ТГП 22.4 Задание 4. Прочитайте текст. Вставьте вместо пропуска необходимые слова и словосочетания (максимальный балл – 6)




_________________ (1) - политико-территориальная ________________(2) организация ________________(3) власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения и придающая своим велениям общеобязательное значение.

 

 

ТГП 22.1 Задание 1. Прочтите текст из учебника В.С. Нерсесянца «Общая теория права и государства» (М., 1999 г.):

«В этом общеюридическом контексте под «функционированием» государства имеется в виду динамический аспект характеристики государства, деятельно-содержательное проявление его внутренней сущности. При этом следует, конечно, помнить об условности и метафоричности понятий «функционирование», «действие», «деятельность» и т.д. применительно к праву и государству, поскольку на самом деле действуют именно люди как субъекты права и государства, как частные лица, граждане, должностные лица и т.д. Сущность государства, которая проявляется в его функциях (в его функциональной деятельности), состоит в том, что государство - это правовая, суверенная организация публичной власти свободных людей. Этим обусловлены следующие свойства и характеристики функций и функциональной деятельности государства. В функциональной деятельности государства проявляется представительный характер государства, которое является не природным организмом, а специфической социальной организацией, представляющей и реализующей общую волю и общие интересы свободных людей - членов государства (граждан). Поэтому распространенные в политической теории и практике ссылки - для оправдания своеволия и произвола государства - на некие собственные высшие цели, права и интересы государства (так называемые «государственные резоны») противоречат представительной природе, целям и правомочиям государства и свидетельствуют о его отрыве (отчуждении) от образующих и управомочивающих его граждан и народа в целом как источника суверенной власти и правомерной деятельности государства, его органов и должностных лиц. В этом смысле можно сказать, что правомерна только функциональная деятельность государства, т.е. такая деятельность государства, которая порождается его природой и соответствует его сущности. Действия же государства, его отдельных органов и должностных лиц, выходящие за рамки его сущностно-обусловленных функций, т.е. все нефункциональные действия государственной власти, носят неправомерный и негосударственный характер. Функции государства нельзя смешивать с теми или иными сферами деятельности государства и задачами, которые при этом решаются с помощью государственно-правовых средств и методов. Государство, как и право, действует во всех сферах социальной жизни людей, определяя соответствующий порядок отношений и способ разрешения задач в этих разнообразных сферах - в сфере экономики, культуры, науки, образования, здравоохранения, окружающей среды и т.д.».

Ответьте на вопросы:

1. Что понимают в теории государства и права под функциями государства? Какие факторы оказывают наибольшее влияние на содержание функций государства (аргументируйте свой ответ)?

2. Дайте классификацию функций государства по различным основаниям.

3. На примере одной из функций современного российского государства покажите взаимосвязь между этой функцией и социальным назначением государства или его сущностью.

___________30_________ баллов

 

ТГП 23.2 Задание 2. Ниже приведен ряд терминов. Выберите три термина, объединенных общим критерием, обоснуйте свой выбор. Определите к чему относятся оставшиеся термины (максимальный балл – 6. Правильный выбор терминов - 3 балла, обоснование – 3 балла).

 

Отсылочный, правоприменительный, логический, функциональный, бланкетный, ограничительный, прямой, либерально-демократический, нормативный.

ТГП 23.3 Задание 3. Внимательно прочитайте текст. Найдите в нем три ошибки. Каждую найденную ошибку замените правильным вариантом (максимальный балл – 6. Каждая найденная ошибка - 1 балл, каждое правильное исправление - 1 балл).

Правила, регулирующие поведение людей в родовой общине в юридической литературе принято именовать нормативными правовыми актами, они не разграничивали прав и обязанностей, наиболее четко выделяли запреты, носили письменный характер, за несоблюдение их предусматривались меры юридической ответственности.

 

 

ТГП 23.1 Задание 1. Прочитайте отрывок из работы французского социолога и историка А. Токвиля «Демократия в Америке» (1805-1859):

«Легко увидеть, что американская демократия часто ошибается в выборе людей, которым она доверяет власть. Однако всем нелегко ответить на вопрос, почему управляемое этими людьми государство процветает.

Следует отметить, что, хотя правители демократического государства не всегда достаточно честны и разумны, его граждане просвещенны и сознательны. Народы демократических государств, постоянно занятые своими делами и ревниво оберегающие свои права, не позволяют своим представителям отклоняться от определенной общей линии, диктуемой их интересами.

Не следует также забывать о том, что в демократических государствах чиновники, выполняющие свои обязанности хуже, чем чиновники других государств, остаются у власти не слишком долго.

Но есть и еще одна причина, более общего характера и более глубокая.

Конечно, народное благо требует от правителей добродетелей и талантов. Но еще в большей степени оно требует общности интересов граждан и правителей. В противном случае добродетели могут стать бесполезными, а таланты - опасными.

Важно, чтобы правители и массы граждан не были разделены противоположными или различными интересами. Но это отнюдь не значит, что интересы всех должны полностью совпадать. Такого не бывает никогда.

Еще не найдено политическое устройство, которое бы в одинаковой степени благоприятствовало развитию и процветанию всех классов, составляющих общество. Классы представляют собой нечто вроде отдельных наций внутри одного народа, и опыт показывает, что отдавать какое-либо из них в руки другого также опасно, как позволять одному народу распоряжаться судьбой другого.

Когда у власти стоят одни богатые, интересы бедных всегда в опасности. Если бедные диктуют свою волю, под удар ставятся интересы богатых. В чем же заключаются преимущества демократии? Реально они заключаются не в том, что демократия, как говорят некоторые, гарантирует процветание всем, а в том, что она способствует благосостоянию большинства».

Ответьте на вопросы:

  1. Назовите и раскройте признаки демократического режима.
  2. Какие из признаков демократического режима, на ваш взгляд, являются формальными, а какие — сущностными? Аргументируйте свой ответ.
  3. Какова, по мнению А.Токвиля, главная опасность для достижения народного блага? В чем, согласно мыслителю, состоит главное преимущество демократии? Дайте развернутый ответ.

___________30_________ баллов

ТГП 24.1 Задание 1. Найдите закономерность и разделите словосочетания на две группы, озаглавьте их, ответ (номера словосочетаний) запишите в таблицу (максимальный балл 13. Правильное определение закономерности – 3 балла, за каждый правильный ответ – 1 балл).

 

1. абстрактный характер норм права; 2. выделение общего права и права справедливости; 3. формирование права на основе рецепции римского права; 4. наличие кодификации права; 5. основная форма права – судебный прецедент; 6. полный или почти полный отказ от кодификации права; 7. право создавалось юристами-практиками; 8. деление права на публичное и частное; 9. приоритетная роль процессуального права; 10. основная форма права – нормативный правовой акт.

 

ТГП 24.5 Задание 5. Установите соответствие между понятиями. Одно определение или понятие в списке лишнее (максимальный балл – 3).

Понятие Определение Баллы
1. Функциональный А. способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов  
2. Специально-юридический Б. способ толкования опирается на уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного правового акта  
3. Системный В. способ толкования норм права опирается на знание факторов и условий, в которых действует, применяется данная норма права. Прежде всего, это касается толкования так называемых оценочных терминов  
  Г. способ толкования права состоит в уяснении воли законодателя, выраженной в правовой норме, через анализ специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юриспруденции и законодательной техники  

 

 

ТГП 24.1 Задание 1. Прочитайте отрывок из работы В. М. Гессена «О правовом государстве» / «Право­вое государство и народное голосование» / (СПб.,1908).

Государственная власть едина. Всегда в государстве существует верховная власть, воля которой, определяя организацию и деятельность остальных властей, стоит выше их всех.

Не противоречит ли, однако, обособление властей началу единства государственной власти? Конечно, нет: правильно понимаемое обособление властей ничего общего с разделением власти не имеет. Такое обособление требует отделения правительственной и судебной власти от законодательной не для того, чтобы их поставить рядом с нею, а для того, чтобы их подчинить ей; оно требует подзаконное положение правительственной и судебной власти.

Если бы правительственная власть являлась в действительности властью исполнительной, ее подзаконность могла бы быть признана единственным и вполне достаточным выражением зависимости ее от законодательной власти.

В действительности, однако, воззрение на правительственную власть, как на исполнительницу законов («законодатель — голова, правительство — руки») давно уже отвергнуто наукой государственного права. В настоящее время никто не ограничивает правительственной деятельности механической функцией пассивного исполнения законов. Бесконечное множество меняющихся государственных интересов не может быть охвачено организованной системой устойчивых законодательных норм. Закон, по самой своей природе, имеет общий характер; текущие явления государственной жизни сплошь и рядом бывают настолько индивидуальны, что не допускают законодательной регламентации, не могут быть подведены под общую норму. Законодательная норма всегда и необходимо предусматривает будущее; но явления государственной жизни слишком разнообразны и нередко слишком случайны, чтобы их можно было предвидеть и исчерпывающим образом предусмотреть и регламентировать. Подобно тому, как каждый из нас не может предусмотреть всех случаев жизни, наперед установить для них общие правила и затем уже действовать механически, сообразуясь с ними, так точно государство не может ограничиться законодательным установлением норм и затем их механическим пассивным исполнением. Правительственная деятельность не исчерпывается исполнением закона. Правительство свободно осуществляет интересы государства, свободно правит государством, оставаясь только в пределах права.

Ответьте на вопросы:

  1. Определите понятие «государственная власть». Какие существуют подходы к пониманию государственной власти?
  2. Являются ли связанность государства правом и разделение властей существенными признаками государства? Аргументируйте свой ответ.
  3. О каких аспектах идеи разделения властей не сказано в цитируемом тексте В.М. Гессена?

___________30_________ баллов

 

 

ТГП 25.2 Задание 2. Ниже приведен ряд терминов. Выберите три термина, объединенных общим критерием. Обоснуйте исключение оставшихся терминов (максимальный балл – 6. Правильное исключение терминов - 3 балла, обоснование – 3 балла).

Общественно опасное (вредное) деяние, место, мотив, время, способ совершения, объект, субъект



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: