У кино и телевидения есть возможность передать глубину пространства при помощи ДИНАМИЧЕСКОМ перпективы, что не по силам другим видам изобразительного искусства. Такая перспектива может создаваться по двум схемам.Во-первых, если при статичной съемочной точке в кадре появляется объект, который удаляется от камеры или приближается к ней. Во-вторых, это съемка с движущейся точки, так называемое ДИНАМИЧЕСКОЕ ПАНОРАМИРОВАНИЕ. Перемещение камеры во время съемки энергично усиливает иллюзию третьего измерения, потому что при реальном движении съемочной точки Кадры 12 а, б зритель видит все происходящее из различных пространственных положений. Убедительность экранного образа складывается из многих показателей, и один из них — достоверное изображение пространства, в котором развивается действие.
Дальний план
План — это относительный масштаб изображения в кадре .Дальний — показаны человек и окружающая его среда, причем главное значение в этой композиции имеет среда. Это закрытая композиция с большой глубиной охваченного пространства, выполненная, как правило, оптикой, дающей возможность получить широкий угол зрения. Задача таких планов — создать достоверную картину СРЕДЫ, которая окружает героев. Только дальнеплановые композиции дают представление о том, что видели герои съемки в каких условиях им приходилось действовать.
Общий план
Общий план —это композиция, которая в известной мере имеет те же самые задачи, которые выполняет дальний план. Общий план тоже призван охватить широкое поле зрения, но его возможности по сравнению с широкомасштабной композицией дальнего плана несколько ограничены.
|
СРЕДНИЙ ПЛАН
Средний план — это композиция, которая отдает приоритет главным объектам, включая в себя незначительную часть общего плана. На среднем плане хорошо различимы предметы, с которыми взаимодействует герой, становится понятна технология его труда, проявляется характер его контактов с другими людьми. На планах такого масштаба выразительно смотрится жестикуляция участников действия.Средний план позволяет укрупнить важные детали, помогая тем самым выделить то, что нужно для более выразительной характеристики героев и всей ситуации, в которой они оказались.
ПЕРВЫЙ ПЛАН
Первый (поясной) план — это композиция, очень близкая к масштабу среднего плана. Она позволяет выделить героя из окружающей среды, показать его более крупно, уделяя внимание положению его фигуры и егожестикуляции. Главная цель оператора при такой компоновке изображения — показать героя, не изолируя его от окружающей среды.
Крупный план
Крупный план — это композиция, в которой человеческое лицо является основным источником изобразительной информации. Такой план включает в себя минимум участков среды и предметного мира, окружающего героя. Главная задача крупного плана — установить близкий контакт между зрителем и объектом съемки. Крупный план позволяет с максимальной убедительностью передать реакцию героя на событие, смену его настроения, степень увлеченности тем делом, которым он занят. Крупный план — портрет — говорит не только о чувствах героя, но и о причинах этих чувств, так как он всегда монтируется с предыдущим и последующим материалом.
|
Деталь
Деталь — это выделение из общей композиции какого-то небольшого участка, но это не просто укрупнение масштаба. Правильно найденная деталь является важным смысловым комментарием, в котором сконцентрирована сущность факта, действия или характера.Деталь — объект, напрямую или опосредованно связанный с человеком. Именно это и делает ее смыслово насыщенной и эмоционально заряженной частью изобразительного ряда.Деталь впечатляет тем, что она вовлекает смотрящего на экран человека в процесс осмысления зрительного образа.Деталь может передавать зрителю смысловую информацию без помощи звукового ряда. Следует учитывать и то, что показ детали всегда облегчает задачу монтажа материала, так как после детали можно без особых проблем переходить к планам любого масштаба.
Мимика и жест
Жест не возникает беспричинно, он обусловлен психологическим состоянием человека. Рука, жест — это удивительно емкий изобразительный образ, который иногда может сказать зрителю гораздо больше, чем целый ряд равнодушных безликих кадров.Знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин утверждал, что руки — это второе лицо человека. Конечно, он имел в виду то, что и жест, и мимика едины в выражении человеческой мысли и эмоции. "Рука — верхняя конечность человека" — так написано в энциклопедии. Любое движение руки зависит от деятельности головного мозга человека, и, уловив эту закономерность, представив себе причину жеста или положения рук героя, оператор может создать зрительный образ, полный глубокого смысла!