О пришествии преподобнаго нашего во архимандритех Максима грека ко славному граду Москве.




И по мале времени по благословению святейшаго патриарха Филофея и всего прота достизает до славного града российскаго Москвы и до православного самодержца государя великого князя Василия Ивановичя; и с честью же велиею приииде пред князя великаго и по обычаю поклонися ему и благословение подаде ему от патриарха и поздрави его о державе его. И виде великий князь такова мужа честна и премудра зело и восприя его со всякою христоподобною кротостию и призва святейшаго митрополита Макария отдаде его Максима на соблюдение ему и повеле ему житии во обители Благовещения (лист 25 об.) пресвятые Богородицы, идеже воспоминание чюдеси святаго архангела Михаила, идеже и чюдотворца Алексея многоцелебныя мощи лежат.

По мале же времени великий государь приснопамятный Василей Иванович сего священноиерея во архимандритех Максима призвав и вводит его со своим московским митрополитом во свою княжескую книгохранительницу и показа ему безчисленное множество греческих книг. Сей же инок во многоразмышленном удивлении бысть о толиком множестве безчисленаго трудолюбнаго собрания и с клятвою изрече пред благочестивым государем, яко ни в Грецех толикое множество книг сподобихся видети. Сего ради, православный самодержце и государь, из Греческия земли в западныя страны от младых ногтей вдахся в научение грамоте, понеже не обретох (в) стране (лист 26) Гречестей философскаго учения ради великия скудости книжьныя: егда бо безбожни турцы обладаша царствующим градом, тогда некии благочестивии взяша много множество греческих книг, хотяще соблюсти бдагочестия веры, да не до конца угаснет светило православие от безбожных и богомерских турок, и тако отплыша морем в Рим. И латинсти людие тщеславни людие зело, и от многих лет желаху восточных учителей списания видети, но гречести цари не изволиша сему быти ради отступления их от православия. Егда же улучиша время, принесенныя убо от грек книги во свой римский язык преложиша, и греческия же книги отнюд все огнем сожгоша; и тако конечное оскуде от грек философия. Аз же ныне, православный (лист 26 об.) государь Василей Иванович, самодержче, никогда толико видех греческаго любомудрия, якоже ваша царское рачительство о божественном сокровище.

Великий же князь Василей Иванович в сладость послушаше его и преда ему книги на рассмотрение разобрати их, которые будет еще на преложены на российский язык, сии речь на словенский. Максим же преподобный с радостию приим книги, и трудолюбно делу касается, и колико книги обреете не преведенных на словенский язык. И не по мнозе времени великому самодержцу имена тем книгам сотвори елицех обрете не преложены никим в словенский язык. Православный жа самодержец хранителем особь их блюсти и писание полагати, да не смесныи будут с протчими книгами. Преподобному же Максиму повеле (лист 27) самодержец первее Псалтир толковую превести, юже седмь великих учителей в различныя времена истолковаша, иже последи от любомудрых во едино сочеташа. И преподобный же инок Максим со усердием повеленному внимаше. И велия ему нужа бысть от многогласнаго разума единого, и моли государя, что бы ему в помощъ дал дал римских толмачей Димитрия и Власия, да Никита, да два писаря писаша книги, - инок Селиван да Михайло Медоварцев, а те толмачи люди изящныя, училися в самом велицем Риме, понеже преподобный Максим не у совершенно словенскаго языка склонение словес грамматическаго хитрости знаяше. Максим же от греческия беседы напишет полатине, а от латинскаго писма толмачи сказывали русским писцем.

 

 

Приложение 3.

«Сказание о Максиме философе, иже бысть инок святые горы Афонския»

(лист 4) Сказание о преподобнем Максиме философе, иже бысть инок святыя горы Афонския преславныя обители Ватопедския, иже зде и пострада довольно лета за истину.

Осмей убо тысящи наставши, в четвертоенадесять лето годищнаго обхождения Руссия земли скипетр оудержавшу благочестивому и приснопамятному государю великому князю Василью Иоанновичю в преславнем богохранимом граде Москве, не по колицех убо летах державы царствия своего, сей православный всеа Русския земли государь великий князь Василий отверзе царская сокровища древних великих князей прародителей своих (лист 4 об.) и обрете в некоторых полатах безчисленное множество греческих книг, словенским же людем отнюд неразмны. И божественною ревностию подвигся, посла во царствующий град со многим молением к патриарху, чтобы прислал такова могущаистолковати книги греческаго языка на словенский. Патриарх же осем тщание сотворив и на взыскание посла во Фракию и Македонию и в Солунь, некли возможет обрести такова мужа, могущаго православнаго государя желание исполнити. Бе же тогда велия скудость одержаще Греческую землю людми мужей философов. И по многотрудном оном изыскании (лист 5) едва обретоша во Афоньстей горе дву иноков, единому имя Даниил, другому же Макским. Патриарх же едва умоли единаго от них Максима и посла его к православному государю с великою честию. Бе же велми хитр еллинскому наказанию и римскому и словенскому и от внешних учений ничто же не утаися от него и о божественней философии несытно рачителство имея. Рождение же его не веем коего града, то токмо от сотворенных от него уразумех, яко грек бе и яко учения философии прия в западных странаъ во Фряжской земли, во град Парисии, во Флоренцыи и во иных многих (лист 5 об.) градех преходя и оттуду учение велие притяжа. Поелику даровася ему от Создателя всех Христа Бога нашего; и последи прииде во Афонскую гору в Ватопедствей обители Благовещения пречистыя Богородицы во иноческий образ одеяся.

И тако от Афонския горы отходит по благословению святейшаго патриарха и достиже до православнаго самодержца государя великаго князя Василия. Благочестию же виде такова мужа и восприя со всякою христоподобною кротостию и повеле ему житии во обители Благовещения пречистыя богородицы, идеже воспоминание чюдеси (лист 6) святаго архангела Михаила и чюдотворца Алексиа многоцелебныя мощи лежат. По мале же времени великий государь приснопамятный Василий Иоаннович сего инока Максима призвав и вводит его во свою царскую книгохрани(те)льницу и показа ему безчисленное множество греческих книг. Сей же инок во многоразмышленном удивлении бысть о толиком множестве безчисленнаго трудолюбнаго собрания и с клятвою изрече пред благочестивым государем, яко ни в Грецех толикое множество книг сподобихся видети; сего ради, преславный самодержче и государь, из Греческия земли в западныя (лист 6 об.) страны от младых ногтей вдажся на учение, понеже не обретох во Гречестей стране философскаго учения ради великия скудости книжныя: егда убо безбожныя турцы обладаша царствующим градом, тогда нецыи благочестивии взяша множественное множество греческих книг, хотяше соблюсти благочестия веру, да не до конца угаснет светило греческое православие от безбожных и богомерзких турок, и тако отплыша морем в Рим. Латынстии же людие тщеславни зело и от многих лет желаху восточных учителей списания видети, но гречестии пари (лист 7) не изволиша сему быти ради отступления их от православия. Егда же улучиша время, принесенныя убо от грек книги на свой римский язык преложиша, греческия же книги отнюдь все огнем сожгоша; и тако оскуде у грек философиа. Аз же ныне, православный государь, Василий самодеръжче, никогда толико видех греческаго любомудрия, якоже ваше сие царское рачительство о божественном сокровище.

Великий же государь Василий Иванович в сладость послушаше его и преда ему книги на разсмотрение разбрати, которые будет еще непреложены на руский (лист 7 об.) язык, сиречь словенский. Максим же трудолюбно делу коснуся и неколико книг обрете непреведеных на словенский язык. И не по мнозе времени великому самодержцу имяна книгам тем яваственно сотвори, елицех обрете непреложены в словенский язык. Православный же самодержец повеле хранителем особе их блюсти и писание полагати, да не смесны будут с прочими. Максиму же повеле Псалтирь Толковую превести, юже седм великих учителей в различныя времена истолковаша, иже последи от любомудрых во едино сочеташа. (лист 8) Инок же со усердием повеленному внимаше. Нужда же ему бысть молити государя, чтоб в помощь дали римских толмачей Димитрия и Власия, понеже Максим не у совершенно словенскаго языка клонения словес грамматическою хитростию знаяше. Благочестивый же государь моления мниха не презре, но вскоре повеле сему быти. Сам же православный государь множество доброписцев повеле собрати, да удобно дело совершается и оброки довольни от царских своих хранилищ сему старцу Максиму даяше и сущих с ним неисповедимым человеколюбием милосердуя.

И сице за годище дело на совершение (лист 8 об.) изведе и государю в царския его полаты принесе. Великий же государь не просто прият, но посла книгу сию отцу своему преосвященному митрополиту, повеле со всем своим священным собором о книзе сей смотрити. И не по мнозе времяни преосвященный митрополит приходит в царевы полаты со всем своим освященным собором и единому от клирик носящу ону новопреложеную Псалтирь; и сию соборне похваляют и источник благочестия нарицают, Великий же князь самодержец радостно книгу прият; оного же веледарными похвалами украшают, (лист 9) сугубо сложную мзду дают.

Мних же не толико до сих ста, но и вящьшую честь восприять, яко всем сигклитом царским, впадающим в прегрешения, быстрый молебник к православному. И сице девять лет препроводи, труды удручаяся, книги прелагая и древле преведеныя исправляя, понеже виде во многих книгах некоторые речи неразумны или древни преводчики не достигоша растолковати или от преписующих книги растлешася и неисправлением произодоша во многовременныя лета. И сице в них безпрестанно упражняяся.

На могиле Максима Грека в Сергиевом Посаде надпись:

Блаженный здесь Максим телесно опочивает,

Но с Богом в небесах душою пребывает,

И что божественно он в книгах написал,

То жизнью своей и делом показал…

 

 

Приложение 4.

Вопреки многочисленным утверждениям, что до нас не дошло собственноручных записей Ивана Грозного, найдено немало рукописных текстов, которые мог сделать только сам Иван Васильевич.

Кто еще посмел бы делать такие пометки? «Здесь государь написан не к делу» - пометка на листе, где нарисован сам Грозный.

И тем же почерком написано предсмертное письмо Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь. Написанное наспех, с помарками, покаянное письмо запечатано его личной печатью: «А сю есьми грамоту запечатал своим перстнем».

«Почерк, печать и содержание письма – все это свидетельствует, что Грозный написал эту грамоту собственноручно. Понятно, что ни один дьяк или писец не осмелился бы подать царю грамоту с помарками».


Библиография:

1.Аль Д. Иван Грозный: известный и неизвестный. От легенд к фактам. СПб. Издательский Дом «Нева» 2005.

2.Алексеев Л.В. «По Западной Двине и Днепру в Белоруссии. М. «Искусство». 1974.

3.Анчаров М.Л. «Этот синий апрель…». М. «Советская Россия» 1973.

4.Аринин В.И. «Только в любви…Тайны русских гениев». М. Современник» 2002.

5.Баренбаум И.Е. «История книги» М. «Книга», 1984.

6.Башенькин А.Н. «Вологодская земля в древности и средневековье». // Краеведческий альманах «Вологда» вып 2. Вологда «Русь» 1997.

7.Башенькин А.Н., Кукушкин И.П., «Древняя Вологда». // Историко-краеведческий альманах «Вологда», выпуск I. Вологда 1994.

8.Белков В.С. «Повесть о Вологде», Вологда 1991.

9.Булгаков М.Б. «Деятельность западноевропейского купечества в городе Вологде в первой половине XVII века». // Краеведческий альманах «Вологда» вып 4. Вологда «Легия» 2003.

Булычев К. (Можейко И.В.) «Тайны Руси» М. «Дрофа-плюс» 2004.

10. Буровский А.М. «Крах империи. Курс неизвестной истории». М. «АСТ», Красноярск «Издательские проекты» 2004.

11. Буровский А.М. «Несостоявшаяся империя». Красноярск «Бонус» М. «Олма-пресс» 2000.

12. Буровский А.М. «Россия, которой не было – 2. Русская Атлантида». Красноярск «Бонус». М. «Олма-пресс» 2001.

13. Бушков А.А. «Иван Грозный. Кровавый поэт». М. ОЛМА Медиа Групп 2007.

14. Бушков А.А. «Россия, которой не было». М. «Олма-пресс», Красноярск «Бонус». 1997.

15. Бушков А.А. «Россия, которой не было – 3. Миражи и призраки». М. «Олма-пресс», «Красный пролетарий» 2004.

16. Бычков А.А. «Московия. Легенды и мифы». М. «Олимп», «АСТ», «Астрель» 2005.

17. Валишевский Казимир «Иван Грозный». М. СП «КВАДРАТ» 1993.

18. Валянский С.И., Калюжный Д.В. «Русские горки: Возвращение в начало». М. «АСТ», «Астрель», «Транзиткнига». 2004.

19. Волков А.В. «Загадки древней истории» М. «Вече» 2005.

20. Волков В.А. «Русская рать: богатыри, витязи и воеводы». М. «Эксмо», «Алгоритм» 2005.

21. «Вологда в ее старине» (альбом фотографических открыток). Из фондовых коллекций Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Вологда. 1992.

22. «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города». Вологда: «Древности Севера» 2004.

23. Володихин Д.М. «Иван Грозный. Бич Божий» М. «Вече» 2006

24. «Всемирная история» в 24 томах. Том 11. Развитие государств Восточной Европы. Минск «Современный литератор» 1999.

25. Герберштейн С. «Записки о Московии». М. изд. МГУ 1988.

26. Глухов А.Г. «Русь книжная». М. «Советская Россия» 1979.

27. Демин В.Н. «Загадки русских летописей». М. «Вече» 2001

28. «Дорогие сердцу места…» Путеводитель по Вологде и области. Архангельск.Сев.-Зап. кн. изд.-во 1979.

29. Евреинов Н. «История телесных наказаний в России». Репринтное издание. Харьков «Прогресс-ЛТД», Белгород «Пилигрим» 1994.

30. «Живые голоса истории». (учеб. пособие для 7-10 кл. Вологод. Обл.) Архангельск. Сев. – Зап. кн. изд.-во 1979.

31. Забелин И.Е. «История города Москвы». Репринтное воспроизведение издания 1905 г. М. «Столица» 1990.

32. Зарезин М.И. «Последние Рюриковичи и закат Московской Руси» М. «Вече» 2004.

33. Зарубин Н.И. «Библиотека Ивана Грозного: Реконструкция и библиографическое описание». Л. 1982.

34. Зесецкий А.А. «Топографические известия по Вологде» (Публикация Камкина А.В.) // «Вологда» Историко-краеведческий альманах, выпуск I, Вологда 1994.

35. Зенькович Н.А. «Тайны уходящего века-4». М. «Олма-пресс». 2000.

36. Иванов Ю.Г. «Великие крепости России». Смоленск. «Русич» 2003.

37. «Иоанн Грозный». Антология. М. «Алгоритм» «Эксмо» 2004.

38. Ионина Н.И. «Сто великих замков» М. «Вече» 2004.

39. Ионина Н.А. «Сто великих сокровищ». М. «Вече» 2004.

40. Калюжный Д.В. Кеслер Яр. А. «Другая история Московского царства». М. «Вече» 2003.

41. Калюжный Д.В., Плигин Л.В. «Страна Тюрягия: Циклопедия Российской действительности» М. ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство «Астрель» 2005.

42. Карамзин Н.М. «История государства Российского» М. «Книжный сад» 1993.

43. Ключевский В.О. «Исторические портреты». М. «Правда» 1991.

44. Ковалев Г.Е. «Библиотека Ивана Грозного и Александровский Кремль». Александров 2005.

45. Колесников П.А., «Сказы о граде Вологде». // Историко-краеведческий альманах «Вологда» выпуск I, Вологда 1994,

46. Колесников П.А., Королев И.М. (сост.) «Край наш Вологодский». Архангельск Сев.-Зап. кн. изд.-тво 1982.

47. Коновалов Ф.Я., Панов Л.С., Уваров Н.В. «Вологда XII - начало XX века. Архангельск. Сев.-Зап. кн. изд.-во 1993.

48. Косарев А.Г., Сотсков Е.В., «Самые знаменитые клады России». М. «Вече» 2004.

49. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Репринтное воспроизведение издания 1876 г. М. А/О «Книга и бизнес» 1992.

50. Костомаров Н.И. «Исторические монографии и исследования». М. «Книга» 1989.

51. «Краткий справочник книголюба». М. «Книга». 1984.

52. Краскова В.С. «Кремлевское золото». Минск «Литература» 1998.

53. «Кремль Москвы» М. «Московский рабочий» 1957.

54. Крушинская М., Крушинский А. «Казна царевны-бесприданницы». // «Родина» № 4 2003.

55. Кукушкин И.П. «Археологические исследования в Вологодском кремле в 1997-2000 годах». // Краеведческий альманах «Вологда» вып 4. Вологда «Легия» 2003.

56. Кукушкин И.П. «Вологодское городище». // Краеведческий альманах «Вологда» вып. 2. Вологда «Русь» 1997.

57. Лукомский Г.К. «Вологда в ее старине». Репринтное воспроизведение издания 1914 года. Вологда КИИС.

58. Малинина Н.Н. «К биографии вологодского летописца «Ивана Слободского». // Историко-художественный и краеведческий альманах. Вологда «Ардвисура» 1995.

59. Манягин В.Г. «Апология грозного царя» М. «Библиотека Сербского Креста» 2004.

60. Мерцалов С.А. «История России. Хронограф». М. «Олимп», «АСТ», «Астрель» 2000.

61. Морозов Б.Н. «Вертоград здравию. Травник из библиотеки Ивана Грозного» // «Родина» №4 2004.

62. Непомнящий Н.Н., Низовский А.Ю. «Тайны кладов». М. «Вече» 2001.

63. Непомнящий Н.Н.«Самые знаменитые тайны России». М. «Вече» 2004.

64. Непомнящий Н.Н. «Сто великих загадок истории» М. «Вече» 2004.

65. Непомнящий Н.Н. «Сто великих загадок русской истории». М. «Вече» 2007.

66. Непомнящий Н.Н. «20 лет неразгаданных тайн». М. «Вече» 2003.

67. Никитинский И.Ф. «Ранние средневековые находки из города Вологды» // Историко-краеведческий альманах «Вологда» вып. I Вологда 1994.

68. Носов К.С. «Русские крепости и осадная техника VIII-XVII вв. М. СПб. «Полигон» 2003.

69. Павлов И.П. «Ручной переплет». М. «Высшая школа» 1993.

70. Панкова М.А., Романенко И.Ю.,Вагман И.Я., Кузьменко О.А. «100 знаменитых загадок истории». Харьков «Фолио» 2004.

71. Панова Т., Пежемский Д. «Отравили!» (Жизнь и смерть Елены Глинской.) // «Родина» № 12 2004.

72. Пахолков Х.И. «Город Вологда и окрестности». Репринтное воспроизведение издания 1896 года. Вологодское общество книголюбов.

73. Пересветов Р.Т. «Тайны выцветших строк». М. «Детгиз» 1961.

74. Платонов С.Ф. «Полный курс лекций по русской истории». М. ООО «Фирма СТД» 2005.

75. «По Кремлю», краткий путеводитель. М. «Московский рабочий» 1956.

76. Пресняков А.Е «Российские самодержцы» М. «Книга» 1990.

77. Пронина Н. «Иван Грозный. Мучитель или мученик?» М. «Яуза», «Эксмо» 2005.

78. Прудникова Е.А. «Берия. Последний рыцарь Сталина» СПб. «Нева» 2005.

79. Пчелов Е.В. «История России с древнейших времен до конца XVI века» М. «Русское слово» 2003.

80. Радзинский Э.С. «Иван IV. Грозный» М. «Аргументы и факты». «Экспресс-Сервис». «Зебра Е». 2006.

81. Рамбо Альфред. «История древней и новой России» Смоленск «Русич» 2000.

82. Резько И.В. «История войн и конфликтов» в 2 томах. Минск. «Харвест» 1997.

83. Романов С.А. «Воровство в России» М. «Эксмо-пресс» 1999.

84. «Россия XVI века. Воспоминания иностранцев». (Флетчер, Герберштейн, Горсей, Штаден, Ченслер). Смоленск «Русич» 2003.

85. «Россия XVII века. Воспоминания иностранцев». (Маржерет, Олеарий, Масс». Смоленск «Русич». 2003.

86. «Руссика» Иллюстрированная энциклопедия. История России IX-XVII вв. М. «ОЛМА-ПРЕСС Образование» 2004.

87. Сазоноа А.И. «Моя Вологда. Прогулки по старому городу». Вологда «Древности Севера» 2006.

88. Сазонов А.И., Стариков Е.А., «Моя Вологда. Город нашей памяти». Вологда «Древности Севера» 2007.

89. Скрынников Р.Г. «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный». т 1-2. Смоленск «Русич» 1996.

90. Соколов В.И. «Вологда. История строительства и благоустройства города». Вологда. Сев-Зап. кн. изд.-во. 1977.

91. Соловьев Б.И. «Русское дворянство и его выдающиеся представители» Ростов/н./Д. «Феникс» 2000.

92. Соловьев С.М. «Избранные труды» М. Издательство Московского университета. 1983.

93. Соловьев С.М. «История России с древнейших времен». М. «АСТ», Харьков «Фолио» 2001.

94. Соловьев С.М. «Чтения и рассказы по истории России». М. «Правда». 1989.

95. «Старая Вологда» XII- начало XX в. Сборник документов и материалов. «Легия». 2004.

96. Стеллецкий И.Я. «Мертвые книги в московском тайнике: документальная история библиотеки Ивана Грозного» М. 1993.

97. Судаков Г.В. «И заговорили безмолвные свитки». // Историко-краеведческий альманах «Вологда» вып. I, Вологда 1994.

98. Сурмина И.О. «Самые знаменитые крепости России» М. «Вече» 2002.

99. Телицын В.Л. «Российские спецслужбы. ОтРюрика до Екатерины Второй». М. «ОЛМА-ПРЕСС» 2005.

100. Филюшкин А. «Иван Грозный на польском престоле» // «Родина» №11 2004.

101. Филюшкин А. «Как пройти в библиотеку Грозного?» // «Родина» № 4 2003.

102. Функе Ф. «Книговедение». Исторический обзор книжного дела. М. «Высшая школа» 1982.

103. Хоскинг Д. «Россия: народ и империя. (1552 – 1917). Смоленск «Русич». 2000.

104. Чекалов Д. «Иван Грозный: звезды и числа». М. «Эксмо». Ростов/н./Д. «Наука-пресс» 2006.

105. Цапенко М.П. «По равнинам Десны и Сейма». М. «Искусство» 1970.

106. Царева И.Б. «Неопознанное, отвергнутое или сокрытое?» М. «АСТ» «Олимп» 2000.

107. Широкорад А.Б. «Дипломатия и войны русских князей. От Рюрика до Ивана Грозного». М. «Вече» 2006.

108. Широкорад А.Б. «Русь и Литва. Гедеминовичи против Рюриковичей». М. «Вече». 2004.

109. Широкорад А.Б. «Чудо-оружие Российской империи» М. «Вече» 2005.

110. «Энциклопедия русской монархии». М. «Эксмо» 2002.

111. Яблочков М. «История дворянского сословия в России» Смоленск «Русич» 2003.

 

 


[1] Вильно - официальное название Вильнюса до 1939 года.

[2] - (1563 год)

 

[3] Впрочем, существуют свидетельства, что Иван Васильевич собственноручно правил важные книги. Есть и предсмертная грамота, написанная Грозным. См. приложение 4.

[4] Хартия – (от греческого chartes – бумага, грамота) старинная рукопись.

[5] В 1456 году он вступает в общество масонов и дважды занимает в нем должность старшины цеха каменщиков.

[6] О Максиме Греке и библиотеке см. приложение 2 и 3.

[7] См. приложение 4.

[8] Позднее эту претензию на мировое господство высказали большевики в гербе СССР – земной шар, обрамленный колосьями, на фоне восходящего солнца.

[9] Длина стен свыше 5 километров - по книге «Великие крепости России». Лично измерил предполагаемую общую длину стен – получилось 3 километра с небольшим. (3 040 - по электронной карте, 3 200 - измерения на местности). Ну, во всяком случае, все равно больше Московского Кремля…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: