Современный уровень системы образования в Украине




 

На современном этапе формирования новой экономической модели Украины развитие и формирование человеческого капитала становится все более важным, поскольку от этого зависят основные факторы экономического роста. В связи с этим, на первый план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал. Уже сейчас во всех странах человеческий капитал определяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается внимание общества к системе образования как основы производства этого потенциала.

Как сложная интеллектуальная сфера управления, образование и профессиональная подготовка является той движущей силой, которая при должной организации должно стать определяющим фактором экономического и социального развития на всех уровнях. Причина такого внимания заключается в понимании того, что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений.

После признания и распространения теории человеческого капитала образование перестало восприниматься как отрасль непроизводственного потребления. Сейчас она трактуется как инвестиции в один из видов человеческого капитала, что не только приносит прямые экономические и социальные доходы его владельцу, но и стимулирует экономический рост в целом. Расчеты отечественных и зарубежных ученых дают основание утверждать, что вклад образования в прирост ВВП достигает почти 30%. Это обстоятельство побуждает руководство большинства стран мира вкладывать огромные средства в эту сферу формирования человеческого капитала.

Государственные расходы на образование, предусмотренных Государственным бюджетом Украины в 2010 г., составили 6,5% ВВП по сравнению с 4,17% в 2000 г. Однако значение этого показателя все же остается вдвое меньше, чем в развитых странах Европы.

Значительные интеллектуальные ресурсы сосредоточены в высшей школе. Количество студентов, обучавшихся в высших учебных заведениях в 2009/10 учебном году, возросло почти вдвое и составляет 2813,8 тыс. против 1638,3 тыс. в 1989/90 уч.г. Сегодня в Украине подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 904 высших учебных заведения всех уровней аккредитации и форм собственности, тогда как в большинстве развитых стран их количество редко превышает сотню. Кроме того, большинство вузов имеют обособленные структурные подразделения, которых на сегодня их зарегистрировано 1005 - т.е. больше, чем самих учебных заведений. Высшие учебные заведения государственной формы собственности подчинены 26 министерствам и ведомствам, 10 из которых имеют в подчинении только одно заведение. Такой практики не существует ни в одной европейской стране. Продолжает расти количество частных вузов, в 2010 году составляла 114, в то время как во всех странах Западной Европы их всего 32, т.е. в 3,6 раза меньше, чем в одной Украине.

Проблематичным является также то, что в современных условиях высшее образование в целом не препятствует деформации предложения на рынке труда, происходит дальнейшее обесценивание дипломов с высшим образованием. На отечественном рынке труда не хватает специалистов рабочих специальностей, поскольку современный рынок труда испытывает дефицит в квалифицированных рабочих - выпускниках учреждений профессионально-технического образования (спрос на рабочие специальности превышает предложение в шесть раз).

Кроме общего и профессионального образования, большое значение для создания и развития человеческого капитала имеет обучение и повышение квалификации на производстве. В прошлом году только 6,2% зарегистрированных безработных прошли профессиональное обучение. Достаточно остро стоит проблема повышения квалификации работников. По данным Федерации профсоюзов Украины, периодичность повышения квалификации составляет один раз в 12,5 лет, хотя в странах ЕС повышение квалификации происходит раз в 2-3 года [18].

Следовательно, образование и профессиональная подготовка должны создавать условия накопления и развития совокупного человеческого капитала, который является не просто источником экономических возможностей, а характеризует дееспособность экономики на всех уровнях. Кроме того, государство через систему образования и профессиональной подготовки способствует обеспечению высокого уровня социально-политического развития, а также социальных гарантий лица, косвенно тоже являются фактором экономического развития. К сожалению, в условиях экономического кризиса в Украине вопросы образования и профессиональной подготовки не имеют статуса приоритетных. Такое отношение к этой определяющей сферы провоцирует дальнейшее углубление и затягивания кризиса. Эффективное государственное регулирование процесса подготовки квалифицированных кадров прежде всего управленческих, накопление человеческого капитала может стать действенным фактором ускорения выхода Украины из экономического кризиса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: