Выявление путей влияния персональных особенностей студентов на индивидуальный стиль произвольной саморегуляции их поведения




Принцип активности — один из основополагающих в российскойпсихологии — означает, что человек избирательно и в разной степениреагирует на окружающий его мир, а также способен создавать, сохранятьили изменять среду своего существования. В процессе жизнедеятельности он непрерывно сталкивается с ситуацией выбора целейСтоль актуальная в настоящее время проблема психической СРстала предметом исследования в Психологическом институте РАО ещев 1960-х гг. Лаборатория психологии саморегуляции была основана в1970 г. акад. РАО О.А. Конопкиным, который, развивая идеи Анохина,Бернштейна, Ошанина и Небылицына, заложил основы психологии СРкак области знания в нашей стране. В первых исследованиях лаборатории сенсомоторное реагирование рассматривалось как деятельность,в которой есть психологическая СР. Ее структура и функции и былиосновным объектом изучения.

О.А. Конопкин (1980) предложил концептуальную модель, воспроизводящую наиболее общие структурно-функциональные моментыстроения осознанной СР деятельности, выделив в ее процессе следующие основные функциональные звенья: цель деятельности (в том виде, вкаком она понята и принята субъектом); субъективная модель значимыхдлядостижения цели условий деятельности; программа деятельности;системакритериев успешности достижения цели; звено оценки (обратной)информации о результатах деятельности; звено коррекций.

Концептуальные представления о модели СР были разработаныиэкспериментально проверены первоначально на сенсомоторнойдеятельности человека, а затем успешно применялись и к анализу регуляторных процессов в учебной и различных видах профессиональнойдеятельности, а также в спорте высших достижений. Были выявленыосновные общие закономерности СР и доказано, что успешность каждого из исследованных видов деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы СР, а любой структурно-функциональныйдефект процесса СР существенно ограничивает эффективностьдеятельности. Другими словами, как бы ни был когнитивно одарен икомпетентен человек, для высокой эффективности деятельности необходимо наличие у него развитой и совершенной системы регуляциидостижения внешних (практических) и внутренних (направленных насебя, на решение своих проблем саморазвития) целей. Существованиезависимости продуктивных аспектов деятельности от совершенства иразвития системы осознанной СР нашло подтверждение почти во всехнаших исследованиях вне зависимости от того, на материале каких видовдеятельности или активности они проводились.

Начиная с 1990-х гг. проблема осознанной СР была поставлена ираскрыта в отношении произвольной активности человека. Разработанная ранее модель СР деятельности была уточнена и успешно применена к анализу произвольной активности человека, были развитыпредставления об общей способности СР, выделены операциональныеи содержательные аспекты осознанной СР и раскрыта их специфика ивзаимосвязь (Конопкин, 1995; Моросанова, 1995).

В настоящее время произвольная осознанная СР понимается намикак системный многоуровневый процесс психической активности человека повыдвижению целей и управлению их достижением. При этомтермин «осознанность» не предполагает постоянной актуальной преставленности в сознании субъекта всех моментов его активности. Смыслв том, что психическая СР принципиально осознаваема человеком помере необходимости, например в случае возникновения трудностей илиосознанного построения новых планов и программ поведения. И этимвысший уровень СР, связанный со спецификой психики человека, отличается от СР у животных.

Нами был выделен, описан и системно исследован феномен индивидуальных особенностей СР, который проявляется в том, что люди отличаются уровнем развития осознанной СР, по-разному планируют целисвоей деятельности, моделируют значимые условия их достижения, применяют отличающиеся способы и алгоритмы действий, имеют различныекритерии успешности для оценки результатов (Моросанова, 1998).

Уже на первых этапах исследований мы увидели, что стиль СР соотносится с индивидуальностью человека. Рассмотрение этой проблемыпотребовало не только развернутых эмпирических исследований, но ибольшой теоретической работы. Она была направлена в первую очередьна изучение представлений о том, как соотносятся понятия индивидуальности, личности и субъекта. Эти исследования были выполненынами в то время, когда понятие субъекта стало завоевывать позиции вметодологии и теории российской психологии. Мы искали ответ на вопрос, какова та психологическая реальность, для обозначения которойпсихологам необходимо изначально философское понятие субъекта.

Каковы критерии выделения в многоуровневых и очень разнообразных

проявлениях индивидуальности человека не только личностных, но исубъектных аспектов?

С нашей точки зрения, наиболее широким является понятие ин-дивидуальности, которая является и субъектом, и личностью на всехстадиях индивидуального развития (Моросанова, 2002).Рассматривая индивидуальность как субъекта разных видов активности, мы исследуем психическую СР, являющуюся функциональнымсредством субъекта и психологическим механизмом, позволяющимему мобилизовать свои личностные и когнитивные ресурсы для реализации собственной активности, для выдвижения и достижения еецелей. Понятие субъекта подчеркивает активное созидательное начало в человеке, способность к постановке и достижению субъектнопринятых целей.

Существуют различные формы или уровни проявления субъектности. Операциональный уровень может быть описан регуляторнымпрофилем развития процессов СР: планирования целей, моделирования условий, программирования, корректирования активности и еерезультатов. Другим уровнем являются субъектные (или регуляторно-личностные) черты: ответственность, настойчивость, гибкость, надежность и др. Их выраженность у человека зависит от степени развития осознанной СР и своеобразия способов достижения целей («какдействует человек»). В отличие от субъектных собственно личностныеструктуры определяют не то, как действует человек, а то, какие по со-держанию цели он выдвигает, ради чего он действует и как относитсяк окружающему миру. Именно субъектные черты определяют способность человека преодолевать субъективные и объективные трудностидостижения жизненных целей и наряду с индивидуальным регуляторным профилем являются основой для формирования индивидуальныхстилей СР в конкретных видах деятельности.

Итак, понятия «субъект» и «личность» обозначают, с нашей точкизрения, различные аспекты индивидуальности человека, которые, взаимодействуя, формируют его внутренний мир и проявления в поведении.

Субъектность проявляется в первую очередь в самодетерминации, в развитии осознанной СР активности. А личность определяет индивидуальные особенности СР в их взаимосвязи с темпераментом и характером,различными структурами самосознания и бессознательного.

Утверждения в опросниках сгруппированы в набор шкал, которыедиагностируют индивидуально-типические особенности регуляторныхпроцессов планирования цели, моделирования ситуации, програм-мирования действий и оценки результата. Результаты тестированияпозволяют оценить индивидуальный уровень СР, а также построитьиндивидуальные профили развития стилевых особенностей основныхрегуляторных процессов и личностно-регуляторных качеств.

Согласно структурным и уровневым характеристикам было выделе-но два вида регуляторных профилей — гармоничный и акцентуированный. Субъекты с высоким развитием СР и одинаковым уровнем развитиявсех регуляторных свойств легче овладевают новыми видами деятельности и чаще достигают высокой эффективности в профессиональнойсфере. Эффективные стили СР на основе гармоничных профилей чащенаблюдаются в профессиях с предельно высокими требованиями кразвитию психической СР. Так, у спортсменов высшей квалификации,прошедших отбор в олимпийские сборные, как правило, наблюдаетсягармоничный стиль СР спортивной подготовки (Моросанова, 1998).

Полученные результаты ни в коем случае не должны быть истолкованыв том смысле, что для результативной деятельности необходимо формирование стиля на основе именно гармоничного типа СР.Наши исследования СР учебной подготовки студентов показали,что если профиль акцентуирован, то формирование эффективного илинеэффективного стиля зависит не только от уровня развития СР, но и отсоздания в процессе формирования стиля компенсаторных отношениймежду сильной и слабой сторонами регуляции. Так, нами были выделены три стиля с акцентуированной структурой профиля: автономный,устойчивый, оперативный (Моросанова, Сагиев, 1994).

В акцентуированных стилях, как и в гармоничных, спецификаиндивидуального профиля во многом определяется развитостьюсубъектных свойств. Так, для оперативного стиля стилеобразующейявляется гибкость, для автономного — самостоятельность, для устойчивого стиля — надежность. Позже было показано, что гармоничныестили характерны для людей с высоким развитием таких субъектныхкачеств, как ответственность, уверенность, настойчивость (Моросанова, Плахотникова, 2003). Следует особо подчеркнуть, что ни одиниз выделенных сти лей не являлся более предпочтительным с точкизрения успеха учебной деятельности. Успеваемость выделенных групписпытуе мых, характеризующихся различными способами регуляции,статис тически не различалась.

Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и задатков, а его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков, т.е. способности являются функцией не только задатков самих по себе, но и развития, в которое задатки входят как предпосылки или условия. Возникает вопрос: в какой степени способности обусловлены наследственностью, а в какой - воздействием окружающей среды и обучением? Установлено, что генотип определяет только теоретически достижимые границы возможностей индивидуума, а среда и воспитание - насколько эти возможности будут практически реализованы. На многих вопросах, посвященных этому вопросу, в научных спорах точка не поставлена В настоящее время, принимая во внимание всю совокупность накопленных данных, большинство исследователей считает, что наследственность создает лишь пределы для развития способностей, да и то весьма широкие, и как правило, неисчерпываемые, а их реализацию определяет влияние обучения и воспитания.

На индивидуальный стиль произвольной саморегуляции студентов могут повлиять следующие персональные особенности:

1. Экстраверсия — интроверсиялат. extra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) — характеристика индивидуальнопсихологических различий человека, крайние полюса которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира.

Экстраверсия определяется как внешняя направленность, характеризуется обращенностью личности на окружающий мир. Экстравертам свойственна социальная активность, инициативность и гибкость поведения, общительность, социальная адаптивность. Экстраверты склонны к более быстрому выполнению заданий.

Интроверсия определяется как внутренняя направленность человека, предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности. Для интровертов характерна фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, склонность к самоанализу, социальная пассивность, избирательная общительность и замкнутость.

2. Склонность к сотрудничеству — готовность к сотрудничеству, способность совместными усилиями с другими людьми находить верное решение возникающих проблем.

3. Добросовестность — ответственное отношение к порученному делу и людям, надежность, настойчивость и нацеленность на успех.

4. Эмоциональная стабильность — характеристика личности, связанная с высоким уровнем самоконтроля, умением переживать сильные травматические воздействия, выходить из негативных эмоциональных состояний без преувеличения или уменьшения важности их воздействия. В случае отсутствия эмоциональной стабильности человеку свойственна напряженность, неуверенность в себе и нервозность.

5. Восприимчивость к приобретению нового опыта — способность к обучению и формированию новых навыков, где немаловажную роль играют креативные (творческие) и интеллектуальные способности.

Помимо этих выделенных качеств личности на индивидуальное поведение человека влияет его «Я-концепция», представление о себе и значимости собственной личности. Представление о себе(self-concept), конструируемое человеком в процессе деятельности и общения, обеспечивает его личности единство и тождественность, проявляется в самооценке, самоуважении и самоэффективности.

Самоуважение (self-esteem) — уважение к самому себе, всеобъемлющая оценка человеком самого себя, чувство собственного достоинства. Самоуважение тесно связано с самооценкой личности (оценкой своих возможностей, качеств и места среди других людей) и с уважительным отношением окружающих, тем самым влияет на эффективность деятельности человека и на дальнейшее развитие его личности.

Самоэффективность (self-efficacy) — оценка собственной эффективности, связанная с чувством собственной компетентности, с ощущением способности решить любую проблему и справиться с любой ситуацией.

Кроме того, личность характеризуется активностью, направленностью, развитым самосознанием и ее становление связано с процессом социализации.

Социализация личности — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Зрелую личность характеризует активность, независимость, глубокие интересы, обладание разнообразными поведенческими моделями и т. д.

Процесс социализации сотрудников в организации включает следующие основные моменты: формирование необходимых установок, ценностей и форм поведения; адаптацию (приспособление) к коллективу, к должностным обязанностям, к работе.

Осознанные стратегии социализации новых сотрудников играют немаловажную роль при работе с персоналом и способствуют повышению эффективности компании, позволяют сформировать уважительное отношение к коллегам, лояльность к организации.

Поведение человека почти всегда связано с действием соответствующей установки личности, поэтому установки работников имеют огромное значение для организации.

Одной из задач эффективного менеджмента является создание соответствующих условий труда, способных формировать у сотрудников организации положительные установки на свою деятельность и компанию в целом. По мнению грузинского психолога Д.Н. Узнадзе, установка возникает при «встрече» двух факторов — потребности и ситуации удовлетворения этой потребности, тем самым определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта.

Установка (англ, orientation — ориентация) — это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Негативные установки — симптом возникших проблем и в тоже время — причина грядущих трудностей. Последствиями негативных установок на труд и организацию являются снижение производительности и качества выполняемой работы, прогулы, высокая текучесть кадров и т. п. Благоприятные (позитивные) установки сотрудников оказывают положительное влияние на результаты деятельности организации.

Установки человека всегда эмоционально окрашены: они либо положительные, либо нейтральные или негативные (эмоциональнооценочный компонент); они включают в себя убеждения или информацию по отношению к объекту или предмету деятельности (информационный компонент) и проявляются на поведенческом уровне, демонстрируя готовность действовать определенным образом в зависимости от индивидуальных особенностей личности (поведенческий компонент).

Помимо установки, которая в большинстве случаев имеет неосознанный характер и относится к структуре психики, в психологии выделяют социальную установку — аттитюд, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Аттитюд, как категория, используется в основном для изучения социальных явлений, и носит оценочный характер. Аттитюд (англ, attitude — позиция, положение) — это состояние умственной и нервной готовности, организованное на основе предшествующего опыта, направляющее реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана (Оллпорт,). Иными словами, аттитюд — приобретенная оценочная реакция (сформированная позиция по отношению к внешним объектам и явлениям), направленная на определенные объекты, которая сравнительно устойчива и которая влияет и мотивирует наше поведение по отношению к этим объектам.

Существует еше другие виды социальной установки, которые играют большую роль во взаимоотношениях между людьми. К ним относятся стереотипы — предвзятые мнения и представления, которые формируются в период социализации личности. Существуют стереотипы национальные, профессиональные, этнические и т. д. В стереотипах сумма истинных знаний всегда больше суммы ложных, однако, из-за большой обобщенности происходит искажение информации. В связи с этим знание, формирующее стереотип, превращается в догму и функционирует даже тогда, когда доказана его несостоятельность. Устойчивость стереотипа также относительна, как и устойчивость установки. Стереотипы, как и установки, играют значительную роль в усвоении ценностей культуры и трансляции их во времени.

Таким образом, установки и аттитюды обладают двумя главными функциональными особенностями:

а) свойством относительной устойчивости,

б) способностью выступать в качестве относительно самостоятельных потребностей и мотивов.

В жизнедеятельности установки выполняют следующие функции:

функцию стабилизации — установка определяет устойчивый, последовательный характер протекания деятельности, выступая как механизм стабилизации, позволяющий сохранить направленность деятельности в непрерывно меняющихся ситуациях;

функцию сохранения энергии — установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ранее встречавшихся ситуациях;

функцию приспособления — установки помогают человеку приспособиться к своему рабочему окружению;

функцию защиты — установки помогают человеку сохранить свой образ;

познавательную функцию — установки организуют познавательную деятельность человека;

аксиологическую функцию — установки являются основой для формирования системы ценностей личности. В отечественной психологии ценностные ориентации личности рассматривают как систему фиксированных установок на предметы и явления окружающей действительности, которая проявляется через оценочную деятельность человека, включающую язык, общение и его деловую активность и формируется под воздействием социальной среды и внутреннего содержания личности; представляет собой индивидуальные ценностные принципы, которые являются для личности руководством к действию.

Изучение влияния установок на отношение к труду, карьере и организации для современного менеджмента представляется жизненно необходимым и важным.

Значительная часть факторов, влияющих на производительность работников, на удовлетворенность трудом, находится вне сферы контроля менеджеров, например, к таким факторам относятся характерологические особенности личности.

Люди в силу особенностей нервной системы и темперамента могут иметь либо оптимистические взгляды на жизнь, либо пессимистические.

У оптимистов восприятие мира окрашено положительными эмоциями, и такие люди сами не склонны пасовать перед трудностями и тем самым изначально имеют тенденцию к позитивным чувствам удовлетворенности трудом, кроме того, они и на окружающих оказывают позитивное эмоциональное воздействие.

У пессимистов можно наблюдать противоположные тенденции: акцентирование на неудачах, неудовлетворенность трудом, жизнью и негативное эмоциональное воздействие на окружающих.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: