Коллективное бессознательное Юнга.




Коллективное бессознательное - понятие юнгианского психоанализа. Юнг полагал, что Фрейд исследовал поверхностную часть - личное бессознательное, которое поддаётся непосредственному изучению. Юнг предположил, что у человека есть глубинное, коллективное бессознательное - архетипы, оно идентично у всех людей независимо от расы, национальности. Архетипы передаются на генетическом уровне явл врожденными, чтобы убедиться в идентичности коллективного -

бессознательного у всех людей, юнг поехал в США, где изучал сны, мифы и сказки

чистокровных негров. Архетипы не поддаются непосредственному изучению, они

проявляются в мифах и сказках.

Психологи научной ориентации этим представлением К. Юнга не пользуются, поскольку оно не проверяемо: экспериментально ни доказать, ни опровергнуть его невозможно. В него можно либо верить, либо нет - как в Бога или Деда Мороза, в связи с чем к области научной психологии это понятие не относится. По мнению психологов научной ориентации, коллективное бессознательное - скорее красивый миф, придумка. И есть опасение, что придумка скорее вредная, нежели полезная, поскольку практика его использования говорит о том, что с его помощью обычно снимают с людей ответственность за их антисоциальное поведение. Серьезные исследователи вместо коллективного бессознательного говорят о влиянии культуры, внутри которой мы рождаемся и пропитываемся которой каждый день.

В отличие от Юнга, Фрейд не использовал в своих работах понятие «коллективное бессознательное», считая, что подобное выражение является ни чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что «содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей». Поэтому, не прибегая к понятию «коллективное бессознательное», Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о «психическом конденсате», ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, «врожденная» символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие языков.

 

Экзистенциализм.

Экзистенциализм (от латинского existentia — существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в.
В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми.
Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности.
Философия существования возникла после Второй мировой войны среди творческой интеллигенции. Все экзистенциалисты делятся на: -католиков (К. Ясперс, Г. Марсель) и -атеистов (А. Камю, М. Хайдеггер)

Всех объединяет утверждение: существование предшествует сущности, человек рождается и только потом приобретает свою сущность. Человек рождается, существует и только потом он определяется и становится человеком, причём таким человеком, каким он сделает себя сам. И трус, и герой сделали себя сами. И у каждого есть возможность перестать им быть. В начале человек ничего из себя не представляет, это первый принцип экзистенциализма. Каждому человеку отдается во владение и возлагается ответственность за существование. Достоевский писал:" Если Бога нет, то всё дозволено"- это исходный принцип экзистенциализма. В этом мире человек заброшен, ему не на что опереться ни во вне, ни в себе. Человек- это свобода, он сам за себя отвечает. Человек, осуждён быть свободным. Однажды брошен в мир, он отвечает за всё, что делает. Человек такой, каким он хочет стать. Сартр пишет: " Экзистенциализм не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательство того, что Бог не существует. нет никакой судьбы человека, как нет и бога, который бы ее задумал, даже самое достоверное доказательство Бога не освободит человека от самого себя».

Причина неуспеха в жизни: Успеха не могут достичь люди одинокие.

Причина одиночества: Низкая самооценка личности.

 

21. Постмодернизм
Постмодернизм – это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Философский постмодерн – специфика философской мысли, которая представлена следующими именами: – Жак Лакан; – Жак Деррида; – Жорж Батай; – Жиль Делез; – Жан Франсуа Лиотар; – Жан Бордрийяр; – Ричард Рорти и др.
Главная задача постмодернистов – сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.
Основные принципы постмодерна:– объективная сущность – иллюзия;– истина неоднозначна, множественна;– обретение знания – это бесконечный процесс пересмотра словаря;– действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;– человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.
Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар. Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской – в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.
Постмодернизм представлен современными: – постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр); – прагматизмом (Р. Рорти).
Постмодернист, французский философ Жак Деррида – один из ярчайших представителей современного постструктурализма. Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.
Постмодернизм выступает против логики, больше всех против Гегеля, как высшего проявления логоцентризма. Постмодернизм против парных категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

 

Категория бытия

Бытие тождественно понятиям «действительность - реальность». Небытия - нет. Становление философии началось именно с изучения проблемы бытия.
Формы бытия:
Основными формами бытия являются:

-материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

-идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного духовного бытия;

-человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

-социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Т.о., бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Нет ничего, что не входило бы в категорию бытия. Небытия нет!

Один из центральных разделов в философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

Среди бытия также выделяются:

-ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

-феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление данное в опыте) – кажущееся бытие, т.е. бытие, каким его видит познающий субъект.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего – либо, абсолютное ничто. Небытие – состояние единое с бытием и противоположно ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии, так и вне бытии. Примеры небытия: еще не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, а сейчас их нет, они находятся в небытии.

Поскольку человек выступает как пересечение объективной, субъективной и исторической реальностей, то смысл бытия, философская проблема бытия раскрывается для человека как ответы на три вопроса, сформулированные И.Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: