Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП университета




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Пояснительная записка. Вводная часть Цель и задачи освоения дисциплины Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП университета Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля) Основная часть 3.1.1.Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы 3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении 3.2.2 Разделы учебной дисциплины(модуля), виды учебной деятельности и формы контроля 3.2.3 Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля) 3.2.4 Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля) 3.3 Самостоятельная работа студентов 3.3.1 Виды самостоятельной работы студентов 3.3.2 Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов 3.4 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины (модуля) 3.4.1 Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств 3.4.2 Примеры оценочных средств 3.5 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины (модуля) 3.5.1 Основная литература 3.5.2 Дополнительная литература 3.6 Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины 3.6.1 Требования к аудитория (помещениям, местам) для проведения занятий 3.6.2 Требования к оборудованию учебных мест преподавателя и обучающихся 3.6.3 Требования к специализированному оборудованию 3.6.4 Требования к программному обеспечению учебного процесса 3.7 Образовательные технологии 3.8 Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами 4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины   5 стр.   5 стр. 5 стр.   8 стр.     15 стр.   15 стр.   17 стр.   18 стр.   19 стр.   20 стр. 20 стр.   21 стр.   22 стр.     24 стр. 25 стр.     26 стр.   26 стр.   26 стр. 26 стр.   26 стр. 27 стр.   27 стр.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Патологическая физиология – фундаментальная наука и дисциплина, раскрывающая наиболее общие закономерности возникновения, течения и исхода патологических процессов и заболеваний на основе комплексного использования достижений патофизиологии, патобиохимии, патоморфологии, иммунологии, генетики и других наук. Патофизиология широко применяет наиболее существенные факты, полученные клиническими дисциплинами, включая новые направления в профилактике, диагностике и терапии различных заболеваний. Она использует экспериментальное моделирование болезней, применяя для анализа механизмов расстройств жизнедеятельности больного организма физиологические, биохимические и морфологические методы исследования в совокупности. Концентрируя опыт всех отраслей медицины и обобщая его, данная наука создает основы теории патофизиологии, без которой невозможна осознанная деятельность врача.

Патофизиология включает три раздела: общую нозологию (по существу составляющую основу теории патофизиологии), типовые патологические процессы, патологию органов и систем. Для лучшего усвоения материала студентам рекомендуется вначале изучить закономерности общей нозологии, рассмотреть типовые патологические процессы. Далее, на основе использования этих знаний изучить патофизиологию органов и систем с иллюстрацией главных деструктивных, иммунопатологических, опухолевых и других заболеваний.

Соответствующий объем знаний в области патофизиологии как фундаментальной дисциплины, лежащей в основе практической медицины, необходим высококвалифицированному специалисту для его правильного профессионального мышления и деятельности. На педиатрическом факультете все разделы патологической физиологии должна рассматриваться в возрастном аспекте, с освещением специфических особенностей детского организма, оказывающих влияние на течение и исход типовых патологических процессов и отдельных нозологических форм.

Базисными дисциплинами для патофизиологии являются биология, биологическая химия, биологическая физика, физиология, микробиология, философия, латинский язык. Изучение этих дисциплин должно предшествовать патофизиологии и только на основе их усвоения возможно эффективное восприятие патофизиологии. Высокий уровень знаний по патофизиологии в свою очередь необходим для успешного усвоения последующих курсов.

В соответствии со сказанным при изучении курса патофизиологии ставятся следующие задачи. Первая задача состоит в изучении основных вопросов общей нозологии (характеристика болезней, общей этиологии, общего патогенеза, болезнетворных факторов окружающей среды, роль реактивности в патофизиологии). Вторая задача состоит в изучении патологических процессов, их причин, биохимических, функциональных и структурных механизмов развития, основных проявлений и исходов, а также значение в формировании нозологических форм заболеваний. Типовые патологические процессы – дистрофия, патология микроциркуляции и местного кровообращения, воспаление, иммунологические процессы, лихорадка, гипоксия, опухоли и другие лежат в основе различных заболеваний или сопутствуют им. Углубленное понимание существа этих патологических процессов, возникновения и развития повреждений, а также включение приспособительных реакций позволяет решить следующую задачу. Третья задача состоит в изучении патофизиологии органов и систем, проявляющейся в форме наиболее важных заболеваний человека, а также их последствий. На основании использования знаний общепатологических процессов и приложения их к конкретным органам и системам раскрывается современное понимание этиологии и патогенеза основных групп болезней – обменных, деструктивных, воспалительных, аллергических, опухолевых и других, рассматриваются их клинические проявления и исходы. Такой подход позволяет решить четвертую задачу. Она состоит в аргументации принципиальной возможности лекарственного управления патологическим процессом, раскрытии принципов этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии, иллюстрации необходимости индивидуального комплексного лечения заболеваний. Формулировка этих принципов должна опираться на получаемые одновременно знания механизмов возникновения и развития заболеваний. Указанные принципы в дальнейшем станут основой изучения конкретных лекарственных препаратов и закономерностей их использования при терапии болезней.

Преподавание патологической физиологии осуществляется путем чтения систематического курса лекций, проведения практических занятий и самостоятельной внеаудиторной работы. Необходимо стремиться к тому, чтобы лекционный курс предшествовал практическим занятиям. Лекции по патофизиологии должны сопровождаться демонстрационным материалом. На практических занятиях студенты под руководством преподавателя самостоятельно проводят опыты, контролируют и анализируют полученные результаты. Проверка знаний студентов осуществляется путем опроса, тестового контроля, решения ситуационных задач, проведения коллоквиумов.

Из сказанного выше следует, что в процессе медицинского образования патофизиология закладывает основы высокой эрудиции и профессионализма будущего врача.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

2. 1. Целью освоения дисциплины «Патофизиология. Клиническая Патофизиология» является формирование у обучающихся:

умения эффективно решать профессиональные врачебные задачина основе патофизиологического анализа данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях с использованием знаний об общих закономерностях и механизмах их возникновения, развития и завершения, а также формулировать принципы (алгоритмы, стратегию) и методы их выявления, лечения и профилактики;

методологической, методической и практической базы рационального мышления и эффективного профессионального действия врача.

При этом задачами дисциплины являются:

ознакомление студентов с основными понятиями и современными концепциями общей нозологии;

изучение этиологии, патогенеза, принципов выявления, лечения и профилактики наиболее социально значимых заболеваний и патологических процессов;

обучение умению проводить патофизиологический анализ данных о патологических синдромах, патологических процессах, формах патологии и отдельных болезнях;

формирование методологических и методических основ клинического мышления и рационального действия врача;

привлечение к участию в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области здравоохранения по исследованию этиологии и патогенеза, диагностике, лечению, реабилитации и профилактике заболеваний.

Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП университета

2.2.1. Учебная дисциплина патофизиология, клиническая патофизиология относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Лечебное дело»

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Философия

Знать: методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию.

Уметь: грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.

Владеть: навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.

Информатика

Знать: математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине; теоретические основы информатики, сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, распространения информации в медицинских и биологических системах, использования информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении.

Уметь: пользоваться сетью Интернет для профессиональной деятельности; проводить статистическую обработку экспериментальных данных.

Владеть: базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет.

Биология

Знать: законы генетики, ее значение для медицины, закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболевании у детей и подростков.

Уметь: работать с увеличительной техникой (микроскопом, оптическими и простыми лупами)

Владеть: медико-анатомическим понятийным аппаратом

Анатомия

Знать: основные закономерности развития и жизнедеятельности организма детей и подростков на основе структурной организации клеток, тканей и органов; анатомические…, возрастно-половые …особенности строения и развития здорового организма ребенка и подростка

Уметь:пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов

Владеть: медико-анатомическим понятийным аппаратом.

Гистология

Знать: гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования

Уметь: давать гисто…логическое оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у детей и подростков

Владеть: медико-анатомическим понятийным аппаратом

Нормальная физиология

Знать: анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового … организма ребенка и подростка; функциональные системы организма детей и подростков, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме

Уметь: давать …физиологическую оценку состояния различных, тканевых и органных структур у детей и подростков.

Владеть: медико-анатомическим понятийным аппаратом…; простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, шпатель, неврологический молоточек).

Биохимия

Знать: строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения

Уметь: интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной… диагностики у детей и подростков

Владеть: навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного …обследования детей и подростков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: