Источник индивидуального сознания это объективная и субъективная реальность, отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга в системе надличностных форм общественного сознания.
Выделяет следующие источники сознания:
1) внешний предметный и духовный мир.
Природные, социальные и духовные явления отражаются в виде конкретно-чувственных понятий и образов. Такие образы несут в себе информацию о внешней стороне и сущности явлений. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивает контакт человека с нею;
2) социокультурная среда – общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Часть норм и запретов транслируется в индивидуальное сознание. Справедливо, что индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества;
3) духовный мир индивида, его уникальный опыт жизни. В отсутствии непосредственных внешних воздействий, человек способен переосмыслить свое прошлое, конструировать свое будущее;
4) мозг, как макроструктурная природная система, которая состоит из множества взаимосвязанных нейронов, обеспечивая на клеточно-тканевом уровне общие функции сознания;
Сферы сознания:
Можно выделить 3 стороны сознания: предметное сознание (когнитивная) - (сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосознание ( мотивационно-волевая ) - (сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний (эмоциональная).
Признаки науки.
Наука – это социальный «институт» по производству знаний. Конечная цель науки – улучшение жизни человека.
Основными признаками науки являются:
1) Нацеленность науки на изучение предметов, которые могут быть использованы в будущем.
2) Предметность и объективность(не зависящая от человека и его согласия) – отражение предмета таким, каков он есть.
3) Системность и доказательность
4) Логическая выводимость одних положений из других.
5) Способность открывать законы в своей области.
6) Разработка методологии, которая целенаправляет исследование. Методология- учение о методах. Метод -это средство получения знания.
7) Разработка и использованиеспециальных орудий и искусственного языка. Искусственный язык создается для более точного и ёмкого отражения информации.
8) Особые требования к объекту изученной деятельности (человек, который занимался наукой индивидуально или коллективно). Помимо знания в данной научной области предъявляются определенные моральные ценности или требования. Главный принцип науки- это ценность новизны, самоценность истины. Перед лицом истины все исследования равны.
Методы эмпирического уровня
На эмпирическом уровне постигается только явление - внешняя сторона предмета.
Метод – средство достижения истины. На эмпирическом уровне выделяют 3 уровня:
1)Наблюдение – пассивный. Исследоватедь не вмешивается в ход течения событий, но может использовать различные приборы.
2)Эксперименты - объект или воспроизводится искусственно или ставится определенным образом в заданные условия, отвечающие целям исследования.
3)Сравнение – установление сходства и различия предметов. Сравниваться должны только сопоставимые предметы.
Сравнение должно осуществляться только по существенным свойствам. Сравнение по несущественным приводит к ошибкам.
Преимущество методов эмпирического уровня в том, что они дают объективное значение.
Недостаток: не проникают вглубь явления.
Общелогические методы
Общелогические методы – это методы, которые подходят как для эмпирического, так и для теоретического уровня. Такие методы, как:
1)Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.
2)Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.
34.Методы теоретического уровня:
На теоретическом уровне познание проникает вглубь предмета, открываются законы.
1) Индукция - переход от частных суждений к общим. Индуктивные умозаключения не дают достоверного знания. Они проблематичны. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объекта. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование, называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение.
2) Дедукция - это переход от общих суждений к частным. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то методом дедукции всегда будет получен истинный вывод
3) Аналогия- правдоподобное, вероятное умозаключение о сходстве двух предметов по какому- либо признаку. При аналогии на основе сходства объектов по некоторым признакам выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях. Выводы по аналогии не дают достоверного знания.
4) Абстрагирование - это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими объектами. Свойства предмета в отвлечении от других свойств с целью более детального изучения
+В начале познания предмет даётся конкретно, без знания его внутреннего содержания. Изучается посредством абстракций и осущ. переход опять к конкретному, но наполненному внутренним содержанием (метод восхождения от абстрактного к конкретному)
5)Идеализация. Имеем такие понятия как точка, прямая, идеальный газ и так далее. Осуществляется предельное отвлечение от реальных свойств предмета и ведения признаков, не реализ в реальности. Например, абсолютно чёрное тело не возможно.
6)Генетический. Позволяет проследить происхождение предметов и явлений
7)Исторический. Воспроизводит всю историю предмета.
8)Логический метод отражает логику предмета
9)Математизация. Применения математических методов в исследовании. Степень развития науки определяется степенью проникновения в неё математики
Научная гипотеза.
Гипотезе принадлежит решающая роль в развитии науки. Это представление о существовании, формах связи или причинах явлений. Не всякое предположение является гипотезой.
Требования к гипотезе:
1. Должна быть не противоречива. Противоречивая гипотеза, которая может объяснить все, не даёт никакой информации об изучаемых явлениях
2. Гипотеза должна согласовываться с имеющимися фактами в своей области. С теми фактами, которые старая теория успешно объясняла и те факты, которые она объяснить не могла.
3. Гипотеза должна согласовываться с имеющимся теоретическим знанием. Не должна противоречить принятым законам.
4. Требование принципиальной проверяемости. Следствие гипотезы должны быть проверяемы. Сама гипотеза может говорить о явлениях, не поддающихся проверке. Со временем гипотеза может стать научной теорией.
Функции гипотетического мышления: 1) осуществляет организацию исследования, 2) указывает его направленность на проверку идеи, 3) способствует обнаружению новых фактов, 4) решению той или иной научной проблемы.
Классификация гипотез:
1)Описательные гипотезы представляют собой прямое обобщение опытных данных. В случае подтверждения они приводят к открытию эмпирических законов. 2)Объяснительные гипотезы - это предположение о внутренних причинах, механизме действия тех или иных явлениях. 3)Частные гипотезы характеризуют отдельные явления, 4)фундаментальные - охватывают большой крут явлений, имеют универсальный характер, и выводы их приложены к большинству объектов данной науки. 5)Рабочая гипотеза выдвигает как первоначальное предположение для систематизации научных фактов, организации и направления научного исследования. Она обычно не имеет достаточно полного обоснования и выполняет прагматическую, инструментальную роль. 6)К теоретическим гипотезам относятся достаточно полно обоснованные, развитые гипотезы, использующие идеальные объекты.
Различие между теорией и научной гипотезой состоит в степени обоснованности и развитости, а не в составе входящих в них утверждений. Пути превращения гипотезы в теорию: 1) Непосредственная доступность наблюдению той причины, которая была ранее скрыта вследствие недостаточного уровня развития науки. Пример: гипотеза о наличии жизни на Венере была опровергнута в результате полетов космических кораблей на эту планету. 2) Сравнение всех гипотез о данном явлении и отбрасывание тех из них, выводы которых противоречат фактам. Оставшаяся гипотеза и будет истинной. 3) Выведение гипотезы из некоторого более общего положения, которое является достоверным знанием. 4)Но главный путь достижения достоверного знания - практика. Гипотезы порождаются запросами практики и превращаются в достоверное знание - теорию - с помощью практики. 5)Большое значение для подтверждения гипотезы имеет открытие новых, неизвестных ранее фактов, которые были предсказаны на основе данной гипотезы.
Научная теория.
Научная теория - форма достоверного знания о некоторой области действительности, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений в этой области. Построение теории опирается на результаты, полученные на эмпирическом уровне исследования и применения более общих, в том числе философских идей.
Это система взаимосвязанных законов науки. Компоненты теории (Г.И.Рузавин)
1. Эмпирический базис, который содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки.
2. Теоретический базис, включающий основные допущения, аксиомы, постулаты, фундаментальные законы и принципы.
3. Логика теории - это правило логического вывода и доказательства
4. Совокупность выведенных теорий, утверждений с их доказательствами.
** Любая научная теория имеет основания:* собственно-научные * философские * общенаучные
С развитием теории она все лучше отражает предмет. В эволюционный период теория накапливает знания, все глубже изучает предмет. На определенном этапе она перестаёт успешно объяснять предмет, происходит научная революция и смена научной теории
Требования к теории: 1) адекватность описываемого объекта, что позволяет заменить в определенных пределах экспериментальные исследования теоретическими положениями; 2) полнота описания некоторой стороны действительности; 3) объяснение взаимосвязи между различными компонентами в рамках самой тории; 4) внутренняя непротиворечивость теории и соответствие ее опытным данным.
Истинность положений теории проверяется практикой, соответствием опытным данным и другим, доказанным уже положениям. Научная теория развивается под воздействием внутренних и внешних факторов. Внешние - это противоречия теории и опыта, практики. Внутренние факторы представляют собой обнаруженные в составе теории противоречия, нерешенные задачи. Те и другие приводят к развитию теории, которое может идти в трех основных формах: 1) интенсификационная, когда происходит углубление наших знаний без изменения области применения теории; 2) экстенцификационная, когда происходит расширение области применения теории без существенного изменения ее содержания. Примером может служить распространение теории электромагнетизма на области оптических явлений; 3) экстенцификационно-интенсификационная (комбинированная) форма развития теории.