Раздел III. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ...................................................................... 253 9 глава




Человек наряду с другими живыми организмами Земли является частью ее живого вещества, его крупнейшей геологической силой и участвует во всех биогеохимических циклах биосферы. Но влияние человека на все планетные процессы намного превосходит возможности всех остальных живых орга­низмов. Ведь человек способен к сознательному целенаправленному преоб­разованию мира С появлением науки возможности человека влиять на нашу планету неизмеримо увеличились. В XX в. наука стала непосредственной про­изводительной силой общества, объединив всю Землю сетью транспортных и информационных коммуникаций, создав предпосылки для появления новой энергетики. Это позволяет говорить о науке как о новой мощной геологиче­ской силе, о научной мысли как планетном явлении.

С появлением на Земле человека, наделенного разумом и способно­стью к труду, начинается переход биосферы в новое состояние — ноосфе­ру. Ноосфера (сфера разума) — это биосфера, преобразованная человече­ской мыслью и трудом, и определяющим фактором ее динамики стано­вится научная мысль, берущая все ее процессы под свой контроль.

Становление ноосферы происходит одновременно со становлением культуры. Подлинная культура как разумно сбалансированная экосисте­ма нашей планеты появится только вместе с ноосферой. Следовательно, появление культуры становится закономерным этапом длительного про­цесса эволюции природы. А поскольку биосфера неразрывно связана с


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

космосом материальными и энергетическими потоками (Вернадский говорил о заносе жизни из космоса, отрицая возможность ее саморазви­тия на Земле), человек и его культура также являются частью этой систе­мы, феноменом космического характера.

Идеи В.И. Вернадского были конкретизированы применительно к развитию человеческого общества основоположником гелиобиологии Александром Леонидовичем Чижевским (1897—1964). В своей работе «Земное эхо солнечных бурь» он отмечал, что все самые разнообразные явления на Земле — и химические превращения земной коры, и динами­ка самой планеты и составляющих ее геосфер — протекают под непо­средственным воздействием Солнца. Особое внимание он обратил на влияние солнечной активности на биосферные процессы. Ему удалось до­казать, что Солнце диктует ритм большинства биологических процессов на Земле. Когда на нем образуется много пятен, появляются хромосфер-ные вспышки и усиливается яркость короны (это характерно для перио­дов активного Солнца), на нашей планете разражаются эпидемии, уско­ряется рост деревьев, особенно активно размножаются вредители сель­ского хозяйства и микроорганизмы — возбудители различных болезней. Подобное заключение было сделано после изучения наложения друг на друга графиков солнечной активности и активности биосферы.

Циклы солнечной активности оказывают свое влияние и на жизне­деятельность человека. На основе глубокого изучения старинных летопи­сей и хроник Чижевский пришел к выводу, что физико-химические про­цессы, происходящие на Солнце, оказывают воздействие на историче­ские процессы, происходящие на Земле, будь то войны, революции, эпидемии, переселения народов и другие массовые социальные потрясе­ния. Причем эти земные явления наступают синхронно с изменениями, происходящими на Солнце. На основании выстроенных им графиков он еще в 1930 г. предсказал, что в 1960—1962 гг. произойдет эпидемическая вспышка холеры, что и в самом деле случилось в странах Юго-Восточной Азии.

Говоря о влиянии Солнца на человека, нельзя забывать, что человек — это часть человечества, общественного организма, который также подвер­жен влиянию солнечной активности. Чижевский попытался установить взаимосвязь 11-летних солнечных циклов с насыщенностью историческими событиями разных периодов человеческой истории. В результате он сделал вывод, что максимум общественной активности совпадает с максимумом солнечной активности. Средние точки течения цикла совпадают с максиму­мом активной массовой деятельности человека — революциями, восстания­ми, войнами, походами, переселениями, знаменуют собой начала новых эпох в истории человечества. В крайних точках течения цикла напряжение обще­человеческой деятельности военного или политического характера понижа-


КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА

ется до минимального предела, уступая место созидательной деятельности и сопровождаясь всеобщим упадком политического и военного энтузиазма, миром и спокойной творческой работой По подсчетам Чижевского, во вре­мя минимума солнечной активности социальная активность составляет не более 5%, во время максимума — достигает 60%.

Идеи о связи космоса, человека и биосферы, представленные кон­цепциями Вернадского и Чижевского, легли в основу популярной сего­дня гипотезы Льва Николаевича Гумилева (1913—1992) о пассионарном толчке, рождающем к жизни новые этносы.

Рассматривая проблемы происхождения этносов, Гумилев определя­ет их как биофизическое явление, что делает их природными феномена­ми. Для него этнос — замкнутая система дискретного типа, которая в мо­мент своего образования получает заряд энергии и расходует его в ходе дальнейшего процесса этногенеза. Эта энергия есть не что иное, как био­геохимическая энергия живого вещества биосферы, открытая Вернад­ским, поток солнечной и космической энергии, преобразованной живым веществом.

Наличие особой составляющей в энергетическом потоке (особый вид космического излучения, сквозь него Земля проходит несколько раз за тысячелетие) приводит к особой мутации в регионах, затронутых им. Появляются люди, способные воспринимать энергии из окружающей среды больше, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Этот эффект выражается в особом свойстве людей, которое Гумилев на­звал пассионарностъю — повышенным стремлением (активностью) к действию. Если такие пассионарные толчки затрагивают территории, где граничат разные ландшафты и живут разные народы, становится воз­можным зарождение нового этноса, который будет отличаться от других особым, присущим только ему, стереотипом поведения и специфиче­ским самосознанием.

Таким образом, этногенез — процесс энергетический, связанный с расходованием энергии, полученной в момент пассионарного толчка, и продолжающийся примерно 1500 лет. При этом этнос проходит в своем развитии ряд стадий. Они связаны с определенными уровнями пассио­нарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каж­дой фазы стереотипах поведения.

После пассионарного толчка наступает фаза подъема продолжительно­стью 200—300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, который созда­ют пассионарии, ставящие перед собой задачу создания нового сильного го­сударства и идущие для этого на любые жертвы. Окружающие народы вос­принимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг, на месте нескольких незначительных племен, и энергично от­стаивающих свои интересы, часто за счет соседей


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Затем наступает акматическая фаза, когда пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счет большого количества пассионариев, думающих уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интере­сах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вво­дит этнос в состояние пассионарного перегрева, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъема на бурный рост и экспансию, уходит на внут­ренние конфликты. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, — одна из самых тяжелых в жизни этноса, это период гражданских войн и культур­ных потерь.

В конце концов большая часть пассионариев истребляют друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного напряжения в этносе. На­ступает фаза надлома — кризисная фаза, продолжающаяся 200 лет.

После пережитых потрясений люди жаждут не успеха, а покоя. Это сви­детельствует, что этнос перешел в следующую — инерционную — фазу. И то­гда следует некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пас­сионарного напряжения. Идет укрепление государственной власти, соци­альных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей, активное преобразование окружающей среды. В этносе доми­нирует тип «золотой посредственности» — законопослушного, работоспо­собного человека. Культура и порядок в это время бывают столь совершен­ны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарно­го напряжения неуклонно снижается, что влечет неизбежный упадок, скрытый вначале под маской процветания, которая сбрасывается после по­следнего фазового перехода.

Наступает фаза обскурации — старости этноса. Это происходит, ко­гда возраст этноса составляет 1100 лет. В это время пассионарное напря­жение падает до отрицательных величин. Это делает невозможным любую конструктивную деятельность, этнос существует за счет прежних запасов. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значитель­но сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных со­седей.

Фаза обскурации предшествует гибели этнической системы или перехо­ду в состояние гомеостаза, которого способна достичь лишь незначительная, здоровая, часть этноса.

Иногда бывает возможна фаза регенерации — временного восстановле­ния этнической системы после обскурации за счет сохранившейся на окраи­нах ареала обитания этноса пассионарности. Но в любом случае — это ко­роткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза, или накануне мемориальной фазы. В этой фазе этническая система уже утеряла пассионарность, и лишь отдельные ее члены продолжают сохранять культур­ную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков живет в фольклоре, легендах.


КУЛЬТУРОЛОГИЯ XX ВЕКА

Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического го-меостаза совершается очень плавно и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколе­ние, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоит почти цели­ком из гармоничных людей — достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и свое потомство, но лишенных потребности и способности что-либо менять в жизни.

В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет асси­милирован. Примером могут служить аборигены Австралии, народы Край­него Севера, пигмеи Центральной Африки.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионар­ным толчком, в результате которого возникает новая пассионарная популя­ция. Но это не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза — процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.

Таким образом, этногенез — процесс природный, а культура есть результат органического взаимодействия природной среды, этноса и му­тационных космических влияний, вызывающих состояние пассионарно-сти. Энергия пассионарности кристаллизуется в культуре, специфичной у каждого этноса. В культуре отражается оригинальный тип мышления и особый стереотип поведения, свойственный этносу. Но при этом просле­живаются генетические связи с прежними культурами, народы-носите­ли которых стали основой формирования нового этноса. Разнообразие культур на планете вызвано неравенством энергетических потенциалов тех или иных народов, разнообразием же можно объяснить и специфику взаимодействия разных культур, которое зависит от частоты колебаний энергетических полей, образующихся вокруг этносов.

Концепция пассионарности позволяет соединить космические, сол­нечные, геологические и социокультурные процессы, понять возникно­вение и развитие народов как движение в направлении, обеспечиваю­щем существование и адаптацию к среде обитания с минимальными за­тратами биогеохимической энергии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М, 1994.

4. Гуревич П.С. Культурология. М., 2002.

5. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2003.

6. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология. Критический ана­лиз. М., 1988.


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

7. Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

8. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

9. Л оренц К, Агрессия. М., 1994.

 

10. Л оренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. 1969. №11.

11. Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопр. философии. 1983. № 2.

 

12. Самохвалова В.И. Культурология. М., 2002.

13. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

14. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1992.

15. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

16. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

17. Хейзинга Й. Человек играющий. М., 1992.

18. Чижевский А. А. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924. Репринт.

19. Шендрик A.M. Теория культуры. М., 2002.

20. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

21. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.


 

ТЕОРИЯкультуры

Раздел II


 


ГЛАВА 4

КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

4.1. Определение культуры

Понятие «культура» трактуется в отечественной и зарубежной науч­ной литературе неоднозначно. Разобраться во множестве его смысловых оттенков и определений, а также понять, что же все-таки представляет собою культура, нам поможет знание возможных вариантов использова­ния этого понятия в истории.

1. Больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяй­ственных терминах — агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища и т.п.

2. Уже в I в. до н. э. Цицерон применил это понятие к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом считалось, что признаки культурного человека — это добровольное ограничение своих желаний, спонтанных действий и дурных склонностей. Поэтому термином «культура» тогда обозначали интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие человека и общества, подчеркивая его специфику, выделяя мир, созданный челове­ком, из мира природы.

3. В повседневной жизни мы обычно вкладываем в слово «культура» одобрение, понимая это слово как некий идеал или идеальное состояние, с которым мы сравниваем оцениваемые факты или явления. Поэтому мы часто говорим о профессиональной культуре, о культуре исполнения не­кой вещи. С тех же позиций мы оцениваем поведение людей. Поэтому стало привычным слышать о культурном или некультурном человеке, хо­тя на самом деле чаще всего мы имеем в виду воспитанных или дурно воспитанных, с нашей точки зрения, людей. Так же иногда оценивают и




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: