В бюджетных учреждениях анализ расходов и составление отчетности осуществляется в разрезе показателей сметы. Содержанием анализа исполнения смет расходов является оценка эффективности использования выделенных учреждению финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения.
Основными задачами анализа исполнения смет расходов являются:
- изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;
- изучение состава и структуры расходов;
- оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных в сметах;
- выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов;
- обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.
Особенностью анализа финансирования является оценка полноты использования учреждением выделенных на год бюджетных средств. Такой анализ позволяет сопоставить суммы фактически выделенных средств с кассовыми расходами, произведенными бюджетным учреждением за отчетный период. Расчеты выполняются как в целом по смете, так и по отдельным статьям бюджетной классификации расходов и для того, чтобы их проанализировать, отразим их в таблице 4 и в таблице 5. Данные для анализа берутся из Приложения 2. В таблице 4 отразим исполнение бюджета за 2008 год, а в таблице 5 отразим исполнение бюджета за 2009 год.
Таблица 4. Анализ полноты использования бюджетных средств за 2008 год
Наименование статьи | Профинансировано на отчетный период, тыс. руб. | Кассовые расходы, тыс. руб. | % исполнения бюджета | Результат: экономия (+), перерасход (-) |
Заработная плата в том числе: | 25 320 000 | 25 320 000 | 100,0 | |
Прочие выплаты | 1 337 300 | 1 337 300 | ||
Начисления на выплаты по оплате труда | 5 255 000 | 5 128 455,41 | 97,59 | +126 544,59 |
Услуги связи | 219 000 | 219 000 | 100,0 | |
Транспортные услуги | 120 000 | 120 000 | 100,0 | |
Коммунальные услуги | 1 877 000 | 1 876 897,03 | 99,9 | + 102,97 |
Арендная плата за пользование имуществом | 1 730 000,0 | 1 730 000,0 | 100,0 | |
Работы, услуги по содержанию имущества | 1 867 000 | 1 867 000 | 100,0 | |
Прочие работы, услуги | 1 130 000 | 1 117 511,11 | 98,9 | +12 488,89 |
Социальное обеспечение | 1 201 000 | 1 201 000 | ||
Прочие расходы | 3 294 000 | 3 294 000 | ||
Поступление нефинансовых активов | 5 248 000 | 5 187 375 | 98,8 | +60 625,00 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 48 598 300 | 48 398 538,55 | 99,59 | 199 761,45 |
По данным таблицы 4 видно, что наибольший удельный вес в структуре расходов в 2008 году занимают расходы на заработную плату (52,31%) и прочие расходы (6,81%). Расходы на коммунальные услуги составляют 3,88%. Наименьший удельный вес занимают расходы на транспортные услуги (0,25%).
Бюджет в 2008 году исполнен на 99,59%. Происходит это за счет сокращения начислений заработной платы, которые были выполнены лишь на 97,59%, а также за счет экономии расходов по коммунальным услугам и прочим работам и услугам. По всем остальным статьям расходов бюджет был исполнен на 100%.
Таблица 5. Анализ полноты использования бюджетных средств за 2009 год
Наименование статьи | Профинансировано на отчетный период, тыс. руб. | Кассовые расходы, тыс. руб. | % исполнения бюджета | Результат: экономия (+), перерасход (-) |
Заработная плата в том числе: | 26 950 300 | 26 950 063,22 | 99,99 | 236,78 |
Прочие выплаты | 864 000 | 863 971,31 | 99,99 | 28,69 |
Начисления на выплаты по оплате труда | 5 875 900 | 5 817 732,33 | 99,0 | 58 167,67 |
Услуги связи | 188 500 | 188 430,41 | 99,96 | 69,59 |
Транспортные услуги | 38 000 | 37 450,80 | 98,55 | 549,2 |
Коммунальные услуги | 1 934 400 | 1 934 400 | 100,0 | |
Арендная плата за пользование имуществом | 523 900 | 523 900 | 100,0 | |
Работы, услуги по содержанию имущества | 1 458 300 | 1 454 304,94 | 99,73 | 3 995,06 |
Прочие работы, услуги | 1 318 500 | 1 318 353,00 | 99,99 | 147,00 |
Социальное обеспечение | 1 385 100 | 1 385 100 | 100,0 | |
Прочие расходы | 3 843 564 | 3 843 537,96 | 99,99 | 26,04 |
Поступление нефинансовых активов | 4 768 600 | 4 768 599,99 | 99,99 | 0,01 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 49 149 064 | 49 085 843,96 | 99,87 | 63 220,04 |
По данным таблицы 5 видно, что наибольший удельный вес в структуре расходов в 2009 году также занимают расходы на заработную плату (54,90%), начисления на заработную плату (11,85%) и прочие расходы (7,83%), и по данным статьям произошло небольшое увеличение удельного веса. Наименьший удельный вес занимают расходы на транспортные услуги (0,08%), по которым также произошло снижение удельного веса в 2009 году.
Бюджет в 2009 году также не был исполнен на 100% (исполнение бюджета составило 99,87%). Также как и в 2008 году на это повлияло неисполнение бюджета по начислениям заработной платы (начисление заработной платы было исполнено в 2009 году на 99,99%), по расходам на услуги связи (99,96%), по расходам на работы и услуги на содержание имущества (99,73%), по прочим работам и услугам и прочим расходам (99,99).
В общем, как видно из данных таблицы 4 и таблицы 5, отсутствие значительных отклонений кассовых расходов от сумм полученного финансирования свидетельствует о том, что средства, выделенные на нужды БУ «Когалымского профессионального училища - 9», были освоены не в полном объеме, но в соответствии с их целевым назначением. Наблюдается не полное расходование кассовых расходов всего в 2008 году на 199 761,45 руб. и в 2009 году на 63 220,04 руб., т.е. произошла экономия средств на соответствующую сумму.
Таким образом, можно сделать вывод, что Правительство Ханты-Мансийского автономного округа обеспечивает стабильную финансовую поддержку образовательным учреждениям округа, а училище в свою очередь практически полностью исполняет обязательства по бюджетным ассигнованиям.