Подготовительный хор, 1 класс.




План занятий: 1 четверть. Понятие о высоких и низких звуках, знакомство с ручными знаками.

2 четверть – Название 7 основных звуков, пение по руке, нотная запись (переход от пения по руке к пению по нотам).

3 четверть – Длительности (Целая, половина, четверть, восьмая), размер (4\4, 3\4, 2\4). Устойчивые и неустойчивые звуки мажорно лада (C – dur).

4 четверть – Сочетание устойчивых и неустойчивых звуков (скачки на ч4, ч5, 6).

В основе музыкального слуха лежит ощущение музыкальной высоты, возникающей в результате соотношение между различными звуками и звуковыми линиями в их развитии.

1. На первых занятиях учим различать высокие и низкие звуки. Предлагаем прослушать 2 мелодии. Направление в низком регистре – медведь, а в высоком – птичка. Далее при проигрывании показываем рукой низкий и высокий регистр. После усвоение разницы между высоким и низким регистром усложняем задачу – вводим мелодию среднего регистра. Ощущение среднего регистра появляется понятие «еще выше», «еще ниже». Упражнение сопровождается движением руки вверх или вниз, на уровне лица. После песенных занятий усложняются упражнения. Проигрываются отдельные звуки в разных регистрах. Дети должны научиться узнавать на слух и отмечать движением руки разные регистры. Следующий этап: играется мелодия, состоящая из больших скачков. Дети отмечают рукой ее движение, таким образом учатся определять расположение звуков в мелодии, сравнительно небольшой диапазон. Играя мелодичные линии с явно выраженными восходящими и нисходящими движениями, дети определяют движением вверх и вниз. В последующих занятиях интонирующие вокальные упражнения с закрытым ртом или на слог отмечаются рукой движение мелодии. Это дает ясное представление высотного распевания звуков. Делает процесс пения осмысленным.

2. Знакомство с ручными знаками. Ручные знаки определяются положением ступени в ладу, выражая характер, ладовые тяготение каждой ступени. Рассказывая детям о 7 основных нотах и их названиях. Выписывать на доске название нот вертикально, чтобы наглядно было видно их соотношение между собой обозначение ступеней. Знакомство детей с ручными знаками.

Пропеваем звукоряд вверх и вниз с названием нот и с ручными знаками, показывая звуковысотность и тяготение ступеней. Далее выписывается названия нот в гаммообразной последовательности. При работе над этим упражнением, преподаватель выбирает любой из столбцов, используя относительную системы сольмизации (пение в удобной детям тональности с названием нот определенного звукоряда). Таким образом, быстро усваивается название нот и соотношение их между собой. Идёт подготовка к осмысленному освоению лада и ладовых тяготений. По этому принципу так же ведется работа над вокально – интонационными упражнениями.

3. Пение «по руке». Подготовит упражнение к пению по нотам. Нотным станом служит левая рука. Указательный палец правой руки показывает местонахождение звука на нотоносце. Дети выполняют упражнения за преподавателем, затем самостоятельно. Первоначально упражнение строится на 1, 2, 3 ступени, затем вводится 7 ступень (вводный тон), далее 4 и 5 ст, последняя 6 ст. 4. Переход к пению упражнений по нотам. Научившись свободному пению «по руке» и с ручными знаками, переходим к нотной записи. Рассказывая о нотном стане и скрипичном ключе, объясняя, как обозначаются уже известные ноты на нотном стане. Первоначально, поются по нотам простенькие упражнения, аналогично прежним, затем диапазон упражнений расширяется до октавы. В упражнениях по нотам вводится длительности (пройдено на уроках сольфеджио), и понятие метра (что это, как обозначается). Ощутить метрические доли, помогает тактирование при пении. Движение руки вниз, при этом сильные доли подчиняются более сильным движениям. Таким образом, упражнения по нотам поются в ритме и метре, упражнение «по руки» поются без определения длительности и размера. 5. Устойчивые и неустойчивые ступени. Настроив хор в данном ладу, играем устойчивые, затем неустойчивые звуки в устнойч, когда на слух начались размеры устойчивые и неустойчивые звуки просим отличительным поднятием руки определенную группу звуков, играя отдельные ступени мажорного лада. После освоения на слух переходим к пению упражнений с разрешением в устой, неустойчивые, используя короткие попевки, песни. Упражнения усложняем введением двух следующих друг за другом неустойчивых звуков, последний из которых разрешаем в ближайший устойчивый. Таким образом вырабатываем навык пения с опорой на ладовое тяготение. Пение упражнений на начальном этапе можно поддерживать гармоничными аккомпанементами, усиливая разрешение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: