Развитие экологических представлений




Работа по данному разделу включает следующие направления.

Первое из них — развитие представлений об окружающем мире. Ребенок с помощью взрослого знакомится с живой и неживой природой. Дети узнают о некоторых растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течение жизни, взаимозависимостях живой и неживой природы, знакомятся с элементами экологических знаний, с объектами неживой природы (водой, песком, воздухом и др.), делают выводы об их свойствах.

Значительная часть материала предлагается детям на прогулках, в свободной деятельности, где происходит развитие представлений об объектах и явлениях природы ближайшего окружения и обогащение детского опыта. Предварительная работа может проходить в любое удобное время.

Второе направление — освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих им получать знания. Это, прежде всего, опыт экспериментирования, проживания, а также сотрудничество с взрослыми (педагогами, родителями).

Экспериментирование — типичная для дошкольника деятельность, включающая в себя игры и действия с мокрым и сухим песком, водой и льдом, помогающая детям раскрыть их свойства, включив свой опыт.

Проживание помогает эмоциональному развитию, умению сочувствовать и сопереживать, выражать положительное отношение к объектам природы, дает возможность почувствовать красоту природы, ощутить единство с ней. Уход за животными и растениями, игры, отображающие повадки животных, другие приемы, направленные на развитие внимательного отношения к природе, также являются формой проживания и формируют у детей чувство общности с живыми существами, сопереживания всему живому, желание беречь и сохранять его.

Важной остается и такая форма приобретения опыта, как получение информации через взрослого. Дети слушают рассказы педагогов и родителей, произведения детской литературы, обсуждают их, наблюдают за объектами под руководством взрослого, смотрят видеофильмы и т.д. Сочетание всех форм приобретения опыта дает возможность полнее познать явления окружающего мира и выработать к ним собственное отношение. Это способствует объединению эмоционального и познавательного компонентов в психическом развитии детей.

В «Приложении» приводится примерный список литературы для чтения в свободное время. Многие из произведений рекомендовались в разделе «Ознакомление детей с художественной литературой и развитие речи»; нет необходимости читать их дважды, вполне можно опираться на имеющиеся знания детей.

Третье направление — развитие познавательной активности. Воспитатель не стремится сразу все объяснить детям, ему важно обратить их внимание на непонятное явление, подвести к тому, чтобы дети сами задавали вопросы, умели их поставить.

Большую часть работы предполагается проводить на тематических прогулках, в беседах, играх, побуждающих детей задавать вопросы, искать решение проблемных ситуаций, объединенных какой-либо темой (Почему тает снег? Как сделать пирог сладким? Почему не получился куличик? и т.д.). Вопросы у детей могут возникать спонтанно, под влиянием ярких впечатлений, что ’ поможет усилить познавательную мотивацию.

Четвертое направление — развитие познавательных и творческих способностей. В младшей группе эта задача решается через овладение детьми действиями замещения объектов природы (воды, земли, диких и домашних животных).

Детей пятого года жизни (средняя группа) интересуют структура и свойства различных объектов, они могут прослеживать причинно-следственные связи. Дети вместе с взрослыми больше времени уделяют анализу разных объектов, ищут и находят причины того или иного явления, рассматривают рост и развитие живых организмов. На первое место выступает задача развития познавательных и творческих способностей через овладение действием замещения, а затем использования простейших пространственно-временных моделей (времени суток и времени года).

Организованная партнерская деятельность педагогов с детьми представляет собой «сплав» беседы, игры, художественно-выразительных средств.

В разделе решаются те же задачи, что и в младшей группе: развитие представлений о природе ближайшего окружения, освоение различных форм приобретения опыта, развитие познавательной активности, познавательных и творческих способностей.

Развитие представлений о природе ближайшего окружения охватывает объекты неживой и живой природы. Знакомство с неживой природой происходит как в ходе наблюдений за сезонными изменениями и погодой, так и при экспериментировании с такими объектами, как вода. Дети узнают о ее свойствах, получают представления о ее значении и использовании в жизни человека, по результатам наблюдений делают выводы о причинах того или иного явления. Помимо этого происходит знакомство с временами суток, временами года, обогащаются представления детей о природе. Они узнают о сезонных изменениях, происходящих в природе, усваивают основные признаки времен года; с помощью воспитателя устанавливают взаимосвязь, между явлениями живой и неживой природы.

В уголке природы дети знакомятся с комнатными растениями: их названиями, внешним видом, способами ухода.

Ознакомление детей с природой предполагает два аспекта: один аспект состоит в развитии у ребенка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому; другой — в обогащении детских представлений о мире природы и развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности природных явлений. В процессе познания у ребенка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания о природе. Эти аспекты рассматриваются в комплексе и неотделимы друг от друга.

Освоение различных форм приобретения опыта осуществляется тем же путем, что и в младшей группе. Отличие состоит в том, что дети проявляют большую самостоятельность.

В экспериментировании взрослый ставит познавательную задачу, требующую выяснения причин того или иного явления, поиска нужного способа действий. Дети предлагают различные способы решения, проверяют их на практике. Благодаря этому развивается способность детей к решению задач, поддерживается познавательная активность.

В играх дети проживают и выражают свои эмоции по отношению к объектам и явлениям природы через движения, имитацию голосом животных и т.д. Таким образом они глубже осмысливают ту или иную ситуацию, выражают отношение к ней.

Чтение произведений детской литературы и ее обсуждение не только дает ребенку новые сведения о природе, но и создаст определенное настроение, помогающее установить доверительную атмосферу, по-другому взглянуть на обыденные вещи. В «Приложении» приводится примерный список литературы для чтения в свободное время.

Помимо этого воспитатель организует экскурсии, наблюдения, просмотры фильмов и обсуждает с детьми увиденное и услышанное.

Организация экспериментирования, проживания, активных форм взаимодействия с природой, партнерская позиция взрослого стимулируют развитие познавательной активности.

Развитие познавательных и творческих способностей решается теми же путями, что и в младшем дошкольном возрасте, и проходит поэтапно: от овладения действиями замещения

к действиям использования моделей времени года и времени суток.

В старшей группе сохраняются четыре направления образовательной работы с детьми, описанные в предыдущих возрастных группах:

· развитие представлений о природе,

· освоение различных форм приобретения опыта (экспериментирование и проживание),

· развитие познавательной активности,

· развитие умственных способностей.

К пяти годам расширяется круг представлений и интересов детей, усложняется их мыслительная деятельность, начинает формироваться логическое мышление. Все это позволяет дошкольникам понимать и структурировать более широкие и комплексные взаимосвязи в живой и неживой природе, между растениями и животными. Основное внимание уделяется развитию экологического сознания детей на примере знакомства с различными экологическими системами, окружающими ребенка (лес, луг, водоем, город). Также продолжается работа по развитию представлений детей о временах года.

Развитие экологического сознания включает понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое — с другой. Дошкольники знакомятся с теми экологическими системами, где особенно четко прослеживается взаимосвязь живой и неживой природы. Ребенок чувствует свое единство с миром растений и животных, начинает осознанно относиться к его обитателям. Такая работа происходит в различных ситуациях сотрудничества детей с педагогами и родителями: на прогулках, экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка, проигрывания ситуаций, требующих сопереживания и сочувствия животным и растениям, а также при чтении произведений детской литературы, просмотре видеоматериалов и т.д.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей происходит через овладение действиями наглядного моделирования. К пяти годам дети, в основном, овладевают действием замещения. Они способны самостоятельно придумывать большее количество условных обозначений. Помимо этого, дети активно осваивают действия использования, а затем и

построения моделей. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

Самостоятельное построение детьми различных моделей в середине и в конце года способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».

Основные четыре направления образовательной работы с детьми сохраняются и в подготовительной к школе группе.

Дети седьмого года жизни имеют широкий круг представлений об окружающем мире и разнообразный опыт общения с природой. Познавательное, личностное и социальное развитие ребенка переходит на более высокий уровень. В связи с этим появляется возможность углубить содержание образовательной работы с детьми, расширить пространство, с которым знакомится ребенок, выйти за рамки природы ближайшего окружения. Это происходит через знакомство со сложными и хрупкими связями живой и неживой природы в природных зонах. Понимание закономерностей, зависимостей и взаимосвязей живого и неживого, растений и животных внутри природных зон земли дает возможность ребенку почувствовать себя неотъемлемой частью этого процесса, причастным к сохранению его красоты и многообразия.

Познавательные и творческие способности развиваются в процессе овладения действиями использования, а затем и построения моделей, отображающих связь животного и растительного мира различных природных зон земли с условиями жизни в них. Дети знакомятся с флорой и фауной природных зон земли (тундры, тайги, пустыни и др.), узнают о влиянии условий неживой природы на образ жизни растений и животных.

Эта работа происходит в различных ситуациях сотрудничества детей с педагогами и родителями: на прогулках, экскурсиях в музей, зоопарк и ботанический сад; в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами Живой и неживой природы; в ходе проигрывания ситуаций, требующих сопереживания и сочувствия животным и растениям, а также при чтении произведений детской литературы, просмотре видеоматериалов и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: