Тема 1 Архитектура как форма культуры. Первобытные формы архитектуры (1 час)




План лекции

1. Теоретические основы архитектуры

2. Зарождение архитектуры

3. Архитектура первобытного общества. Мегалитические сооружения.

 

Краткое содержание

Архитектура – универсальная сфера человеческой деятельности. Архитектура (лат. architectura, греч. architektonike) – искусство строить здания и другие сооружения, зодчество. Архитектура – универсальная сфера человеческой деятельности. При решении любых задач архитектуры основой остается классическая триада древнегреческого теоретика Витрувия: firmitas, utilitas, venustas (прочность, польза, красота). Отсюда три характерные особенности архитектуры – функциональная (польза), эстетическая (красота), конструктивная (прочность). Архитектура тесно связана с материальными потребностями человека, с развитием науки и техники и поэтому является одной из форм материальной культуры. Вместе с тем архитектура выступает как один из видов освоения художественного освоения мира, как искусство. В системе видов искусства архитектуру обычно относят к искусствам пластическим или пространственным, тектоническим. В художественных образах архитектуры отражается и характер общественной жизни, и уровень духовного развития общества, и его эстетические идеалы. Витрувий подчеркивал, что архитектор должен обеспечить постройкам «приятный», «нарядный», «безупречный», «благообразный» вид. Художественная ценность архитектурных сооружений определяется решением внешнего и внутреннего облика зданий: архитектура внутренних помещений здания – интерьер; внешний облик здания – экстерьер. К средствам архитектурной композиции следует отнести цвет, свет и фактуру. Исключительное значение всегда имел синтез искусств, т.е. органическая связь архитектуры, скульптур и монументальной живописи. Живопись и скульптура, введенные в сооружение, изобразительными средствами раскрывают идейное содержание здания, повышает художественно-пластическое звучание сооружения. Важнейшей стороной проявления творчества зодчего является архитектурный ансамбль, представляющий собой совокупность ряда архитектурных сооружений, обладающих художественно-планировочным единством, пространственно взаимодействующих друг с другом (например, ансамбль Афинского акрополя, 2 половина V в. до н.э.; К.И.Росси, ансамбль Дворцовой площади в Петербурге (1819-1829).

Основные средства архитектурной композиции. Основные художественные средства архитектурной композиции: единство и соподчиненность; тектоника, симметрия, ассиметрия; статика и динамика; ритм, масштаб, пропорции. Большое распространение получили пропорции, основанные на так называемом «золотом сечении». Эта система пропорций в геометрии Еврипида определена как деление отрезка в крайнем и среднем отношении с достаточной точностью. «Золотое сечение» выражается отношением величин: 0,618: 0,382. Архитектоника – отражение конструкции предмета или постройки в их художественном образе; зрительная передача тяжести противодействующих ей статических усилий, а также совокупность приемов такой передачи. Присутствует во всех видах искусства, но в особой степени характерна для архитектуры. Тектоника (от греч. tekton – плотник, строитель). Тектонические системы – системы архитектурных форм, способов художественного осмысления к.-л. типа строительной конструкции, зримого выявления её работы. В классической архитектуре имеется несколько тектонических систем. Самая важная из них – ордер, который художественно представляет строечно-балочную конструкцию. Другой такой системой является аркада. В репертуаре классичеких форм имеются также рамочная система (типичный пример – наличник), художественно представляющая раму, и руст, репрезентирующий каменную кладку. Все эти системы возникли в античной архитектуре; ордер сложился в Древней Греции, остальные приобрели зрелые формы в архитектуре Древнего Рима. В архитектуре, как и других видах искусства, существует понятие стиля как устойчивых признаков, характеризующих образную и формальную структуру, свойственную искусству той или иной исторической эпохи. Стиль связан с историей развития человеческого общества, его мировоззрения и идей, с историей развития архитектуры и строительной техники, с представлениями людей данной эпохи о пользе и красоте. Теория стиля как художественно-исторической категории была разработана в конце XIX – начале XX века Генрихом Вёльфлиным и Алоизом Риглем, понимавшими стиль прежде всего как формальную структуру и рассматривавшими смену стилей как один из важных принципов исторического развития искусства. Стиль как устойчивая совокупность образных, художественных принципов наиболее отчетливо и последовательно проявляется в те художественно-исторические эпохи, в тех течениях, где исторически сложилась система синтеза искусств, их мировоззренческого и образно-художественного единства. Основой такого синтеза является архитектура.

Архитектура первобытного общества. Зарождение архитектуры следует отнести к эпохе позднего палеолита. В период неолита жилище из дерева приобрело вид сравнительно крупного прямоугольного по форме сооружения, стены которого представляли собой плетень из прутьев по столбам – бревнам (поселение в Триполье, Приднепровье). Большие дома длиной по 30 м и площадью 150 кв.м располагались двумя концентрическими кругами: во внешнем кругу диаметром 170 м размещались большие дома, по внутреннему – малые. Это поселение – один из ранних примеров регулярной организации жилого комплекса с учетом особенностей жизни общины и оборонительных функций. Наиболее развитый тип построек неолитического периода – свайные постройки. В бронзовом веке появляется мегалитическая архитектура – постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных опор. Назначение этих сооружений связано главным образом с религиозными обрядами и памятными событиями. Среди мегалитических сооружений выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи. Менгиры порою достигали 20 м высоты и 300 т. веса. Самый сложный тип мегалитических сооружений – кромлех. Самый грандиозный из них – Стонхендж близ Солсбери (нач. II тыс. до н.э., Южная Англия), возведен из огромных, грубо обтесанных четырехгранных глыб синего камня. В плане это круглая площадка диаметром в 30 м. Архитектурный замысел кромлеха прост, но исполнен символического смысла (был святилищем солнца, а также, вероятно, обсерваторией древних). Кромлех в Стонхендже – сложное пространственное построение, имевшее большое значение для дальнейшей эволюции архитектуры. Здесь впервые появилась центрическая, упорядоченная композиция, выявлены основные принципы тектоники – взаимоотношение несущих и несомых частей. В ритмическом чередовании пролетов и опорных столбов внешней ограды намечается прообраз колоннады и аркады. В эпоху железа появился новый тип архитектуры – каменные и деревянные крепости, оборонительные сооружения, погребальные сооружения – большие камеры в курганных погребениях. Дальнейшее совершенствование способа производства и возможность использования массового рабского труда подготовили условия для возникновения архитектуры рабовладельческого общества.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. – М., 1985.

2. Витрувий Марк Поллион. Десять книг об архитектуре / Пер. Ф.А.Петровского. – Москва, 2005.

Дополнительная литература

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. А.М.Кантора. – Москва, 1977.

2. Бархин М.Г. Метод работы зодчего. – М., 1980.

3. Гидион З. Пространство, время, архитектура / Пер. с нем. – Москва, 1984.

4. Каплун А.И. Стиль и архитектура. – Москва, 1985.

5. Мастера архитектура об архитектуре: Избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов: В 2 т. – М., 1972.

6. Словарь архитектурных терминов. – Москва, 1989

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: