Практическое занятие № 7—8




Тема. Грамматические нормы

План

1. Имя существительное: лексико-грамматические разряды (собственные, нарицательные; конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные), грамматические категории (одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж). Трудности в употреблении склоняемых существительных.

2. Род существительных: личные существительные, несклоняемые существительные. Колебания в роде существительных.

3. Имя прилагательное. Особенности образования и форм прилагательных.

4. Имя числительное. Особенности склонения и употребления числительных.

5. Местоимение. Типичные ошибки при употреблении местоимений.

6. Глагол. Типичные ошибки при образовании глагольных форм, причастий, деепричастий:

1) несоблюдение чередований в основе настоящего времени,

2) унификация основ инфинитива и прошедшего времени,

3) неверное образование форм повелительного наклонения, совершенного и несовершенного видов;

4) особенности изменения разноспрягаемых глаголов,

5) варианты форм причастий и деепричастий.

7. Понятие о синтаксической норме.

8. Порядок слов в предложении.

9. Согласование сказуемого с подлежащим.

10. Согласование определений и приложений.

11. Варианты форм, связанные с управлением.

12. Особенности употребления осложняющих конструкций.

13. Прямая речь. Правила цитирования.

Рекомендуемая литература

Основная

Боженкова Р.К., Боженкова В.М., Шаклеин В.М. Русский язык и культура речи. М., 2011.

Культура русской речи: учебник / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 2009.

Розенталь Д.Э. Джанжакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 2006.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. М., 2010.

Дополнительная

Горбачевич К.С. Вариантность слова и языковая норма: на материале современного русского языка. М., 2009.

Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка: грамматика и варианты. М., 1980.

Москвин В.П. Правильность современной русской речи. Норма и варианты: учебное пособие. Волгоград, 2004.

Москвин В.П. Явствен или явственен? // Русская речь. 2003. № 2.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: учебное пособие. СПб., 1997. С. 65– 91.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб., 2003.

Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1993.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. М., 1995.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 2004.

Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 2003.

Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., М., 2007.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2008.

Толмачева В.Д., Кокорина С.И. Учебный словарь глагольных форм русского языка. М., 1988.

Вопросы и задания

(практическое занятие №7)

1. Назовите форму именительного падежа мн. числа: договóрами, договорáми; лéкторов, лекторóв; о бухгáлтерах, о бухгалтерáх; инженéрам, инженерáм; шофёров, шоферóв.

2. Какова причина: 1) распространения форм именительного падежа мн. числа на - á /- я´ (тóрты – неправ. тортá, устар. тóмы – совр. томá); 2) переакцентовки типа тóрты – неправ. торты´, устар. фрóнты – совр. фронты´?

Можно ли считать данную тенденцию развития языковой системы прогрессивным явлением? Каковы отношения этой тенденции с литературной нормой?

Какие слова прежде всего принимают формы на - á /- я´ и переакцентовку?

3. Образуйте форму родительного падежа мн. числа от следующих имён существительных: валенки, сапоги, сапоги-скороходы, эполеты, носки, чулки, синий чулок, шаровары, шальвары, панталоны, кальсоны, гетры, колготки, рейтузы, шорты, манжеты, штиблеты, сандалеты, мокасины, кеды, боты, бутсы, клипсы, рельсы. Результаты проверить по словарям.

Какова основная тенденция в образовании форм родительного падежа мн. числа от наименований парных предметов? Обратите внимание, что в словарях и справочниках наблюдается разнобой в рекомендациях относительно форм родительного падежа множественного числа от указанных наименований.

4. Образуйте формы родительного падежа мн. числа от следующих имён существительных второго склонения с основой на мягкий согласный и шипящие; сформулируйте правила образования таких форм: головня, кухня, кузня, бáржа, баржá, сакля, западня, подворотня, земля, Петя, конюшня, пашня, кегля, чаща, сабля, Галя, деревня, букля, Костя, лютня, буря, чукча, яблоня, пустыня, клешня, Женя, вечéрня, бойня, квашня, часовня, Саша, рáджа, вожжа, притча, ноздря, барышня, кровля, пéтля, петля´, Оля, мямля, будни, магарáджа, голубятня, скворечня, вафля, молельня, простыня, лыжня, тройня, черешня, пятерня, няня, готовальня. Укажите слова, которые в форме родительного падежа мн. числа сохраняют мягкую концовку и в которых после этой концовки пишется мягкий знак.

5. Образуйте форму родительного падежа мн. числа от следующих имён существительных; сформулировать правило образования такой формы: полынья, сватья, оладья, статья, попадья, дуэнья, бадья, келья, скамья, колдунья, судья.

6. Образуйте форму родительного падежа мн. числа от следующих этнонимов: башкиры, буряты, туркмены, турки, варяги, авары, хорваты, алеуты, арнауты, черкесы, цыгане.

Почему этнонимы на - н -: грузины, осетины, аланы, румыны, абазины и др. имеют только один вариант формы родительного падежа мн. числа – усечённый? Попробуйте выявить источник аналогии.

В «Грамматике современного русского литературного языка» (М., 1970. С. 382) находим следующее правило: «Названия людей по национальности… образуют форму родительного падежа <множественного числа> с нулевой флексией». Можно ли считать это правило точным?

7. Образуйте формы родительного падежа мн. числа от следующих имён существительных: черта, мачта, мечта, кишка, швея, княжна, раба, егоза, колея.

8. Определите род следующих имён существительных: рояль, псалтырь, лебедь, мозоль, толь, тюль, табель, тополь, шампунь, вуаль, бандероль.

9. Образуйте формы: 1) родительного падежа ед. числа; 2) именительного падежа мн. числа: торт, взвод, созыв, шприц, порт, шарф, шурф, винт, фронт, холм, гроб, сторож, профессор, том, бухгалтер, бинт, слесарь, флот, шнур, кран, сазан, шофёр, чёлн, месяц, директор, инженер, шторм, борт, конус, вор, склад, пресс, ветер, клапан, герб, вентиль, бант, аэропорт, гуляш, диспетчер, гусь, договор, госпиталь, жезл, вексель, дизель, трюфель, китель, плинтус, обшлаг, шафер.

10. Образуйте форму творительного падежа ед. числа от следующих имён существительных: Седов, Саратов, Киев, Сормово, Бородино, город Пушкин, поэт Пушкин, Луи Ельмслев, Рудольф Вирхов, ГансБюлов, Карл Брюллов, Михаил Калинин, город Калинин, Иван Чаплин, Чарли Чаплин, мистер Питкин, Карлфон Визин, Денис Иванович Фонвизин, город Львов, архитектор Львов.

11. Образуйте формы предложного падежа с предлогами в или на:

1) нос Иванова, «Нос» Н.В. Гоголя; тысяча девятьсот семнадцатый год, «Восемнадцатый год» А. Н. Толстого; наш лес, «Лес» А.Н. Островского; вишнёвый сад, «Вишнёвый сад» А.П. Чехова;

2) край, передний край, Краснодарский край, Украина, горный край; быт, домашний быт; яр, Бабий Яр; сад, город - сад; бал, бал - маскарад.

24. Вставьте вместо точек предлоги в или на.

1. Находиться... Крыму,... Урале,... Кавказе,... Карпатах,... горах,... море,... реке,... вокзале,... театре,... школе,... концерте.

2. Идти... школу,... работу,... театр,... оперу,... балет,... стадион,... университет,... факультет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: