

Плутарх говорил, что в саисском храме Афине, которую он отождествляет с Исидой (Плутарх, «Исида и Осирис», 62) [3].

Атрибуты её как богини войны и охоты – лук, стрелы, щит, анкх, красная корона Нижнего Египта. Традиционно считалось, что саваны и пелены, используемые при мумифицировании, ткались Исидой и Нефтидой в храме Нейт. Возможно, именно поэтому в поздних текстах Нейт носит титул «госпожи дома бальзамирования» (Пер-нефер) и становится покровительницей ткачества.

Нейт (nwt) считалась матерью крокодилоголового бога Себека и богини Тефнут, ставшей женой бога Шу и матерью бога земли Геба и богини неба Нут. Мужем Нейт был бог плодородия и разлива (человек с головой барана со спирально закрученными рогами), называемый в Верхнем Египте – Хнум, сын Нуна (бог первозданного океана), а в Нижнем – Банебджедет («Душа господина джед»; он же – бог северного ветра Кебу с четырьмя бараньими головами, символизирующими четыре души-«ба» бога солнца, а позже считался душой-«ба» Осириса). В мифологии Нового Царства упоминается о том, что Банебджедет был советником «Божественного Трибунала», чтобы решить спор между Гором и Сетом на право владения египетским троном. Банебджедет предложил обратиться за решением к богине Нейт, хотя сам высказался за то, чтобы трон отдать Сету, так как он являлся старшим братом. Также дошел сюжет, записанный на стелле, находившейся в Рамессеуме, где рассказывается о том, что Птах — созидательный бог Мемфиса — принял облик Банебджедета, чтобы стать отцом фараона при его зачатии. Как полагают исследователи, связь Банебджедета с различными сексуальными проявлениями впоследствии способствовала его демонизации первыми христианами, видевшими в нём похотливого беса в козлином облике. В варианте почитания Хнума как Банебжедета его жена Нейт представлена в ипостаси богини жизни и защиты (в образе рыбы или с короной в виде рыбы) названа как Хатмехит («Дом Мехит») и имеет отношение к «всемирному потопу».

Диодор Сицилийский указывает, что Саис был построен богиней Нейт как раз перед «всемирным потопом» и единственный из городов Египта, который не был им затоплен – «ὁμοίως δὲ καὶ Ἀθηναῖοι κτίσαντες ἐν Αἰγύπτῳ πόλιν τὴν ὀνομαζομένην Σάιν, τῆς ὁμοίας ἔτυχον ἀγνοίας διὰ τὸν κατακλυσμόν» (Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека», V, 57).

Но также Нейт и Афину отождествляли с западно-семитской воинственной богиней-девицей Анат (nt, «источник»). Изображали Анат одетой в шлем, вооруженной щитом и копьем и с колыхающимся бердышом в левой руке. Более позднее изображение Анат представляет ее сидящей или стоящей на льве, который, вероятно, должен был символизировать ее воинственность. Известны изображения Анат с двумя парами крыльев (одна поднята, другая опущена), с рогами, растущими из лба, и солнечным диском между ними (как у египетской Хатхор), кормящей двух отроков (героев-близнецов) и т.д.

По мифологии финикийцев именно Анат в сопровождении богини солнца Шапаша освобождает из плена своего брата-мужа Балу (Баала), побеждая демонических морских существ Йамму («море»), Муту («смерть») и семиглавого Латана (библейский Левиафан). Муту, живущий в ущелье Хамрай, выступает как любимец верховного бога Илу, его сын и брат Балу. Собрав семь верных юношей и восемь быков, Муту нападает на Балу за то, что тот убил змея Латану и в тяжолой битве побеждает. Богиня солнца Шапаш попрекает Муту угрозой катастрофы: «… Об этом может услышать Илу, отец твой. Он может обрушить шатра твоего опоры, опрокинуть может трон твоего царства, разломать он может скипетр твоего судейства». Муту испугался и возвращает Балу на царский трон, за что Илу его благословляет: «…Можешь вкушать свой хлеб! Он силу тебе дает. Губами цедить вино. Оно утеху дает. Шапаш и земные князья, боги, что под землей, будут во власти твоей. Котар-ва-Хасис будет в свите твоей, спутником будет твоим. В честь он твою вознесет дыма столбы. Навытяжку перед тобой он будет стоят» [4].

В теогонии Санхунйатона-Филона Библского именно Муту представлялся в форме вяжущего ила, как смерть и рождающая жизненная сила одновременно, а ведь Платон указывает, что ил превратил море в вязкое несудоходное болото на месте гибели Атлантиды.

Известен эпизод мифа о том, как она предавалась веселью, учинив кровопролитную расправу над бесчисленным количеством «мужей востока и запада» и, не удовлетворившись этим, обратила свой гнев на гостей, которые были у неё на пиру (успокоившись, она совершила омовение). Этот сюжет может быть прямым намеком на гибель как цивилизации атлантов, так и их соперников (исповедников Афины-Нейт-Анат) и последующее затопление.

Когда Балу (Баалу) требуется ее помощь, он посылает к ней гонцов с просьбой явиться в его горную обитель, где она сможет услышать «слово дерева и шепот камня, звук, идущий к земле с неба и от бездны – к звездам » [5]. При встрече oни умылись росой небес, умастились маслом земли, сели пировать, и только после этого галантный (или осмотрительный) Балу попросил ее получить у Илу разрешение на строительство дворца. Когда Анат явилась с этой просьбой перед лицом небесного бога, он ответил ей отказом. Она вспылила и крикнула ему, что набросится на него и зальет кровью его голову и седую бороду. Илу испугался (или притворился напуганным) и уступил своей дочери (о том, кто ее мать, сведений нет).

Смертным возлюбленным Анат был Акат, которого Анат называла «моим милым смертным великаном». Известен финикийско-израильский город Бет-Анат (Beth-Anath «дом Анат») на территории Неффалима и местность и город Анатот (Анафа; Anathoth) на территории Вениамина как родина пророка единобожия Иеремии. Именно соперники Иеремии провозглашают: «Слово, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели. А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода» (Иеремия, 44:16).

Исследователь религии и мифологии Рафаэль Патай полагал, что Анат принадлежал эпитет «Ашторет», означающий нечто вроде «ее утробы» (she of the womb), от которого произошло эллинизированное имя «Астарта» [6]. В дальнейшем, из-за знакомства семитов с шумерской богиней плодородия и растительности, колдовства и любви Инанной, произошло выделение из образа Анат отдельной богини – Иштар. Но впоследствии черты Анат и Астарты опять слились в едином образе, но теперь – сирийско-месопотамской Атаргатис (нижняя часть туловища – рыбья; у филистимлян – супруга Догона, у арамеев Атарата – жена Дамаска; вариант её имени, популярный у греков, – Деркето, и якобы она оскорбила Афродиту и та внушила ей любовь к смертному, она родила Семирамиду, а затем от стыда бросилась в озеро и стала рыбой). Во времена Селевкидов Анат буквально отождествлялась с Афиной Палладой. Образ Анат, вероятно, лежал также в основе представлений об Аззанатконе – богине, почитавшейся в Дура-Европос и отождествлявшейся с Артемидой и Минервой.

Столкнувшись с образом Анат, персы осмыслили её имя фактами своего языка как Анахита (авест. «незапятнанная»; ср.-перс. Наид; в греческих источниках – Анаитис) и приложили как эпитет к богине воды и плодородия Ардвисуре («ардви» – «влага», «сура» – «сильная»).

У армян сохранился более изначальный культ богини Анат. Здесь она Анаит, с эпитетами «Великая Царица», «Златорождённая», «Золотая мать», «Великая мать», «Мать целомудрия». Золотая статуя богини стояла в главном храме Ереза (современный Эрзинджан) на берегу реки Арацани. Так царь Тиридат I восхвалял «благородную Госпожу Анаит, мать знаний, дочь великого и всемогущего Арамазда». Как богиню заступницу и кормилицу со священными рощами и дикими животными в них греки отождествили Анаит с Артемидой.

Попав в Египет с гиксосами уже как семитская богиня, Анат не была узнана как Нейт, а принята в пантеон как отдельное божество Анат (Анит), дочь Ра и супруга Сета, с которым египтяне в тот период отождествляли Ваала. По египетским источникам известны мифы о священном соитии Сета и Анат, о том, как Гор запечатал лоно у Анат и Астарты, а Сет снял печать, о том, что Анат и Астарта были отданы в жёны Сету богом солнца Ра. Культовым центром Анат была столица гиксосов Аварис (Танис), который находился в Нижнем Египте. На египетской стеле, поставленной в Палестине (Beisan) в XII в. до н. э., изображено поклонение египтян богине «Анат, Царице Небесной, Госпоже богов». Фараон Рамсес II Великий (1279-1213 гг. до н.э.), бившийся с хеттами при Кадеше, звал себя «любимец Анат», а его старшая дочь (а затем и жена) носила имя Бент-Анат («Дочь Анат»). В Луксоре на статуе Мернептаха упоминается «Главная жена царя Бент-Анат», вероятно, являющаяся внучкой Рамсеса II. Матерью Бент-Анат и Мернептаха была царица Иситнофрет І («Исида красивая»), вероятно, семитского происхождения. Она стала царицей на 28 году правления Рамсеса и, вероятнее всего, именно она спасла плывущего в корзине будушего пророка иудеев Моисея (Хапи-Меси-су, Hpj Msj-sw «Хапи (Нил), Родивший его»), а её сын Мернептах, 1212-1202 гг. до н.э. – это «фараон Исхода евреев из Египта» (как сторонник культа Птаха использовал евреев в борьбе с сторонниками культа Амона во главе с последующим фараоном-узурпатором Аменмесом, именно фанраоном, погибшим во время погони за евреями). Один из неизвестных по имени братьев Мернетаха был отцом фараона Сетнахта («Сет-победитель»), носящего имя бога Сета, мужа Анат.

Какой-то отголосок об семитской Анат дошел и на Балканы к грекам. Павсаний упоминает нигде более не встречающегося титана Анита (Anytos), воспитавшего Кору-«Деву» Персефону: «За статуей Владычицы стоит Анит в виде вооруженного мужа: состоящие при храме говорят, что Владычица была воспитана Анитом и что и Анит является одним из так называемых Титанов» (Павсаний, «Описание Эллады», VIII 37, 3) [7].

Аналогом западносемитской Анат является карфагенская и ливийская богиня луны и охоты Танит (Таннита), которая была превращена греками в основательницу Карфагена Дидону. Название города Тунис, сооруженного на месте Карфагена, также восходит к Танит. Тинит носила эпитеты Раббат («великая», «дева») и Пене Баал («лик Ваала»), иногда изображалась с головой льва или женщиной с крыльями, держащей в руках лунный диск (похожий на египетский анкх). На различных изображениях Тиннит окружают монструозные существа: крылатые быки, летающие с задранными хоботами слоны, рыбы с человечьими головами, многоногие змеи. Особенно замечательно огромное яйцо, свисающее с пупка богини.

Геракловы столбы в Египте

 

В контексте параллелей между греческой Афиной, египетской Нейт и ближневосточной Анаит может быть переосмысленно и сообщение Платона о «Геракловых столпах», за которыми находилась Атлантида.

В действительности, Платон сообщает о том, что Атлантида погибла тогда, когда «… согласно преданию, девять тысяч лет тому назад была война между теми народами, которые обитали по ту сторону Геракловых столпов, и всеми теми, кто жил по сю сторону: об этой войне нам и предстоит поведать… Как мы уже упоминали, это некогда был остров, превышавший величиной Ливию и Азию, ныне же он провалился вследствие землетрясений и превратился в непроходимый ил, заграждающий путь мореходам, которые попытались бы плыть от нас в открытое море, и делающий плавание немыслимым» (Платон, «Критий», 108 e).

Владимир Гарматюк предположил, что Геракловы столпы следует искать в Египте и связал их с устьем египетской реки Нил: «… Геркулесовыми столпами в древности называли также и вход в главное (западное) Устье Нила, прозванное устьем Иракла, то есть Геркулесовым, где был город Ираклеум и храм в честь Геркулеса … Атлантида могла быть только в одном месте против устья Нила — южнее и восточнее острова Крит. Она там, на глубине, сегодня и лежит, провалившись в глубокую котловину моря (опираясь на глубинную съемку, моделирование морского дна и указателей, обнаруженных в диалогах Платона, Роберт Сармаст считает, что Атлантида – это остров Кипр, простиравшийся ранее несколько далее на восток, к Сирии, и юг [8]; Кипр расположен в северо-восточной части Средиземноморья на расстоянии 380 км от Египта, 105 км от Сирии и 75 км от Турции, – О.Г.) … Море, омывавшее остров Атлантиду (между Критом и Египтом), называлось в древности Атлантическим, оно находилось в акватории Средиземного моря, так же как и современные моря Эгейское, Тирренское, Адриатическое, Ионическое. Впоследствии из-за ошибки в привязке Атлантиды не к Нильским, а к Гибралтарским столпам название «Атлантический» распространилось и на океан за проливом … О близости расположения Атлантиды к устью Нила и к Африке косвенно свидетельствует обширная впадина Каттара (минус 133 метра ниже уровня моря) в Ливийской пустыне, в Египте, в 50 км от побережья, а также и низина близ Александрии. Эти впадины свидетельствуют об общей территориальной тенденции к проседанию» [9]. И там же: «… В другом случае (позже), уже при описании Платоном могущества Атлантиды, речь идёт о других столпах (как уже выше сказано, в Средиземноморье их было семь) … От этого возникла и вся последующая путаница с местом расположения Атлантиды…» [9].

Если действительно «Геракловы столбы» могли быть «межевыми знаками» распространения власти атлантов («… На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (западное побережье Италии)» (Платон, «Тимей», 25 a-b ), то В. Гарматюк не указывает источник, где присутствует утверждение о том, что «устье Нила» называлось «устьем Геракла», а также не дополнил своё мнение дополнительными аргументами.

Но предложенная В. Гарматюком гипотеза известна еще с первой половины XIX века. Известный русский исследователь академик А. Норов осенью 1834 года отправляется в длительное путешествие через страны Восточной Европы в Египет, Нубию, Палестину, Сирию и Малую Азию. По возвращении он публикует о своих странствиях обстоятельные труды, и среди них – «Исследования об Атлантиде». В начале своей работы А. Норов приводит слова античного натуралиста Плиния Старшего о том, что Кипр некогда соединялся с Сирией и островом стал лишь после землетрясения. Он ссылается на свидетельства арабского географа ибн Якута о том, что некогда «море затопило многие обитаемые земли и могущественные царства и пролилось даже на Сирию и Грецию. Таково начало образования островов Греции и Египта». Рассмотрев свидетельства других древних авторов, А. Норов приходит к мысли, что между Сицилией и Сирией, Босфором и Египтом мог произойти катастрофический «потоп», опускание суши, ибо здесь, как по данным старинных источников, так и наук о Земле, несомненно «существование вулканического элемента… Атлантида, по нашему предположению, занимала все пространство Средиземного моря от острова Кипра до Сицилии, возле которой на север было Тирренское море и Тиррения. Это пространство совершенно соответствует тому, которое Платон определяет для Атлантиды» [10].

Кроме того, А. Норов же указывает на то, что «… в отдаленнейшую эпоху Столпами Геркулесовыми называли также западное главное устье Нила, прозванное устьем Иракла, т. е. Геркулесовым, где был город Ираклеум и храм в честь Геркулеса. Храм в честь Геркулеса, весьма знаменитый в древности, находился также в Тире против острова Кипра» (Цит. за: [11]).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: