Стратегические приоритеты развития образования в Украине




 

В Украине противоречивость процессов развития образования во многом заключается в том, что обновление общества требует радикальных перемен в сфере, находящейся в кризисном состоянии. В то же время известно, что реализация такого сценария развития, в результате которого Украина стала бы сильным геополитическим субъектом, требует значительного мобилизации всех образовательных ресурсов.

В этих условиях достижения определенного педагогического результата (то есть упор на гуманитаризацию, индвидуализацию, информатизацию образования, порой провозглашаемые целью реформ) явно недостаточно. Стратегические приоритеты образования заключаются в том, что оно должно быть внутренним ресурсом изменения украинского общества, столкнувшегося сегодня с масштабными задачами реформирования, с прессингом глобализации, революцией информационных и коммуникационных технологий и многими другими проблемами. Именно с этой точки зрения должны оцениваться качество обучения, новизна программ, соответствие методического и информационного обеспечения учебного процесса и т.д.[13;45].

Задача соответствия образовательных институтов запросам различных социальных групп, региональным и культурным особенностям в условиях роста дифференциации украинского общества требует соответствующих изменений в системе образования, ее превращение в модель, подлинно открытую многообразию. Среди ее основных характеристик - достижение личностного характера обучения, предполагающего интеграцию способов освоения мира, переход к вариативному образованию, свободное пользование различными информационными системами, новые установки в работе преподавателя и ученика, направленные на диалог, постоянное формирование новых ориентиров образования.

Построение открытой модели образования видится не только в отходе от жесткой централизации, детерминированности системы образовательных учреждений и т.д., но и открытости образования миру, учете в образовательной деятельности нового сочетания глобального, регионального и личностного аспектов.

По своей сути разнообразие систем образования является отражением культурного, социального, политического, философского, религиозного и экономического многообразия, которое является исключительным достоянием. Помимо специфических содержательных моментов, связанных с отражением в образовательном процессе тенденций универсализации образа жизни современного человека и усилением регионализации развития, большое значение имеют сами организационные формы, которые позволяют совершенствовать образовательную практику. На международном уровне важно, чтобы люди в полной мере могли пользоваться этим источником многообразия путем облегчения доступа жителей каждого государства и учащихся учебных заведений каждой страны к образовательным ресурсам других государств. В частности, для высшего образование чрезвычайно важным является признание одной страной учебных курсов дипломов, степеней, квалификаций полученных в другой стране, что является одним из элементов права на образование, способствует мобильности взаимоотношений между странами

Приоритетной задачей является достижение эффективности функционирования системы образования в ракурсе социального заказа завтрашнего дня, что включает проблемы как внешней эффективности образования и касается, прежде всего, вопросов его содержания, так и внутренней эффективности, которые связаны с организацией процесса управления.

Динамизм содержания современного украинского образования связан с отталкиванием от исчерпавшей себя парадигмы, отражающей связь формирования единой системы образования и единства культуры. Сегодня целостность культуры уходит, настает время различности, которая предполагает многомерность, активное взаимодействие человека с окружением, конструирование отношений, идей, оценок непосредственно в процессе этого взаимодействия.

Научно-технический прогресс и глобальная технологизация передовых стран мирового сообщества выдвигаются в число главных аргументов в пользу приоритетной роли образования в современном мире. Понятно, что от их уровня зависит не только экономическое могущество и уровень жизни населения конкретной страны, но и положение этой страны в мировом сообществе, возможности ее участия в интеграционных процессах и т.д. Судьба современных технологий в той или иной стране связана не только с имеющимися материальными предпосылками, но прежде всего с уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить и усваивать новые знания. При этом овладение научными знаниями в целом предстает как весьма противоречивый процесс. Инновативные механизмы их передачи в значительной степени связаны с преодолением устаревших подходов, в то же время существенная доля сложностей возникает из-за того, что новые идеи не сразу входят в жизнь, да и сам путь научных знаний в многоуровневой коммуникации между наукой и образованием имеет свои особенности, правила, логику развития и исключает прямой перенос научных идей в учебную практику.

Роль образования заключается, однако, не только в получении человеком определенных знаний. Одновременно оно выполняет и другую функцию - прививает способность человеку понимать других людей и взаимодействовать с ними. В украинских кризисных условиях задача подготовки мыслящего специалиста должна дополняться не менее важными социокультурными ориентирами. В условиях той угрозы, которую кризис несет духовности человека, упадку его социальных и жизненных сил, остро встают вопросы передачи того, что порой называют «генетическим кодом общества», то есть моральных норм, традиций, ценностей. Сложный социокультурный контекст существования человека важный с точки зрения возможностей его самоопределения, выработки духовно-ценностных ориентаций, которые необходимы для формирования автономной, самоактуализирующейся личности, нынешняя модель образования учитывает лишь в малой степени.

Образовательная система должна претерпеть изменения, связанные с тем, что перед лицом изменений в глобальном масштабе особо остро стоит задача обеспечения расцвета человеческой личности, обладающей творческим мышлением и способностями к саморазвитию, что невозможно без трансляции культурных и этических ценностей, без существования духовных ориентиров, выверенных с позиций перехода от человекозатратной к человекосберегающей эволюции. Опережающее образование тем более должно быть направлено на развитие тех качеств человека, которые могут определять его способности к обучению, к приобретению новых знаний[19].

Таким образом, вхождение в мировые социокультурные процессы требует утверждения новой личностно-ориентированной образовательной парадигмы. Дальнейшее развитие образования должно иметь более широкие перспективы, чем стремление к знанию или овладение нормами морали, а новый образ культуры осваиваться человеком в отличие от прежнего традиционного способа присвоения индивидом культуры, рефлексивно, как личный жизненный проект.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Образование ХХI века призвано изменить содержание и форму развития, необходимые для выживания цивилизации. Стратегической целью образования как социального механизма самоорганизации сегодня выступает преодоление опережающего развития социального бытия над общественным сознанием, переход к определяющей роли не материальных, а духовно-познавательных ценностей по мере движения к обществу, основанному на знаниях. Этот процесс должен разумно управляться и способствовать трансформации сознания людей, что возможно в результате изменения структуры образовательного процесса с учетом необходимости целенаправленного конструирования будущего для реализации его наиболее благоприятных сценариев.

Проблема оценки роли возросшего уровня образования рабочей силы в процессе экономического развития определила несколько подходов к ее решению. Существует так называемая концепция «человеческого капитала», авторы которой, считают, что расходы на процесс обучения -это «капиталовложение в человека», а накопление знаний и умений - это процесс накопления «человеческого капитала». В этом случае система образования рассматривается как «отрасль промышленности», которая производит капитал с особенно длительным сроком службы, поскольку образование дает возможность всю жизнь получать доход и способность участвовать в духовной жизни общества. Аргументируется это тем, что способность к экономической деятельности не дается от рождения, что подобно тому как земля сначала культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и человек сначала требует подготовки и образования, прежде чем он может быть разумно использован в производстве.

Инвестиционный характер затрат на образование заключается в том, люди удерживают часть средств из своего бюджета и затрачивают их на образование, дающее им возможность зарабатывать больше в будущем, т.е. это значит, что они производят капиталовложения в самих себя. И, действительно, в жизни в связи с непрерывно-увеличивающимся спросом на специалистов высшей квалификации и все более высокой ценностью их труда, которая выражается в росте их доходов, многие родители считают затраты на получение их детьми высшего образования наиболее эффективной формой инвестиций.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: