Требования к личности педагога. Личностные и профессиональные качества педагога




Педагог представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Самым главным требованием к педагогу являются:

Системные компоненты и показатели уровня сформированности профессиональной культуры являются:

1) уровень интеллектуального развития (развитие педагогического мышления: способность к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств как: критичность, самостоятельность, гибкость, активность мышления, наблюдательность, память, творческое воображение);

2) уровень организации деятельности педагога (развитие педагогических способностей);

3) уровень овладения основами профессионально-педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры;

4) культура общения (умение слушать и слышать, задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, готовность и желание общаться и др.);

5) культура речи;

6) культура внешнего вида.

Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума.

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика.

Педагогическая этика – это часть общей этики, которая изучает нравственные проблемы жизни человека, вопросы межчеловеческих отношений, формирует их нормы и правила.

К основным категориям педагогической этики относятся: педагогическая совесть, педагогический долг, профессиональная честь.

Профессиональный долг — это ориентация на уважение человеческого достоинства всех участников процесса, утверждение гуманности, единства уважения и требовательности к личности воспитанника.

Профессиональная честь предписывает требования к поведению и ту меру уважения, которую человек заслужил со стороны всех участников процесса.

Профессиональная совесть — это субъективное осознание долга и ответственности перед учениками и обществом за результаты своей деятельности.

Важным регулятором сложных ситуаций, создающих опасность нарушения нормальных контактов между учителем и учеником является педагогический такт. Т.е. педагогический такт – это форма реализации педагогической морали.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения.

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность и уважительность к воспитаннику;

-умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;

- деловой тон общения;

- внимательность, чуткость педагога. Профессиональный такт проявляется:

- во внешнем облике педагога;

- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- в самокритичной оценке своего труда.

Профессиональные компетентности педагога, можно отнести:

1.Социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

2.Персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

3.Специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

4.Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

К профессиональной компетенции мы также относим умения, которыми должен обладать преподаватель:

-Гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;

-Дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

-Организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

-Прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

-Рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

-Организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: