Раздел 1. Сбор и первичная обработка юридически значимой информации




 

Тема 2. Статистическое наблюдение

(2 часа практических занятий)

Перечень вопросов, выносимых на практическое занятие:

1. Понятие статистического наблюдения. Требования, предъявляемые к статистическому наблюдению. Основные этапы проведения статистического наблюдения.

2. Основные понятия, используемее в статистическом наблюдении: единица наблюдения, единица совокупности и единица.

3. Программа наблюдения: понятие и содержание. Требования, предъявляемые к программе наблюдения.

4. Понятие точности и ошибки наблюдения. Виды ошибок наблюдения. Контроль результатов статистического наблюдения. Меры ответственности за искажение результатов статистического наблюдения.

 

 

Задания:

1. Определите объект наблюдения, единицу наблюдения, отчетную единицу, единицу измерения и место наблюдения при проведении следующих исследований:

- Перепись населения;

- Анализ аварийности на дорогах города.

Составьте программу наблюдения анализа аварийности на дорогах города.

Определите, какие признаки положены в основу программы наблюдения перепись населения.

Составьте программу наблюдения переписи населения.

2. Определите форму и вид статистического наблюдения:

- Ежедневная регистрация пациентов, поступивших в стационар лечебного учреждения;

- Годовая отчетность органов предварительного расследования.

3. Определите форму и вид статистического наблюдения:

- Перепись торговых предприятий;

- Регистрация, совершенных дорожно-транспортных происшествий.

4. Определите объект и единицу статистического наблюдения:

- Обследование уровня жизни жителей Саратовской области.

5. Определите объект и единицу статистического наблюдения:

- Перепись банков РФ;

- Обследование промышленных предприятий с целью изучения уровня оплаты труда.

6. С помощью логического и арифметического контроля выявите ошибки в следующем формуляре (дата заполнения формуляра – 1 марта 2004 года):

- Пол – женский;

- Возраст – 8 лет;

- Национальность – русская;

- Дата рождения – 5 марта 1955 года.

7. С помощью логического и арифметического контроля выявите ошибки в следующем формуляре (дата заполнения формуляра – 1 февраля 2004 года):

- Пол – мужской;

- Возраст – 90 лет;

- Национальность – русский;

- Дата рождения – 5 марта 1955 года.

- Родной язык – украинский;

- Дата рождения – 5 марта 1854 года;

- Источник средства к существованию – пособие по безработице.

8. Сформулируйте цель проведения статистического наблюдения:

- Регистрация рождений органами ЗАГС;

- Обследование уровня жизни студентов вузов.

 

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон от 19.11.2007 № 282-ФЗ (ред. от 19.10.2011) «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

2. Закон РФ от 13.05.1992 № 2761-1 (ред. от 30.12.2001) «Об ответственности за нарушения порядка предоставления государственной статистической отчетности».

 

3. Акулич, М. В. Статистика в таблицах, формулах и схемах: [учеб. пособие] / М. В. Акулич. - СПб.: Питер, 2009.

4. Лунеев, В.В. Юридическая статистика: Учеб. / Ин-т гос.и права РАН. - М.: Юристъ, 1999.

5. Мухин, А. А. Правовая статистика: учеб. пособие для вузов по спец. 030501 «Юриспруденция» рек. УМО / А. А. Мухин, И. А. Мухина, ГОУВПО «Удмурт. гос. ун-т», Ин-т права, соц. управления и безопасности, ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА. - Ижевск: Jus est, 2009.

6. Мухин, А. А. Правовая статистика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов по направлению 030500 "Юриспруденция" и по спец. 030501 "Юриспруденция" рек. УМО / А. А. Мухин, И. А. Мухина. - Ижевск, 2009.

7. Мухин, А. А. Статистика: учеб. пособие / А. А. Мухин, И. А. Мухина, ГОУВПО «Удмурт. гос. ун-т», ФГОУВПО Ижевская ГСХА. - Ижевск: Jus est, 2011.

8. Никитина, О. Т. Общая теория статистики: учеб. пособие / О. Т. Никитина, ГОУВПО «Удмурт. гос. ун-т», Ин-т экономики и управления. - Ижевск, 2009.

9. Савюк, Л.К. Правовая статистика: Учеб.для вузов рек.МО РФ / Л.К. Савюк. - М.: Юристъ, 2002.

10. Социальная статистика: учеб.для вузов рек.МО РФ / Н.В. Бурова, Э.К. Васильева, И.И. Елисеева и др.; под ред. И. И. Елисеевой. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003.

11. Статистика: учеб. для вузов рек. МО РФ / И. И. Елисеева, А. В. Изотов, Е. Б. Капралова и др.; под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Кнорус, 2006.

 

Методические указания по самостоятельной работе студентов: При изучении данной темы необходимо получить представление о понятии и содержании статистической информации, единицах наблюдения, единицах совокупности, единицах измерения. Получить представление о программе наблюдения и особенностях наблюдения в сфере юридической деятельности.

Следует понимать, что статистическое наблюдение во всех случаях будет представлять собой количественную регистрацию отдельных явлений, отбираемых по определенным качественным признакам. Статистическое наблюдение проводится не в праздных целях. На основе его результатов принимаются важные практические и нередко дорогостоящие решения. Если результаты наблюдения не отражают реалий, решения будут бесполезны, ошибочны и даже вредны. Поэтому знание основ статистического наблюдения, правил и принципов его проведения позволяет специалисту как провести самостоятельное объективное исследование избежав традиционных ошибок в данном процессе, так и оценить результаты исследования иных лиц.

Использование рекомендованной в рабочей программе литературы является желательным. Однако научная и учебная статистическая информация достаточно широко представлена и автор рабочей программы не ставит цели ограничивать обучающихся в выборе материала. Поэтому может быть использован как рекомендованный, так и иной учебный материал в объеме необходимом для выработки понимания рассматриваемых вопросов.

При изучение данной темы следует обратить внимание, что она позволяет создать основу для выполнения первого задания контрольной работы.

Тема3. Сводка и группировка статистических материалов

(2 часа практических занятий)

Перечень вопросов, выносимых на практическое занятие:

1. Понятие и содержание сводки статистических материалов. Виды сводок.

2. Понятие группировки в статистике. Виды статистических группировок. Основные задачи решаемые исследователем с помощью каждого из видов группировок.

3. Понятие и назначение ряда распределения. Признаки, используемые для построения рядов распределения.

4. Понятие классификации в статистике. Признаки классификации объектов в правовой статистике.

5. Понятие и функции статистических таблиц. Понятие подлежащего и сказуемого статистической таблицы. Виды статистических таблиц по характеру подлежащего и сказуемого.

6. Статистические графики: понятие, цели использования, основные элементы графиков, виды графиков и их значение в аналитической работе.

Задания:

1. Органами МВД зарегистрирована подростковая преступность за май 2002 года в возрасте:

16 13 15 13 15 17 17 15 15 14 16 14

14 14 14 14 13 16 17 16 13 15 14 15

На основе этих данных

- Составьте дискретный ряд распределения.

- Произведите сравнительный анализ, если известно, что за аналогичный период 2001 года преступления, совершенные подростками, распределялись по возрасту следующим образом:

Возраст, лет           Всего
Число преступлений в процентах к итогу            

Постройте полигон распределения, найдите модальную величину распределения и сделайте выводы.

2. При проведении плановых мероприятий по выявлению нарушений скоростного режима на автомобильных дорогах района зарегистрирована следующая скорость движения автотранспорта (в км/ч):

168 115 137 124 145 105 135 125 122 146 170 135 100

132 150 110 105 127 118 112 130 155 138 128 142 100

130 150 135 180 120 145 125 140 175 140 148 138 105

Для анализа информации требуется:

- Построить интервальный ряд распределения, образовав 4 группы с равными интервалами;

- Полученный ряд распределения изобразить на графике.

3. По данным ГИЦ МВД РФ состояние тяжких и особо тяжких преступлений за определенный период (март 2005) по 26 регионам России выглядит следующим образом:

Регион Зарегистрировано преступлений Раскрыто Не раскрыто, но в производстве
Белгородская область      
Брянская область      
Владимирская область      
Воронежская область      
Ивановская область      
Калужская область      
Костромская область      
Курская область      
Липецкая область      
Орловская область      
Рязанская область      
Смоленская область      
Тамбовская область      
Тверская область      
Томская область      
Ярославская область      
Республика Карелия1239      
Республика Коми      
Архангельская область      
Ненецкий автономный округ      
Вологодская область      
Калининградская область      
Ленинградская область      
Мурманская область      
Новгородская область      
Псковская область      

- Проведите анализ состояния преступности по регионам, применяя метод группировок.

4. Известны следующие данные по уголовным делам рассмотренным в N-ском суде за отчетный период.

Возраст Пол Образование Срок лишения свободы, лет Статья Вид преступления
    М Высшее   159 ч.3 Мошенничество
    М Среднеспециальное   111 ч. 1 Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
    Ж среднее   188 ч. 1 Контрабанда
    М высшее   166 ч.1 Угон
    М среднее   112 ч. 1 Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
    М Среднетехническое   131 ч. 2 Изнасилование
    М Среднетехническое   158 ч.2 Кража
    Ж высшее   199 ч. 2 Уклонение от уплаты налогов
    Ж Среднее   160 ч. 1 Присвоение
    М высшее   158 ч. 2 Кража
    М среднеспециальное   188 ч. 1 Контрабанда
    Ж среднее   158 ч. 2 Кража
    М среднее   131 ч. 2 Изнасилование
    М Среднее   166 ч. 4 Угон
    М высшее   126 ч. 2 Похищение человека
    ж Среднеспециальное   241 ч. 1 Организация занятия проституцией
    м среднее   163 ч. 1 Вымогательство
    Ж высшее   240 ч. 1 Вовлечение в занятие проституцией
    Ж среднее   158 ч. 2 Кража
    М среднее   213 ч. 2 Хулиганство
    М Высшее   273 ч. 1 Создание и распространение вредоносных программ для ЭВМ
    М высшее   111 ч. 2 Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
    М среднеспециальное   163 ч. 1 Вымогательство
    Ж среднее     Убийство матерью новорожденного ребенка
    М высшее   162 ч. 4 Разбой
    М Среднее   111 ч. 2 Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
    Ж среднеспециальное   228 ч. 1 Незаконное приобретение наркотиков
    М высшее   272 ч.1 Неправомерный доступ к компьютерной информации
    Ж высшее   290 ч. 2 Получение взятки
    М высшее   243 ч. 1 Уничтожение памятников истории
    М среднетехническое   264 ч. 2 Нарушение ПДД
    Ж среднее   161 ч. 2 Грабеж
    Ж среднеспециальное   159 ч. 1 Мошенничество
    М высшее   176 ч. 1 Незаконное получение кредита
    М высшее   223 ч. 3 Незаконное изготовление оружия
    М высшее   206 ч. 1 Захват заложника
    Ж среднее   226 ч. 2 Хищение оружия
    М среднее   158 ч. 2 Кража
    ж высшее   172 ч. 2 Незаконная банковская деятельность
    М Среднее   162 ч. 2 Разбой
    М Среднеспециальное   213 ч. 1 Хулиганство
    М Среднее   210 ч. 2 Организация преступного сообщества
    М среднетехническое   105 ч. 1 Убийство
    М среднетехническое   150 ч. 1 Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления
    М среднее   158 ч. 1 Кража
    М высшее   201 ч. 1 Злоупотребление полномочиями
    М среднетехническое   146 ч. 2 Нарушение авторских прав
    М среднетехническое     Угроза убийством
    М среднее   158 ч. 4 Кража
    М высшее   250 ч. 3 Загрязнение вод

- Произведите группировку осужденных по сроку лишения свободы образовав 3 группы.

- По данным таблицы постройте аналитическую таблицу позволяющую выявить зависимость между образованием, полом и сроком лишения свободы.

- По этим данным произведите типологическую группировку осужденных по характеру совершенного преступления. Группировочным признаком взять разделы особой части Уголовного кодекса РФ. При характеристике группы отдельно рассмотреть группы, группировочным признаком которых служит глава Особой части Уголовного кодекса РФ.

- По данным этой таблицы постройте типологическую группировку осужденных лиц по категориям совершенного преступления (ст. 15 УК). Каждую группу охарактеризуйте: сколько из них мужчин, женщин, сделайте вывод.

- По данным таблицы постройте структурную группировку осужденных во возрасту. Интервалы следующие до 18, 18-21, 21-25, 25-35, 35-45, 45 и выше. Сделайте вывод.

- Постройте макет статистической таблицы, характеризующий распределение осужденных по возрасту.

- Постройте макет таблицы, характеризующей распределение, осужденных по тяжести преступления, возрасту, полу.

5. Имеются следующие данные специального статистического обследования больных в один из дней работы поликлиники МВД:

Часы работы поликлиники МВД 8-10 10-12 12-14 14-16 16-18 18-20 Итого
Число больных, в % к итогу              

- Постройте гистограмму, полигон распределения, кумуляту, огиву.

- Разработайте макет статистической таблицы, характеризующей распределение страховых компаний одного из регионов Российской Федерации по величине прибыли. Сформулируйте заголовок и укажите вид ряда распределения.

6. Имеются следующие данные об успеваемость студентов потока в летнюю сессию 2004 г. по теории статистики: 5, 4, 3, 2, 4, 4, 3, 5, 5, 4, 5, 5, 4, 3, 5, 5, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 4, 3, 2.

- Постройте дискретный вариационный ряд распределения студентов по баллам оценок, полученных в сессию. Охарактеризуйте признак, положенный в основание группировок.

7. Определите вид ряда распределения по данным о распределении семей одного из населенных пунктов Российской Федерации по числу детей.

Число детей в семье Число семей Удельный вес, в % к итогу
    57,4 32,2 7,5 2,2 0,7
Итого   100,0

8. Имеются следующие данные о степени выполнения норм выработки рабочими-осужденными цеха в колонии строгого режима за декабрь текущего года, в процентах:

95,4 99,3 130,2 120,1 119,4 98,8 129,0 103,2 103,6 100,5
150,5 140,3 109,2 99,5 97,8 168,0 101,2 115,8 90,6 103,4
190,3 202,0 105,0 150,0 96,8 160,3 130,0 119,6 110,8 111,5
90,3 99,2 99,0 127,0 170,4 99,9 116,5 130,4 125,4 89,8

Постройте: 1) ряд распределения по степени выполнения рабочими норм выработки, выделив четыре группы рабочих-осужденных с постоянным интервалом; 2) ряд распределения по выполнению плана, выделив две группы — не выполняющие норму выработки и выполнивших и перевыполнивших норму выработки; 3) по полученным рядам распределения сделать выводы.

9. Имеются следующие данные о возрасте лиц, совершивших кражу в области за изучаемый период:

Возраст (лет)

                   
                   
                   
                   
                   

- Постройте интервальный ряд распределения лиц, совершивших кражу в области, образовав пять групп с равными интервалами.

- Постройте гистограмму распределения и укажите модальный интервал.

- Сделайте выводы по полученным результатам.

10. Имеются следующие данные о числе обвиняемых по одному уголовному делу:

1 5                                
                                 
                                 

- Для обобщения данных постройте дискретный ряд распределения. 2. Укажите модальную величину. 3.Сравните данные с информацией за аналогичный период предыдущего года: число обвиняемых по одному уголовному делу предыдущем периоде составляло:

Число обвиняемых           Итого
Число дел, в % к итогу            

11. По данным МВД России возраст преступников, совершивших грабежи в области, составил: (возраст, лет)

20 18 16 14 15 19 45 15 49 22

35 27 26 40 39 26 24 23 29 27

27 17 15 38 28 20 18 29 19 25

34 29 20 22 23 15 19 40 17 19

16 33 27 19 14 25 26 33 14 27

- Для анализа информации: 1. Постройте дискретный ряд распределения. 2. Укажите модальный возраст. 3. Сделайте выводы.

 

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон от 19.11.2007 № 282-ФЗ (ред. от 19.10.2011) «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

2. Закон РФ от 13.05.1992 № 2761-1 (ред. от 30.12.2001) «Об ответственности за нарушения порядка предоставления государственной статистической отчетности».

 

3. Акулич, М. В. Статистика в таблицах, формулах и схемах: [учеб. пособие] / М. В. Акулич. - СПб.: Питер, 2009.

4. Лунеев, В.В. Юридическая статистика: Учеб. / Ин-т гос.и права РАН. - М.: Юристъ, 1999.

5. Макарова, Н.В. Статистика в Excel: Учеб.пособие для вузов рек.УМО вузов РФ / Н.В. Макарова, В.Я. Трофимец. - М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Мухин, А. А. Правовая статистика: учеб. пособие для вузов по спец. 030501 «Юриспруденция» рек. УМО / А. А. Мухин, И. А. Мухина, ГОУВПО «Удмурт. гос. ун-т», Ин-т права, соц. управления и безопасности, ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА. - Ижевск: Jus est, 2009.

7. Мухин, А. А. Правовая статистика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов по направлению 030500 "Юриспруденция" и по спец. 030501 "Юриспруденция" рек. УМО / А. А. Мухин, И. А. Мухина. - Ижевск, 2009.

8. Мухин, А. А. Статистика: учеб. пособие / А. А. Мухин, И. А. Мухина, ГОУВПО «Удмурт. гос. ун-т», ФГОУВПО Ижевская ГСХА. - Ижевск: Jus est, 2011.

9. Никитина, О. Т. Общая теория статистики: учеб. пособие / О. Т. Никитина, ГОУВПО «Удмурт. гос. ун-т», Ин-т экономики и управления. - Ижевск, 2009.

10. Савюк, Л.К. Правовая статистика: Учеб.для вузов рек.МО РФ / Л.К. Савюк. - М.: Юристъ, 2002.

11. Социальная статистика: учеб.для вузов рек.МО РФ / Н.В. Бурова, Э.К. Васильева, И.И. Елисеева и др.; под ред. И. И. Елисеевой. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003.

12. Статистика: учеб. для вузов рек. МО РФ / И. И. Елисеева, А. В. Изотов, Е. Б. Капралова и др.; под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Кнорус, 2006.

 

Методические указания по самостоятельной работе студентов: При изучении данной темы необходимо освоить понятие сводки и группировки, а также выработать умение анализировать статические данные, полученные на основе сводки и группировки.

Требуется получение навыков построения статистических таблиц, рядов распределения, построения графических форм отображения статистических данных.

Практическое занятие по теме «Сводка и группировка статистических материалов» состоит из двух последовательных этапов: обсуждения контрольных вопросов вынесенных на семинарское (практическое) занятие и решения задач по данной теме, с последующим обсуждением результатов между членами группы.

Роль преподавателя в данном занятии – организация процесса проведения практического занятии и коррекция его хода.

Примерный перечень задач по теме приведен в планах занятий. Однако в случае необходимости углубления знаний, упрочения полученных навыков у студентов конкретной группы преподаватель оставляет за собой право использования и иных задач и заданий.

Обучающемуся следует обратить внимание, что ряд заданий контрольной работы в каждом варианте аналогичны решаемым на практических занятиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: