Царство Геб, завершившееся катаклизмом




 

Таким образом, из-за увечья (слепоты) Шу власть получил бог Геб. Но правление его оказалось неправедным. Геб влюбился в свою мать — богиню Тефнут (т.е. ипостась Хатхор). Дождавшись, когда Шу покинет свой дворец, Геб ворвался туда, силой овладел своей матерью и захватил престол отца. Совершив эти преступления, он во всеуслышание поклялся безжалостно расправиться с Шу, если бог воздуха осмелится вернуться. Перепуганный Шу внял угрозам сына и не вернулся. Девять дней выл и бушевал ураган — это бог ветра плакал и в отчаянии рвал на себе волосы. Непроглядная тьма окутала берега Великой Реки. На десятый день мрак рассеялся, ветер стих, буря улеглась, и богам ничего не оставались делать, как признать Геба законным властителем Обеих Земель.

Через двадцать семь дней своего царствования Геб решил обойти владения и отправился на восток. Там он встретил людей, которые рассказали ему о доблести Шу, о том, как Шу сражался с Апопом и как утвердил на своей царской короне Солнечное Око. И Геба обуяла неодолимая зависть. Он решил во что бы то ни стало заполучить Солнечное Око и отправился на поиски. Через несколько дней он увидел Око у подножия горы. Издав радостный клич, Геб бросился к нему и хотел уже было его схватить, но Око вдруг превратилось в кобру-урей и выпустило яд. Бога Геба охватило пламя, и он свалился в лихорадке.

Узнав о случившемся, Гелиопольская Девятка богов собралась на совет. Было решено лечить Геба. Но никакие лекарства, никакие чудодейственные зелья и волшебные заклинания не помогали больному богу. Тогда Девятка богов сказала, что для исцеления пусть он созерцает сияние бога Ра — солнечный Ах (Ах — буквально «Светлый», «Освещённый»; одна из «душ» человека или бога). Ра осветил своим Ах большой камень, и этот камень возложили на голову Геба. Лихорадка сразу прошла. Через несколько лет камень омыли воды Великого Озера (т.е. Фаюмского озера!) — того самого озера, которое возникло ещё в Нуне и из которого в начале творения вырос Лотос, — и камень превратился в крокодила Себека.

Исцелившись, Геб решил, что отныне он будет жить в полном согласии с миропорядком, установленным богиней Маат, и больше не творить беззаконий. Он воззвал к богам Великой Девятки, прося научить его строить храмы, орошать земли и сеять зерно. Боги с радостью исполнили просьбу Геба, и Геб, обучившись ремёслам, вскоре ликвидировал все разрушения, которые он учинил в Египте.

Процарствовав 1773 года, Геб отрёкся от престола.

Изображается Геб чаще всего в паре с богиней Нут в тот момент, когда Шу отделяет небо от земли. Символ и священное животное Геба — белый гусь, птица, олицетворяющая Великого Гоготуна и один из иероглифов, которым писалось его имя. «Душой» (ба) Геба считался львинголовый бог Акер, известный еще со времен І династии и считавшийся покровителем мертвых. Львиный бог Акер был стражем горизонта, охраняющим врата входа солнца в подземный мир на западе, и врата через которые солнце выходило из Дуата на востоке [19]. Именно Акера, т.е. «душу Геба», греки назвали Сфинксом. Местом поклонения Акеру считался находящийся в Дельте Нила город Леонтополь (центр 11 нома Нижнего Египта; ныне – Телль Эль-Мукдам; не следует путать с Леонтополем – Телль Эль-Яхудия в восточной части Дельты), где древние также поклонялись богам Тефнут и Шу в образе львов (центральный храм города был посвящен богу-льву, владыки грозы, бури и тьмы Мехесу / Махесу / Михе, сыну Баст, отождестлявшейся с Тефнут и Хатхор).

Если учесть, что Шу был богом воздуха и пространства между небом и землей, он поднимает небо ввысь (богиню Нут с восседающим на ней богом Ра), то более уместно предположить, что Платон, исходя из этой функции, отождествил именно Шу с Атлантом, и, таким образом, период, когда Египет и вся Африка назывались Атлантия – это именно период царства Шу, а Этерия – время, когда царствовал Ра со своей любимицей Хатхор.

Катаклизм, описываемый мифом в начале узурпации власти царя Гебом, сыном Шу, как раз совпадает с катастрофическими событиями, приведшими к гибели Атлантиды.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Платон. Тимей // Платон. Сочинения в трех томах / Перев. с древнегреч. Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. – М.: Мысль, 1971. – Т. 3, ч. 1. – С.455-541; Платон. Критий // Платон. Сочинения в трех томах / Перев. с древнегреч. Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. – М.: Мысль, 1971. – Т. 3, ч. 1. – С.543-560.

2. Геродот. История: в девяти книгах / Перев. с древнегреч. – Л.: Наука, 1972. – 604 с.

3. Плутарх. Исида и Осирис. – М.: Эксмо, 2006. – 464 с.

4. Немировский А.И. Мифы древности – Ближний Восток. [Электронные ресурсы]. – URL: https://litrus.net/book/read/79799/Mify_drevnosti_-_Blizhnij_Vostok?p=48

5. Гордон С. Ханаанейская мифология / Пер. с англ. // Мифологии древнего мира, М., 1977. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://annales.info/mal_az/small/hanmyth.htm.

6. Патай Р. Иудейская богиня. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://scisne.net/a882?pg=4

7. Павсаний. Описание Эллады: в 2-х тт. / Пер. с древнегреч. – М.: Ладомир. 2002. – Т. 1 (Кн. I-VI). – 492 с.; Т. 2 (Кн. VII-X). – 503 с.

8. Росси Г. Кипр – часть Атлантиды [Электронные ресурсы]. – URL: https://atlantida.primordial.org.ua/archives/137

9. Гарматюк В. Ошибка Платона (Крития? Сократа?) внесла путаницу с местонахождением Атлантиды // Апокриф. – № 56. – Жизнь 5. Вып. 1. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_cl02v39_58

10. Кондратов А. Атлантиды моря Тетис. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1986. – С.40-44.

11. Кондратов А. Атлантиды моря Тетис. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1986. – С.42.

12. Древний Гераклион (Тонис). – [Электронные ресурсы]. – URL: https://zapys.blogspot.com/2013/05/blog-post_13.html

13. Борухович В.Г. Египет в классической греческой трагедии // Античный мир и археология. – Саратов, 1974. – Вып. 2. – С. 23-31. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://www.philology.ru/literature3/borukhovich-74.htm

14. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 2-х тт. / 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Наука, 1994. – Т. 1. – 702 с.; Т. 2. – 672 с.

15. Джозеф Ф. Гибель Атлантиды. – М.: Аст, 2004. – С.177-189. –[Электронные ресурсы]. – URL: https://www.liveinternet.ru/users/oighear_agus_doiteain/post141418854/

16. О датах в рассказе жрецов Саиса // Тайны Атлантиды. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://atlantida.mysterylife.ru/7/g_3.php?number=3

17. Kees, Hermann. Ancient Egypt: A Geographical History of the Nile / Ed. T.G.H. James, trans. L.F.D. Morrow. – Chicago, 1961. – P. 224.

18. Диунов М. Расово-познавательная история цивилизаций: Древний Египет. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://www.rus-obr.ru/idea/2123

19. Бэзил, Дэвидсон. Новое открытие древней Африки. Глава 2: Загадка Мероэ. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://africana.ru/science/davidson_basil/new_discovery03.htm

20. Кусто Ж.-И. В поисках Атлантиды. – М.: Мысль, 1986. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://www.litmir.net/br/?b=165963&p=30

21. Павлов В. В. Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. – М.: Искусство, 1985. – С. 79-81.

22. «Книга Юбилеев», VII. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/jubilees.shtml

23. Плиний Старший. «Естественная история», VI, 182. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://annales.info/ant_lit/plinius/06.htm

24. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – Ленинград: Госполитиздат, 1953. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st076.shtml

25. Плиний Старший. «Естественная история», VI, 186, 187, 196, 198. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://annales.info/ant_lit/plinius/06.htm

26. Кондратов А. Атлантиды моря Тетис. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1986. – С.42.

27. Парк Тимна. 3. Соломоновы столбы и храм богини Хатхор. [Электронные ресурсы]. – URL: https://iso100.ru/blog_showfull/1416.html

28. Миньковская Э.Е. Львиноголовый бог Апедемак. – [Электронные ресурсы]. – URL: https://annales.info/egipet/apdm.htm

29. Рубинштейн Р.И. Атон // Мифы народов мира. – Т.1. – С.122.

30. Аверинцев С.С. Сатана // Мифы народов мира. – Т.2. – С.412.

31. Pastor Bertrand L. Comparet. Сатанинское Семя Каина / Перев. с англ. [Электронные ресурсы]. – URL: https://nordman75.livejournal.com/231058.html

 

РЕЗЮМЕ

В статье Олега Гуцуляка «Египетские следы Платоновского нарратива об Атлантиде» предлагается метод перепрочтения текстов Платона об Атлантиде в сравнении с источниками, современными Платону и даже упоминаемые им как в самих текстах об Атлантиде, так и других его сочинениях. В частности, сравнивается платоновский нарратив об Атлантиде с классическим для античной культуры нарративом об цивилизации Древнего Египта. На этом основании предлагается версия о значительном влиянии на нарратив Платона нарратива Геродота в контексте формирования представлений для слушателей о странной и иной для них цивилизации, от описания самой страны до бытующих в ней традициях и обрядах, политической организации, ведения созидательной культурной деятельности и её истории.

Предлагается рассматривать как особо повлиявший на платоновский нарратив об Атлантиде геродотовский нарратив относительно географической, каналостроительной, политической и религиозной истории египетского оазиса («острова») Фаюм. Также предполагается, что Платон вследствии значительного хронологического расстояния между ним и сообщаемыми им египетскими историческими рассказами произвел при «реконструировании» нарратива об Атлантиде «смешение», «отождествление» некоторых событий из истории Древнего Египта (инвазии «народов моря», гиксосов, ливийских и нубийских племен, военные походы фараонов различных династий в Переднюю Азию, контакты Египта с Архаической Грецией и пр.).

Кроме того, как видно, Платон использовал обширный мифологический материал египетской традиции и, вероятно, ему была известна версия о древнем катаклизме, произошедшим с древними египтянами в додинастические времена, зафиксированном в их мифологической традиции как «падение правления бога Шу» и «крушение владычества бога Геба».

 

Олег Гуцуляк – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии философского факультета Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника (Ивано-Франковск, Украина).


SUMMARY

 

The article of Oleg Gutsulyak "Egyptian Traces of Plato’s Narrative of Atlantis" is proposed method rereading texts of Plato’s Atlantis compared with sources of Plato, and even referred to them both in the text about Atlantis and his other writings. In particular, it is proposed to compare Plato's narrative of Atlantis with a classic narrative to the ancient culture about the civilization of ancient Egypt. On the basis of the comparative-historical method proposed version of the significant impact on the narrative of Plato's is narrative of Herodotus in the context of the formation of concepts for the students of the country and another for their civilization, from the description of the country before prevailing in her traditions and customs, political organization, conducting cultural activities its history.

It is proposed to consider as particularly influenced the narrative of Atlantis narrative regarding geographic, construction of canals, political and religious history of the Egyptian oasis ("islands") Fayoum. It also assumes that Plato because of significant chronological distance between him and tells them the Egyptian historical narratives produced at "reconstructing" the narrative of Atlantis "confusion", "identification" of some events from the history of ancient Egypt (invasion of "Sea Peoples", Libyan and Nubian tribes, military campaigns of various dynasties of pharaohs in the Near East, Egypt's contacts with archaic Greece, etc.).

In addition, as can be seen, Plato used the extensive mythological material Egyptian tradition, and probably it was known version of the ancient cataclysm that occurred with the ancient Egyptians in the pre-dynastic times, fixed in their mythological traditions as "Falling Kingdom of god Shu" and "Crash rule of god Geb".

 

Oleg Gutsulyak – Ph.D., Associate Professor of Philosophy and Sociology of the Faculty of Philosophy of the Precarpathian National University named after Vasyl Stefanyk (Ivano-Frankivsk, Ukraine).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: