Величина объекта и его изображение




Одна из творческих задач, возникающих перед оператором на съемке, —это необходимость выразить зависимость между объектами при помощи масштабных соотношений. Предельно выразительной может быть и такая изобразительная схема, когда главный сюжетный объект занимает на картинной плоскости кадра очень малое место. Оператору следует контролировать масштабные соотношения планов на всем протяжении снимаемого материала.

Точка съемки

Так как кадр — это основная ячейка будущего экранного произведения, то с выбора съемочной точки начинается формирование изобразительного ряда сюжета, телепередачи или фильма.Точка съемки отражает смысловую оценку объекта.Выбор съемочной точки есть акт творческий, предлагающий зрителю разделить мнение операторской группы. Одна и та же ситуация, снятая с разных точек, может получить самые разные изобразительные определения.Только оптимальная позиция камеры позволяет отразить СУЩНОСТЬ предмета, ситуации, человеческого характера. Случайная, ничем не мотивированная точка съемки такой возможности не даст.

Закрытая композиция

ЗАКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ — это такая, в которой линии взаимодействия изображаемых персонажей (объектов) не выходят за рамки картинной плоскости. Это как бы замкнутый мир, в котором происходит действие. Закрытая изобразительная схема всегда полностью раскрывает содержание кадра и легко воспринимается зрителем, так как все связи и зависимости персонажей выражены с предельной очевидностью.

ОТКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ строится на основе линий взаимодействия, которые выходят за пределы кадра, отражая связи объектов, находящихся в разных пространственных координатах.В таких случаях причинно-следственные зависимости раскрываются не внутри картинной плоскости, как это происходит в закрытых структурах, а вне кадра и требуют продолжения и завершения смысловой линии в других монтажных планах. Опытный оператор всегда постарается "раскадровать" снимаемую ситуацию, то есть разделить ее на отдельные планы, которые потом дадут возможность смонтировать из снятого материала живописную и подробную модель жизненного факта.


УСТОЙЧИВАЯ КОМПОЗИЦИЯ - это такая, у которой основные силовые линии пересекаются под прямыми углами в центре картинной плоскости.Устойчивая композиция передает зрителям ощущение гармонии окружающего мира. Дело в том, что человек всегда, даже неосознанно, стремится к равновесию.И поэтому, если оператор компонует изображение так, что снимаемые объекты равномерно располагаются на картинной плоскости, зритель воспринимает кадр как устойчивый, выражающий гармонию.

 


 

НЕУСТОЙЧИВЫЕ КОМПОЗИЦИИ образуются, когда линии взаимодействий объектов направлены под острыми углами по отношению друг к другу, создавая тем самым ощущение беспокойства и динамики. Основой таких композиций нередко является ДИАГОНАЛЬ.Независимо от типа композиции на картинной плоскости кадра есть особый участок - СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР. То есть та часть изображения, которая является главной в характеристике показываемого объекта.Сюжетно-композиционный центр может выглядеть по-разному. Он не имеет четких границ, но в любом случае дает зрителю главную изобразительную информацию.

 

Второй план(фон)

Как правило, оператор включает в кадр часть местности или интерьера, где находится герой. Этот композиционный элемент называют ВТОРЫМ ПЛАНОМ, или ФОНОМ, и он играет очень важную роль в смысловой и эмоциональной характеристике основного объекта.Опытный оператор, зафиксировав общий план,всегда следит за тем, чтобы приметы окружающего пространства были видны на средних и крупных планах.Обычно фон играет подчиненную роль. Но бывает и так, что именно он многократно усиливает смысловой и эмоциональный образ человека, переживающего какие-либо события, как, например, это видно в серии кадров, где герой находится в различных условиях.Фон может нести самую разную смысловую и эмоциональную нагрузку, приобретая то или иное значение в зависимости от развития общей сюжетной линии. На характер второго плана следует обращать особое внимание при событийных съемках, так как событие исключает возможность пересъемки неудачного кадра.Во-первых, это может быть кадр со статичным передним планом и статичным главным объектом съемки. Во-вторых, при статичном переднем плане главный объект может передвигаться в глубине кадра.В-третьих, главный объект может быть неподвижным, а двигаться могут переднеплановые детали, создавая эффект глубины кадра и перенося акцент на значимость переднего плана. И, наконец, в-четвертых, главныйобъект и передний план могут находиться в динамической связи, одновременно двигаясь в любых направлениях относительно друг друга.

Передний план

Главный объект не обязательно должен находиться вблизи от съемочной точки. Нередко получается так, что между ним и камерой расположен какой-то предмет, попадающий в поле зрения объектива. Этот изобразительный компонент называется ПЕРЕДНИМ ПЛАНОМ.

Съемка по такой композиционной схеме всегда создает ощущение глубины кадра, так как масштаб переднепланового компонента выявляет линейную перспективу и тем самым подчеркивает пространственные координаты реальных объектов. Переднеплановая деталь, попадая в кадр, всегда пространственно ориентирует зрителя, ясно определяя положение камеры в момент съемки. Живописность и выявление глубины кадра являются несомненными достоинствами переднеплановых композиционных построений.Но есть еще главное качество таких композиций — это вариант, когда передний план становится изобразительной доминантой и приобретает ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА. Композиции с переднеплановыми деталями могут строиться по разным схемам: Во-первых, это может быть кадр со статичным передним планом и статичным главным объектом съемки. Во-вторых, при статичном переднем плане главный объект может передвигаться в глубине кадра. В-третьих, главный объект может быть неподвижным, а двигаться могут переднеплановые детали, создавая эффект глубины кадра и перенося акцент на значимость переднего плана. И, наконец, в-четвертых, главный объект и передний план могут находиться в динамической связи, одновременно двигаясь в любых направлениях относительно друг друга.

 

 

Диагональ кадра

На прямоугольнике экрана можно провести воображаемую линию, которая при компоновке кадра играет особую роль. Это ДИАГОНАЛЬ— прямая, "идущая от угла к углу", как называли ее древние греки. Диагональ — линия непростая. В любом многоугольнике она соединяет две его вершины, не лежащие на одной и той же стороне. На четырехугольнике кадра это самая длинная прямая внутри его плоскости, и если она становится стержнем, организующим композицию, то позволяет увеличить число объектов, расположенных на картинной плоскости кадра. В связи с этим диагональное построение обладает большой изобразительной информативностью. Кроме того, если предметы и фигуры выстроены по диагонали, то зрителю становятся очевидны их пространственное положение, формы и объемы, что очень важно при создании эффекта третьего измерения. Именно диагональное построение позволяет особенно убедительно подчеркнуть глубину пространства и динамику движения. Очень выразительны диагональные композиции, которые снимаются с ракурсной точки (кадр 88). Такое сочетание изобразительных средств позволяет получать кадры, в которых ясно видны три вектора, выявляющие форму объекта: его длину, ширину и высоту. Диагональная композиция — это всего лишь один из способов организовать кадр. Она обеспечивает стремительные изменения масштабов объекта при его движении, подчеркивает динамику действия, происходящего в диагональном направлении, позволяет наиболее экономно использовать картинную плоскость кадра при размещении объектов съемки, придает эмоциональную окраску содержанию, активно выявляя глубину кадрового пространства. 

 

Ритм и симметрия

РИТМ (в переводе с греческого — соразмерность, стройность) — это закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов. Одно из важнейших проявлений ритма — повторностъ этих элементов, мерность их чередования. Ритм присущ самым разным явлениям реальной жизни: ритмично наше дыхание, движение живых существ, строение кристаллов, смена дня и ночи, морской прибой...

Ритм, независимо от того, из каких элементов состоит ритмическая структура, это стремление к активному воздействию на зрителя или слушателя, потому что повторяемость одинаковых частей легка для восприятия.

СИММЕТРИЯ по-гречески означает "соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей". С симметрией мы встречаемся везде: в природе, технике, науке и искусстве. Она проявляется в строении цветка и ягоды, форме самолета и мебели, в ритмическом построении музыкальной фразы и стихотворения, в атомной структуре кристаллов и молекул. Симметрия буквально пронизывает окружающий мир. Ее проявления, которые мы видим, можно назвать геометрической симметрией. Если рассматривать физические явления и законы природы, то в основе естественнонаучной картины мира лежит так называемая физическая симметрия.

 

 

 

 

РАКУРС

Выбирая съемочную точку и выстраивая композицию, оператор часто использует ракурсную позицию. Снимать в ракурсе — значит направить оптическую ось камеры по отношению к вертикальным плоскостям объекта под любым углом, кроме прямого. Поэтому прием может быть двух типов: ВЕРХНИЙ РАКУРС или НИЖНИЙ РАКУРС.

При помощи ракурсной съемки оператор решает различные задачи:

• пространственно ориентирует зрителя;

• раскрывает специфические признаки объекта;

• придает объекту эмоциональную окраску.

ОРИЕНТАЦИЯ ЗРИТЕЛЯ В ПРОСТРАНСТВЕ — это самая очевидная роль ракурсной съемки, которая соответствует жизненной практике зрителя, воспринимающего окружающую среду.Каждый раз, обращаясь к ракурсной съемке, оператор должен отдавать себе отчет в том, что даст зрителю применение ракурса. Если для подобного решения нет достаточных оснований, результат потеряет смысл, даже если кадр будет выглядеть очень эффектно. Ракурсный кадр органично входит в монтаж только тогда, когда он раскрывает характерные признаки той ситуации, в которой действуют герои съемки.

Верхний ракурс

Верхний ракурс позволяет оператору "развернуть" пространство, лежащее перед съемочной камерой, и тем самым более выразительно показать действие, которое в нем происходит. При съемке общих планов верхний ракурс позволяет разместить на картинной плоскости кадра гораздо большее количество изобразительных компонентов, чем это возможно при съемке с обычной точки зрения.

 

 

Нижний ракурс

ПОКАЗ ХАРАКТЕРНЫХ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТА также решается с помощью ракурсной съемки.Ракурс становится действенным средством только тогда, когда оператор обращается к этому приему, чувствуя необходимость высказать свое отношение к объекту съемки и имея для этого достаточные основания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: