ГОРОД ОМСК ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 2 глава




Центр города.

Постоянное внимание город уделял в эти годы развитию центра, новым композиционным узлам, намеченным Генеральным планом города Омск и проектами детальной планировки, расширению системы культурно-бытового обслуживания, озеленению, благоустройству.
Сегодня можно констатировать, что органично развивается правобережная часть центра вдоль всего зеленого полукольца от ул. Красный Путь по ул. Интернациональная, ул. Ленина, далее по ул. К. Маркса до железнодорожного вокзала, создается важный новый комплекс по ул. Масленникова.
Построен целый ряд крупных общественных зданий: музыкальный театр, новый торговый центр, цирк, гостиницы «Омск», «Турист», киноконцертный зал, театр юного зрителя, Дом пионеров, ряд административных зданий, универсальный спортивный зал, картинная галерея и др. На территории зеленого острова, напротив Дворца пионеров, создается общегородская зона отдыха с развитым культурно-спортивным комплексом.
В левобережной части (у Ленинградского моста) построена новая гостиница, Мемориал Воинам – Омичам, формируется городской парк культуры и отдыха.
Одной из больших задач в проектировании и строительстве правобережной части центра является формирование его ансамбля – главной площади, или основного ядра центра. Многочисленные проработки, в том числе и конкурсные, пока эту задачу решить не смогли.
Намного сложней положение на левом берегу реки Иртыш. Сохраняющийся аэропорт не позволяет осваивать центральную зону левобережной территории (кроме прибрежного парка). Главная же композиционная ось левобережного района – проспект Комарова – в настоящее время является обычной улицей в новостройке, без общественных зданий, с типовой жилой застройкой конца ХХ века с вкраплением разнохарактерных и разномасштабных жилых зданий, построенных уже после 2000 года. Озеленение и благоустройство в этой части города Омска также отстает от решений, предусмотренных в старом Генеральном плане города Омска. Вся архитектурная выразительность и планировочная гармоничность новой части города Омска на левом берегу реки Иртыш еще впереди, возможности не утеряны. Необходимо не повторить случайных решений, допущенных при застройке новой магистрали по ул. Конева.

Жилые районы.

Жилищное строительство новых районов и микрорайонов города Омска в предыдущие годы велось в основном по типовым проектам серий 135, 90 и 86 и проектам, разработанным ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект». Трудно назвать микрорайон, в котором были бы полностью реализованы проектные решения в части благоустройства и соцкультбыта.
В строительстве жилых районов и микрорайонов нет нужной комплексности, весьма невысокое качество строительства и практически нет благоустройства, характеризующего жилую среду как высокоэстетичную.
В то же время имеется и ряд интересных комплексов (ул. Красный путь, стрелка реки Иртыш и др.). Возможности получить выразительную жилую застройку по ул. Жукова, Масленникова, на левом берегу реки Иртыш, микрорайонов Московки вполне реальны.

Промышленные территории.

Крайне неблагоприятная планировочная и экологическая ситуация сохраняется в промышленных и складских районах города Омска. Как уже отмечалось выше, в период реализации предыдущего Генерального плана города Омска появились новые промышленные районы и интенсивно развивались сложившиеся.
Как правило, до сегодняшнего дня в большинстве городских промышленных территорий недопустимо мало внимания уделяется именно планировочной организации этих территорий, решению вопросов транспортного обслуживания промышленных комплексов, благоустройству и инженерному оборудованию, созданию в этих районах системы обслуживания трудящихся, зон отдыха и спорта. На сегодняшний день территории производственных и коммунально-складских зон города Омска составляют до 18% его территории.
Повышение эффективности использования этих территорий – это дополнительные резервы для жилищного строительства, озеленения и благоустройства. Традиционное невнимание к этой части города Омска, не позволило реализовать проектные решения для промышленных территорий, заложенные в предыдущем Генеральном плане города Омска.

Основные выводы.
Планировочная структура.

В целом, предложенное предыдущим Генеральным планом города Омска развитие планировочной структуры прошло определенную проверку временем и явилось надежной градостроительной основой для решения острых текущих вопросов и перспективных задач.
Основные решения Генерального плана города Омска по развитию и преобразованию архитектурно-планировочной структуры нашли отражение во всей последующей практике проектирования и строительства города, его центра, жилых районов, транспортной инфраструктуры, системы обслуживания и озеленения.
Темпы освоения намеченных Генеральным планом города Омска территорий не всегда совпадали с возможностями города.
Развитие города Омска на Левобережье позволило решить многие вопросы, но новые районы, активно начатые в 70-х годах, в результате коренных реформ в стране, были приостановлены в освоении.
В итоге новая застройка микрорайонов, основных улиц (пр. Комарова, ул. Ватутина, бульвар Архитекторов и др.) до настоящего времени не получили завершенного архитектурного образа.
Потери связаны с отставанием строительства общественных зданий, благоустройства, озеленения, невысокими, теперь уже морально устаревшими художественными и эстетическими качествами застройки.
Последовательно развивался городской центр. Строительство ряда крупных общественных зданий расширило его композиционные границы – ул. Красный путь, общественный комплекс по ул. Масленникова и др., однако, невыразительной осталась застройка набережной, пока не решен вопрос формирования центрального ядра города. Не решен вопрос выноса одноэтажной застройки с берегов реки Омь и включения освобождаемых территорий в систему зеленых насаждений центра.
На левом берегу реки Иртыш создается городской парк культуры и отдыха, построен мемориальный комплекс. Дальнейшее развитие левобережной части города задерживается из-за сохраняющегося аэропорта.
Потери, понесенные в процессе проектирования и застройки жилых районов и на левом и на правом берегах Иртыша связаны с использованием под жилую застройку территорий, предназначенных Генеральным планом города Омска для размещения центров обслуживания, парков, садов, бульваров. Имеются нарушения и в функциональном использовании территории (микрорайон Московка, Кировский административный округ).
Все это не способствует формированию эстетической жилой среды города и созданию архитектурно выразительных, комфортных условий для проживания и отдыха людей.
В целом по городу можно отметить определенные достижения: появился целый ряд крупных общественных зданий и комплексов – торговый центр, театр юного зрителя, новые микрорайоны в правобережной части; обустроена историческая часть города – пешеходная улица Тарская, восстановлена часть исторических зданий; формируется ансамбль ул. Масленникова.
Центральная часть Правобережья всегда отличалась высоким уровнем озеленения и благоустройства, обустроенными зонами отдыха.

Население.

Расчетная численность населения по предыдущему Генеральному плану составляла 1млн. 200 тыс. человек. По данным переписи населения в 2002 году численность в Омске достигла 1 млн. 156,6 тыс. человек, что практически соответствует расчетной.

Транспорт.

Несмотря на увеличение протяженности магистральной сети в 2,3 раза, мероприятия по развитию городской дорожно-транспортной сети не достигли намеченного Генеральным планом города Омска. В результате проблемы транспортного обслуживания города Омска не решены. Практически в городе нет ни одной магистрали, соответствующей по классу, заложенному в Генеральном плане города Омска, что приводит к разбалансированности автомобильной сети существующих улиц.
Качественно нового вида массового пассажирского транспорта город Омск не получил.
Предложенное Генеральным планом города Омска строительство линий скоростного трамвая не осуществлено. Обоснованное комплексной схемой развития транспорта (институт «Гипрокоммудортранс», г. Москва, 1972 г.) строительство в городе Омске метрополитена застопорилось на стадии проектирования и первой очереди строительства.
В целом, транспортная инфраструктура города Омска в процессе реализации Генерального плана города Омска развивалась недостаточными темпами и в предстоящее время потребуются большие усилия для решения проблем, обострившихся с ростом автомобилизации.

Инженерное оборудование и инженерная подготовка.

Инженерное оборудование и инженерная подготовка осуществлялись на основе предложений Генерального плана города Омска и проработок специализированных институтов. Темпы развития инженерных систем отставали от намеченных Генеральным планом города Омска, в основном, по причине недостаточных капиталовложений.
В 1986 году институтом «Гипрокоммунводоканал» (г. Новосибирск) была разработана «Схема водоснабжения и водоотведения города Омска на период до 2005 года».
Согласно этой схеме предлагалось строительство водозаборных и очистных сооружений систем водоснабжения и канализации на левом берегу реки Иртыш, строительство Главного канализационного коллектора глубокого заложения на правом берегу реки Иртыш.
Строительство данных сооружений должно было обеспечить независимое водоснабжение и водоотведение Правобережья и Левобережья, исключить из работы ряд канализационных насосных станций и повысить экологическую безопасность города.
До настоящего времени «Схема водоснабжения и водоотведения города Омска на период до 2005 года» не реализована. Современное состояние систем водоснабжения и водоотведения города Омска характеризуется:
- сверхнормативным износом и повышенной аварийностью водопроводных и канализационных сетей (до 29% сетей имеют 100% износ);
- износом оборудования и технологических трубопроводов на очистных сооружениях и насосных станциях;
- низкой надежностью работы стальных дюкерных переходов через реку Иртыш ввиду их износа;
- снижением надежности работы водозаборных сооружений ввиду понижения минимальных горизонтов воды в реке Иртыш.
Без решения этих проблем невозможно развернуть массовое строительство на левом берегу реки Иртыш, а также в южной зоне на правом берегу реки Иртыш.
Новое развитие капитального строительства потребует дальнейшего развития электрических мощностей.
Темпы развития магистральных тепловых сетей после 1985 года заметно уменьшились, после 1990 года стали еще более низкими, а в настоящий момент ощущается острая нехватка теплопередающих трубопроводов, из-за чего на различных ТЭЦ образовались нереализованые мощности, которые суммарно по всем источникам составляют – 2097 Гкал. Это тепло, столь необходимое для строящегося города, не может быть использовано ввиду недостаточной пропускной способности сетей, которая оценивается примерно в 4700 Гкал/ч при очень напряженной гидравлике.
ТЭЦ-2 по решениям Генерального плана города Омска 1970 года, к 2000 году должна была быть выведена из эксплуатации, однако прекращение инвестирования в энергетику и перевод ТЭЦ-2 на природный газ могут определить ее работу далеко за пределами 2010 года, тем более, что строительство, намечаемое в южном направлении, может быть обеспечено теплом скорее от ТЭЦ-2, чем от ТЭЦ-5.
Оборудование ТЭЦ-3 отработало свыше нормативного срока, морально и физически устарело, требуется его поэтапная реконструкция. В 2003 – 2005 годах наступил критический момент по дальнейшему присоединению новых потребителей к тепловым сетям электрогенерирующей компании. Исчерпаны существующие резервы тепловых сетей по подключению дополнительных потребителей в центральной части города и на левом берегу реки Иртыш, хотя резерв ТЭЦ-3 оценивается в 343 Гкал/ч.
Еще большим резервом – 479,3 Гкал/ч – обладает ТЭЦ-4, которая проектировалась и строилась для снабжения нефтехимического комплекса производственным паром, а при уменьшении объемов его потребления стала частично не востребована. Есть необходимость в осуществлении мероприятий по переброске этого тепла на отопительные нужды строящихся микрорайонов города Омска, но для этого надо построить теплотрассы значительной протяженности и стоимости.
Другим постоянным объектом напряженности в работе ТЭЦ-4 является золоотвал, который представляет собой высоконагруженное гидротехническое сооружение, расположенное на берегу реки Иртыш в промзоне Советского административного округа города Омска и является потенциально опасным аварийным объектом.
Экибастузский уголь с зольностью до 55% вызывает большой выход золошлаковых отходов: уже наращивается четвертая дамба. Золоотвал эксплуатируется с нарушением экологических и санитарных требований.
Отдельно следует отметить почти аварийное состояние существующих теплотрасс, особенно распределительных, протяженность которых достигает 600 км. Высокий уровень грунтовых вод и постоянное подтопление тепловых сетей приводит к их быстрому выходу из строя. Во внутриквартальных сетях особенно уязвимы сети горячего водоснабжения, которые страдают от коррозии как с внутренней, так и с внешней стороны.
В итоге суммарные потери тепла вследствие износа сетей, низкого качества изоляции, увеличения коэффициента теплопроводности ее из-за намокания очень велики. По разным оценкам специалистов потери тепла при транспортировке составляют 25 – 35%, а это означает увеличение расхода топлива, увеличение расходов на ремонт, эксплуатацию и содержание дополнительного обслуживающего персонала. Все это ложится на плечи потребителей, растут не только тарифы на энергоносители, но также ухудшается экологическое состояние окружающей среды. Следует более жестко подходить к проблемам энергоресурсосбережения: необходимо ввести законодательные требования и санкции к бесхозяйственно-расточительному использованию ресурсов, а также создать инвестиционный фонд для проведения мероприятий по энергосбережению.
Газоснабжение города Омска получило новый источник от газопровода «Тюмень-Омск» и будет осуществляться с подачей природного газа.
Проблема санитарной очистки города Омска может быть решена со строительством мусороперерабатывающего завода, что в свою очередь, будет способствовать улучшению экологии города и более эффективному использованию земель, занятых полигонами и полями компостирования.
По инженерным характеристикам территория города Омска предрасположена к проявлению опасных для строительства геологических процессов и явлений, таких как подтопление территории, нарушение геологической среды, оползневые явления на берегах реки Омь и др.
Строительство все эти годы велось без выполнения комплекса необходимых мероприятий по инженерной подготовке территории (реализация не более 10 – 15%) по причине недостаточности финансирования и крайней раздробленности участков освоения территории.
От воздействия с загрязненным атмосферным воздухом и почвами в городе сформировался техногенный горизонт подземных вод, агрессивный по отношению к материалам фундаментов и оснований зданий, сооружений и подземных коммуникаций.
В текущей работе по проектированию и строительству в городе Омске, а также в предстоящей работе по разработке градостроительной документации проблеме инженерной защиты застройки и города в целом должно уделяться самое пристальное внимание.

Экология.

Экологические проблемы города Омска связаны с ухудшением экологической обстановки в результате наращивания промышленных мощностей, отставанием строительства эффективных очистных сооружений, сохраняющимися на большинстве предприятий старыми технологиями, ростом автомобилизации, отставанием или отсутствием должного уровня благоустройства в новых районах, в сохраняемой одноэтажной застройке, нарушениями природоохранного законодательства предприятиями и, наконец, все еще сохраняющимся аэропортом. Все это должно быть учтено в программе по оздоровлению города Омска.
Главный вопрос – активное воздействие на предприятия, создающие критическую экологическую обстановку. Политика устройства санитарно-защитных зон недостаточна. Требуется осуществление активной деятельности по внедрению новых экологически чистых технологий, строительству очистных сооружений, снижению вредного воздействия на город, выносу экологически вредных предприятий.
Из других факторов, неблагоприятно воздействующих на городскую среду, является также проходящая через город железная дорога.
В прежних проектах, определяющих перспективное развитие Омского железнодорожного узла, предусматривались возможные варианты железнодорожного обхода города Омска (северный либо южный вариант).
Пока осуществление этого проекта отложено на перспективу.
За предыдущий период институтом ЦНИИП Градостроительства РААСН (г. Москва, 1984 г.) разработана «Территориальная комплексная схема охраны природы города Омска» (ТерКСОП). Работа методически новая, дающая развернутый анализ состояния экологии города и намечающая пути решения подобного рода проблем. Эта схема, явившись основополагающим документом реализации предыдущего Генерального плана города Омска, сохраняет свою актуальность и для нового Генерального плана города Омска.
В процессе реализации решений предыдущего Генерального плана города Омска работа в этом направлении велась более чем скромно.
В результате подробного анализа прошедшего периода развития, можно констатировать, что при всех издержках градостроительной политики город Омск сохранил все возможности гармоничного формирования современного, благоустроенного, высококомфортного, высокоэстетичного города с уникальными природными условиями.
4.2. обоснование вариантов решения задач территориального планирования
Принятые решения территориального планирования основаны на результатах проведенных анализов по современному использованию территории, современной градостроительной ситуации и данных концепции социально - экономического развития города, представленных специалистами ФГУП «Гипрогор» (г. Москва) и ООО «Ленгипрогор» (г. Санкт-Петербург), которые выполнили достаточно серьезный анализ существующего состояния и спрогнозировали варианты оптимистического и пессимистического сценариев развития города Омска.
В основу территориального планирования положен оптимистический вариант развития с сохранением достигнутой численности населения города.
4.2.1. Концепция социально-экономического

Развития города Омска

Важные особенности перспективного развития Омской области и города Омска исходят из того, что Омская область расположена в юго-западной части Сибирского федерального округа, на стыке наиболее экономически освоенной территории европейской части России и наиболее перспективных, богатых сырьевыми и трудовыми ресурсами регионов Западной Сибири.
В южной части Омская область граничит с государством Казахстан, с перспективным потенциалом взаимных контактов.
В западной части область граничит с Уральским федеральным округом (юг Тюменской области), что благоприятствует развитию экономических связей с промышленно развитыми Свердловской и Челябинской областями и нефтегазоносными районами Ханты – Мансийского и Ямала – Ненецкого автономных округов.
На востоке область граничит также с активно развивающимися Новосибирской и Томской областями.
Такое географическое и геополитическое положение Омской области с одной стороны благоприятствует развитию экономических, социально-бытовых и культурных связей, с другой - как бы сдерживает их.
Омская область располагается в южной, наиболее заселенной и хозяйственно освоенной части Западной Сибири и занимает около 6% ее территории.
В составе области - 6 городов, 24 поселка городского типа, 32 сельских района и 1566 населенных пунктов.
Реализация целого ряда федеральных и областных проектов и программ имеет непосредственное отношение к перспективам социально-экономического развития города Омска:
- национальный приоритетный проект «Здоровье» нацелен на улучшение здоровья нации и на исправление негативного демографического тренда (сохранение людности является важнейшим сценарным условием экономического и пространственно-территориального развития города Омска);
- национальный приоритетный проект «Образование» призван укрепить кадровый потенциал страны (проблема сохранения существующего уровня качества человеческого капитала и его повышения является важнейшей с точки зрения экономического развития города Омска);
- национальный приоритетный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» предполагает одновременное расширение как потребительской базы, так и предложения жилья (что также согласуется с основными приоритетами развития города Омска и формируемого городского округа, а также обеспечивает новые возможности);
- национальный приоритетный проект «Развитие агропромышленного комплекса» имеет важное значение для города Омска в силу того, что последний является крупным центром пищевой промышленности и расположен в динамично развивающемся сельскохозяйственном регионе;
- реализация проектов возрождения авиационной отрасли и развития военно-промышленного комплекса обеспечит дополнительный импульс развития экономики города Омска, поскольку город Омск традиционно являлся крупным производственным центром в рамках этих отраслей.
В последние 20 – 30 лет в России базовый процесс города Омска поменялся. Производство перестало быть единственной узловой функцией города и освободившееся место заняли функции комфортного проживания и воспроизводства качественных человеческих ресурсов. Внутри самого промышленного производства произошла глубинная структурная перестройка.
Современные крупные города ориентированы не только на производство товаров, но в не меньшей степени - на управление информационными, товарными и финансовыми потоками, а также потоками трудовых ресурсов – они по определению являются мощными коммуникационными узлами. В связи с этим возникают повышенные требования к количеству, составу и качеству транспортной инфраструктуры, телекоммуникационных сетей и экономической инфраструктуры (прежде всего, офисная недвижимость, гостиницы).
Долгосрочная траектория развития города Омска должна формироваться в контексте последствий перехода к постиндустриальному обществу для организации городского пространства.
Базовый процесс предписывает развертывание того или иного пакета функций и обеспечивающих их выполнение инфраструктур. Динамика развития крупного города определяется базовым процессом, оптимальным для данной территории в контексте основных тенденций экономического развития, адекватностью и эффективностью функций, на выполнении которых специализируется крупный город, а также инфраструктур, обеспечивающих эти функции.
Пространственная структура является важнейшим аспектом планирования развития города, а также обеспечения развития экономики и общества. Она обуславливает степень сегрегации населения, эффективность транспортной системы, качество городской среды и многое другое.
Город Омск и территории, предполагаемые к включению в городской округ, располагают мощными существующими инфраструктурами (улично-дорожная сеть, система водоотведения, водо- и теплоснабжение, водоочистка, электроснабжение и проч.). При этом различные территории обеспечены ими в разной степени.
Город Омск сформировался как крупный город-миллионник в эпоху интенсивной индустриализации СССР. Пространственная структура города, характеризующаяся обширными территориями промышленного использования, рассредоточенными по всей территории города, и крупными спальными районами (район Нефтяников и Кировский административный округ), небольшим культурно-административным центром и плохо развитыми местами досуга и развлечений, в полной мере соответствовала канонам формирования города как крупного индустриального узла. Сложившаяся структура города не отвечает требованиям, предъявляемым к пространственной структуре со стороны нового базового процесса.
На современном этапе очевидно, что военная функция более не является основной для города Омска, как не является таковой функция администрирования, транзитная функция и функция производства продовольствия. Опыт развития крупнейших мегаполисов мира показывает, что функция производства товаров активно выносится из функционального ядра крупного города.
Базовыми же становятся функции контроля и управления потоками товаров, услуг, информации, знаний и квалификаций. Основными функциями являются производство знаний и формирование человеческого капитала.
В связи с этим, важно подчеркнуть, что город Омск сегодня не отвечает высоким требованиям организации городского пространства, требуемой для выполнения ключевых функций крупного мегаполиса. В частности, рекреационная база города Омска развита слабо, экологическая обстановка неблагоприятная в отдельных крупных районах города, инфраструктура внешнего и внутригородского транспорта требует значительных инвестиций, требуется обширная программа развития городской среды в спальных районах, требуется программа комплексной реконструкции территорий ветхой жилой застройки и промышленных зон в центральных районах города и проч. По сути дела, структура городского пространства не подготовлена к развертыванию новых динамичных процессов в городской экономике и сохранение ее в таком же виде будет означать искусственное торможение социально-экономического развития города Омска.
Большое значение имеет формирование городского округа. Такая конфигурация позволит повысить эффективность управления процессами развития пригородной зоны и поселений, тесно связанных инфраструктурно и экономически с городом Омском. Традиционная загородная зона рекреации горожан «Чернолучинская» за последние 15 лет в виду недофинансирования пришла в упадок и не обеспечивает должного качества рекреации для жителей города Омска. Искусственное административное отделение пригородной зоны от города создало предпосылки к искусственному занижению темпов развития рынка земли и процессов изменения функционального использования пригородной территории.
Для существенного повышения уровня жизни в городе Омске необходимо в период до 2025 года:
- увеличить реальные доходы населения более чем в 3 раза к уровню 1997 года;
- радикально решить жилищную проблему;
- обеспечить на всей территории города Омска качество среды жизнедеятельности, отвечающее социально-значимым нормативам экологической безопасности, доступности объектов обслуживания и рабочих мест, благоустройства;
- обеспечить на всей территории города Омска нормативный уровень обеспеченности жителей объектами образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта и досуга, торгово-бытового обслуживания;
- обеспечить уровень безработицы, не превышающий 5% численности трудоспособного населения.
Экономической предпосылкой радикального повышения уровня жизни жителей города Омска и необходимых для этого инвестиций в градостроительную деятельность является устойчивый рост объема промышленного производства предприятий города Омска, который в 2004 году достиг 52 млрд. руб.
За последние 15 лет промышленный сектор города Омска притерпел серьезные структурные изменения: упадок машиностроения и легкой промышленности в первой половине 1990-х годов; подъем химической и пищевой промышленностей во второй половине 1990-х-начале 2000-х годов; возрождение машиностроения и металлообработки в 2000-е годы.
Все это, вместе с благоприятной для развития производств структурой человеческого капитала, создает хорошие предпосылки для дальнейшего динамичного роста промышленности, прежде всего, обрабатывающих отраслей и пищевой промышленности.
Среди городов Сибирского федерального округа город Омск занимает второе место после Новосибирска по суммарному обороту розничной торговли, уступая также Красноярску по показателям на душу населения. В общем обороте розничной торговли города Омска рынки занимают слишком большую долю, что говорит о слабом развитии современной форматной розничной торговли. Этот сектор будет развиваться быстрыми темпами и потребует значительных территорий в центре города и в узловых зонах спальных районов.
Строительство в городе Омске устойчиво развивается высокими темпами – с 128,7 тыс. квадратных метров в 2001 году до 595,4 тыс. квадратных метров в 2005 году.
Основными условиями динамичного развития экономики города Омска в долгосрочной перспективе являются адекватная обеспеченность высококлассными транспортно-телекоммуникационными инфраструктурами, связывающими город с внешним миром, и высокоорганизованная городская среда, снабженная комплексом инфраструктур социального обеспечения, здравоохранения, образования и общественного порядка и безопасности. Выполнение этих условий приведет к интенсификации деловой активности, модернизации реального сектора и постоянному повышению привлекательности города как центра сосредоточения высококачественных трудовых ресурсов для инвесторов.
При реализации оптимистического варианта объем выпуска базовых отраслей вырастет к 2025 году более чем в 2,5 раза, а поддерживающих отраслей – более чем в 4 раза. Такое увеличение выпуска в поддерживающих отраслях будет связано с увеличением мультипликатора городской экономики.
Развитие производственных зон предполагается осуществлять за счет внебюджетных источников, а также в рамках федеральных, областных и муниципальных целевых программ с участием средств федерального, областного и местных бюджетов.
Механизм реализации представляет собой систему мероприятий, стимулирующих создание объектов инженерной, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктур на существующих и планируемых промышленных площадках производственных зон, а также создание и развитие высокотехнологичных промышленных комплексов.
В соответствии с оптимистическим вариантом прогноза население города Омска сохранится на уровне достигнутого в 2006 году 1138 тыс. человек, тогда как в границах территорий, предлагаемых к включению в состав городского округа, оно составит около 1170 тыс. человек. Суммарный жилой фонд к 2025 году достигнет 34 млн. 335 тыс. квадратных метров, что потребует построить в 20-ти летний период более 18,5 млн. квадратных метров жилья на площади 2473 га городских земель Потребность в земле рассчитывалась на основании средней нормативной плотности застройки 7 500 квадратных метров площади строения на 1 га территории.. Для этого необходимо выдерживать высокий темп жилищного строительства (более 740 тыс. квадратных метров жилья ежегодно на 124 га городских территорий).
К 2025 году в городе Омске должны функционировать крупные торговые и торгово-развлекательные комплексы общей площадью более 1,5 млн. квадратных метров. Для выполнения целевых показателей необходимо ориентироваться на ежегодный ввод порядка 70 тыс. квадратных метров торговых и торгово-развлекательных площадей. Развитие сектора торговли и развлечений потребует выделения порядка 273 га городской земли (около 14 га ежегодно). Объекты торговли должны располагаться в узловых центрах города, округа, жилого района, формируя очаги деловой и социальной активности городского, районного и квартального значения.
Гибкость и динамизм городской экономики во многом зависят от того, какого качества, в каком количестве и на каких условиях в городе доступны офисные помещения. Развитие экономики услуг возможно только при условии формирования крупного сегмента качественной специализированной офисной недвижимости, сдаваемой в аренду. Прогнозируется, что к 2030 году, как минимум 20% экономически активного населения будут трудиться в офисах.
В связи с этим, в рамках оптимистического варианта прогноза, к 2030 году в городе Омске будет создано порядка 1,2 млн. квадратных метров офисных площадей в специализированных зданиях для сдачи в аренду, что потребует порядка 114 га земли (6 га ежегодно, для ввода порядка 60 тыс. квадратных метров офисных площадей). Необходимо учесть, что деловая активность должна концентрироваться на территории города максимум в 2-3 узлах – в противном случае сложно достичь требуемой плотности среды и социально-экономических процессов. Деловые районы будут складываться в непосредственной близости от сложившегося культурно-исторического центра и на левом берегу реки Иртыш, непосредственно напротив центра города, вблизи станции метро «Заречная», на пересечении крупных городских магистралей проспект Комарова и ул. Конева.
4.2.2. Демографический прогноз
Прогноз численности населения занимает важное место в работе над генеральный планом. От численности населения зависит выбор направлений дальнейшего территориального развития города, создание в его административных округах условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всех социально-демографических групп населения.
К началу 2006 года численность населения города Омска составила 1138 тыс. человек, или 56% от общего числа жителей Омской области. Демографическая ситуация в городе Омске в целом не отличается от общероссийской - число умерших превышает число родившихся, а естественная убыль населения последние 3 года составляла в среднем 5,4 тыс. человек. С учетом миграционных процессов население города в период после всероссийской переписи населения 2002 года уменьшилось на 18 тыс. человек.
Текущая демографическая ситуация складывается из естественного и миграционного прироста - убыли населения. Кроме того, состав населения характеризуется определенной половозрастной структурой и уровнем образования, а миграционный поток – половозрастной структурой, целями прибытия (выбытия) и уровнем образования. Таким образом, оценка текущей демографической ситуации и исторически сложившихся тенденций является фундаментом для сценариев развития города Омска в том, что касается прогноза численности населения и человеческого потенциала.
Результаты прогноза численности населения и оценка демографической ситуации в период до 2025 года в целом по городу Омску позволяют сделать следующие выводы:
- численность населения города Омска в существующих границах не опустится ниже 1 млн. человек даже при самом пессимистичном варианте, который рассчитывался в работе;
- только при положительном сальдо миграции численность населения города Омска в 2025 году будет соответствовать уровню 2006 года, однако на величину естественного прироста населения в рассматриваемой перспективе мигранты практически не повлияют;
- улучшение коэффициентов рождаемости и смертности по сравнению с зафиксированными данными за последние годы, даст дополнительно примерно 40 тыс. человек за весь рассматриваемый период;
- основную роль в сокращении естественной убыли населения должны сыграть меры по снижению смертности лиц трудоспособного возраста, главными причинами которой являются низкий уровень жизни (денежные доходы) значительной части населения и недостатки в организации работы всей системы здравоохранения;
- основной потенциал роста рождаемости и, соответственно, естественного прироста населения сохраняется только в возрастной группе женщин 17-25 лет, а по остальным возрастным группам он практически исчерпан;
- почти в 1,5 раза увеличится демографическая нагрузка на 1000 человек трудоспособного возраста, что существенно повлияет на структуру доходов и расходов населения, его общую платежеспособность;
- сохранение к расчетному сроку численности населения примерно на уровне 2006 года позволяет провести качественные преобразования в хозяйственном комплексе города Омска, повысить обеспеченность его жителей объектами и услугами социально-культурной сферы, улучшить их жилищные условия.
Половозрастная структура населения во всех округах такова, что к 2025 году без миграционн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: