Задания для самостоятельной работы. 1. Чем определяется написание пропущенных букв в следующих словах?




(практическое занятие №9)

1. Чем определяется написание пропущенных букв в следующих словах? Спишите, объясняя написание.

Прин..р..виться, погл..щённый, заг..р..дить, возгл..сы, ук..р..тить, вел..чина, щ..б..тали, л..сьон, изв..яние, с..рень, неизгл..димый, к..н..патый, с..л..зёнка, л..щёный, пап..ротник, к..н..пля; интриган..ка, впереме..ку попадались, че..ствовать, и..ти, при..ти, затейливая изморо..ь, без..скус.ный, дилетан..ский, я..тво, я..ственный, сума..шедший, пос..ный, дерма..тин, сверс..ница, нудная изморо..ь, впереме..ку насыпаны, прелес..ник, наперс..ник.

2. Установите, поддаются ли какому-либо упорядочиванию в виде правил написания гласных в следующих словах. Если нет, то почему? По словарям установите значение неизвестных вам слов.

Д..р..жер, п..л..садник, п..р..ферия, д..з..ртир, акк..мп..немент, т..р..ватый.

3. Напишите чередующиеся гласные, попробуйте сформулировать написания гласных в данных словах.

А. З..рница, оз..рение, з..рничный, оз..рять, з..рянка, з..ревой, з..ревать.

Б. Выб..ру – выб..рать, разд..ру – разд..рать, выт..реть – выт..рать, отп..реть – отп..рать, подст..лить – пост..лать, ум.реть – ум..рать, см..ть – см..нать.

4. Определите, какая буква должна писаться в корнях следующих слов:

Д..ф..рамбы, вск..чу (с кровати), пог..релец, возр..стной, переск..чить, к..снуться, к..сатка (дельфин), расст..лить, в..н..грет, претв..рить, зап..рая, ур..внявший, прод..раться. к..лымага, р..щение, бл..снув, п.ганец, выг..рать, зак..выка, обм..чить, выж..гая, ижд.венец, проск..чить, соч..тать, инт..ллект, инт..ллигент, м.н.нгит, рассч..тать, пл..вучий, соб..рёмся, пок..рёжить, подр..внять, к..н..пляный, эст..када (мост).

5. Пр..мудрый, пр..скучный, пр..есться, пр..опасный, пр..словутый, пр..сытиться, пр..своить, пр..терпеть, пр..открыть, пр..равнять, пр..творяться, пр..исполненный, пр..порошенный, пр..оритет, пр..успеть, пр..поручить, пр..шпорить, пр..уменьшать, пр..умолкнуть, пр..ветить, пр..зреть (сироту).

6. Вставьте пропущенные буквы и распределите слова по группам, как подсказывает ваша орфографическая интуиция. Попробуйте установить какую-либо закономерность в написании о-е (ё) после шипящих.

Зач..сы, дрожж..ванный, беч..вка, веч..рка, ц..кольный, ч..порный, ухаж..р, испеч..шь, обж..ванный, ч..бот, ш..рох, ж.м, ключ.м, щелч..к, ж..р напал, реч..вка, свеж., печ..нка, слишком общ., щ..лка, холщ..вый, недокорч..ванный, парч..вый, харч., ш..ры, ш..лк, монтаж..р, «хрущ..вка», пиж..н, береж..т, ц..кот, турч..нок, трещ..тка, ш..ркая, плащ..вка.

7. В некоторых строках есть ошибки. Найдите их.

1. Неглаженый, нерешенный, неостудённый, непрошеный.

2. Малоезженый, густоукрашенный, свежезамороженный, свежесушенный.

3. Калёный, точеный, бешеный, вяленный, воронёный.

4. Серебряный, зеленнóй, холстиный, промышленный.

5. Оплёванный, обмоченный, облаянный, окрашенный.

8. Раскройте скобки, объясните написания.

Пристрел(е,я).ое ружье, пристрел(е,я).ый хищник, выкач(а,е).ая нефть, выкач(а,е).ый из сарая велосипед, замеш(а,е).ое тесто, замеш(а,е).ый в истории, развеш(а,е).ое белье, развеш(а,е).ый на порции, плакаты навеш(а,е).ы, ярлыки навеш(а,е).ы; осмоле.ая лодка, разбавле.ный настой трав, насто(е,я).ый на смородине чай.

9. Проверьте, как меняется содержание предложений в зависимости от постановки частиц не или ни. Если надо, трансформируйте всё предложение. Сформулируйте законы употребления частиц не и ни, которые вы открыли для себя.

Пример. Я отправлюсь за тобой, чтó бы путь мне н. пророчил (Т. Снежина). Вариант: Я отправлюсь за тобой, чтобы путь мне н. пророчил.

Мне нравятся те места, где я н. был. Кто сюда н. приходил, все были счастливы. Везде, где я н. появлялся, мне было хорошо и уютно.

10. В предложениях опустите частицы ни или не (или замените ни союзом и). В каком случае меняется смысл высказывания? (См. справку)

1. Кто ни читал повесть, каждый хвалит.

2. Кто не читал повесть, пусть прочтёт.

11. Сравните предложения. Какой признак помогает отличить предложения с ни от предложений с не?

1. О чем бы он н. говорил, какие темы н. затрагивал, все к месту. – О чем только н. писал он, каких только тем н. касался! 2. Куда н. взглянешь, все то же захолустье. – Куда только меня н. приводит моя кочевая жизнь!

12. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. А как н. полюбить буфетчика Петрушу 2. Я переск.чил через ограду и чуть н. бегом пустился домой. 3. Марфа н. боялась до тех пор, пока н. стало вдруг совсем темно. 4. Когда н. бьют – н. слышно стуку, когда н. курят – дыма нет. 5. Кто н. проклинал наши российские дороги, кто н. ругался последними словами, объезжая ямы да колдобины 6. Н. единым хлебом жив человек, н. забывает он о зрелищах.

13. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Объясните употребление частиц не и ни (знаки препинания в ряде предложений отсутствуют).

1. Кому из спортсменов н.. мечталось завоевать перед уходом «золото». 2. Чего только н.. говорили за глаза о ней люди. Какие только «подвиги» ей н.. приписывали. 3. Вадиму больше н.. хотелось н..чего н.. слушать, н.. слышать, н.. знать об этом. 4. Мы просты: едим в охотку, что нам только н.. подай. 5. Ты вспомни, чего я тебе н.. привозил из своих поездок. 6. Если бы я н.. был таким эгоистом, чего бы только н.. сделал в благодарность за всю твою доброту.

14. Спишите, раскрывая скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1. У Левы был вид (не)спавшего трое суток человека. 2. Кругом один лес, глухой, мрачный, замшелый, веками (не)рубле.ный. 3. Брела Людмила по какому-то дикому полю, (не)паха.ному, (не)хоже.ному, косы (не)знавшему. 4. Обсуждать еще (не)выноше.ную идею – глупо. 5. Во дворе противно скрипели давно (не)точе.ной пилой.

15. Перепишите, раскрывая скобки. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Всё стало не только (не)интересным, но и двусмысленным. 2. Был он обыкновенным парнем, наверное, (не)лучше и (не)хуже своих сверс..ников. 3. Как (н..)странно, но жизнь моя без тебя (не)мыслима, (не)возможна. 4. Как (не)просто было решит..ся на встречу спустя много лет. 5. (Не)видимая во тьме рука схватила меня за плечо. 6. (Не)охватно богат родной язык.

16. Установите правильное написание в следующих словах и разделите их на группы. Объясните, чем вы руководствовались. При выполнении упражнения используйте «Русский орфографический словарь» (2005).

(Общественно)?полезный, (лирико)?драматический, (церковно)?прихóдский, (горно)?лыжник, (водно)?солевой, (военно)?научный, (психолого)?педагогическая (практика), (газо)?транспортный, (каменно)?кирпичный, (военно)?обязанный, (горно)?лесистый, (быстро)?растворимый, (золото)?волосый, (горе)?мычный, (лично)?командный, (всемирно)?известный, (высоко)?идейный, (лесо)?степной, (жизненно)?важный, (всемирно)?исторический, (горно)?лыжный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: