Нравственный выбор в лирике Н. А. Некрасова




Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некра­сов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников кар­тинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького пока­яния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоев­ский говорил о "всемирной отзывчивости" поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзыв­чива на чужую радость и боль.

Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но ка­кой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведе-


ниях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих дей­ствий и поступков. Таким образом, явными оказываются са­мые потаенные уголки человеческой души, моральные и нрав­ственные принципы человека.

Так, в стихотворении "Нравственный человек" герой счи­тает себя человеком с высокой моралью:

Живя согласно с строгою моралью, Я никому не делал в жизни зла.

Но его "высокая мораль" приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом с ним: умерла жена, "истерзана позором и печалью"; погибает друг, не вынеся долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он высек его; стала несчастной дочь, выданная замуж за нелюбимого человека.

Это стихотворение состоит из четырех частей, и каждая из них заканчивается словами героя о том, что он — человек с "высокой моралью". Но в чем же мораль его, и почему герой назван "нравственным человеком"? Оказывается, что мораль и нравственность его глубоко эгоистичны. Их проявления мы видим только там, где ущемляются интересы героя сти­хотворения. Но поступки его по отношению даже к близким аморальны. Поэтому название стихотворения воспринимает­ся как ирония и сарказм.

В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать прекрас­ные мгновения этого чувства. У Некрасова "проза" и "по­эзия" в любви сочетаются. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: "Мы с тобой бестолковые люди...", "Я не люблю иронии тво­ ей...", "Да, наша жизнь текла мятежно..."

Их духовные и нравственные искания являются продол­жением личной драмы, которая, в свою очередь, уходит корнями в социальную, где проблемы нравственности встают


так же остро, как в любом другом аспекте человеческой жизни.

То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть.

Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. По-своему преломляется она в граждан­ской лирике. Проблема нравственного выбора остро встает в стихотворениях "Поэт и гражданин" и "Элегия".

В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов обознача­ет нравственную позицию любого человека: нельзя быть рав­нодушным к бедам и страданиям других людей.

Эта мысль продолжается в "Элегии". Поэзия не должна забывать "тему старую страдания народа". Всякий человек, не будучи поэтом, "гражданином быть обязан". В поэте Не­красов видит "избранника неба". Поэтому он призывает его:

Не верь, что вовсе пали люди; Не умер бог в душе людей...

И высокий нравственный идеал видит в том, чтобы подчи­нить свой гений "чувству всеобнимающей любви".

Примером служения такой любви для Некрасова были Добролюбов, Белинский, Шевченко. Великого Кобзаря в сти­хотворении "На смерть Шевченко" Некрасов называет "рус­ской земли человеком замечательным", "все он изведал...". Но великая сила духа, верность нравственным идеалам помогли ему пережить все невзгоды судьбы и свято верить в то, что его Украина будет "семьей великой, вольной, новой", •

А в русской общественной жизни Некрасов высоко оценил нравственный подвиг Белинского и Добролюбова, в которых "сокровища" душевной красоты совмещены... "благодатно". Поэтому "свои труды, надежды, помышления" они отдали ро­дине, которую "как женщину" любили. Такие люди - кла­дезь и источник духовного богатства и нравственной чистоты любого народа. Духовные и нравственные поиски поэта при­водят его к выводу:


Природа-мать, когда б таких людей Ты иногда не посылала б миру, Заглохла б нива жизни...

Эти слова в полной мере подтвердил своей жизнью и твор­чеством сам великий поэт.

Вершиной его нравственных поисков стала поэма "Кому на Руси жить хорошо".

В наше сложное время проблемы нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества, как доброта, верность, порядочность, искрен­ность и особенно любовь к своей родине, ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чу­жое! А как бы мне хотелось посоветовать моему поколе­нию: "Возьмите в руки томик Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и загля­ните в свою душу!". И каждый найдет для себя в его строках отклик на то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных идеалов в жизни человека.

Лирический герой в произведениях Н. А. Некрасова

Иди в огонь за честь Отчизны, За убежденье, за любовь...

Н. А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов — это целая эпоха в рус­ской литературе. Более того, русская культура и обществен­ная жизнь второй половины XIX века не могут быть поняты без его творчества.

"Не принижая ни на минуту, — писал А. В. Луначарский, — ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скром­ных, но прекрасных памятников Тютчева, Фета и других, мы всегда говорим: нет в русской литературе такого человека,


перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова".

Время, когда он, вдохновляемый своей мужественной и сострадательной музой, избрал для себя путь поэта, было жестоким к простым людям: что ни судьба, то трагедия. И, казалось бы, что при поголовной безграмотности, беспро­светной бедности и забитости народа голос поэта затеряется, не будет услышан. Но этого не случилось: стихи передава­ли из уст в уста.

Источником поэзии Некрасова была сама жизнь. А в жизни противоборствуют добро и зло, переплетаются героическое, возвышенное и будничное, обыденное, поэтическое и прозаич­ное. Все это определяет характер лирического героя, пробле­му его нравственного выбора. Лирическому герою свойствен­ны недостатки, он может совершать ошибки, но все это сглаживается осуждением зла, осознанием вины, искренним раскаянием.

С особой силой прозвучало стихотворение Н. А. Некрасо­ва "Поэт и гражданин", напечатанное в журнале "Современ­ник" в 1856 году, которое вызвало "неожиданное землетрясе­ние". В нем утверждается социальная значимость поэзии, ее активное участие в жизни, определяется роль поэта-гражда­нина, общественного деятеля:

Иди в огонь за честь Отчизны, За убежденье, за любовь... Иди и гибни безупречно Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь.

Сила этого произведения заключается, с одной стороны, в высоких идеях, мыслях и чувствах гражданина — патриота, борца, с другой стороны — в раскрытии пагубности для чело­века, гражданина и поэта отступления от долга, от служения родине, народу.

В своей лирике Некрасов раскрыл новое восприятие мира. Он преодолел прекраснодушный абстрактный гуманизм, свой­ственный его современникам.

"То сердце не научится любить, которое устало ненави-


деть", — писал Некрасов. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

В стихотворении "Элегия" поэт передает самое задушев­ное, глубоко личное сочувствие народу в его горькой доле, сердечное успокоение поэту может дать только сознание того, что он служит народу. Здесь он ищет ответа на "тайные вод-росы", которые кипят в его уме: сноснее ли стала крестьян-скал страда, внесла ли свобода "перемену в народные судьбы, в напевы сельских дев"? Эти риторические вопросы свиде­тельствуют о глубоком знании поэтом жизни народа. Как истинный патриот, он, прекрасно зная жизнь крестьянства, видел в народе подлинную силу и верил в его способность обновить Россию:

Вынесет всеи широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе...

Вечным примером служения Отчизне были и будут такие борцы, как Н. А. Добролюбов ("Памяти Добролюбова"), Т. Г. Шевченко ("На смерть Шевченко"), В. Г. Белинский ("Памяти Белинского"). Эти люди полны "гнева и печали", готовы "умереть за других", они, как истинные светочи жизни, способны любить Родину, как невесту, нести Отчизне "светлый рай".

Идеалом человека новой эпохи стал для Некрасова Доб­ролюбов. В его облике поэт прежде всего выделяет подчине­ние личной жизни высоким общественным целям, интере­сам народа, готовность к самопожертвованию:

Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять, Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать.

Некрасов восхищается его духовной чистотой, революци­онным патриотизмом, верой в высокий идеал. Все это сочета­ется в образе Добролюбова с разумом, прозорливостью:


Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!

Поэт вырос в крепостной деревне, где "что-то всех давило, здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло". С болью вспоминает он о своей матери с ее "гордой, упорной и прекрасной душой", которая была "навеки отдана угрюмому невежде... и жребий свой несла в молчании рабы". Это о ней писал поэт:

С головой, бурям жизни открытою, Весь свой век под грозою сердитою Простоялаты, — грудью своей Защищая любимых детей.

Лирика Н, А. Некрасова - это лирика действия. Ей чужды пассивность, созерцательность, недоговоренность. Цен­тральное место в ней занимает народ в своем стремле­нии к счастью, красоте, справедливости. До конца своих дней Некрасов был уверен в том, что "только тот себя переживет",

Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдает На борьбу за брата человека...

Наверное, поэтому, когда Ф. М. Достоевский на похоронах Н. А. Некрасова сказал, что поэт "должен прямо встать вслед за Пушкиным и Лермонтовым", молодые голоса выкрикнули из толпы: "Выше!"

♦ ^ <>




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: