Эталон выполнения заданий при ориентации на первый критерий




Вопросы, связанные с понятием доверенности.

При регулировании каких правоотношений помимо гражданско-пра­вовых используется доверенность? Кто может быть представителем? Ка­кие способы возникновения представительства вы знаете? В чем особен­ность односторонних сделок?

Вопросы по содержанию учебного материала о видах и формах дове­ренностей.

В каких случаях используется тот или иной вид доверенностей? Какие требования к форме сделок содержатся в Гражданском кодексе РФ? Ка-

ковы последствия несоблюдения формы сделок? В чем отличие послед­ствий несоблюдения простой письменной формы сделок и несоблюдения формы доверенности?

Вопросы по понятию и порядку передоверия, срокам действия дове­ренности и прекращения действия доверенности.

Можно ли отнести выдачу доверенности в порядке передоверия к но­тариально удостоверяемым сделкам? Каким образом следует учитывать правила исчисления сроков в гражданском праве при оформлении дове­ренности? Какие требования к составлению доверенностей вытекают из норм о прекращении действия доверенностей?

Для овладения умениями применять знания на практике, развития умений анализировать и обобщать, систематизировать информацию и преобразовывать ее в юридически оформленный документ, а также для обучения сотрудничеству целесообразно использовать следующие компо­ненты педагогических технологий:

- организационная форма — обучающая игра «Сотрудничество», в про­цессе которой учебная группа разбивается на команды из четырех чело­век; каждой команде выдается задание на анализ, систематизацию и обоб­щение учебного материала, представленного в конкретной проблемной ситуации. После выполнения заданий организуются выступления членов команд и дискуссии — преподаватель направляет и корректирует при не­обходимости высказывания и суждения студентов; рассматриваемый ма­териал обобщается;

- методы — сочетание диалогического, алгоритмического и исследо­вательского (системы методов проблемно-развивающего обучения);

- дидактические средства — варианты проблемных заданий, норма­тивные материалы, ГК РФ, сборники задач по гражданскому праву (прак­тикумы), карточки-задания для команд.

Варианты заданий на составление доверенностей.

Задание 1. Составить доверенности на получение стипендии за де­кабрь 2004 года, на управление имуществом от имени физического лица, на продажу автотранспортного средства с возможностью передоверия.

Задание 2. Составить доверенности на получение заработной платы в течение шести месяцев 2005 года, на продажу дома от имени физичес­кого лица, на право свершения сделок от имени ООО.

Задание 3. Составить доверенности на получение материальных цен­ностей должностным лицом таможенных органов (от имени филиала РТА), на заключение договора аренды от имени филиала РТА, на ведение дел в суде от имени юридического лица.

Рефлексивный этап.

Оценка хода проектирования и собственной проектной деятельности.

Наряду с непосредственными целями проектирования фрагмента пе­дагогических технологий в процессе проектной деятельности ставились и решались задачи отражения в содержании учебного материала особенно­стей будущей профессиональной деятельности студентов, ситуаций об­щения и решения существующих на практике фактических проблем, ка­кими бы противоречивыми, с точки зрения профессионала, они ни каза­лись. В заданиях назывались конкретные фамилии клиентов, что подчер­кивало реальность и значимость анализа ситуации.

 

Обучающимся предлагалось самим принимать решения, а не просто констатировать правильность или неправильность суждений, — это отве­чает требованиям развития самостоятельности и ответственности в про­цессе обучения, нестандартного подхода к профессиональной деятельно­сти.

Оценка результатов проектирования педагогических технологий с ори­ентацией на выбранные критерии.

Спроектированные педагогические технологии соответствуют выбран­ным критериям.

Таким образом, поставленные при проектировании педагогических технологий дидактические цели, направленные на решение задач про­цесса обучения, можно считать достигнутыми.

Творческий уровень усвоения учебного материала обеспечивается за счет выбора дидактической составляющей педагогических технологий: содержания спроектированных заданий, а также непосредственного об­суждения их в процессе проведения обучающей игры (выбора организа­ционной формы обучения).

Пример 2. Проектирование универсальных педагогических технологий, обеспечивающих оптимальное изучение различных видов профессиональ­ной деятельности и отработку профессиональных умений.

Предварительный этап.

Анализ существующих педагогических технологий.

Профессиональная деятельность любого работника квалифицирован­ного труда и специалиста обязательно включает в себя ряд действий, для выполнения которых необходима безусловная четкость, систематизиро­ванные знания, отработанные умения и навыки.

В практике профессионального обучения отработка профессиональ­ных знаний и умений достигается, как правило, за счет их многократного повторения. Применяемые при этом репродуктивные методы, связанные с простым воспроизведением информации, даже без ее преобразования, придают процессу обучения монотонность, вызывают у обучающихся потерю мотивации и, как следствие, негативное отношение к самой ин­формации. Активность учебной деятельности и качество профессиональ­ного обучения резко падают.

Формулировка целей проектирования (требований к педагогическим технологиям).

Необходимы такие деятельностные педагогические технологии, кото­рые будут способствовать эффективному усвоению различных профес­сиональных знаний и умений, развитию профессионального интереса и активности обучающихся.

Для отработки определенных функциональных действий, требующих автоматизма в работе («навык» — умение, проявляемое автоматически), эти педагогические технологии должны давать базу для отработки четко­сти умений и формирования навыков.

Концептуальный этап.

Выбор стратегии проектирования: смешанное проектирование.

Парадигма креативного обучения задает выбор педагогических техно­логий, и в то же время компоненты педагогических технологий определя-


ют наполнение содержания и подходов к профессиональному обучению. Поэтому, учитывая необходимость творческой деятельности и развития профессионального мышления при применении будущих педагогических технологий, необходимо иметь в виду, что проектирование их обусловле­но, с одной стороны, парадигмой обучения, а с другой — конкретным выбором их компонентов. Одновременное проектирование «сверху — вниз» и «снизу — вверх» будет влиять на меру творческости и ориентации на соответствующий уровень усвоения учебного материала.

Принципы, которые должны быть положены в основу проектирова­ния педагогических технологий:

- системное предъявление информации;

- междисциплинарный характер усвоения содержания профессиональ­ных знаний и умений;

- проблемность в усвоении и систематизации знаний и умений;

- творческий характер учебной и профессиональной деятельности;

- возможность самостоятельного усвоения и систематизации учебного материала;

- возможность организации контроля знаний и умений;

- наличие элементов нестандартности и занимательности в предъяв­лении информации и организации самостоятельной деятельности обуча­ющихся.

Уточнение целей и задач педагогических технологий.

Деятельностные педагогические технологии должны обеспечить усво­ение содержания учебного материала на алгоритмическом и творческом уровнях.

Педагогические технологии должны предусматривать достижение ди­дактических целей:

- усвоение содержания учебного материала;

- систематизацию и обобщение знаний и умений;

- контроль знаний и умений;

- развитие творческого профессионального мышления;

- развитие самостоятельности в отработке профессиональных знаний
и умений.

Критерии оценки спроектированных педагогических технологий:

1) нестандартность предъявления информации, проблемность содер­жания учебного материала;

2) обеспечение развития творческого профессионального мышления
в процессе обучения;

3)наличие методических компонентов, обеспечивающих отработку применения знаний на практике;

4)возможность развития самостоятельности при применении педаго­гических технологий.

Условия и средства достижения целей.

Условием проектирования педагогических технологий является владе­ние знаниями об алгоритмах, правилами построения блок-схем алгорит­мов и умениями пользоваться алгоритмами в практической деятельности. Поскольку любая профессиональная деятельность может быть алгорит­мизирована («алгоритм» — точное и понятное предписание для выполне­ния последовательности действий), то в качестве универсального сред-

279
ства описания деятельности может быть применен алгоритм. Алгоритми­ческие описания могут применяться в трех видах:

- текстовое описание последовательности действий;

- табличное представление последовательности действий;

- применение блок-схем алгоритмов.

Наибольшая нестандартность и занимательность обеспечиваются при применении алгоритмов в виде блок-схем, на которых прямоугольника­ми (операторные вершины) обозначаются законченные действия в со­ставе профессиональной деятельности, а ромбами (условные вершины) — условия, способствующие или препятствующие выполнению следующе­го шага. Условные вершины (ромбы) имеют два выхода: «О» — условие для выполнения следующего шага деятельности не выполнено и «1» — условие выполнено.

Для достижения целей проектирования педагогических технологий содержание информации о знаниях и умениях профессиональной дея­тельности должно быть трансформировано в алгоритмические предписа­ния в виде блок-схем.

Технологический этап.

Уточнение задач проектирования с ориентацией на требуемый уро­вень усвоения.

• Диагностика уровня подготовленности и индивидуально-психологи­ческих особенностей обучающихся.

• Выбор системы контроля качества усвоения с учетом критериев оцен­ки результатов.

• Отбор содержания учебного материала.

• Выбор вариантов мотивационных и деятельностных педагогических
технологий.

• Проектирование деятельностных педагогических технологий для кон­кретного содержания учебного материала.

• Проектирование управленческих педагогических технологий, обес­печивающих оптимальное сочетание с выбранными мотивационными и деятельностными педагогическими технологиями.

• Анализ и оценка результатов.

• Оформление результатов проектирования.

Выбор системы контроля качества с учетом выбранных критериев оцен­ки результатов.

Варианты организации выполнения заданий:

1) составление блок-схем алгоритмов отдельных операций и техноло­гических процессов профессиональной деятельности в целом — по памяти;

2) описание профессиональной деятельности по предъявленным ал­горитмам;

3) заполнение отсутствующих блоков алгоритмов профессиональной
деятельности;

4)проверка правильности предъявленных алгоритмов профессиональ­ной деятельности и при необходимости исправление их;

5) организация взаимопроверок выполненных алгоритмов профессио­нальной деятельности;

6) организация самостоятельного изучения видов профессиональной
деятельности на основе предъявленных алгоритмов.


Отбор содержания учебного материала.

Учебный материал поддается алгоритмизации. Используются универ­сальные педагогические технологии.

Выбор компонентов педагогических технологий для усвоения содер­жания учебного материала:

- организационная форма — лекция-беседа;

- методы — сочетание монологического и диалогического (системы методов проблемно-развивающего обучения);

- дидактические средства — мультимедийный комплекс (демонстра­ция последовательности операций профессиональной деятельности и блок-схемы алгоритма этой деятельности в целом).

Выбор компонентов педагогических технологий для систематизации и обобщения учебного материала:

- организационная форма — практическое занятие;

- методы — алгоритмический (системы методов проблемно-развиваю­щего обучения);

- дидактические средства:

а) методические рекомендации по составлению алгоритмов профес­сиональной деятельности;

б) карточки-задания на составление алгоритмов профессиональной
деятельности, на описание профессиональной деятельности на основе
предъявленного алгоритма.

Педагогические технологии должны применяться в процессе теорети­ческого обучения (для усвоения информации) и практического обучения (для систематизации и обобщения учебного материала), а также для кон­троля знаний и умений.

 

281

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: