Многоуровневая система образования




 

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. При разумной адаптации к украинским условиям она способна снять многие принципиальные трудности, стоящие перед отечественным образованием.

Основными преимуществами многоуровневой структуры высшего образования являются следующие:

реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;

значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;

повышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь» в отличие от «образования на всю жизнь»;

свобода выбора «траектории обучения» и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;

возможность эффективной интеграции со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями;

стимулирование значительной дифференциации среднего образования;

широкие возможности для последипломного образования;

возможность интеграции в мировую образовательную систему[2;97].

В таблице 2.1. приведена сравнительная характеристика многоступенчатой системы

 

 

Таблица 2.1.

Сравнительная характеристика различных систем образования

Характер критериев Многоступенчатая система Моноуровневая система Многоуровневая система  
Для государства Экономия средств. Быстрое удовлетворение госзаказа на специалистов Централизованное управление образовательной системой. Плановость выпуска специалистов. Реализация госзаказа с шагом в 5 лет. Возможность заполнения социальных ниш специалистами соответствующего уровня. Быстрое реагирование на запросы государства  
Для общества Быстрое повышение профессионального уровня населения (через быструю подготовку профессионалов среднего звена) Высокий культурный уровень населения. Стабильность образовательной системы. Массовая подготовка профессионалов-исполнителей Высокий культурный общеобразовательный уровень населения. Формирование мобильных членов общества. Получение необходимых специалистов в короткие сроки  
Для личности Наличие коротких этапов при достижении профессионального роста, 6лизкие цели Четкая ориентация на профессию, определенность в будущем виде деятельности. Регламентированный процесс обучения Выбор собственной траектории образования. Возможность получения многопрофильной профподготовки. Способность к непрерывному образованию  
Для образовательных учреждений (вузов) Развитая сеть вечернего и заочного обучения. Хорошая подготовленность студентов к практическим задачам, связанным с предстоящей деятельностью Унифицированость подготовки по срокам, уровню, документам об образовании. Жесткая регламентация всего учебного процесса (программ, учебных планов и т.д.) Свобода формирования учебного процесса в вузе, возможность максимальной реализации научно-педагогического потенциала вуза, учета его специфики. Толерантность системы к новациям  
Характер критериев Многоступенчатая система Моноуровневая система Многоуровневая система  
Соотношение между компонентами обучения Профессиональный компонент доминирует над образовательным Профессиональный компонент доминирует над образовательным. Образовательный фундаментальный компонент доминирует над профессиональным (на I - II уровнях)  
Основные недостатки Низкий общеобразовательный уровень. Узкая направленность профессиональной подготовки. Специалисты с репродуктивным воспроизведением информации Большая длительность образовательного этапа. Слабый учет потребностей личности. Слабо развитые способности к творческой работе, к самообразованию. Формирование иждивенчески настроенной личности и конформизма. Медленная реакция на изменение запросов общества. Возможная излишняя децентрализация системы образования. Потенциальная возможность снижения уровня образования путем «экономии» за счет параллельной подготовки бакалавра и специалиста. Отсутствие разработанного механизма, перехода с одной образовательной программы на другую (между П и III уровнями)

 

Из приведенной таблицы видно, что границы между системами не являются четкими. Системы имеют много общих черт.

Многоступенчатая система - это совокупность профессионально-образовательных программ, отличающихся уровнями квалификации, приобретаемой обучающимся в одном направлении деятельности или одной отрасли хозяйства, имеющими главной задачей узкопрофессиональную подготовку и обеспечивающими рост профессиональной квалификации при переходе от одной ступени к следующей. Высшее образование выступает как неделимая единая ступень.

Моноуровневая система высшего образования - это совокупность одноэтапных унифицированных образовательно-профессиональных программ, ориентированных на массовую подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.

Многоуровневая система высшего образования - это совокупность последовательностей, каждая из которых составлена, из преемственных образовательно-профессиональных программ с резко усиленным образовательным компонентом на I-II уровнях и множественностью программ профессиональной подготовки на основе одного базового образования. Переход с одного уровня на следующий характеризует степень образованности.

Особенность многоуровневого образования - появление различных образовательных задач на разных ступенях подготовки. На всех этапах важнейшая задача - формирование творческого мышления и условий для самореализации.

Первая ступень - активизация традиционных видов учебной деятельности (проблемные и «бесконспектные» лекции, лекции-пресс-конференции и т.д., семинары-диалоги, семинары на ролевой основе и т.д.).

Вторая ступень - активизация информационных технологий обучения; разнообразие их и проблемность как на аудиторных занятиях, так и в ходе самостоятельной работы студентов (компьютеры, кинофильмы, телевидение и т.д.). Одновременно необходимы методы активного обучения.

Третья ступень - контекстный подход, для применения навыков и умений в решении квазипрофессиональных задач. Широкое использование активных (включая деловые игры и игровое проектирорвание) и информационных технологий обучения. Подготовка магистров - занятия с элементами исследований, участие в реальных деловых играх (инновационные, проблемно-деловые, организационно-деятельностные).

Приоритетные задачи в области диверсификации образования:

поиск новых наиболее гибких и экономичных структурных форм образования, отражающих имеющиеся потребности общества и возможности существующей системы образования;

проблема взаимодействия отдельных частей образовательной системы;

проблема контроля качества образования и соответствия системы образования поставленным целям и потребностям общества;

наполнение содержанием готовых образовательных конструкций, механизм обеспечения саморазвития системы образования, оптимальное соотношение между образовательными компонентами;

поиск путей интеграции в мировую образовательную систему;

выявление конкретных механизмов реализации образовательных потребностей;

экономическое и правовое обеспечение системы образования.

Как показывает практика, основной движущей силой и опорой конструкции интегрированного непрерывного образования являются образовательные учреждения высшего профессионального образования - вузы. Все образовательные новации последних десятилетий: различные учебные комплексы, в т.ч. учебно-научно-производственные и комплексы «школа-вуз», среднетехнические факультеты, вновь создаваемые структуры довузовского, дополнительного и послевузовского образования - строятся на интеграции с вузами[2;100].

Можно выделить ряд теоретических проблем, решение которых необходимо для реализации системы многоуровневого образования:

педагогические: формирование содержания образования при ступенчатой системе подготовки; обеспечение завершенности, преемственности и интеграции его с базовым содержанием школы; система критериев аттестации при переходе студентов с одной ступени на другую; сокращение сроков обучения при переходе из одного учебного заведения в другое;

психологические: личность в условиях многоступенчатой подготовки; формирование разных типов профессиональной деятельности на разных ступенях обучения;

социально-психологические: социально-психологический климат в условиях разных уровней притязаний на получение профессиональной подготовки;

экономические: затраты на подготовку специалистов;

управленческие: координация и субординация связей в системе государственно-общественного управления, оптимизация функций механизмов управления.

В таких системах есть несколько положительных моментов: во-первых, существенное расширение социальной базы студенчества за счет лиц:

. способных к усвоению лишь начального профессионального образования.

. склонных лишь к исполнительной деятельности.

. ограниченных временными и финансовыми возможностями.

Во-вторых, возможность создания учебных планов и программ, отличающихся высоким уровнем мобильности и способности удовлетворять широкий спектр меняющихся потребностей сферы культуры, науки и производства.

В третьих, создание единых образовательных профессиональных стандартов.

В четвертых, улучшение качества обучения, так как на каждой ступени доминируется одна ориентация: на первой - на репродуктивную деятельность, на второй - на прикладную продуктивную деятельность, на третьей - на теоретическую продуктивную деятельность.

В пятых, улучшение качества специалистов на каждом уровне, так как поступление на последующую ступень стало вестись на конкурсной основе, т.е. такая система отбора строится в двух общепризнанных принципах: открытости (доступности) и селективности (конкуренции).

В шестых, реализация методов совершенствования учебного процесса:

метода заданий целей обучения; метода отбора необходимого и достаточного; метода определения необходимого качества усвоения материала;

метода выбора рациональной комбинации видов учебной деятельности;

метода построения и реализации системы контроля за ходом и результатом обучения, разработка и внедрение системы управления качеством подготовки специалистов на каждой ступени обучения;

метода конечных проектов, обеспечивающего интегративную связь предметов внутри одного блока дисциплин и между предметами различных циклов[4;117].

Решить проблемы при переводе с одной ступени на другую, в частности проблему переструктурирования и согласовывания содержания профессионально-теоретической подготовки, позволяет принцип вариативности. Процесс подготовки специалистов разного уровня не является замкнутой системой. Он зависит от многих факторов.

Вариативность содержания заключается в возможности своевременного и оперативного введения в изучаемый материал новых актуальных сведений, связанных с происшедшими за определенный промежуток времени изменениями в науке, технико-технологических концепциях и социально-экономических отношениях (адаптация содержания к производству); в адаптации содержания к определенному контингенту студентов (адаптация к личности); в возможности построения учебного процесса с ориентацией на более высокую ступень профессионального образования[10;397].

Исходя из того, что содержание изучаемого материала является одним из определяющих факторов, влияющих на выбор форм организации, можно выделить среди факторов, влияющих на варьирование процесса подготовки, управляемые и неуправляемые. К первым он относит уровень подготовленности учащихся, особенности вуза, его техническую вооруженность, ко вторым - социально-экономические изменения в обществе, смену приоритетов в общественном производстве.

Один из ведущих принципов, положенных в основу многоуровневой системы образования, - принцип фундаментализации. Это понятие имеет разнообразное, часто весьма субъективное толкование. Одни авторы понимают ее как более углубленную подготовку по заданному направлению - «образование вглубь». Второе понимание - разностороннее гуманитарное и естественно-научное образование на основе овладения фундаментальными знаниями - «образование вширь».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: