Изучение ритмических схем начинает с разбора структуры размера.




Трехдольная схема

Является наиболее ясной по рисунку долей и этим удобна для начала освоения структуры размера.

Сильная 1-я доля очень определена и направлена вертикально вниз. Ведётся всей рукой, собрана движением и фиксирует точку на воображаемой плоскости.

2-я доля имеет направление в сторону от дирижера (не точно по горизонтали, а немного сверху вниз, дугообразным движением). Точка 2-й доли фиксируется с точкой 1-й доли на одной горизонтальной плоскости (ни ниже, ни выше).

3-я доля имеет направление снизу вверх, со стороны (после точки 2-й доли рука, продолжая начатую линию, поднимается вверх, затем делает движение со стороны). При выполнении 3-й доли рука ведётся вверх запястьем, а не пальцами. Точка 3-й доли ощущается чуть выше горизонтальной плоскости (т.е. точек 1-й и 2-й доли). 3-я доля имеет большое значение в схеме. Являясь затактом, она готовит 1-ю долю, т.е. от неё зависит качество 1-й доли и, следовательно, ясность всей схемы.

Четырехдольная схема

Сложный размер, соответственно, сложная схема с ощущением сильной и относительно сильной долей. Точки 1-й, 2-й и 3-й долей должны находиться на одной горизонтальной плоскости. Необходимо ясно представлять и чувствовать их графическое местоположение (замах всегда показывается в противоположном направлении относительно 1-й доли)

Возможные недостатки:

1. Отсутствие момента подготовки, предварения 2-й доли. Рука просто передвигается от точки к точке. Необходимо ощущение хорошего замаха от точки первой доли.

2. 2-я доля ведётся не пальцами, а кистью, и направляет ее лучезапястный сустав с опущенным вниз большим пальцем.

3. На точку 1-й доли руки ставятся строго на ширине корпуса, не сужая это пространство.

4. Плохой замах к 3 доле, отсюда вялость и неопределенность, потеря ощущения сильного времени.

Двудольная схема.

Несмотря на меньшее количество долей, эта схема самая сложная и труднее всего усваивается. 1-я доля этой схемы идёт не прямо вниз, а несколько в сторону от дирижера. Вследствие этого в 2-дольной схеме значительно труднее ощутить точку опоры, т.к. положение кисти на плоскости неустойчиво. 2-я слабая доля ведётся по принципу затакта в 3-хдольной схеме.

Недостатки:

- неправильное направление 1-й доли (сверху вниз прямым движением). Искажает рисунок схемы, становится невозможным дать ауфтакт ко 2-й доле.

- неопределенная форма кисти в 1-й доле.

Структура примерной рабочей программы по дирижированию.

Рабочая программа — это нормативно-правовой документ, опр содерж, объём, структуру учеб процесса по изуч конкрет учеб дисциплины, осн на ГОСТе. Для препода это подсказка в виде упорядоченной систематизир работы по тому или иному предмету в рамках законодат-ва РФ.

Цели — планирование, организация учеб процесса.

Структура — титульный лист, пояснит записка(концепция всей рабоч программы, цели и специфика учеб предмета), общая хар-ка учеб предмета, описание места учеб предмета в учеб плане, результаты освоения учеб предмета, опис учеб методик и мат-технич обеспес процесса, итоговые результаты учебного предмета.

Изучение учебно-методической литературы по предмету «Основы дирижирования».

 

 

Предмет «Основы дирижировани».

Рекомендуемая учебно-методическая литература.

1. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. М.,1957 (дети)

2. 2.Егоров А. Очерки по методике преподавания дирижерско- хоровых дисциплин. Л., 1958

3. З.Живов В. Теория хорового исполнительства. - М.,1998

4. 4.Краснощеков В. Вопросы хороведения.- М.,1969 (дети)

5. 5.Колесса Н. Основы техники дирижирования. Киев, 1981

6. б.Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. - Л., 1990

7. 7.Птица К. Очерки по технике дирижирования. - М.,1948 (дети)

8. 8.Самарин В. Хороведение: учебное пособие. - М.,1998

9. Уколова Л. Дирижирование: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2003

Рекомендуемые сборники хоровых произведений

1.Библиотека студента-хормейстера. Вып 1, 2, 3 - М.,1967

2.Глиэр Р. Избранные хоры. Сост. А.Луканин - М.,1980

З.Курс чтения хоровых партитур. Сост. И.Полтавцев, М.Светозарова - Ч.1.- М.,1963 4.Хрестоматия по дирижированию хором. Сост. Е.Красотина, К.Рюмина, Ю.Левит. Вып. 1,2 - М., 1968,1980

5.Хрестоматия по дирижированию хором. Сост. Л.Заливухина- М.,1964 б.Хрестоматия по чтению хоровых партитур. Сост. Н.Шелков - Л., 1963

 

БИЛЕТ

1.Требования к личности педагога. Личностные и профессиональные качества педагога

2.Вокально-хоровые навыки в детском хоре. Певческая установка, певческое дыхание, певческое звукообразование.

3.Учебно-методическая литература по теме: «Хоровой класс в ДМШ и ДШИ»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: