По своему назначению карты делятся на:
1).Planning Charts — карты планирования.
2). Enroute Charts — маршрутные карты.
3). Area Charts — карты зон аэроузлов.
4). SlDs and STARs — карты стандартных маршрутов вылета и прибытия по приборам,
5). Approach Charts — карты инструментального захода на посадку.
6). Airport (Landing) Charts — карты аэродрома или карты посадки.
7). Noise Charts — карты процедур по снижению шума.
Кроме перечисленных, для некоторых аэропортов могут издаваться карты:
— RADAR — карта зон радиолокационного обеспечения;
— TAXI — карта руления;
— APRON — карта перрона;
— PARKING — карта стоянок;
— VICINITY — карта окрестности и т.д.
1). Planning Charts.
Карты планирования предназначены для получения справочных данных при планировании полетов. Используются они также и при проведении предварительной подготовки к полету. Они позволяют:
— подсчитать общее расстояние по маршруту полета;
— выбрать запасные аэродромы;
— определить предварительно общую заправку ВС топливом;
— выбрать маршрутные карты.
Издаются карты планирования в мелком масштабе и охватывают большие территории земной поверхности.
На карте с обратной стороны иногда дастся таблица расстоянии между основными аэродромами и таблица навигационных радиосредств.
Не всегда наносятся на карту также и зоны с ограниченным режимом полетов.
2). Enroute Charts и Area Charts.
При подготовке и выполнении международных полетов применяются аэронавигационные карты, издаваемые, в частности, фирмой «Jeppesen». Эти карты построены в равноугольной конической проекции на основе лучших аэронавигационных и топографических карт. Большинство маршрутных карт фирма издает в конической конформной проекции Ламберта. Проекция строится на секущем конусе, сохраняет величину углов и подобие небольших фигур земной поверхности (свойство конформности).
Карты в проекции Ламберта издаются в следующих масштабах: 5; 7,5; 10; 15; 20; 30; 40; 48 и 60 морских миль в 1 дюйме, что соответствует 3,6; 5,5; 7,3; 11; 14,6; 21,9; 29,2; 35 и 43,8 км в 1 см. Для перевода масштабов можно использовать коэффициент 0,729.
3). Карты SID и STAR.
SID — Standard instrument Departure — Схема стандартного маршрута вылета,
STAR — Stamford Terminal Arrival Routes -Схема стандартного маршрут прибытия.
Эти карты графически отображают процедуры вылета и прибытия, предписываемые соответствующими полномочными органами. Кроме графической иллюстрации карты дополняются текстовым описанием процедур, когда она предоставляется полномочными* органами.
В некоторых аэропортах мира для выполнения процедур SID и STAR текстовая информация является необходимой.
Карта STAR содержит данные, которые необходимы для входа в зону ожидания, и данные для подхода ВС к точке начала инструментального захода на посадку.
Карта SID обеспечивает переход из воздушного пространства аэродрома на соответствующий маршрут.
Карты SID и STAR издаются не в масштабе.
Кроме, карт STAR могут издаваться карты: — FMS STAR с использованием системы управления полетом:
— RUNAV STAR с использованием аппаратуры зональной навигации;
— DME or GPS ARRIVAL с использованием DME и CPS;
—ARRIVAL —прибытия.
— PROFILE DESCENT — профильного снижения..
Кроме карт SID издаются карты:
— FMS,SID.RNAV SID:
— DEPARTURE — вылета;
— SID(R) и RADAR DEPARTURE — вылета под управлением диспетчера РЛК;
— VISUAL DEPARTURE — визуального вылета.
На картах SID и STAR указываются в рамке данные о эшелоне перехода и абсолютной высоте перехода. Кроме этого, на картах SID в рамке указывается диспетчерская частота выхода, а на картах STAR частота ATIS.
Запретные зоны указываются на картах STAR, если они расположены и радиусе 5 NM от основного аэродрома или от оси маршрута.
4) Approach Charts - Карты захода
Minimum Climb Gradient может быть также выражен:
а) В процентах.
Пример: MCG = 5%, W=240 kts. Определить Vy. Vy = MCG% x W = 5 x 240 = 1200 ft/mm (6 м/сек).
б) Углом набора.
Пример: MCG = 2°, W=240 kts. Определить Vy. Vy = MCG° x W x 1,75 = 2 x 240 x 1,75 = 840 ft/min (4,2 м/сек).
в) Отношением высоты набора к пройденному расстоянию.
Примечание: Карты захода на посадку, систематизированные в сборнике АНИ фирмы «Jаppesen» в алфавитном порядке, содержат важные сведения, необходимые для безопасного выполнения маневра захода на посадку по приборам и ухода на второй круг.
5). Airport (Landing) Chan.
Карта аэродрома содержит основные данные об аэродроме, ВПП, светооборудовании, минимумах и другую информацию. Для крупных аэропортов может издаваться несколько карт, на которых дается подробная информация о рулежных дорожках, стоянках ВС координатах мест стоянок, о порядке парковки, запуска и тд.
6). Карта NOISE
Приемы снижения шума применяют лишь в том случае, если доказана их необходимость, Предпочтительные по шуму маршруты устанавливаются для того, чтобы самолеты могли избегать, насколько это практически возможно. пролета над зонами, чувствительными к шуму, в окрестностях аэродрома. Предпочтительные по шуму маршруты следует совмещать со стандартными маршрутами вылета и прилета.
При установлении предпочтительных по шуму маршрутов:
а) не следует требовать выполнения разворотов при наборе высоты и взлете если самолет не достиг (и сможет сохранять в развороте) высоты не менее 150 м (500 футов) над местностью и самым высоким препятствием над траекторией полета: при развороте угол крена ограничен значением 15°.
б) не следует требовать никаких разворотов одновременно с уменьшением тяги, связанных со снижением шума;
в) для соблюдения самолетом установленного маршрута следует обеспечивать соответствующее радионавигационное наведение.
Никакие требования по снижению авиационного шума не препятствуют командиру корабля пользоваться предоставленными ему полномочиями по обеспечению безопасности полета.
На картах NOISE фирмы «Jeppcsen» дается описание процедур по снижению шума (NOISE ABATEMENT PROCEDURES), а при необходимости текстовая информация дополняется графической, которая включает в себя:
— траектории вылета;
— взлетно-посадочные полосы;
— пункты замера шума;
— госпитали;
— жилые кварталы;
— обозначения навигационных средств, обеспечивающих наведение;
— обозначения маршрутов SID, совпадающих с траекториями вылета