Речевые пробы и система их оценки




Серия I. Исследованиесенсомоторного уровня речи. Наивысшая оценка за выполнение всей серии заданий — 30 баллов

 

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее».

• ба—па— па—ба—

• са—ша— ша—са—

• ша — жа — ша жа — ша — жа

• ца—са—ца са—ца—са

• ра — ла—ра ла—ра—ла

 

Оценка:

1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, вто­рой уподобляется первому (ба — пабапа);

0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Наивысшая оценка за выполнение всей серии заданий — 30 баллов

 

2. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция. «Смотри внимательно и повторяй за мной движения».

• губы в улыбке;

• губы «трубочкой» — округлены и вытянуты вперед;

• язык «лопаткой» — широкий, распластанный язык непо­движно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

• язык «иголочкой» — узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

• «маятник» — рот открыт, язык выдвинут наружу и рав­номерно передвигается от одного уголка рта к другому;

• чередование движений губ: «улыбка» — «трубочка».

 

Оценка:

1 балл — правильное выполнение с точным соответстви­ем всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла—замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла - выполнение движения с ошибками: длитель­ный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезий, гиперкинезы;

0 баллов—невыполнение движения.

 

3. Исследование звукопроизношения

Инструкция. «Повторяй за мной слова».

• собака — маска — нос

• сено — василек — высь

· замок — коза

• зима—магазин

• цапля— овца палец

• шуба — кошка — камыш

• жук — ножи

• щука — вещи — лещ

• чайка— очки — ночь

• рыба — корова — топор

• река — варенье — дверь

• лампа — молоко — пол

• лето — колесо — соль

 

Оценка:

3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла — один или несколько звуков группы правиль­но произносятся изолированно и отраженно, но иногда под­вергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

Баллы, начисленные за выполнение каждой из пяти групп заданий, суммируются.

 

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция. «Повторяй за мной слова».

• танкист

• космонавт

· сковорода

· аквалангист

термометр

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

 

Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов — невоспроизведение.

 

Серия II. Исследование навыков языкового анализа. Максимальная оценка – 10 баллов.

Инструкция: «Ответь на вопросы»

1. Сколько слов в предложении?

· День был теплый.

· Около дома росла высокая береза.

2. Сколько слогов в слове?

· дом

· карандаш

3. Определи место звука в слове?

· первый звук в слове крыша

· третий звук в слове школа

· последний звук в слове стакан

4. Сколько звуков в слове?

· рак

· сумка

· диктант

Оценка:

1 балл – правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

 

Серия III. Исследованиеграмматического строя речи Максимальная оценка за выполнение заданий всей серии — 30 баллов.

1. Повторение предложений

Инструкция. «Послушай предложение и постарайся по­вторить его как можно точнее».

• Птичка свила гнездо.

• В саду было много красных яблок.

• Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

• Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

• На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

 

Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смыс­ла и структуры предложения;

0,25 балла— пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено;

0 баллов — невоспроизведение.

 

2. Верификация предложений

Инструкция. «Найди в предложениях ошибки и поста­райся их исправить».

• Собака вышла в будку.

• По морю плывут корабль.

• Дом нарисован мальчик.

• Хорошо спится медведь под снегом.

• Над большим деревом была глубокая яма.

 

Оценка:

1 балл — выявление и исправление ошибки;

0,5 балла — выявление ошибок и исправление их с незна­чительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов);

0,25 балла— ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки;

0 баллов — ошибка не выявлена

 

3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме

Инструкция. «Постарайся составить предложение из слов».

• мальчик, открывать, дверь

• сидеть, синичка, на, ветка

• груша, бабушка, внучка, давать

• Витя, косить, трава, кролики, для

• Петя» купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

 

Оценка:

1 балл — предложение составлено верно;

0,5 балла — нарушен порядок слов;

0,25балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые не­точности;

0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от вы­полнения задания.

 

4. Добавление предлогов в предложение

Инструкция. «Вставь пропущенное слово в предложение».

• Лена наливает чай...чашки.

• Почки распустились... деревьях.

• Птенец выпал... гнезда.

• Щенок спрятался... крыльцом.

• Пес сидит... конуры.

 

Оценка:

1 балл — правильный ответ;

0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей по­мощи;

0,25 балла - правильный ответ после помощи второго вида;

0 баллов — неэффективное использование помощи, как первого, так и в виде вопроса.

 

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция. «Назови предметы по образцу».

Образец: один — дом, а если их много, то это — дома.

• один — стол, а много — это —...

• один — стул, а много — это —...

• одно — окно, а много — это —...

• одна — звезда, а много — это —...

• одно — ухо, а много — это —...

 

Образец: один — дом, а много (чего?) — домов.

• один — стол, а много (чего?) —...

• один — стул, а много (чего?) —...

• одно — окно, а много (чего?) —...

• одна — звезда, а много (чего?) —...

• одно — ухо, а много (чего?) —...

 

Оценка:

1 балл — правильный ответ;

0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей по­мощи;

0,25 балла — форма образована неверно;

0 баллов — невыполнение.

 

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования. Максимальная оценка — 30 баллов

1. Образование существительных, обозначающих детенышей животных

Инструкция. «Назови детенышей животных по образцу». Образец: у кошки — котята.

• у козы —... • у волка —... • у утки —... • у лисы —...

• у льва —... • у собаки —... • у курицы —... • у свиньи —...

• у коровы —... • у овцы —...

 

2. Образование прилагательных от существительных

A. Относительных

Инструкция. «Назови слова по образцу». Образец: кукла из бумаги — бумажная.

• шляпка из соломы —.., • горка изо льда—... • варенье из вишни—...

• варенье из яблок —... • варенье из сливы—... • кисель из клюквы —...

• салат из моркови —... • суп из грибов —... • лист дуба —...

• лист осины—...

 

Б. Качественных

Инструкция. «Назови слова по образцу». Образец: если днем жара, то день — жаркий.

• Если днем мороз, то день—...

• Если днем солнце, то день —...

• Если днем снег, то день—...

• Если днем ветер, то день—...

• Если днем дождь, то день—...

 

B. Притяжательных

Инструкция. «Назови слова по образцу». Образец: у собаки лапа собачья.

• у кошки лапа... • у волка лапа... • у льва лапа...

• у медведя лапа... • у лисицы лапа...

Оценка:

1 балл — правильный ответ;

0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — неверно образованная форма;

0 баллов — невыполнение.

 

Серия V. Исследование связной речи. Максимальная оценка — 30 баллов.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок) или другой серии из 4-5 картинок

Инструкция. «Посмотри на эти картинки, постарайся раз­ложить их по порядку и составить рассказ».

Оценка производится по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности:

5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной после­довательности;

2,5 балла — допускаются незначительное искажение си­туации, неправильное воспроизведение причинно-след­ственных связей, нет связующих звеньев;

1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершен;

0 баллов — отсутствует описание ситуации.

 

б) Критерий лексико-грамматического оформления выска­зывания:

5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но на­блюдаются стереотипность оформления, единичные слу­чаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов — рассказ не оформлен.

 

в) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов — самостоятельно разложены картинки и состав­лен рассказ;

2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей по­мощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл — раскладывание картинок и составление расска­за по наводящим вопросам;

0 баллов — задание недоступно даже при наличии помощи.

 

2. Пересказ прослушанного текста

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Инструкция, «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пере­сказывать».

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стру­чок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь маль­чику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

 

Оценка производится по критериям, которые использова­лись для составления рассказа по серии картинок.

а) Критерий смысловой целостности:

5 баллов — воспроизведены все основные смысловые звенья;

2,5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незна­чительными сокращениями, нет связующих звеньев;

1 балл — пересказ неполный, имеются значительные со­кращения, или искажение смысла, или включение посто­ронней информации;

0 баллов — невыполнение;

 

б) Критерий лексико-грамматического оформления;

5 баллов — пересказ составлен без нарушений лексиче­ских и грамматических норм;

2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но на­блюдаются стереотипность оформления высказывания, по­иск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекват­ные словесные замены, неадекватное использование слов;

0 баллов — пересказ не доступен;

 

в) Критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 воп­роса) или после повторного прочтения;

1 балл — пересказ по вопросам;

0 баллов — пересказ не доступен даже по вопросам.

Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируют­ся, затем вычисляется количество баллов за всю серию.

Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100 %, можно вычислить процентное выра­жение успешности выполнения речевых проб:

IV уровень — 100-80 %;

III уровень — 79,9-65 %;

II уровень — 64,9-45 %;

I уровень — 44,95 % и ниже.

 


Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: