Технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов используются перевозчиком, владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами и пользователями железнодорожного пути необщего пользования при разработке технологического процесса работы грузовой станции, единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания, а также при определении перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования, которая учитывается при приеме заявок грузоотправителей на перевозку грузов в части соответствия погрузочно-выгрузочным возможностям грузополучателей.
В технологических нормах на погрузку и выгрузку в местах общего и необщего пользования определяется время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов механизированным или немеханизированным способами с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции.
При погрузке и выгрузке грузов механизированным способом технологические нормы определяются расчетным путем с учетом применяемых средств механизации, устройств и сооружений, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, а также затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции и их максимального совмещения.
При погрузке и выгрузке грузов немеханизированным способом технологические нормы определяются с учетом Единых норм выработки и времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций (ЕНВ) [32].
При перевозках грузов в восьмиосных вагонах технологические нормы увеличиваются в два раза по сравнению с технологическими нормами, установленными для четырехосных вагонов.
Технологическую норму на погрузку и выгрузку определим по формуле [14]
, (4.1)
где – подготовительные операции (снятие пломб или закруток, открывание дверей или люков, установка или снятие заграждения в дверном проеме, установка стоек, лотков или мостиков, отбор пробы), мин;
– собственно погрузка груза в вагон или выгрузка из него посредством механизма, включая необходимое передвижение вагона или механизма, мин;
– заключительные операции (закрывание дверей вагона, постановка закруток и пломб, увязка груза, очистка после выгрузки, закрывание люков, разравнивание погруженного груза), мин;
n – число вагонов в поданной группе;
m – число одновременно погружаемых или разгружаемых вагонов при использовании нескольких механизмов.
При погрузке или разгрузке группы вагонов подготовительные операции со всеми, кроме первого, и заключительные (с вагонами кроме последнего) должны совмещаться по времени с другими процессами погрузки (выгрузки) и, следовательно, не учитываться при расчете общих затрат времени.
Затраты времени на выполнение собственно погрузки или выгрузки определим по формуле [14]
, (4.2)
где – количество вагонов в одной подаче;
– средняя статическая нагрузка вагона с данным грузом, т/ваг;
– эксплуатационная производительность механизма т/ч или конт./ч, определяется по ЕНВ
Для контейнеров
, (4.3)
где – среднее число контейнеров в вагоне; для крупнотоннажных контейнеров.
Расчет
ТШГ:
;
.
КТК:
;
.
Результаты расчетов сведем в табл. 4.1.
Таблица 4.1 – Норма времени на погрузку и выгрузку грузов на станции
Род груза | mпод, ваг. | Рст, т | М, шт | Пэкс, т/ч | tгр, мин. |
ТШГ (ВО) | 44,8 | 18,09 | |||
КТК | 41,3 | 185,14 | |||
ТГ | 43,2 | 14,5 | |||
Зерно | 62,49 | ||||
Нефть | 350,0 | ||||
Цемент | 21,4 | ||||
Щебень | 73,6 |