Гераклионы и Гераклеополь




 

Гераклион (Ираклион, Ηράκλειο, Heraklion) является ныне аминистративным центром острова Крит. Город уже существовал в 2000 г. до н.э. как порт на берегу Критского моря, недалеко от находившегося города Кносса, центра Минойской цивилизации. Страбон в своей «Географии» (I в. н.э.) упомянул Ираклион (Ηράκλειον) как морской порт для Кносса (Страб., 10.4.7), хотя добавил, что легендарный царь Минос использовал как порт другой городок Амнис (Αμνισῷ), находящийся на 7 км к востоку от Гераклеона. Амнис упоминается на маршруте, высеченном на постаменте статуи египетского фараона Аменхотепа III в Ком эль-Хеттане, как место остановки послов, отправлявшихся в Keftiu (египтяне так называли Крит). Надпись датируется 1380 г. до н. э.

В северном, Нижнем Египте существовало два города, которые древние греки прямо связывали с Гераклом.

Первый – это Гераклион (Heracleion; египтянами называемый Тонис), который был скрыт с поверхности земли землетрясением наносами ила и десятью метрами воды, находится в 3 километрах от побережья Александрии в бухте Абукир. Потерянный город был обнаружен под водой спустя 1200 лет. Летом 2012 г. французский археолог Франк Годьо объявил, что он обнаружил останки города, которые, по его мнению, относятся к Гераклиону: черную гранитную плиту или стелу, на которой написано слово «Тонис» (так египтяне называли город), останки десяти кораблей в бывшей гавани, а также тысячи других предметов, включая драгоценности, монеты, вазы и личные вещи [12]. 15-17 марта 2013 г. в Квинс-Колледж (Оксфорд) проходила международная конференция «In Context Heracleion: The maritime Economy of the Egyptian Late Period». На мероприятии было прочитано около 50 научных докладов, посвященных различным аспектам истории города Гераклеона (Тониса), в древности располагавшегося рядом с Александрией. На конференции выступил научный сотрудник ЦЕИ РАН А.А. Белов, который в своем докладе сопоставил сведения о кораблестроении в Египте, содержащиеся в «Истории» Геродота (II.96), и данные, полученные в ходе подводно-археологических исследований кораблекрушений, проводившихся в акватории Александрии Европейским институтом подводной археологии в Египте.

Главный морской порт в устье Нила, Гераклион был небольшим, но процветающим городом. Его жители благодаря контактам с иностранными купцами и моряками, которые часто посещали город по дороге в Египет, были образованными людьми с широким кругозором. Группа Франка Годьо нашла место, где располагалась гавань Гераклиона, в которой сейчас находятся обломки по крайней мере 10 кораблей, сваленных в кучу. Это позволяет предположить, что они погибли от приливной волны, последовавшей за землетрясением. Везде, где исследователи осматривали подводный город, они находили разнообразные предметы. Все они датируются периодом от первого века до н.э. и ранее. Большинство из них — в хорошем состоянии, несмотря на пребывание под водой в течение 2 тысяч лет.

Главный храм города был посвящен богу Амону. Остатки толстых каменных стен указывают на границу его территории. Рядом с разрушенными стенами археологи нашли три огромных статуи из розового гранита, которые предположительно были повержены в ходе землетрясения. Две статуи изображают до сих пор неизвестного фараона и его жену. Третья статую — Хапи, египетского бога разлива Нила. Внутри храма находится монументальная гробница из розового гранита, покрытая иероглифами. Ее верхняя часть до сих пор представляет трудности для прочтения, однако предварительный перевод текстов, помещенных на нижних частях показывает, что это, несомненно, храм Гераклиона. Ряд ученых, в том числе Манфред Клаусс из Франкфуртского университета, полагает, что окончательная расшифровка надписей на гробнице даст еще больше.

Еще большее впечатление производит двухметровая черная гранитная стела — почти полная копия стелы, найденной в 1899 г. в Нократже. Это первый случай дублирования стел в египтологии. Стела из Нократжа, которая сейчас находится в египетском музее в Каире, несет на себе текст указа фараона Ноктанебуса Первого, основателя 30-й династии, который вступил на престол в ноябре 380 г до н.э. Этим указом вводился 10-процентный налог на греческих ремесленников и товары в Нократже и Тонисе, который должен был направляться на строительство храма богине Нейт. Текст заканчивается словами: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, воздвигнутой в Нократже, на берегу канала Ану». Найденная стела не отличается от первой ничем, за исключением последнего предложения, в котором говорится: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, установленной на входе в греческое море в Тонисе».

Хотя современным ученым об этом городе мало что известно, его знал весь древний мир. Греческий историк Диодор писал, что Геракл, сын Зевса, преградил течение Нила и тем самым спас жизни людей, находившихся на берегах реки. В благодарность люди воздвигли храм его имени и назвали в его честь город.

Согласно другому греческому историку, Геродоту (II, 14), Елена Прекрасная и ее возлюбленный Парис бежали в Гераклион, спасаясь от гнева мужа Елены, царя Спарты Менелая, но их заставил вернуться Тонис, страж ворот Нила, по приказу египетского царя Протея. Несколько иначе рассказывает об этих событиях греческий историк VI в. Стесихор. Он говорит, что греки были введены в заблуждение богами по поводу местонахождения Елены Прекрасной для того, чтобы с помощью войны сократить население Трои. На самом деле, считает Стесихор, во время Троянской войны Елена находилась в Гераклионе. В трагедии «Елена» Эврипид переносит Елену в Египет, а в Трою посылается только призрак, отправившийся туда вместе с Парисом. Монолог Елены, которым открывается пьеса, начинается с того, что указывается место действия – долина Нила, разливающегося не под действием дождей, как реки Греции, а от таяния снегов. Подобное объяснение периодических разливов Нила мы встречаем у Эсхила в пьесе «Молящие» (фрагм. 304). Черты подлинно египетской действительности выступают в пьесе «Елена», когда мы сталкиваемся с Теоклименом – царем, сменившим Протея. Этот варвар отправлял на казнь всех чужестранцев, попадавших в Египет, – деталь, заставляющая вспомнить миф о Бусирисе, в основе которого лежит традиционная неприязнь древних египтян к чужестранцам. Сестра Теоклимена, Теоноя, появляется на сцену в сопровождении слуг, несущих светочи, по египетскому ритуалу: так производились поиски Осириса. Люди, разыскивавшие его, шествовали с лампадами в руках [13].

Вторым городом Египта, носящим в топографии греков имя Геракла, был Гераклеополь (ст.-греч. Ἡρακλέου πόλις; лат. Herakleopolis Magna), находящийся на юго-запад от Дельты Нила и на расстоянии около 100 км от современного Каира, существовал город, Это – столица XX нома Верхнего Египта. Собственное название нома – Нарет-хенетет (устаревшее название – Ам-хент; ст.-егип. nart xntt – «Верхнее пальмовое дерево Нар»).

На древнеегипетском языке город назывался Хененнесу или Нени-несу (Henen-nesut, Nen-nesu, или Hwt-nen-nesu, Nnj-nsw), что означало «Дом королевского ребенка» (в аккадской передаче – (URU)hi-ni-in-љi; позже он на коптском назывался Hnas и на средневековом арабском языке Ahnas, а сегодня известен под названием Ихнасья эль-Мадина, Ihnasiyyah al-Madinah и Ихнасья Умм эль-Кимам, Ihnasiya Umm al-Kimam). Расположен Гераклеополь на западном берегу Нила в 15 км к западу от верхнеегипетского города Бени Суэф.

Мифы гласят, что именно здесь творец мира впервые ступил на сушу, вышедшую из первобытного океана, именно здесь солнце чуть не уничтожило человеческий род, здесь же Хор сражался с Сетом, а затем Хор и его отец Осирис были венчаны на царство над народом Египта. В храме Эдфу в Гераклеополе была погребена правая нога Осириса, а по одному из текстов – и некоторые другие части тела убитого бога.

Здесь был культовый центр овноголового бога Херишефа (ст.-греч. Harsaphes, Ἁρσαφής, ст.-егип. Ḥry-љ=f «находящийся на своём озере»), который почитался как бог-творец, правый глаз которого Солнце, левый — Луна, бог плодородия и подземных вод. Главным его титулом было «Правитель рек». При фараонах последующих XI и XII династий становится одной из ипостадий Хора и ему посвятили храм, расположенный в центре города и позже значительно расширенный при Рамсесе II. В 1891 году храм был исследован Э. Навиллем, который обнаружил многочисленные архитектурные фрагменты эпохи Рамессидов. Позже, в 1904 году Ф. Питри нашёл здесь великолепную золотую статую Херишефа.

Геродот рассказывает несколько историй, связанных с египетским богом Гераклом:

 

«… По рассказам фиванцев и всех тех, кто по их побуждению воздерживается от баранины, обычай этот установлен вот почему. Геракл захотел однажды непременно увидеть Зевса, а тот вовсе не пожелал, чтобы Геракл его видел. Когда Геракл стал настойчиво добиваться [свидания], Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. Поэтому‑то египтяне и изображают Зевса с ликом барана, а от египтян переняли такой способ изображения аммонии (они происходят от египтян и эфиопов, а язык у них смешанный из языков этих народов). По‑моему, и свое имя аммонии заимствовали от Зевса; ведь в Египте Зевса называют Аммоном. Так вот, фиванцы не приносят в жертву баранов; они считают баранов священными по упомянутой выше причине. Только в единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса, как это сделал некогда сам бог. Затем они приносят к ней другую статую Геракла. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице. О Геракле же я слышал, что он принадлежит к сонму двенадцати богов. Напротив, о другом Геракле, который известен в Элладе, я не мог ничего узнать в Египте. Впрочем, тому, что египтяне заимствовали имя Геракла не от эллинов, а скорей, наоборот, эллины от египтян, у меня есть много доказательств. Между прочим, оба родителя этого Геракла – Амфитрион и Алкмена – были родом из Египта (Алкей – отец Амфитриона и Электрион – отец Алкмены, по мифу, происходили из Египта, – О.Г.). Геракл – древний египетский бог, и, как они сами утверждают, до царствования Амасиса протекло 1700 лет с того времени (датировка по предпоследнему египетскому царю Амасису II указывает на то, что Геродот цитирует здесь Гекатея, который посетил Египет при этом царе, – О.Г.), как от сонма восьми богов [первого поколения] возникло двенадцать богов, одним из которых они считают Геракла. Так вот, желая внести в этот вопрос сколь возможно больше ясности, я отплыл в Тир Финикийский, узнав, что там есть святилище Геракла. И я видел это святилище, богато украшенное посвятительными дарами. Среди прочих посвятительных приношений в нем было два столпа, один из чистого золота, а другой из смарагда, ярко сиявшего ночью. Мне пришлось также беседовать со жрецами бога, и я спросил их, давно ли воздвигнуто это святилище. И оказалось, что в этом вопросе они не разделяют мнения эллинов. Так, по их словам, святилище бога было воздвигнуто при основании Тира, а с тех пор, как они живут в Тире, прошло 2300 лет. Видел я в Тире и другой храм Геракла, которого называют Гераклом Фасийским. Ездил я также и на Фасоси нашел там основанное финикиянами святилище Геракла, которые воздвигли его на своем пути, когда отправились на поиски Европы. И это было не менее чем за пять поколений до рождения в Элладе Амфитрионова сына Геракла. Эти наши изыскания ясно показывают, что Геракл – древний бог. Поэтому, как я думаю, совершенно правильно поступают некоторые эллинские города, воздвигая два храма Гераклу. В одном храме ему приносят жертвы как бессмертному олимпийцу, а в другом – заупокойные жертвы как герою.

45. Много ходит в Элладе и других нелепых сказаний. Так, например, вздорным является сказание о том, как египтяне по прибытии Геракла в Египет увенчали его венками, а затем в торжественной процессии повели на заклание в жертву Зевсу. Сначала Геракл не сопротивлялся, а, когда египтяне хотели уже приступить к закланию его на алтаре, собрался с силами и перебил всех египтян. По моему же мнению, подобными рассказами эллины только доказывают свое полное неведение нравов и обычаев египтян. В самом деле, возможно ли, чтобы люди, которым не дозволено убивать даже домашних животных, кроме свиней, быков, телят (если только они “чисты”) и гусей, стали приносить в жертву людей. Притом Геракл прибыл туда совершенно один и, по их же собственным словам, был только смертным, как же мог он умертвить такое множество людей? Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных!» (Геродот, «История» II, 42-45).

 

Гераклеополь был столицей Нижнего Египта во время правления IX и X династии (2180 – 2060 гг. до н.э), между возвышениями Мемфиса и Фив. В 1984 году группа специалистов из Национального Археологического музея в Мадриде сконцентрировала своё внимание на некрополе, когда город был столицей. Была обнаружена серия гробниц со сводчатыми потолками. Гробницы были сооружены из известняка и кирпича-сырца по чёткому плану, образовывавшему пересекающиеся «улицы» города мёртвых. Многие из гробниц всё ещё сохранили покрытые надписями «ложные» двери, стелы, жертвенные столы, керамику. На одной из дверей сохранилось имя владельца гробницы – жреца Хети, – который носил то же имя, что и большинство царей IX-X династий. Наиболее значительное открытие было сделано здесь в 2000 году, когда была найдена гробница вельможи Уаджетхетепа, со стенами, покрытыми росписями, изображающими заупокойный пир. Здесь была найдена одна из древнейших известных сегодня версий «Текстов Саркофагов», которые включили в себя переработанные и пересмотренные «Тексты пирамид», бывшие ранее исключительно царской привилегией. Самые замечательные главы «Книги мертвых» – 17-я и 125-я – восходят к Гераклеополю.

Гераклеополь находился на скрещении торговых путей, соединявших Дельту с югом и Египет — как с западными оазисами, так и с восточным Синайским полуостровом. Понятно, что правители Гераклеопольского нома имели все возможности для того, чтобы начать борьбу за объединение Египта под своей властью.

Основателем гераклеопольской (девятой по общему счёту) династии фараонов вновь объединённого Египта был Хети-Мери-иб-Ра, имя которого было найдено на скалах близ 1-го порога, где, очевидно, проходила южная граница его государства. Хети (Ахтой) не только объединил Египет, но даже сделал попытку возобновить завоевательную политику египетских фараонов Древнего Царства.

Однако власть гераклеопольских царей не была прочной. Номархи и номовая аристократия чувствовали себя ещё достаточно сильными, чтобы сопротивляться попыткам гераклеопольских царей укрепить свою власть над всеми номами. В известном «Поучении гераклеопольского царя своему сыну», текст которого сохранился на Эрмитажном папирусе № 1116-А, говорится о том, что царь должен вести упорную и умелую борьбу с тем, которого любят его подчинённые, вокруг которого объединены его многочисленные приверженцы, ибо прекрасен он перед своими рабами. По словам поучения, особенно опасен красноречивый человек. Поэтому автор поучения советует будущему царю изгнать его, убить, «соскоблить его имя», уничтожь его сторонников, искоренить память о нём и о его сторонниках.

В эти же годы гераклеопольским царям пришлось вести упорную борьбу с азиатскими кочевниками, а также с наиболее сильными номархами, среди которых первое место занимал правитель Фиванской области, использующий богатые материальные и человеческие ресурсы Нубии. Надписи, сохранившиеся на стенах гробниц сиутских номархов, повествуют о политической и военной деятельности гераклеопольских царей, опиравшихся, как видно из этих надписей, в значительной степени на военную силу сиутских (Ликополисских «первых») номархов, бывших их верными союзниками и поклоняющимися богу Упуауту (Вепуату, «Открывающиму пути»), местному воплощению Анубиса. Он изображался воинственным богом, и носил титул «Схвативший Обе Земли», то есть Юг и Север. После смерти и встречи с дочерью Анубиса богиней смерти Кебхет царь оживает уже очищенным и в виде шакала (или, восседая на троне Осириса, имеет все остальные части тела Атума, но «голову Анубиса»).

К XI в. до н. э. на территории нома Гераклеополя возникло мощное поселение ливийцев-машауашей, состоявших на службе в царской гвардии. Во главе поселения втояли вожди из рода Буювава. Сын Буювава Мавасен стал главным жрецом Херишефа с титулом князя, его правнуку Шешонку, также главному жрецу Херишефа (эта должность уже передавалась по наследству в их роду), удалось жениться на царской родственнице принцессе Мехтенвешкет. Их старший сын Осоркон около 984 г. до н. э. стал царём Египта. Следующим представителем рода на царском престоле стал племянник Осоркона Шешонк I, по традиции предков особо чтивший бога Херишефа и восстановивший ежедневную жертву этому божеству – быка. Потомки Шешонка I надёжно закрепили за собой верховную религиозную и гражданскую власть в Гераклеополисском номе на последующие 200 лет.

 

 

Стадии, равнины и горы

 

Но особенно обращает на себя внимание то, что Гераклеопольский ном расположен на стыке между дельтой Нила и оазиса Ливийской пустыни, отделенного от долины реки Ливийским хребтом.

Сразу же напрашивается сравнение с описанием Атлантиды: «… от моря и до середины острова простиралась равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная» (Платон, «Критий», 113, с); «… весь этот край лежал очень высоко и круто обрывался к морю, но вся равнина, окружавшая город (столицу Посейдонис, – О.Г. ) и сама окружённая горами, которые тянулись до самого моря, являла собой ровную гладь, в длину три тысячи стадиев (540/580 км), а в направлении от моря к середине – две тысячи (360/390 км). Вся эта часть острова была обращена к южному ветру, а с севера закрыта горами. Эти горы восхваляются преданием за то, что они по множеству, величине и красоте превосходили все нынешние. Равнина... являла собой продолговатый четырёхугольник, по большей части прямолинейный » (Платон, «Критий», 118 а).

Столица Посейдонис была диаметром предположительно около 37 стадий (6, 8 км). Столица располагалась по центральной оси на юге острова.
В центре столицы был остров-акрополь, диаметром 5 стадий (965 м), который был окружен двумя земляными валами (внешний – покрыт медью, внутренний – литьем из олова, стена самого акрополя была укрыта «орихалком») и тремя водными каналами (самый большой – ширина 3 стадия (579 м), средний – 2 стадия (386 м), вокруг Акрополя 1 стадий (193 м). На акрополе имелось два родника – теплый и холодный (вокруг которых организованы были купальни) и соединялся остров-акрополь с морем каналом, длиной 50 стадиев (9,7 км) и шириной – 3 плетра (96 м). В состав острова-акрополя входили храм Клейто и Посейдона (обнесенный золотой стеной) и «варварски» выглядевший храм одного Посейдона (со статуей самого бога на колеснице с 6 конями, 100 нереид на дельфинах и другими статуями). Снаружи вокруг храма стояли изображения жен и прямых родственников царей, а также дары от вассалов.

Эти размеры Атлантиды почему-то принимают за истинные, хотя, например, приведенные Геродотом в стадиях размеры Египта давно признаны фантастическими: «… А от Гелиополя до Фив девять дней плавания вверх по реке, длина же пути 4860 стадий, или 81 схен. Вот число стадий Египта в общей сложности: так, длина морского побережья Египта, как я уже сказал выше, составляет 3600 стадий. Теперь я покажу, как велико расстояние от моря в глубь страны до Фив; оно составляет 6120 стадий, а от Фив до города под названием Элефантина – 1800» (Геродот, II, 9); «… В древности же вообще только Фиванская область называлась Египтом. Область эта в окружности простиралась на 6120 стадий» (Геродот, II, 15).

Исходя из географического и ландшафтного строения Египта, Геродот замечает, что рядом с такими частями света как Европа, Азия и Ливия есть и четвертая часть света – египетская Дельта, так как она не принадлежит ни Азии, ни Ливии: «Ведь … Нил не образует границы между Азией и Ливией, но разделяется на рукава на вершине Дельты, так что Дельта оказывается между Азией и Ливией» (Геродот, «История», II, 16). В рассказе об «Атлантиде», Платон указывает, что этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые (Платон, «Тимей», 24 е; «Критий», 108 е). Но, видимо, данное несоответствие можно объяснить преувеличением и искажениям, накопившимся за сотни лет устной передачи преданий о реальных событиях (тем более, что реальные размеры Азии и Африки грекам тогда были неизвестны). Или же в сравнении Атлантиды и Азии с Африкой имелись ввиду, в действительности, не размеры пространства, а размеры плодородности почв! Но все равно главным остается факт не соотнесения в традиции как острова «Атлантида», так и Дельты Нила к этим двум «частям света».

Поразительно то, что единственным своим источником по поводу географических знаний (например, об истоке Нила), называемым более-менее конкретно, Геродот (484 – 425 гг. до н. э.) указывает «храмового писца и управителя храмовым имуществом Афины в египетском городе Саисе» (Геродот, «История», II, 28). Такой же, в пересказе Платона (428 – 347 гг. до н. э.; диалог «Тимей» написан в 360 г. до н.э.), источник был и у афинского архонта Солона (640 – 559 гг. до н. э.), который имеет и прямое отношение к храмовым записям: «на досуге, мы с письменами в руках выясним все обстоятельнее и по порядку», – обещал Солону саисский жрец богини Нейт (Платон, «Тимей», 20 d-25 d). Плутарх сообщает (Плутарх, «Солон», гл. XXVI) [14], что Солон беседовал в Гелиополе с Псенофисом, а в Саисе с Сонхисом — «самыми учеными жрецами». Именно жрец из храма Афины в Саисе рассказал о борьбе коалиций народов (египтян и эллинов), чтящих «законы Афины (Нейт; каждый человек выбирает профессию в соответствии с достоинствами своей души и этим люди образуют соответствующие сословия)», против коалиции народов (во главе с атлантами), чтящих «законы Посейдона» (тиранические, по своему существу) и населяющих совсем особую часть света, отдельную от Европы, Азии и Ливии.

«Земля озера»

 

(Рис. 1)

 

Встретив в рассказе Солона важность ила для цивилизации соперников саиссян и афинян, по нашему мнению, Платон ошибся в локализации из-за того, что знал о большом количестве ила во Внешнем океане – по ту сторону Геракловых (Мелькартовых) столпов, из-за чего тамошние воды оказались несудоходными и недоступными по причине обмеления. Платон посчитал его происхождение последствием, которое оставил после себя осевший в пучину остров Атлантида.

Да, остров Атлантида со своей торгово-морской цивилизацией, реально существовал и в средиземноморской традции сохранился в преданиях («анекдотах»). Именно описания её роскоши и вставляет в свой рассказ Платон. Например, во II в. н. э. писатель Элиан пишет в своей книге «Historia naturalis» о том, как одевались правители Атлантиды в шкуры «морских котов», чтобы подчеркнуть свое происхождение от Посейдона.

Одно можно сказать, что известная из средиземноморских преданий ранее существовавшая цивилизация, которую можно ставить в один ряд (или даже отождествить) с Гипербореей Гекатея, Панхеей Эвгемера, Меропидой Феопомпа, Туле Антония Диогена и т.д., была Платоном отождествлена с Атлантидой из рассказов Солона. И это оказалось губительным для истины.

Для верной интерпретации необходимо обратить внимание именно на замечание Геродота относительно Дельты Нила о том, что «… бoльшая часть этой названной области, как меня уверяли жрецы, и как я сам думаю, лишь [недавнего происхождения] и является наносной землей; и действительно, у меня создалось впечатление, что низменность, лежащая между упомянутыми горами к югу от Мемфиса, некогда была морским заливом (выделено нами, – О.Г.) совершенно так же, как долины в Илионской области и в Тевтрании около Эфеса и долина Меандра (если вообще можно сравнивать эти маленькие долины с огромной египетской низменностью) … Я вижу ведь, что египетское побережье выдается в море дальше соседних областей. Затем в горах находят раковины, и из почвы выступает соленая вода, которая разрушает даже пирамиды. Далее, там одна‑единственная гора – та, что выше Мемфиса, – покрыта песком. Наконец, ни почва пограничной Аравии, ни Ливии, ни Сирии (аравийская прибрежная полоса населена сирийцами) не похожа на египетскую. Египетская почва – черная, рыхлая, именно потому, что она состоит из ила, перенесенного Нилом из Эфиопии» (Геродот, «История», II, 10, 12). И, как говорит он далее, ссылаясь на авторитетные слова египетских жрецов, Нилу для того, чтобы занести залив речным илом достаточно было бы 10 000 лет (Геродот, «История», II, 11).

Платон указывает время катастрофы, в которой погибла за Геракловыми столбами Атлантида, как «9000 лет назад», то есть около 9500 до н. э. Видимо это не одна странная дата египтян, изумлявшая греков и пытавшихся как-то рационалистически её объяснить. Греческий историк Плутарх (II в. до н.э.) специально уделил внимание тому, что египетский год сначала, как утверждают жрецы, состоял из одного месяца. Поэтому они насчитывают в своей генеалогии огромное число лет, каждый из которых, на самом деле, равен месяцу. Геродот и Диодор Сицилийский также писали о том, что египтяне имеют в виду месяц (лунный), когда говорят «год». У семитов также используя слово «год», на самом деле имели в виду месяц, так как именно на Луну ориентировались доисторические хронометристы для исчисления времени. Вспомним Мафусаила, который согласно «Торе» («Ветхому Завету») умер в возрасте 969 лет; но если использовать лунный «год», то его возраст составит около 80 лет (у славян, например, группа месяцев – «сезон» – использовалось для названия года – «лето»).

Таким образом Платоновы «9 тыс. лет тому назад» в пересчете, соответственно, с лунного календаря на солнечный означают, что подлинная дата атлантической войны и разрушения Атлантиды начинается около 1250 г. до н.э. Именно в это же время в Египте при Рамзесе III на стенах «Храма Победы» (Мединет-Хабу), записывается рассказ о гибели родины «народов (из-за) моря» в 1198 г. до н.э., их вторжении в Египет и о праздновании великой победы над ними. Тогда же произоа воспетая в «Иллиаде» война под стенами Трои. А Платон датировал конец афино-атлантической войны временем, непосредственно предшествовавшим приходу к власти Тесея. Легенды говорят, что Тесей умер во время десятилетней Троянской войны после довольно продолжительного правления. Его царствование началось около 1220-1250 гг. до н.э. [15].

Но если принять во внимание то, что речь должна идти не о 9000 лет, а 900 лет (знаки для обозначения 100 и 1000 в египетской иероглифической системе письма похожи – знак, похожий на сплющенный веревочный узел, обозначал 100, знак «стилизованный лотос» – 1000), то это дает основания связать гибель «Атлантиды» как с известными вулканическими катаклизмами в Восточном Средиземноморье (извержение вулкана и его взрыв на острове Стронгила в XVII веке до н. э.), так и известными реалиями истории Древнего Египта.

Подтверждение коррекции дат находим у самого Платона. Египетский жрец указывает Солону, что Афины богиня основала на целое тысячелетие раньше от города Саис: «… XXVI династия со столицей в Саисе образовалась в 671 г. до н.э., а афинское государство достигло расцвета, о котором повествует жрец, на тысячу лет раньше, то есть в XVII-XVI вв. до н. э. Это вполне увязывается с данными археологии и истории … Раннерабовладельческие государства на полуострове Пелопоннес складываются уже в первые века II тыс. до д. э. Их неожиданный расцвет наступает в XVII-XIV веках до н.э.», то есть как раз за тысячу лет до XXVI саисской династии» [16]. Правда, упоминания о городе Саис есть с 3000 года до н. э., что, наверно, и дало основание его храмовым жрецам говорить о сохранении преданий о более древнейших, чем основание Афины, событиях: «…Мы сохранили древние знания и этим отличаемся от вас. Все наши знания запечатлены в записях, которые мы храним на стенах наших храмов».

Геродот вспоминает, что жрецы рассказывали ему о том, что теперь (т.е. во времена Геродота) река затопляет страну, если уровень воды достигает 15 или 16 локтей, но во времена царя Мерида всякий раз, когда река поднималась, по меньшей мере, на 8 локтей, она заливала Египет ниже Мемфиса. И что еще даже не прошло 900 лет после кончины Мерида, когда Геродот услышал об этом от жрецов (Геродот, «История», II, 13).

Под царем Меридом греки понимали египетского фараона Аменемхета III (1853-1806 гг. до н.э.) из XII династии, который прославился гидротехническими сооружениями, уменьшившими гигантское пресноводное озеро на западной территории Египта, называемое античными авторами озеро Мерис (Меридово озеро; ст.-егип. Ми-ур, Mer-Wer «великий канал»; ст.-греч. Μοἵρις, род. падеж Μοίριδος). В древнем Египте оно наделялось эпитетами «Чистое Озеро» и «Озеро Осириса». Фараоны использовали естественное озеро Фаюма в качестве резервуара для хранения излишков воды в засушливые периоды. В епоху Среднего царства Ми-ур (Mer-Wer) стала называтся и вся прилегающая к озеру территория.

Именно это «Озеро-Море» считалось теми первобытными водами (Нун), где, согласно древнему мифу, родились все формы жизни [17].

(Рис. 2)

 

На его месте образовался оазис, который представляет собой тектоническую впадину и находится на 43 м (140 футов) ниже уровня моря; размеры оазиса оцениваются в 1270-1700 км (490-656 квадратных миль), но в прошлом его размеры в несколько раз превышали нынешние. Оазис называется Фаюм (др.-егип. Паюм), т. е. «море». Другим названием оазиса Фаюм было Те-Ше («Земля Озера»). В Фаюм фараон Аменемхет III даже временно перенес свою столицу – Иттауи («Знание обеих земель»).

От некогда величественного пресноводного озера-моря остался жалкий осколок – соленое озеро Биркет Карун (Birket Qarun), которое занимает площадь около 202 квадратных километров (78 квадратных миль).

А как быть с тем, что в рассказе Платона говорится собственно об островах, на которых находится цивилизация атлантов?

Проблема решается тем, что в античной традиции понятие «остров» использовалось и к оазисам. Например, центральные оазисы Эфиопии – Мероэ и Таду (с гаванью) – Плиний Старший прямо называет «островами» (insula), имея ввиду большие, до 70 миль, участки зеленых лугов и лесов в сравнении с окружающими пустынями.

Сам оазис Эль-Фаюм все еще плохо изучен, несмотря на свою богатую историю. Регион с древнейших времен считался житницей не только Египта, но и Древней Греции и Рима. Здесь зимует множество перелётных птиц. В VII тыс. лет до н. э., когда жители Сахары разводили крупный рогатый скот, овец и коз, выращивали ячмень и финики, сама долина Нила была необитаема. Намного более полноводная, чем ныне, река текла среди обширных, непригодных для жизни людей болот. Лишь через тысячу лет, когда климат стал более засушливым, пастухи и земледельцы, продвигаясь с запада на восток, начали заселять долину Нила, его Дельту и Фаюм. Одной из самых древних археологических культур Нижнего Египта эпохи мезолита и раннего неолита является именно Фаюмская. Находки этой культуры датированы с V тыс. до н.э. до IV тыс. до н.э. Её представители выращивал ячмень, пшеницу, и лен по берегам озера Фаюм и в дельте Нила, содержали стада рогатого скота и свиней. Их культура была связана с Капсийской культурой, которая распространилась в Средиземноморье от Туниса до Испании, а материальные памятники Фаюмской культуры напоминают керамику неолитической Западной Европы (вплоть до территории современной Швейцарии и Рейна) и Анатолии. Сама Фаюмская цивилизация носила транзитный характер по пути к Иберийскому региону и была создана более развитым народом, чем смешанное с южными расами население Верхнего Египта этой эпохи.

Фаюмцы – долихоцефалы и не имеют никаких признаков смешения с негроидной расой. Хотя К.С. Кун и относил фаюмцев к средиземноморской расе, но он сам отмечал, что их черепа гораздо крупнее, чем черепа египтян додинастического периода. То есть предположить, что фаюмцы как минимум испытали сильное воздействие северных европеоидов древней кроманоидной расы, что отразилось на размерах их черепов. Но также и носители родственной им южной, Тасийской (Tasian), культуры Верхнего Египта были долихоцефалами с явными признаками ортогнатизма, т.е. не имели в своем фенотипе даже небольшого влияния негроидной расы. Еще одной особенностью Верхнего Египта относящейся больше к культуре, но тесно связанной с расовыми признаками был тот факт, что на юге додинастического периода был наиболее популярен бог Сет, который изображался с антропологическими признаками северного европеоида, проявлявшимися в цвете волос и белой коже. Поклонение Сету было очень тесно связано и с рядом династий фараонов, в том числе более позднего времени, о чем еще будет возможность вспомнить [18].

Исследования радиокарбоновым методом говорят о том, что народы эпохи развитого неолита, которых можно считать непосредственными предками жителей династического Египта, поселились на берегах полноводного Фаюмского озера и стали обрабатывать там землю между 4500 и 4000 годами до н. э. В эти и последующие годы район оседлого земледелия разросся на сотни миль вдоль берегов нижнего Нила. К III тысячелетию до н. э. мотыгу вытеснил плуг, в который впрягали волов. Эти перемены привели к возникновению династического Египта. I династия в Египте воцарилась около 3000 года до н. э., то есть спустя примерно полторы тысячи лет после того, как неолитические земледельцы Фаюма перешли к оседлому земледелию, основанному на примитивном орошении. «… Несколько веков единовластия, тщательное измерение ежегодных разливов Нила, постройка широкой системы оросительных каналов и дамб позволили Египту шагнуть далеко вперед. Богатые урожаи пшеницы и ячменя – злаков, выведенных из диких трав, земледельцами Азии и ввезенных позже в Нильскую долину, – кормили растущее население, позволяли властям накапливать излишки продовольствия, стимулировали развитие торговли и давали фараонам средства для строительства пирамид и других монументальных сооружений, которые Хеопс и его преемники начали воздвигать примерно с 2500 года до н. э.» [19].

При фараоне Аменемхете III были завершены большие ирригационные работы в Фаюмском оазисе, начатые задолго до его правления. Аменемхет III возвел огромную насыпь (длиной 43,5 км), чтобы осушить большую часть Фаюмского оазиса и сделать ее пригодной для земледелия. Из сочинений греческих авторов известно, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избытки воды от разлива Нила отводили в Фаюмское водохранилище (у греков — Меридово озеро). Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы во время низкого уровня воды в Ниле в продолжение 100 дней увеличивать в два раза проток воды в реке вниз по течению реки от Фаюма.

Фаюмское (Меридово) озеро питалось водами Нила, поступавшими в него по каналу (ныне – Бахр-эль-Юсуф), который отходил от западного берега реки несколько севернее современного Ассиута (древнего Сиута). Сама длина рукава составляло приблизительно 334 км. Вырыт канал был по приказу фараона Аменемхета IV (1807-1798 гг. до н.э.) на месте одного из малых притоков Нила (по другим данным, расширен и углублен ранее – в 2300 г. до н.э.). Это должно было служить трем целям: контролировать разливы Нила, регулировать уровень воды в Ниле в сухую погоду и служить для его окрестностей источником орошения. В период Нового царства канал имел пять метров в глубину и две дамбы, регулировавшие водосток. Высох он вместе с Меридовым озером во времена Птолемеев, но был возобновлён арабами, которые считали его строителем библейского Иосифа.

На западном берегу канала стоял город Оксиринх («город остроносой рыбы», т.е. щуки), со знаменитой библиотекой эллинистического периода. Среди оксиринхских папирусов — фрагменты утраченных работ Сафо, Пиндара, Ивика, Софокла, Еврипида, пьесы Менандра, составленное неизвестным автором продолжение Фукиди



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: