ГОРОД ОМСК ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 6 глава




Электроснабжение.

Омская энергосистема входит в объединенную энергосистему (ОЭС) Сибири. В настоящее время она энергодефицитна.
Электроснабжение потребителей Омской области и города Омска осуществляется на 70% от собственных ТЭЦ-3, 4, 5 и блок-станций некоторых промпредприятий и на 30% от внешних источников. В конце 2005 года годовой максимум нагрузки по Омской энергосистеме (далее – ЭС) составил 1647 мегаватт (МВт), в том числе по городу Омску – 1085 МВт (66%).
Электропотребление за 2005 г. по Омской ЭС составило 9,88 млрд. киловатт часов (далее – кВтч), в т.ч. по городу Омску – 7,08 млрд. кВтч.
В связи с наметившимся ростом некоторых отраслей промышленности, бурным развитием жилищного строительства в городе Омске, возведением новых и реконструкцией существующих объектов культуры, спорта и отдыха, здравоохранения и образования, предполагается рост электрических нагрузок более чем на 50% и потребление электрической энергии более чем на 30% в период до 2015 года.
Покрытие растущих потребностей предполагается выполнить от существующих ТЭЦ-3, 4, 5 за счет установки в них до 2015 года новых турбин с суммарной мощностью 405 МВт и от новых блок-станций следующих промышленных предприятий: ОАО «Завод технического углерода», ЗАО «Завод пластмасс», ОАО «Омскшина», ОАО «Омский каучук». В левобережной части города планируется строительство ТЭЦ-6 электрической мощностью 600 МВт, к 2015году планируется ввод в действие первого энергоблока мощностью 300 МВт. К 2015 году установленную мощность электростанций города Омска намечается довести до 2262 МВт, в т.ч. ТЭЦ – 2140 МВт, блок-станций – 122 МВт.
Для передачи электроэнергии от генерирующих источников к потребителям намечено развитие электросетевого строительства.
В Левобережной зоне - основной строительной площадке города Омска- до 2010 года необходимо построить 4 понизительные подстанции (далее - ПС) 110/10 кВ («Весенняя», «Прибрежная», «Метро», «Заречная»), до 2015 года (при условии выноса существующего аэропорта) - еще ПС «Взлетная» и ПС «Молния» в I планировочном районе, с мощностью двух трансформаторов в каждой 40 мегавольтампер (МВА), а также опорную подстанцию, напряжением 220/110 кВ в районе ТЭЦ - 6.
В Северной зоне намечено построить две подстанции, напряжением 110/10 кВ - ПС «Кристалл» по ул. 2-я Поселковая и ПС «Садовая» в районе жилого массива «Амурский-2». Кроме того, ряд существующих подстанций, напряжением 110/10 кВ в связи с физической и моральной изношенностью оборудования требуют модернизации или полной замены: ПС «Кировская», «Барановская», «Центральная», «Сибзавод».
В связи с развитием существующих и строительством новых промышленных предприятий, необходимо построить подстанции, напряжением 110/10кВ «Солнечная» в Северо–Западной промзоне и две подстанции в Северной промзоне для электроснабжения комплекса по производству биоэтанола.
Для подключения новых подстанций напряжением 110 кВ к источникам питания, необходимо построить несколько десятков километров воздушных и кабельных линий электропередач напряжением 110 кВ, как в городской застройке, так и в промзоне.
Для усиления существующих линий электропередач необходимо выполнить реконструкцию воздушных линий с заменой проводов на большее сечение и в первую очередь на участке от ТЭЦ-3 до ПС «Лузино».
Намечена прокладка нескольких кабельных линий, напряжением 110 кВ:
- от ПС «Весенняя» до ПС «Новая» и до ПС «Метро» на ЛБИ;
- от ПС «Фрунзенская» (по ул. Госпитальной) до ПС «Прибрежная» (у метромоста на ЛБИ), продленная до ПС «Метро», которая соединит ТЭЦ-5 с сетями напряжением 110 кВ Левобережной части города.
Предусматривается реконструкция воздушной линии напряжением 110 кВ, проходящей с нарушением градостроительных норм по городской застройке от района Московка до ТЭЦ-3, с переводом ее на отдельных участках на кабельные линии.
Для обеспечения электроэнергией новых потребителей требуется построить необходимое количество распределительных пунктов напряжением 10 кВ, трансформаторных подстанций со строительством соответствующих кабельных линий.
Все вновь сооружаемые подстанции напряжением 110 кВ в городской застройке предусматриваются закрытого типа, так как для них требуются территории меньших размеров и сокращаются санитарно-защитные разрывы до жилых и общественных зданий.

Газоснабжение.
Существующее положение.

В настоящий момент газоснабжение города природным газом осуществляется от магистрального газопровода Тюмень-Омск через пять газораспределительных станций (далее-ГРС) в основном по двухступенчатой схеме газораспределения от ГРС. При этом от ГРС-2,3,4,5, предусмотрена подача газа с выходным давлением 0,6 МПа, от ГРС-1 предусмотрена подача газа с давлением 1,2 МПа. Для понижения давления при подаче газа потребителям на низкое давление и частично на среднее давление. Предусмотрены газораспределительные и газорегулирующие пункты, установки и шкафы (далее-ГРП, ГРУ и ГРПШа).
По состоянию на январь 2007 года первоначальная схема реализована ориентировочно на 60% по сетям высокого давления (0,6-1,2 МПа) и по сетям природного газа низкого давления ориентировочно на 30%.
В жилой застройке в городе в основном используется сжиженный газ от квартальных ГРУ. Большая часть систем с ГРУ и сжиженным газом была построена в 1960-70 годах.
Первоначальная схема газоснабжения города Омска природным газом была разработана в 1982 году Новосибирским филиалом ОАО «ГИПРОНИИГАЗА» и утверждена на уровне руководства «Омскгоргаза». В 1998 году схема, по заказу ОАО «Омскгоргаз», была откорректирована, но не утверждена в установленном порядке. В связи с этим, существующая схема газоснабжения на данном генеральном плане нанесена в основном по материалам топографической съемки города и представленным эксплуатирующими организациями исполнительным чертежам.
В настоящее время в городе нет единой эксплуатирующей организации по газу и контролировать исполнение единой схемы газоснабжения города невозможно. Данные представленные ЗАО «Омскрегионгаз» по ходатайствам и годовому расходу газа за 2005 год взяты за основу при расчете часовых расходов газа и предварительному гидравлическому расчету сетей.
В административном и имущественных планах существующая система газоснабжения разделена на множество отдельных участков между собственниками сетей с разными эксплуатирующими организациями - ОАО «Омскгоргаз», ОАО «Облгаз», ГУП «Омскгазстройэксплуатация», ЗАО «Восточные газовые сети» и другие.
Между эксплуатирующими организациями нет должной координации и единых подходов к развитию системы газоснабжения. В этих условиях, отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы и контроля за ее реализацией, приводит к спонтанному, мало регулируемому строительству газопроводов в городе.
В настоящий момент система газоснабжения города в ранее запроектированном варианте не выполнена. В наличии лишь 5 источников с тупиковыми сетями, без взаимного резервирования по распределительным сетям 0,6 МПа. Схемы от ГРС ориентированы в основном на крупные промышленные предприятия. Распределительные сети для коммунально-бытового потребления и частного сектора развиты недостаточно.
По результатам проверочного расчета существующие сети в основном обеспечивают рабочий режим у присоединенных потребителей. В режиме близком к предельному работают сети от ГРС-4 и ГРС-5. Отдельные участки сетей при расчете по данным существующих заявок (ходатайств) уже перегружены. Нормальная работа сетей на расчетный период (на 01.01.06г), в этих условиях, объясняется лишь тем, что не все потребители успели развить свои сети и достичь расчетных показателей потребления газа. В условиях отсутствия резервирования и загрузке, близкой к предельной, дальнейшая работа сетей становится все более ненадежной и опасной. Последствия отказа сетей в отопительный период могут быть очень значительными. Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию источников (ГРС) и сетей. Первоочередной задачей должно стать строительство кольцующих газопроводов, как распределительных, так и магистрального, к ГРС-29 со строительством самой ГРС. Эти меры позволят реализовать полноценную систему газоснабжения города и значительно увеличат надежность и пропускную способность системы.
Большая часть необходимых к строительству газопроводов по предложениям института уже включена в различные утвержденные программы газификации города и реальное выполнение этих программ позволит решить многие проблемы газификации города.

Развитие сетей газоснабжения.

Основные направления развития системы газоснабжения предусматривают повышение безопасности и надежности этой системы, путем строительства новой газораспределительной станции №-29 с подключением к магистрали и строительства кольцующих газопроводов в соответствии с планируемой застройкой.
По решениям данного генерального плана формирование основных распределительных сетей и кольцующих газопроводов высокого давления до 2015 года должно быть в основном завершено. В дальнейшем основной объем работы будет вестись в направлении развития сетей от распределительных газопроводов до потребителей. Одной из основных задач до 2025 года останется перевод существующих микрорайонов города со сжиженного газа на природный. Это микрорайоны Советского, Центрального, Октябрьского и Ленинского административных округов.
Учитывая также завершение в этот период первого эксплуатационного цикла газораспределительных сетей в городе (40-50 лет), уже в ближайшее время возникнет проблема массовой замены или модернизации сетей. Это коснется в первую очередь разводящих сетей сжиженного газа от ГРУ построенных в 50-60 годы. Основным направлением в этой работе видимо станет модернизация сетей с применением полиэтиленовых труб, путем протяжки их в старых трубах без вскрытия траншей. Для этого периода будет характерным массовое применение полиэтиленовых труб во всех разводящих сетях. Возможен и весьма вероятен при реконструкции жилой застройки полный или частичный отказ от применения газа на пищеприготовление с переходом на применение электрических плит. С развитием более компактных и безопасных газорегулирующих устройств возможно изменение норм по установке их непосредственно у потребителя и увеличением давлений в сети. Это может существенно изменить диаметры и схемы разводящих сетей до потребителя. Развитие схемы и появление нового оборудования неизбежно приведет к необходимости перехода на автоматизированные схемы управления системой, для обеспечения ее безопасной, надежной и легко регулируемой работы. Все эти вопросы необходимо рассмотреть и учесть при разработке детальной схемы газоснабжения города на основе утвержденного генерального плана.
На данной стадии разработки генплана проработаны укрупненные показатели расхода газа на новую застройку и основные решения по сетям для обеспечения этой застройки газом. Диаметры проектируемых газопроводов приняты в основном по раннее разработанной схеме и требуют уточнения при рабочем проектировании отдельных сетей или при дальнейшей, детальной проработке полной схемы газоснабжения города по утвержденному генеральному плану.

Инфраструктура связи.

Инфраструктура связи включает в себя системы телефонной сети и сети проводного радиовещания, приёмной телевизионной сети, общегородской информационной сети. Основные направления развития инфраструктуры связи предусматривают:
- повышение емкости телефонной сети, достигаемой модернизацией и расширением существующих АТС, строительством новых цифровых АТС, предоставляющих абонентам современные услуги и качество связи, высокоскоростной доступ к Интернету;
- проектирование и строительство новых опорных узловых станций трёхпрограммного радиовещания и звуковых трансформаторных подстанций;
- увеличение транслируемых в эфире общегосударственных, городских и коммерческих ТВ каналов, переход на цифровое ТВ вещание, строительство нового городского телерадиоцентра с новой телевышкой, вынос существующей телевышки из зоны перспективной высотной застройки;
- проектирование и строительство высококачественных систем телерадиоприёма с отказом от строительства систем ТВ приёма по т.н. схемам «антенна на подъезд» и «антенна на дом», внедрение современных широкополосных аналоговых и цифровых систем кабельного телевидения с введением в системы каналов спутникового приёма. Предусматривается внедрение систем приёма телевидения высокой чёткости (ТВЧ) и систем приёма объёмного звукового сопровождения, интерактивных систем, предусматривающих услуги по заказу, в том числе платные; доступ абонентов сети к ресурсам общегородского центра, к системе электронных платежей за коммунальные услуги, доступ к библиотекам, фильмотекам, игротекам и базе данных муниципальных служб;
- проектирование и строительство общегородского информационного центра (ОГИЦ) в пристройке к зданию городской администрации. Проект единой информационной сети города выполняется для передачи высокоскоростных потоков жителям города, заинтересованным муниципальным и коммерческим организациям. В основе проекта - сеть на основе волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), объединяющих ОГИЦ, районные информационные центры и конечного пользователя - жителя города;
- проектирование и строительство цифровых кинотеатров с внедрением систем непосредственного спутникового ТВЧ приёма, обеспечение жителей города просмотром мировых кинопремьер в режиме реального времени.
4.2.13. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЖИЛЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Основные направления решения жилищной проблемы предусматривают радикальное увеличение обеспеченности жилищным фондом и приближение его качества к среднеевропейским стандартам.
Средняя обеспеченность жилищным фондом жителей города Омска должна достичь 30 квадратных метров на одного человека, что является необходимым условием для ликвидации коммунального заселения квартир и гарантирования каждой семье и одиноким жителям социальной нормы жилья.
Для этого предусматриваются:
- увеличение объемов жилищного фонда города Омска в границах города Омска до 34 - 36 млн. квадратных метров;
- разработка и осуществление на территориях основных районов Омской области целевой межрегиональной программы города Омска и Омской области по обустройству территорий и капитализации принадлежащего жителям города Омска и Омской области фонда в дачных, садоводческих, сельских населенных пунктах, а также дополнительному малоэтажному жилищному строительству.
Основные направления комплексного формирования жилой среды предусматривают:
- достижение в границах жилых территорий нормативной обеспеченности и доступности социально-значимых объектов обслуживания, отдыха и транспорта;
- развитие жилых зон смешанного функционального назначения с высокой насыщенностью местами приложения труда и обслуживания, формирование в периферийных жилых районах местных центров обслуживания и рабочих мест;
- увеличение разнообразия жилой среды, ее благоустроенности, архитектурно-пространственной индивидуальности и сомасштабности человеку.
С решением этих проблем связаны все необходимые качественные изменения среды жизнедеятельности, включающие безопасность, эффективность использования территории и функционирования городской инфраструктуры, создание новых рабочих мест в сферах деятельности, обеспечивающих экономический рост и решение социальных задач, обогащение эстетического, культурного и духовного содержания городской жизни.
Всю программу жилищного строительства предлагается разделить на два этапа – до и после 2015 года. На первом этапе намечается решить следующие задачи:
- максимально использовать период инвестиционной активности в жилищном строительстве для увеличения муниципального жилищного фонда за счет передаваемых городу инвесторами-застройщиками квартир на долевых условиях; в этих целях оказать содействие и принять необходимые меры для строительства инвесторами-застройщиками не менее 5 млн. квадратных метров жилья на долевых условиях с Администрацией города Омска, что позволит пополнить муниципальный жилищный фонд; довести жилищный фонд города до 28 млн. квадратных метров и выйти на номинальную обеспеченность жильем в среднем 25 квадратных метров на одного человека;
- в целях ускоренного пополнения муниципального жилищного фонда, а также учитывая уровень денежных доходов населения, основной акцент сделать на строительство многоквартирных жилых домов экономкласса в тех округах, где имеются площадки для массового жилищного строительства, но в пределах установленных концепцией ограничений по объемам ввода жилья в этих округах;
- наряду с освоением новых площадок активно проводить так называемую регенерацию жилья за счет сноса домов старых серий и строительства на их месте новых многоквартирных домов. Основной акцент сделать не на реконструкцию кварталов малоэтажной жилой застройки и домов первых массовых серий, а на регенерацию этого жилищного фонда;
- оказывать всемерное содействие индивидуальному жилищному строительству, прежде всего за счет создания на отведенных для этих целей площадках необходимой инженерной инфраструктуры;
- завершить реализацию действующих жилищных программ и в первую очередь переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- разработать единую программу строительства и реконструкции жилищного фонда в городе Омске на период до 2015 года, определив в каком объеме и в результате чего будет осуществляться движение жилищного фонда в округах города и включив в состав единой программы все реализуемые в городе жилищные программы, поскольку от объемов жилищного строительства зависит не только обеспеченность граждан жильем, но и формирование внутригородской системы расселения.
На втором этапе в 2016-2025 годах предлагается следующая программа действий:
- провести корректировку общей программы жилищного строительства исходя из реальной ситуации на рынке жилья и платежеспособности населения города;
- в случае, если перспективы дальнейшего жилищного строительства благоприятны, выйти на номинальную обеспеченность жильем 30 квадратных метров на человека, для чего к 28 млн. квадратных метров жилищного фонда, достигнутого в 2015 году, потребуется ввести дополнительно 5,7 млн.квадратных метров жилья;
- продолжить регенерацию старого жилищного фонда;
- перенести акцент со строительства жилья на крупных площадках к выборочной застройке (уплотнению) и строительству жилья преимущественно повышенной комфортности.
4.2.14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Перспективы развития промышленности города Омска обусловлены дальнейшим углублением специализации экономики и расширением межрегиональной кооперации при сохранении базового производственного каркаса городской экономики.
Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13.02.2006 № 18, определены основные приоритеты промышленного производства в регионе - нефтехимический и нефтеперерабатывающий, машиностроительный, биотехнологический комплексы, производство строительных материалов, пищевая и перерабатывающая, деревообрабатывающая промышленности.
Концепцией социально-экономического и пространственного развития города Омска до 2025 года, прогнозируется прохождение двух кризисных периодов развития экономики города Омска, которые будут связаны с достигнутыми ограничениями в загрузке производственных мощностей, износе основных фондов, моральном устаревании используемых технологий, а также с недостатком высококвалифицированных кадров, прежде всего рабочих специальностей.
Проявление кризисных явлений по прогнозным оценкам может наступить в период 2009-2017 годов.
Обозначенные проблемы требуют принятия своевременных и конкретных решений по диверсификации экономики города Омска, вовлечению в производственный процесс дополнительных территорий, созданию новых промышленных площадок.
Решением, обеспечивающим долговременный, системный, мультипликативный эффект для социально-экономического развития города и области, должно стать создание комплексов новых производств в сфере биотехнологий, производства нанопористых углеродных материалов и поликристаллического кремния, а также реализации связанных с ними бизнес-проектов различных сфер деятельности.
Учитывая, что ООО «Группа компаний «Титан» (держатель инвестиционного проекта «Биокомплекс») одновременно является управляющей структурой крупных химических предприятий (ОАО «Омский каучук», ЗАО «ЭКООЙЛ»), а ООО «Гелиос» (держатель проекта организации производства поликристаллического кремния) имеет действующие производственные мощности в Северной производственной зоне, размещение комплекса биотехнологических и иных производств целесообразно осуществлять именно на территории данной зоны с возможным ее расширением за счет земель Омского муниципального района.
На территории Северной производственной зоны предполагается построить биокомплекс, включающий в себя производство биоэтанола, ферментов, органических и аминокислот, биополимеров, а также комбикормовый завод, мясокомбинат и мега-ферму. Перспективными планами инвестиционных проектов предполагается создание к 2012 году более 4000 высококвалифицированных рабочих мест.
Развитие обрабатывающих производств, в том числе: машиностроительного комплекса, производства строительных материалов, пищевой и перерабатывающей, деревообрабатывающей промышленностей целесообразно осуществлять преимущественно на территории Северо-Западной промышленной зоны. Здесь же следует предусмотреть размещение терминалов и других объектов планируемого к созданию мультимодального транспортно - логистического комплекса. Целью развития транспортного комплекса является создание современного высокотехнологичного центра обслуживания и переработки транзитных грузопотоков, полное и качественное удовлетворение потребностей секторов экономики и социальной сферы в грузовых и пассажирских перевозках.
С учетом отраслевой направленности развития производственных зон города Омска необходимо обеспечить наличие на их территориях соответствующей производственно-коммунальной и транспортной инфраструктуры. Полностью обустроенные производственные площадки дадут возможность привлечения инвесторов к созданию современных высокотехнологичных производств, успешному сбыту произведенной продукции, эффективному исполнению производственных программ.
Создание готовых к работе производственных зон в городе Омске должно стать базовой моделью для отработки принципиально новых системных подходов стимулирования экономического роста территорий с последующим их тиражированием в других муниципальных образованиях.
Перспективы развития промышленности города Омска обусловлены дальнейшим углублением специализации экономики и расширением межрегиональной кооперации при сохранении базового производственного каркаса городской экономики.
Реорганизация производственных территорий имеет целью повышение экологической безопасности и более эффективное использование градостроительного потенциала этих территорий в интересах развития города.
Основные направления реорганизации производственных территорий предусматривают:
- градостроительное упорядочение планировки крупных промышленных районов, планировочные ограничения территориального развития этих районов;
- формирование общественных центров, промзон и промрайонов в увязке с планировочной структурой города Омска;
- обеспеченность инженерной и транспортной инфраструктурой для создания благоприятных условий развития высокотехнологического производства и инвестиционной привлекательности;
- ликвидацию экологически опасных и ресурсоемких производств, санацию сохраняемых и рекультивацию высвобождаемых производственных территорий с высоким уровнем загрязнений, обеспечение на сохраняемых производствах требований экологических нормативов, сокращение разрешенных санитарно-защитных зон предприятий;
- интенсификацию использования и повышение плотности застройки, сохраняемых производственных территорий;
- строительство на производственных территориях, связанных с ними объектов научно-производственной, деловой, торговой, выставочной сфер деятельности;
- комплексное благоустройство, озеленение, объединение производ-ственных территорий;
- использование высвобождаемых производственных территорий для восстановления и развития территорий природного комплекса для общественного, делового, жилищного строительства;
- вынос промышленных предприятий из центральной части города на территорию промзон;
- оптимизацию отраслевой структуры, усиления развития отраслей, обслуживающих хозяйство и население (легкой, пищевой, промышленности стройматериалов, энергетика);
- получение максимальной части прироста промышленной продукции за счет роста производительности труда.
4.3. Перечень мероприятий по территориальному планированию
Перечень мероприятий по территориальному планированию, включенных в Генеральный план города Омска затрагивает комплекс нормативно-правовых, научных, проектных и планово-программных работ.
С позиций современного видения задач градостроительного проектирования и понимания задач реализации генерального плана, на основе материалов генерального плана должен быть разработан перечень мероприятий, осуществление которых направлено на реализацию генерального плана в режиме постоянного мониторинга.
При разработке Генерального плана города Омска решаются важные для города Омска вопросы функционального зонирования территории, развития улично-дорожной сети, развития городского пассажирского транспорта, развития инженерной инфраструктуры и др. При этом возникают различные варианты решения, определяющие перечень мероприятий по реализации Генерального плана города Омска. Основными компонентами проекта реализации являются:
- мероприятий правового обеспечения реализации Генерального плана города Омска, к которой относятся: разработка и утверждение Правил землепользования и застройки, Реестра регламентов и сервитутов и ряда других нормативно правовых документов;
- проведение работ по обновлению топографической съемки (масштаб 1:500) на всю территорию города Омска (в настоящее время обновленная съемка имеется только на центральную часть города);
- мероприятия по разработке градостроительной документации, к которой относятся проекты планировок с проектами межевания на всю территорию города Омска;
- мероприятия по разработке проектов застройки территорий, определенных к освоению в первую очередь;
- мероприятия по разработке проектов инженерно – транспортной инфраструктуры в состав которой входят: схема водопонижения и водоотведения поверхностных вод; проекты укрепления берегов реки Иртыш и реки Омь в черте города Омска; схемы теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения города Омска; комплексная схема развития транспорта и маршрутов движения пассажирского транспорта; автоматизированная система управления дорожным движением города Омска;
- мероприятия по сохранению культурного наследия города Омска с разработкой охранных зон памятников, с паспортизацией объектов культурного наследия;
- мероприятия по экологической безопасности города Омска включающие: программы развития существующих городских парков и скверов, создание рекреационной пригородной зоны в системе с экологическим каркасом города Омска; создание системы санитарной очистки города Омска; мероприятия по снижению выбросов в атмосферу;
- мероприятия по созданию условий для развития производственных зон в городе Омске с реконструкцией и упорядочением существующих базовых предприятий, с выносом экологически вредных производств из селитебной территории города Омска, с созданием полноценных санитарно-защитных зон;
- мероприятия по обеспечению объема жилищного строительства в целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы;
- мероприятия по строительству объектов соцкультбыта в целях реализации федеральных целевых программ: «Развитие образования на 2006-2010 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»;
- мероприятия по строительству амбулаторно-поликлинических учреждений и больниц в целях реализации национального приоритетного проекта «Здоровье»;
- мероприятия по развитию общественных центров города Омска и объектов общественно – делового и торгово - досугового назначения;
- мероприятия по созданию службы Градостроительного кадастра, как системно организованного банка данных о физической и функционально - пространственной организации территории в актуальном и перспективном состоянии, текущем землепользовании и землеотводах, текущей и перспективной стоимости городских земель, регламентах и сервитутах, наличии проектной документации различных уровней, объектах текущего строительства и др.;
- мероприятия по созданию службы мониторинга реализации Генерального плана города Омска, связанной с Градостроительным кадастром.
В настоящее время острой является проблема обновления градостроительной документации в отношении территории города Омска.
4.4. Обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации территориальное планирование является основным средством управления процессами развития территории муниципального образования и представляет собой деятельность по разработке системы взаимосвязанных документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документов по планировке территории, создаваемых для обеспечения устойчивого развития территории города Омска.
В документах территориального планирования определяются критерии и условия обеспечения перспективного развития территории муниципального образования, сохранения природных ресурсов, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, защиты территорий от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, сохранения культурного наследия.
Согласно действующему законодательству документы территориального планирования, градостроительного зонирования, документация по планировке территорииявляются основой регулирования земельных отношений.
Поскольку генеральный план, правила землепользования и застройки, а также документация по планировке территории являются документами, определяющими стратегию оптимального развития муниципального образования, органы местного самоуправления, в соответствии с действующим российским законодательством, должны располагать указанной документацией. Перечисленные документы являются обязательными для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности.
Генеральный план как документ долгосрочного планирования реализуется совокупностью краткосрочных и среднесрочных мероприятий, взаимосвязанных по срокам, финансированию и организации работ.
Проект реализации генерального плана выполняется в соответствии с действующим Градостроительным кодексом в течение 3-х месяцев после его утверждения.
Как следует из долгосрочной программы формирования в перспективе урбанизированного каркаса расселения, приоритетным центром развития региона остается по-прежнему город Омск в составе малой омской агломерации.
В настоящей редакции генерального плана на расчетный срок до 2025 года численность населения определена до 1200 тыс. человек.
Тем не менее, город Омск обладает как производственным, так и территориальным потенциалом для дальнейшего развития в более отдаленной перспективе.
Только в современных границах города Омска, при выносе действующего аэропорта в район села Федоровка (к северу от города), с учетом необходимой реконструкции ветхого и морально устаревшего жилого фонда в правобережной части, потенциально можно расселить 1500-1600 тыс. человек.
При этом полностью, в качестве стратегического резерва, сохраняется южное направление развития города, как наиболее благоприятное в экологическом плане.
Предпосылки градостроительного развития города Омска как областного центра субъекта Российской Федерации, определяют:
- выполнение городом Омском функций областного центра, в том числе путем создания условий для размещения и функционирования в городе региональных органов государственной власти, для проведения региональных и государственных мероприятий, для развития комплексов и систем городской инфраструктуры, обслуживающей и региональные нужды;
- выполнение городом Омском функций делового, промышленного, культурного и научного центра регионального значения путем создания условий для функционирования и развития региональных организаций науки, культуры, высшего и среднего специального образования, предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ; для развития инфраструктуры предпринимательской деятельности и современного бизнеса; для сохранения, реставрации и воссоздания объектов культурного и природного наследия;
- исторически сложившееся единство природного комплекса, хозяйственного комплекса, системы расселения и поселений, систем транспортной и инженерной инфраструктуры Омской области, в том числе исторически сложившаяся роль города Омска как центра Омской области;
- наличие общности интересов жителей города Омска и Омской области, осуществляющих свою жизнедеятельность в едином регионе;
- взаимодополняемость потенциалов города Омска и Омской области в создании благоприятной для населения Омской области среды жизнедеятельности и условий его устойчивого развития – потенциала города Омска для обеспечения рабочих мест, обслуживания, образования, культурных функций; потенциала Омской области для воспроизводства природных ресурсов, отдыха и туризма, строительства жилья, развития системы расселения и поселений.
Генеральный план города Омска и мероприятия по его реализации разрабатываются на долгосрочный период, продолжительность которого в современных российских условиях принимается обычно равной 15 – 20 лет.
Долгосрочное проектирование необходимо для проведения долгосрочного планирования развития города, перспективной земельной политики и определения крупномасштабных мероприятий, которые не могут быть оправданы в рамках краткосрочного и среднесрочного проектирования.
В условиях быстро меняющихся социально-экономических обстоятельств в стране и в мире генеральный план и мероприятия по его реализации носят характер общего ориентира, определенность и точность которого уменьшается по мере удаления во времени от стартовой сегодняшней ситуации. В условиях реального бюджетного финансирования необходимо периодически корректировать планы мероприятий по составу, параметрам, срокам и т.д.
Каждые 5 лет следует осуществлять корректировку генерального плана (его актуализацию), которая равносильна разработке нового генерального плана. При этом проект вновь делается на срок 15-20 лет, так что осуществляется регулярный сдвиг дальнего проектного горизонта, и весь этот непрерывный процесс можно назвать следящим проектированием.
При хорошо продуманной и организованной автоматизированной системе проектирования актуализация генерального плана не требует больших трудозатрат и затрат времени.
Важным элементом системы долгосрочного градостроительного проектирования является система мониторинга, реализуемаяслужбой мониторинга. Первой задачей системы мониторинга является отслеживание мероприятий по реализации генерального плана, анализ отклонений по срокам и другим параметрам и передача актуальной информации в систему проектирования.
Реально существующим элементом системы мониторинга являе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: