В области физического развития




· Владеет культурными нормами (эталонами поведения) и ценностями здорового образа жизни (личная гигиена, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность, режим дня и др.).

· У ребенка есть интерес и желание заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила поведения, связанные с гигиеной, режимом, закаливанием и др.

· Умеет легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры, соблюдая заданный темп.

· Умеет бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

· Умеет выполнять упражнения в статическом и динамическом равновесии.

· Умеет сочетать замах с броском при метании, добиваться активного движения кисти руки при броске.

· Умеет бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками, одной рукой, с хлопками и другими заданиями; бросать двумя руками набивной мяч (вес — до 1 кг); отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь бегом; метать мячи, мешочки с песком в горизонтальную цель «низу правой и левой рукой; метать в вертикальную цель (центр которой на высоте 2 м от земли) правой и левой рукой.

· Умеет ползать по-пластунски; пролезать в обруч сверху, снизу, прямо и боком; лазать по гимнастической стенке чередующимся способом; лазать по гимнастической стенке, поднимаясь вверх по диагонали с пролета на пролет; ползать по веревочной лестнице.

· Может прыгать вверх из глубокого приседа; прыгать в длину с места, в высоту (30-40 см) с прямого разбега; в длину с разбега; прыгать через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).

· Умеет быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, по кругу.

· Умеет выполнять общеразвивающие упражнения из различных исходных положений, в разном темпе, ритме, с речными усилиями, амплитудой точно и красиво.Участвует в плясках, хороводах.

· Может самостоятельно скатываться с горки, выполняя повороты при спуске, катать друг друга на санках.

· Может скользить по ледяным дорожкам самостоятельно; скользить с невысокой горки.

· Умеет передвигаться на лыжах переменным скользящим шагом.

· Умеет кататься на двухколесном велосипеде, самокате.

· Умеет самостоятельно надевать коньки с ботинками, сохранять равновесие на коньках (на утрамбованной площадке, на льду), кататься по прямой, отталкиваясь поочередно.

· Плавает произвольно.

· Умеет выполнять элементы спортивных игр.

· Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр.

· Следит за правильной осанкой.

Характеристика возраста и задачи развития

Вторая младшая группа

(четвертый год жизни)

У детей четвертого года жизни, как и на протяжении всего дошкольного возраста, происходит интенсивное физическое развитие. Овладение определенными действиями, движениями (мелкими и крупными), соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам является необходимой характеристикой развития ребенка. Способен ли ребенок прыгать на одной ноге, перекладывать мелкие предметы, ловить мяч — это показатели не только его физических достижений, но и уровня его общего развития.

У детей этой возрастной группы продолжает складываться интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой. Происходит развитие основных двигательных навыков, их дифференциация и усложнение. Например, ребенок умеет ходить прямо, сохраняя заданное направление, бегает сохраняя равновесие, изменяя направление, может сохраняя равновесие, передвигаясь в усложненных условиях, лазать и лесенке-стремянке и др., использовать двигательные навыки подвижных и спортивных играх.

К 3 годам дети овладевают азами сюжетной игры — условными предметными действиями. Трехлетний ребенок способен овладеть ролью — более сложным способом построения игры. У пего формируется умение вступать в ролевое взаимодействие г партнером, в ролевой диалог. В играх с правилами начинает овладевать правилами одновременных или поочередных действий.

Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности (конструирование, изобразительная, литературно художественная и др.), которая, с одной стороны служит источником и движущей силой развития ребенка, с другой — именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

Очень важная сторона развития ребенка 4-го года жизни — речь. Показателем полноценного речевого развития и общения является инициативная речь ребенка. В возрасте трех лет у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения. В большинстве случаев речь детей этого возраста несовершенна: нечетка, характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся.

Речь взрослого — это то, чему ребенок подражает, что становится образцом для его высказываний. В младшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативной к контекстной речи. Основная задача речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста — развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, развитие грамматического строя и, наконец,

становление связной речи, которая объединяет все достижения ребенка в овладении родным языком.

В познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста важен переход от простых предметных действий к игре, когда деятельность детей может направляться образами предметов. Особое значение приобретают способы построения этих образов, ориентирующих ребенка в реальности.

Центральной задачей развития умственных способностей детей во второй младшей группе является освоение ими способов ориентировки в действительности, направленных на выделение ее отдельных сторон, признаков и сфер. Это этап дифференциации.

В области развития умственных способностей основу составляют развитие сенсорных способностей, освоение действий с сенсорными эталонами. Кроме того, существенное внимание удаляется освоению действий с различными условными заместителями объектов и ознакомлению детей с простейшими формами символизации, позволяющими выразить свое отношение к действительности. Творческие способности ребенка развиваются в процессе решения специальных задач, допускающих множество вариантов решения и гибкое использование новых способов. Продуктами творчества, как правило, в этом возрасте являются отдельные объекты (несложные постройки, рисунки отдельных предметов, присвоение имен или названий отдельным персонажам сказок или их действиям).

Развитие художественных способностей, наряду с развитием общих творческих способностей, основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности, а также на развитии эмоциональной отзывчивости на эти средства.

Развитие коммуникативных способностей детей 4-го года жизни — это приобщение, развитие чувства принадлежности к новой социальной группе. В этом возрасте через знакомство с чувствами человека, способами их выражения, с правилами коммуникации закладываются основы свободного общения, взаимодействия с взрослыми и детьми по правилам, принятым в социуме, появляются возможности сотрудничества детей.

Конкретное проявление способов общения — это «заражение» от других поведением, игрой, приносящим и радость и удовлетворение. При возникновении же противоречий, затруднений (что вызывает негативные переживания) дети сразу применяют физические и словесные виды давления (не пытаются договариваться, а разрушают совместную деятельность) либо обращаются с жалобой к воспитателю. Дети практически не вступают в общение по поводу игры, у них отсутствуют ролевые высказывания. Для ребенка в общении и взаимодействие важно проявить себя, а с кем взаимодействовать, правильно ли будет понимать его партнер для него не так существенно.

Развитие эмоциональной регуляции — это возникновение для ребенка как можно большего количества положительных эмоциональных образов различных ситуаций пребывания в детском саду, позволяющее адекватно эмоционально реагировать на них, «входить» в ситуации и начинать действовать в ситуациях по правилам.

Развитие произвольной регуляции детей состоит в знакомстве детей с элементарными правилами пребывания в ДОУ, овладении способами ориентировки на правило при попадания и ту или иную ситуацию, некоторыми навыками выполнения правил самообслуживания, взаимодействия, познавательной деятельности, игр с правилами. Освоение правил проявляется как знакомство с ними и частичное выполнение. Основным способом регуляции поведения у детей этого возраста будет эмоциональная регуляция, происходящая за счет эмоционального контакта ребенка с близкими взрослыми и способов коммуникации, которые предлагает и которыми владеет взрослый.

 

Средняя группа

(пятый год жизни)

И средней группе происходит дальнейшее формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Ребенок проявляет хорошую координацию, силу, выносливость, может свободно ориентироваться и пространстве, ходить и бегать, согласуя движения рук и ног. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. Ребенок самостоятельно играет в подвижные игры, активно общаясь со сверстниками и с воспитателем, проявляет инициативность, может контролировать и соблюдать правила в знакомых ему играх.

Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности.

Ребенок начинает выделять для себя структуру игры: сюжет, роли, игровые действия. Дети средней группы могут выстроить последовательность игровых действий в соответствии с логикой развития сюжета, они способны по ходу игры менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета. У детей появляется возможность установления ролевых взаимодействий с двуя партнерами. Кроме того, дети способны выделить правило, по которому нужно действовать в игре, но еще не могут придерживаться ограничивающих правил, т.е. того, как действовать нельзя.

В игре ребенок отражает предметные действия взрослых, направленных на других людей, обозначая эти действия ролью

(я доктор, я мама, я — продавец).

В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование. Дети уже не просто придумывают рисунки и постройки отдельных предметов, называют выдуманных персонажей сказок и их отдельные действия, но дополняют их различными деталями. В этих деятельностях, в отличие от младшего возраста, также появляется ориентировка не только на отдельные признаки и стороны действительности, но и на их взаимосвязи. Это этап структурирования, когда ребенок выделяет для себя на образном уровне связи и отношения между отдельными предметами и их частями.

На 5-м году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка. Совершенствуется речевой слух! дети могут сравнивать слова по звучанию, определять первый звук в слове, учатся правильно произносить слова.

Формируется грамматический строй речи. Развивается связная речь, ребенок в состоянии уже передать содержание небольших сказок и рассказов, составить рассказ по картинке, сначала с помощью педагога, а впоследствии — самостоятельно.

В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных, peгуляторных.

Самым важным в развитии познавательных способностей в этом возрасте является развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем приобщения детей к действиям по построению и использованию наглядных моделей различных типов. Именно наглядные модели позволяют ребенку выделить важные для решения задачи связи и отношений между предметами. Основной тип моделей, действия с которыми осваивают дети в средней группе, — это графический план используемый, прежде всего, при ознакомлении детей с пространственными отношениями, а также графические модели предметов, необходимые для решения конструктивных задач.

В средней группе продолжается освоение различных форм символизации, позволяющей ребенку выражать свое отношение к действительности. Однако дети уже не только используют отдельные символические средства (цвет, величина, сказочные персонажи), но и отношения между ними (сочетания цветов, персонажей, сказочных предметов и т.п.).

В области развития творческих способностей, воображении происходит переход от создания отдельных образов предмете к их детализации. Дети уже не просто придумывают рисунки и постройки отдельных предметов, называют выдуманных персонажей сказок и их отдельные действия, но дополняют выдуманное различными деталями. |

Основной задачей развития художественных способностей остается освоение специфических средств художественных видов деятельности наряду с развитием эмоциональной отзывчивости на эти средства и общих творческих способностей.

Развитие коммуникативных способностей предполагает развитие компромиссного общения. У детей пятого года жизни (при направленной работе воспитателей в этом направлении) проявляется возможность открытого общения (сообщение о моих желаниях и чувствах, а также свои мысли о желаниях и чувствах других детей). В поисках компромисса при конфликтных интересах в общении они могут договариваться, однако в большой мере нуждаются в помощи взрослых. Развитие коммуникативных способностей происходит посредством игры, которая является основным видом деятельности в этом возрасте. Также умение ребенка сотрудничать с другими развивается ни счет других совместных видов деятельности (общих рисунков, построек).

Развитие регуляторных способностей происходит в среднем возрасте во внешнем плане, когда правила в различных формах предлагаются ребенку взрослым, контролирующим также их выполнение. В этом возрасте у детей уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо или не надо себя вести. Следование правилам и нормам становится интуитивным, более устойчивым и самостоятельным. Ребенок в этом возрасте может уже без напоминания взрослого использовать правила вежливости, применять правила поведения в группе. Что немаловажно, в этом возрасте у детей уже существуют эмоциональные образы различных ситуаций пребывания в группе, взаимодействия с другими. Дети склонны замечать нарушения правил другими детьми больше, чем свои собственные. Однако это важный этап регуляции, помогающий усваивать правила. Поведение 4-5-летнего ребенка не импульсивно и непосредственно, как раньше. Хотя в некоторых ситуациях ребенку еще требуется напоминание взрослых или сверстников, чтобы удерживать и применять правила. Дети пятого года жизни начинают совершать больше правильных поступков, с уважением отзываются о своих товарищах по группе, активно сопереживают удачу, проявляют разные формы взаимопомощи. Однако высокая активность, стремление к взаимодействию со сверстниками при отсутствии опыта приводит к частым конфликтам, противоречивым формам поведения. Противоречивость поведения — существенная психологическая особенность характеристики поведения ребенка среднего дошкольного возраста. Дети этого возраста с трудом устанавливают отношения со сверстниками, относятся к ним избирательно. Желание активно взаимодействовать входит в противоречие с отсутствием практического опыта.

Развитие регуляторных способностей предполагает возникновение у детей положительных эмоциональных переживаний, а затем и эмоциональных образов, связанных с взаимодействием с детьми в группе детского сада, проявление отношения к действиям других детей, овладение правилами поведения на уровне контроля и фиксации нарушений правил другими детьми и часто невозможность соблюдения правил самими.

 

 

Старшая группа

(шестой год жизни)

В старшей группе продолжается формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической куль турой. Движения детей становятся все более осмысленным» двигательная активность — более целенаправленной. Дети обладают достаточным запасом двигательных умений, осознай но пользуются ими в своей деятельности. Ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, может свободно ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, согласуя движения рук и ног. Переносит освоенные упражнении и самостоятельную деятельность.

По-прежнему важное место в жизни ребенка занимает игра. Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют, и в соответствии с ними строят свое поведение; ролевые действия разнообразие Ребенок может создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу, установленное и игре, ролевая речь детей достаточно четка.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование, художественное конструирование. Расширяется и обогащается опыт ребенка его отношение к действительности становится дифференцированным и разноплановым.

Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой. Теперь, начиная рисовать, дошкольник уже знает, что он собирается изобразить. Графические образы, хотя и схематичны, содержат много деталей. Предметы, которые изображаются ребенком, располагаются не отдельно, а связаны друг с другом. В этом возрасте ребенок может создавать сюжетные изображения, сопровождая их словесными комментариями. В конструировании у детей появляются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. Дети могут целенаправленно изменять конструкции различных объектов в зависимости от целей и их предназначения.

У ребенка шестого года жизни наблюдается прогресс в развитии речи в сравнении с дошкольниками пятого года жизни.

Речь становится более четкой, происходит совершенствование слухового восприятия, развивается фонематический слух. Формируется интонационная выразительность речи. Ребенок уже может использовать сложные грамматические Инструкции, правильно произносит все звуки, замечает ошибки и звукопроизношении; грамотно использует все части речи; Использует обобщающие слова, синонимы, антонимы.

Помимо всего прочего, происходит развитие смысловой стороны речи, что выражается в широком использовании синонимов и антонимов. Дошкольник может описать игрушку и развернуть сюжет, который будет повествовать о действиях одной или нескольких игрушек одновременно.

Что касается коммуникативных умений, то в старшем дошкольном возрасте у ребенка выявляется интерес к установлению положительных взаимодействий как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. С одной стороны, возникают устойчивые связи с другими детьми, которые выступают в роли партнеров по игровой деятельности, с другой стороны — со взрослыми. В этом возрасте ребенка волнуют важнейшие вопросы жизни. Им нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие темы, этим собеседником и должен стать взрослый человек.

Дети 5-6 лет, помимо вербальных средств общения, овладевают невербальными (жесты, мимика), способны регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации.

В образовательной работе с детьми авторы программы npoдолжают делать акцент на развитии способностей дошкольников. При развитии познавательных способностей основное внимание переносится с содержания обучения на его средства. Напомним, что содержание — это знания, конкретные навыки и умения (представления о явлениях природы, о жизни людей в обществе, о математических отношениях; навыки счета, связной речи и т.п.), усваиваемые детьми в разных образовательных ситуациях. Но для развития способностей важны не столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то, каким образом они преподносятся детям и, соответственно, осваиваются детьми.

Действия, которые выполняет ребенок в ходе обучения, выполняют двойную функцию: с одной стороны, они обеспечивают усвоение предлагаемых в обучении содержаний, что особенно важно для детей старших дошкольных возрастов в связи с подготовкой их к школе, а с другой стороны, и это главное, развивают их общие способности.

Задача, стоявшая перед авторами программы, заключилась в том, чтобы и в этом возрасте ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени развивают их способности. Для детей старшего дошкольного возраста это, прежде всего, действия по построению и использовании наглядных моделей различных типов и содержаний. Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.

Развитие действий наглядного моделирования в старшей и подготовительной группах проходит по нескольким линиям.

Первая линия — это расширение диапазона моделируемых отношений. В средней группе основное внимание уделялось |работе с графическим планом, который дети использовали для ознакомлении с пространственными отношениями, и графическим моделям предметов при решении конструктивных задач. В старшей группе к моделированию пространственных отношений добавляется моделирование временных отношений (например, при построении наглядной модели сказки, звуковой модели слова), логических и прочих.

Вторая линия изменений касается степени обобщенности моделируемых отношений. Если вначале дети осваивали моделирование единичных конкретных ситуаций (например, схема йотой постройки в конструировании), то в старшей группе они учатся строить модели, имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций (например, так называемые круги Эйлера моделируют между самыми различными предметами).

Третья линия изменений состоит в изменении самих наглядных моделей, с которыми действуют дети. Здесь движение идет от моделей, имеющих «иконический» характер, т.е. сохраняющих известное внешнее сходство с моделируемыми обьектами (например, изображение на плане помещения различных предметов, находящихся в нем), к моделям, представляющим собой чисто условное изображение (числовая ось, модель звукового состава слова и т.п.).

И младшей и средней группах осуществляется подготовка К освоению наглядного моделирования. Дети осваивают преимущественно разрозненные действия замещения, построения использования простейших моделей в их внешней форме. В старшем возрасте начинается собственно развитие различных форм наглядного моделирования и его включение в решение интеллектуальных задач.

Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявлять объективные связи между предметами или частями предмета, обобщать свой познавательный опыт.

Выражать же свое отношение к действительности ребенку позволяет использование символических средств. Эти средства дают ребенку возможность обобщить и проявить свой эмоционально-познавательный опыт. Освоение символических средств происходит в основном, в заданиях, требующих комплексации различных видов деятельности (например, рисование иллюстраций к сказке, когда ребенок выражает свое отношение к ней с помощью цвета, композиции и других средств живописи.) При этом, если в младшей и средней группах дети, используют отдельные признаки предметов (цвет, величииа) и их сочетания для выражения своего отношения к действительности, то в старшем возрасте они уже находят предметное символическое обозначение для выражения своего эмоционально-познавательного опыта.

В области развития творческих способностей, воображение дети не просто создают образы отдельных предметов, их действие и различных деталей, но переходят к созданию предварительные замыслов своих произведений. Замысел начинает предшествовать непосредственному выполнению деятельности (например в конструировании ребенок сначала изображает свою будущую постройку на чертеже, а затем уже реализует задуманное). Практически в каждом разделе имеются задачи, прямо направленны на развитие у детей возможностей на все более высоком уровне создавать и реализовывать собственные замыслы.

Основной задачей развития художественных способностей остается освоение специфических средств художественных видов деятельности наряду с развитием эмоционально; отзывчивости на эти средства и развитием общих творчески способностей.

Что касается развития других общих способностей и личности ребенка, то тут по-прежнему основными задачами являются становление его активной позиции (через предоставлен» инициативы), развитие произвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка.

И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие воспитателя с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества.

Воспитатель может проектировать свою работу по программе. Ему предоставляется возможность проанализировать реальную ситуацию, существующую в конкретном дошкольном учреждении; выявить возможности, форму и способы своей работы, составить ее проект. Реализация проекта зависит от конкретного продвижения детей и взрослых по программе. Однако необходимо сохранение последовательности развивающих задач и средств, с помощью которых ребенок решает эти задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: