ТГП 26.5 Задание 5. Установите соответствие между определениями и понятиями определениями. Одно определение в списке лишнее (максимальный балл – 3)




 

Понятие Определение Баллы
  1. Функции права
А. основные положения, базовые правовые регуляторы, выражающие сущность и социальную обусловленность права  
  1. Принципы права
Б. направления его воздействия на общественные отношения, выражающие роль права в организации и упорядочении общественных отношений  
  1. Сущность права
В. санкционированные государством правила поведения, сложившиеся в обществе в силу их многократного повторения  
  Г. главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества  

 

 

ТГП 26.1 Задание 1. Прочитайте отрывок из учебника Г. Ф. Шершеневича «Общая теория права» (М., 1910):

[...] Применение права есть не что иное, как под­ведение конкретных бытовых отношений под абст­рактные нормы права. Применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указаниями права, так как для достижения юриди­ческого результата или для уклонения от юридичес­ких последствий необходимо произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права. Применение права произво­дится всеми агентами государственной власти, кото­рые выполняют задачу управления на основании действующего права [...]. Но с наибольшею яркостью процесс применения права раскрывается в деятель­ности суда.

В судебном решении, если только это не вердикт присяжных заседателей, различаются следующие со­ставные части: а) изложение обстоятельств дела, в) мотивировка и с) юридический вывод или решение в тесном смысле слова. Логическое строение судебно­го решения представляет собою не что иное, как сил­логизм, в котором роль большой посылки играет норма права, малой посылки — конкретное бытовое отношение [...].

Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение понятию «правоприменение». Каковы признаки правоприменения как особой формы реализации права?

2. Назовите и охарактеризуйте другие известные вам формы реализации права.

3. Как соотносятся понятия «действие права» и «реализация права»? Дайте развернутый ответ.

 

___________30_________ баллов

 

ТГП 27.1 Задание 1. Найдите закономерность и разделите словосочетания на две группы, озаглавьте их, ответ (номера словосочетаний) запишите в таблицу (максимальный балл 13. Правильное определение закономерности – 3 балла, за каждый правильный ответ – 1 балл).

 

1. добровольное соблюдение обычаев, обеспеченное уважительным отношением к традициям предков; 2. религиозный характер права; 3. источниками права являются религиозные нормы, в которых наибольшее внимание уделяется не правам, а обязанностям человека; 4. тесная взаимосвязь правовых и иных социальных (моральных, религиозных) норм и ритуалов; 5. толкование норм обычного права - удел лидеров, старейшин, которые символизировали дух общины, ее единство; 6. казуальный характер норм права, их архаичность 7. примирительное правосудие, задачей которого является восстановление нарушенного равновесия, примирение сторон конфликта; 8. не имеет систематизации и деления на отрасли, не выделяет частное и публичное право; 9. второстепенная роль и значение нормативно-правового регулирования и признание доктрины одним из источников права; 10. неписаный, устный характер норм права, закрепленных в форме обычаев.

 

 

ТГП 27.5 Задание 5. Установите соответствие между понятиями. Одно определение или понятие в списке лишнее (максимальный балл – 3).

Понятие Определение Баллы
  1. Правовая психология
А. Система идей, теорий, научных доктрин, которые отражают правовые явления общественной жизни  
  1. Индивидуальное правосознание
Б. Совокупность правовых знаний, оценок, эмоций и чувств, присущих каждому отдельному человеку  
  1. Правовая идеология
В. Отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде переживаний, чувств, настроений  
  Г. Качественное состояние правовой жизни общества, отношение общества к праву  

ТГП 27.1 Задание 1. Прочитайте отрывок из книги «Систематизация законодательства в Российской Федерации» (Под ред. А.С. Пиголкина. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003):

«Систематизация законодательства – это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обуславливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства».

Ответьте на вопросы:

1.Определите понятия «правотворчество» и «законотворчество». Соотнесите понятия «правотворчество» и «правообразование».

2. Дайте определение понятию систематизации нормативных правовых актов. Поясните, как соотносятся понятия «правотворчество» и «систематизация права».

3. Проведите сравнительный анализ форм систематизации нормативных правовых актов (выделите их общие и отличительные черты).

___________30_________ баллов

ТГП 28.2 Задание 2. Ниже приведен ряд терминов. Выберите три термина, объединенные общим критерием, обоснуйте свой выбор. Определите к чему относятся оставшиеся термины (максимальный балл – 6. Правильный выбор терминов - 3 балла, обоснование – 3 балла).

 

Темпоральные, полные, частичные, пространственные, иерархические, содержательные, мнимые, религиозные, моральные, дефинитивные.

 

 

ТГП 28.3 Задание 3. Внимательно прочитайте текст. Найдите в нем три ошибки. Каждую найденную ошибку замените правильным вариантом (максимальный балл – 6. Каждая найденная ошибка - 1 балл, каждое правильное исправление - 1 балл).

 

Диалектика как частнонаучный метод познания, используемый теорией государства и права, подразделяется на материалистическую и идеологическую. Одним из принципов диалектического познания является восхождение от абстрактному к конкретному. Диалектико-материалистическое понимание государства изложено, в частности, в знаменитой лекции В. Ленина «О сущности государства и права».

ТГП 28.1 Задание 1. Прочитайте отрывок из учебника Г.Ф. Шершеневича «Общая теория права» (М., 1910):

«Разнообразие значений, придаваемых выражению «источники права» в той же науке права, вызывает необходимость обойти его и заменить другим выражением — формы права. Под этим именем следует понимать различные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм. Выбор форм зависит всецело от государственной власти [...].

[...] В зависимости от усмотрения государственной власти формы права могут быть весьма различны, смотря по времени и месту. Историческая действительность вполне подтверждает такое предположение.

Государственная власть может разрешить своим судебным органам применять те правила общежития, которые выработались самою жизнью в общественной среде силою бытовых отношений. Власть предполагает, что такие правила по данному вопросу должны были образоваться или должны будут образоваться. Нормы обычного права, хотя и создаются в своем содержании помимо государственной власти, но юридическую обязательность приобретают по воле государственной власти. Поэтому допустимость обычного права и пределы ее определяются самим законодателем [...].

Государственная власть может предоставить своим органам управления выработку общих правил поведения граждан, в развитие закона или в пополнение его недостатка. Очевидно, что такие административные распоряжения или обязательные постановления почерпают свою силу не в самих органах управления, а в дозволении, исходящем от органов власти. Чем сложнее общественная жизнь или чем менее твердо начало законности, тем больший простор для этой формы права, которая, как и все другие, держится только авторитетом государственной власти [...].

[...] По многим вопросам, соприкасающимся с религией, государственная власть, не желая вступать в борьбу с церковью, придавала обязательную силу канонам, определявшим отношение граждан между собою. Каноны являлись, а отчасти еще и являются сейчас, формами права не сами по себе, а вследствие поддержки власти. Как только государство отнимает у них эту защиту — каноны немедленно теряют юридическое свойство и выходят из разряда форм права. Государство Нового времени, почувствовав в себе силу, вступает прямо в борьбу с церковью и устанавливает нормы, прямо противоположные по содержанию канонам.

В истории роль формы права принадлежала судебной практике [...]. Современные европейские законодательства вообще не признают судебную практику формою права, но вопрос этот не бесспорен как со стороны догматики, так и со стороны законодательной политики».

Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение понятиям «форма права» и «источник права». Как эти понятия соотносятся?

2. Назовите и охарактеризуйте известные вам формы права.

3. В какие формах выражается право в Российской Федерации?

 

___________30_________ баллов

 

ТГП 29.2 Задание 2. Ниже приведен ряд терминов. Выберите три термина, объединенные общим критерием, обоснуйте свой выбор. Определите к чему относятся оставшиеся термины (максимальный балл – 6. Правильное исключение терминов - 3 балла, обоснование – 3 балла).

 

Преюдиция, события, правовая аксиома, правовая идеология, действия, правовая презумпция, применение права, правовая психология, соблюдение права.

 

ТГП 29.4 Задание 4. Прочитайте текст. Вставьте вместо пропуска необходимые слова и словосочетания (максимальный балл – 6. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла).

_____________ (1) революция – это произошедший в 7-3 тыс. до н.э. переход от _______________ (2) экономики к ________________(3).

 

ТГП 29.1 Задание 1. Прочитайте отрывок из работы:

«Чистое учение о праве есть теория позитивного права: позитивного права вообще, а не какого-либо конкретного правопорядка. Это общее учение о праве, а не интерпретация отдельных национальных или международных правовых норм. Но оно дает теорию интерпретации.

Будучи теорией, оно стремится лишь к одному: познать свой предмет. Оно пытается ответить на вопрос, чтó есть право и как оно есть, но не на вопрос, как оно должно быть или создаваться. Оно есть правоведение, но не политика права.

Это учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле. Другими словами, оно стремится освободить правоведение от всех чуждых ему элементов. Таков основной принцип его методики. И он кажется самоочевидным. Однако даже беглого взгляда на традиционное правоведение, сложившееся в ХIХ-ХХ вв., достаточно, чтобы убедиться в том, сколь мало оно отвечает требованию чистоты. Юриспруденция совершенно некритично «расширилась» за счет психологии и социологии, этики и политической теории. Такое расширение можно объяснить тем, что эти науки имеют дело с предметами, которые, несомненно, тесно связаны с правом. И если чистое учение о праве желает отграничить познание права от смежных дисциплин, то вовсе не потому, что оно не замечает или даже отрицает эту связь, но потому, что оно хочет избежать методологического синкретизма, который затемняет сущность правоведения и смазывает границы, предназначенные ему природой его предмета».

Ответьте на вопросы:

1. Какому видному теоретику права XX века принадлежит этот текст? Как называется книга, из которой взят отрывок? Как называется более общее направление правопонимания, к которому относится концепция этого автора?

2. Дайте определение понятию позитивного права.

3. Назовите и раскройте признаки позитивного права.

___________30_________ баллов

 

 

ТГП 30.2 Задание 2. Ниже приведен ряд терминов. Выберите три термина, объединенные общим критерием, обоснуйте свой выбор. Определите к чему относятся оставшиеся термины (максимальный балл – 6. Правильное исключение терминов - 3 балла, обоснование – 3 балла).

 

Распространительное, аутентичное, буквальное, делегированное, ограничительное, доктринальное, неофициальное

 

ТГП 30.3 Задание 3. Внимательно прочитайте текст. Найдите в нем три ошибки. Каждую найденную ошибку замените правильным вариантом (максимальный балл – 6. Каждая найденная ошибка - 1 балл, каждое правильное исправление - 1 балл).

Правосубъектность — это способность лица быть субъектом права. Правосубъектность физических лиц состоит из трех элементов: правоспособности, дееспособности и трансдееспособности. Дееспособность — общая возможность каждого в равной степени быть носителем прав и обязанностей. Правоспособность — способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать своими действиями обязанности.

 

ТГП 30.1 Задание 1. Прочитайте выдержки из статьи В.В. Ершова «Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений как парные категории» (Российский судья. 2013. № 2):

«… развитие регулирования общественных отношений теоретически более обоснованно анализировать как «восхождение», движение от абстрактных принципов и норм права к «богатому конкретному», индивидуальному регулированию казуса, конкретных общественных отношений. В свою очередь, конкретное - как результат правового регулирования, выделение и регулирование более детальных, индивидуальных особенностей казуса. Необходимо заметить: теоретически разграничивая правовое и индивидуальное регулирование, вместе с тем следует подчеркнуть также и объективную необходимость их взаимосвязи, взаимодополнения, а, следовательно, и совместного анализа как парных категорий. С одной стороны, безусловно, родовые и видовые особенности общественных отношений подлежат «абстрактному», т.е. правовому регулированию. Однако, с другой стороны, конкретные особенности казуса, фактических общественных отношений объективно требуют индивидуального регулирования»;

«… объективное и полноценное регулирование общественных отношений возможно на основе сочетания различных видов социального регулирования. Прежде всего морального и правового регулирования»;

«…правовое регулирование, в частности, в силу его универсального и абстрактного характера, ошибок управомоченных правотворческих органов и лиц, развития и многообразия фактических отношений является объективно недостаточным и должно с необходимостью дополняться индивидуальным регулированием»;

«… индивидуальное регулирование, в соответствии с общенаучными положениями и выводами теории систем, теории информации и теории управления, возможно рассматривать как разновидность реализации на практике принципа обратной связи, возможности дополнительного регулирования конкретных отношений, момент самодвижения, присущий всей материи, объективно необходимое средство ("мера") организации сложной системы органов государственной власти, безусловно, в рамках (пределах), установленных принципами и нормами права, содержащимися в системе форм международного и национального права, реализуемых в государстве».

Ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение понятию правового регулирования. В чем особенность того понимания индивидуального регулирования, которое отстаивает автор приведенного текста?
  2. Назовите и охарактеризуйте способы и типы правового регулирования.
  3. Охарактеризуйте методы правового регулирования. От чего зависит выбор метода правового регулирования?

___________30_________ баллов

ТГП 31.1 Задание 1. Найдите закономерность и разделите словосочетания на две группы, озаглавьте их, ответ (номера словосочетаний) запишите в таблицу (максимальный балл 13. Правильное определение закономерности – 3 балла, за каждый правильный ответ – 1 балл).

1. «Основные правовые системы современности» 2. «Государство и революция» 3. Р.Давид 4. «Философия права» 5. Ф.Энгельс 6. Ш.-Л.Монтескье 7. Г.Гегель 8. «О духе законов». 9. «Происхождение семьи, частной собственности и государства». 10. В.Ленин.

ТГП 31.5 Задание 5. Установите соответствие между понятиями. Одно определение или понятие в списке лишнее (максимальный балл – 3).

Понятие Определение Баллы
1. Применение права А. юридическая оценка совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенным юридическим нормам  
2. Юридическая квалификация Б. урегулированная процессуальным законодательством деятельность компетентных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке доказательств для подтверждения фактов, которые будут положены в основу решения  
3. Доказывание В. властная деятельность уполномоченных на то государственных и иных органов, состоящая в рассмотрении юридического вопроса или дела и вынесении по нему индивидуального решения  
  Г. деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смысла и содержания действующих норм права  

 

ТГП 31.1 Задание 1. Прочитайте отрывок из работы Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре»:

«Каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого.

Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное Целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое, образующееся, следовательно, в результате объединения всех других, некогда именовалось Гражданскою общиной, ныне же именуется Республикою, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою – при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства».

Ответьте на вопросы:

  1. Какая теория происхождения государства излагается в этом тексте? Назовите ее представителей и раскройте содержание. Какую идеологическую роль сыграла эта теория в XVII-XVIII веках?
  2. С какой теорией права (типом правопонимания) непосредственно связана излагаемая в тексте теория?
  3. Обладает ли, с вашей точки зрения, излагаемая в тексте теория актуальной научной и идеологической ценностью? Аргументируйте свой ответ.

___________30_________ баллов

ТГП 32.2 Задание 2. Ниже приведен ряд терминов. Выберите три термина, объединенные общим критерием, обоснуйте свой выбор. Определите к чему относятся оставшиеся термины (максимальный балл – 6. Правильный выбор терминов - 3 балла, обоснование – 3 балла).

 

Позитивистский, демократический, маргинальный, тоталитарный, социологический, естественно-правовой, ограничительный, телеологический.

ТГП 32.4 Задание 4. Прочитайте текст. Вставьте на место пропусков необходимые слова и словосочетания (максимальный балл – 6. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла).

 

Согласно юридическому позитивизму (легизму) одним из основных признаков права является выражение его в строго определенных формах, установленных или санкционированных государством, иначе говоря – __________(1).

Основание бытия права, его главный внутренний устойчивый признак, который отражает его природу и социальное назначение, называется _____________(2).

Юридический позитивизм настаивает на том, что, отличие от других социальных норм, нормы права всегда устанавливаются или ______________(3) государством.

 

 

ТГП 32.1 Задание 1. Прочитайте фрагмент из работы П. Виноградова «Очерки по теории права» (максимальное количество баллов – 30):

«... Целая сеть юридических норм раскинута над социальной жизнью, события которой то и дело пересекаются линиями юридических прав и обязанностей: обстоятельства, сколько-нибудь важные, большею частью имеют известную юридическую сторону. Таким образом, наряду с различными фактами и актами деловых отношений, духовного общения и социальных отношений, возникает ряд юридических фактов и актов, от которых зависит изменение и развитие прав. Вряд ли нужно отмечать, что эти юридические факты и акты являются не только простым отражением соответствующих им явлений обыденной жизни, но и имеют особые, свойственные им атрибуты, которые часто чувствует на себе обыватель».

Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение понятию правоотношения. Что понимается под структурой правоотношения (дайте развернутый ответ)?

2. Является ли правоотношение самостоятельным видом общественных отношений либо только формой других общественных отношений? Аргументируйте свой ответ.

3. Что понимается в теории права под юридическоми фактами? Назовите и охарактеризуйте известные вам виды юридических фактов.

___________30_________ баллов

 

 

ТГП 33.4 Задание 4. Прочитайте текст. Вставьте на место пропусков необходимые слова и словосочетания (максимальный балл – 6. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла).

Метод познания, при котором окружающий мир рассматривается как единое целое, объективное и ________ (1) существующее, в котором первичным является материя, а развитие трактуется как поступательное движение путем перехода от количественных изменений к ____________(2), называется_______________(3).

 

 

ТГП 33.6. Задание 6. Расположите в правильном порядке этапы образования государства: (максимальное количество баллов 6):

1. истощение природных ресурсов и изменений климатических условий;

2. создание государства;

3. переход к производящей экономике;

4. деление общества на классы;

5. появление прибавочного продукта;

6. появление частной собственности.

 

ТГП 33.1 Задание 1. Прочитайте отрывок из работы Эмиля Дюркгейма «Норма и патология» (максимальное количество баллов - 30):

«Преступность не только предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен, но в некоторых случаях и прямо подготавливает эти изменения. Там, где существуют преступления, коллективные чувства обладают достаточной гибкостью для того, чтобы принять новую форму, и преступление подчас помогает определить, какую именно форму примут эти чувства. Действительно, сколь часто преступление является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит! Согласно законам Афин Сократ был преступник и его осуждение имело бесспорное основание. Однако вменяемое ему в вину преступление, а именно независимость мысли, послужило на благо не только человечеству, но и его собственной стране. Оно помогло сложиться новой морали и вере, в которой нуждались жители Афин, ибо традиции, в соответствии с которыми они жили до этого, не соответствовали более существовавшим условиям жизни. Случай с Сократом не единственный; такого рода случаи периодически повторяются в истории. Свобода мысли, которой мы пользуемся ныне, была бы невозможна, если бы запрещавшие ее правила не нарушались вплоть до того момента, когда они были торжественно отменены. Однако до этого нарушение этих правил считалось преступлением, ибо оно посягало на чувства, с особой силой переживавшиеся средним сознанием. И все же это преступление было полезно как прелюдия к реформам, которые с каждым днем становились все более необходимыми. Либеральная философия имела своих предшественников в лице всякого рода еретиков, которые в силу закона наказывались гражданскими властями на протяжении всех средних веков и до начала нашей эпохи.

С этой точки зрения основополагающие факты преступности предстают перед нами в совершенно ином свете. В отличие от ходячих представлений, преступник уже не кажется нам совершенно непригодным для общества существом, своего рода паразитическим элементом, чуждым и враждебным организмом, введенным в среду общества. Напротив, он играет определенную роль в социальной жизни. И само преступление уже нельзя понимать как зло, которое необходимо подавлять всеми возможными средствами. Если преступность падает заметно ниже среднего уровня, нам не с чем поздравить себя, ибо мы можем быть уверены в том, что такой кажущийся прогресс связан с определенной социальной дезорганизацией. Так, число нападений никогда не бывает столь низким, как во время нужды. Падение уровня преступности влечет за собой пересмотр или необходимость пересмотра теории наказания. Если преступление действительно болезнь, то наказание за него является лекарством и не может пониматься иначе. Вследствие этого цель всех дискуссий, возникающих в связи с преступлением, — это решить, каким должно быть наказание, способное выполнить роль лекарства. Если преступление вовсе не патология, то целью наказания не может быть излечение и подлинную функцию наказания следует искать в каком-то ином направлении».

Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение понятиям правомерного и противоправного поведения.

2. Всякое ли правомерное поведение является общественно полезным, а противоправное – общественно вредным? Аргументируйте свой ответ.

3. Согласны ли вы со взглядами Э. Дюркгейма на противоправное поведение, которые изложены в этом отрывке? Аргументируйте свой ответ.

___________30_________ баллов

 

 

ТГП 34.1 Задание 1. Найдите закономерность и разделите словосочетания на две группы, озаглавьте их, ответ (номера словосочетаний) запишите в таблицу (максимальный балл 13. Правильное определение закономерности – 3 балла, за каждый правильный ответ – 1 балл).

1. объединение значительного количества людей для создания и обслуживания ирригационных систем; 2. появление частной собственности; 3. возникновение общественной и государственной собственности; 4. необходимость поддержания и защиты интересов экономически господствующего класса с помощью специальных органов управления и подавления; 5. расслоение общества по положению в административной иерархии; 6. общественное разделение труда; 7. формирование высших органов власти из органов родового управления; 8. сакрализация власти; 9. товарно-денежное производство; 10. разделение общества на классы.

ТГП 34.5 Задание 5. Установите соответствие между определениями и понятиями. Одно понятие в списке лишнее (максимальный балл – 3. Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл).

Определение Понятие Баллы
  1. Правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку
А. Корпоративные нормы  
 
  1. Правила поведения, регулирующие отношения между человеком и внешним миром (природой, техникой)
  Б. Социальные нормы  
 
  1. Правила поведения, создаваемые в общественном объединении, организации
  В. Обычаи  
  Г. Технические нормы  

 

ТГП 34.1 Задание 1. Прочитайте отрывок из работы И. А. Ильина «О сущности правосознания» (максимальное количество баллов 30):

«Каждый из людей, если им руководит естественное правосознание, будет искать и найдет возможность приблизить свой положительно-правовой статус к естественному. Он может немедленно перестать осуществлять свое «неестественное» полномочие и затем погасить его отречением; так, естественное правосознание побудило в свое время некоторых помещиков «отпустить на волю» своих крестьян и заставило Л.Н. Толстого отказаться от авторского права на свои произведения. Он может, далее, передать свои полномочия другим в ту меру, в какую он испытывает их несправедливыми; таков внутренний смысл многих «пожертвований» на благие дела, христианской «раздачи имущества бедным» и посмертного распоряжения Л.Н. Толстого о яснополянской земле. Далее, каждый может, следуя естественному правосознанию, взять на себя исполнение чужой обязанности, внести налог за бедняка, заменить больного товарища на службе или, как это допускалось в старину, «пойти в рекруты», заменяя многосемейного брата. Правосознание может побудить каждого возложить на себя добровольно имущественные повинности, увеличить чужие полномочия на счет своих обязанностей, предоставить своим несправедливым правам угаснуть за давностью, пойти добровольцем на войну, принять на себя то или иное ответственное служение народу и т. д. Нормальное правосознание, которое вообще побуждает не уклоняться от принятия и несения публичных полномочий и обязанностей, а напротив, искать их и радеть о них,— постепенно научает человека переживать публичные полномочия как обязанности гражданина, а публичные обязанности как неотъемлемые полномочия; естественно-правовая солидарность людей освещает по-новому положительный статус лица и обновляет его понимание из глубины: участие в законодательстве управлении и суде оказывается естественною обязанностью взрослого гражданина, а личная и имущественная повинность осмысливается как драгоценное естественное полномочие — поддержать жизнь своего союза личным трудом и участием».

Ответьте на вопросы:

1. Определите понятие правосознания. Из каких структурных элементов состоит правосознание?

2. Назовите и опишите виды правосознания. От чего зависит уровень развития индивидуального и общественного правосознания?

3. Согласны ли вы с той трактовкой правосознания, которая изложена в приведенном тексте? Аргументируйте свой ответ.

___________30_________ баллов

ТГП 35.3 Задание 3. Внимательно прочитайте текст. Найдите в нем три ошибки. Каждую найденную ошибку замените правильным вариантом (максимальный балл – 6. Каждая найденная ошибка - 1 балл, каждое правильное исправление - 1 балл).

 

На первой стадии применения права осуществляется юридическая квалификация дела с помощью доказательств.

На второй стадии применения права осуществляется установление фактической основы дела.

Правоприменительная деятельность завершается вынесением решения и принятием нормативного правового акта.

ТГП 35.4 Задание 4. Прочитайте текст. Вставьте на место пропусков необходимые слова и словосочетания (максимальный балл – 6).

Федеральный ______________ (1) закон считается принятым, если он одобрен не менее чем _____ (2) голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем _____ (3) от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

ТГП 35.1 Задание 1. Прочитайте отрывок из работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»:

«Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также «действительность нравственной идеи», «образ и действительность разума», как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство».

Ответьте на вопросы:

  1. Какие признаки, по мнению Ф. Энгельса, отличают государство от родовой организации общества?
  2. Назовите и раскройте основные признаки государства. Дайте определение понятию государства.
  3. Назовите и охарактеризуйте основные подходы к пониманию сущности государства. Какой из этих подходов, на ваш взгляд, наиболее близок к истине (аргументируйте свой ответ)?

___________30_________ баллов

ТГП 36.1 Задание 1. Найдите закономерность и разделите словосочетания на две группы, озаглавьте их, ответ (номера словосочетаний) запишите в таблицу (максимальный балл 13. Правильное определение закономерности – 3 балла, за каждый правильный ответ – 1 балл).

1. принимается по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ; 2. считается принятым, если одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации; 3. принимается в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения РФ и её субъектов; 4. считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; 5. принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; 6. должен быть одобрен большинством голосов членов Совета Федерации; 7. у Президента отсутствует на них право вето; 8. Президент имеет право вето на них; 9. регулируют наиболее важные отношения в экономической, политической, социальной и иных сферах жизни общества; 10. позволяют избегать внесения частых поправок в Конституцию РФ.

 

 

ТГП 36.6 Задание 6. Расположите в правильном порядке (от большего к меньшему): ( максимальный балл – 6).

 

1. норма права,

2. отрасль права,

3. институт права,

4. подотрасль права,

5. система права,

6. субинститут права.

 

ТГП 36.1 Задание 1. Прочитайте отрывок из работы К. Маркса «Гражданская война во Франции»:

«Прямой противоположностью империи была Коммуна. Лозунг «социальной республики», которым парижский пролетариат приветствовал февральскую революцию, выражал лишь неясное стремление к такой республике, которая должна была устранить не только монархическую форму классового господства, но и самое классовое господство. Коммуна и была определённой формой такой республики.

Париж, бывший резиденцией и центром старой правительственной власти, а вместе с тем и социальным оплотом французского рабочего класса, восстал с оружием в руках против попытки Тьера и его «помещичьей палаты» восстановить и увековечить эту старую правительственную власть, оставшуюся в наследство от империи. Париж мог сопротивляться только потому, что вследствие осады он избавился от армии и заменил её национальной гвардией, главную массу которой составляли рабочие. Этот факт надо было превратить в установленный порядок, и потому первым декретом Коммуны было уничтожение постоянного войска и замена его вооружённым народом.

Коммуна образовалась из выбранных всеобщим избирательным правом по различным округам Парижа гор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: