СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С РАЗНЫМИ




ВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ

Первоначально дет­ская психология была описательной наукой. За длительный период своего существования психология развития ассимилировала общепсихологические методы наблюдения и эксперимента, применяя их к исследованию развития человека на разных возрастных этапах. Впервые наблюдения психологов за собст­венными детьми появились в виде записей и днев­ников [10].

Затем стали создаваться научные учреждения, где этот метод был основным. Н.М.Щелованов организовал в 1920 г., в Ленин­граде клинику нормального развития детей, в которой жили преимущественно подкидыши и сироты. За разви­тием детей в клинике велось круглосуточное наблюде­ние, благодаря чему было получено немало классиче­ских работ по детской психологии. Впервые были выяв­лены и описаны комплекс оживления у младенцев, интересные особенности развития детской ходьбы и хватания и т. д. В это время М.Я.Басов, в 1925г. раз­рабатывал специальную методику психологических на­блюдений за детьми, направленную против субъекти­визма в описании их поведения [15].

Особенность указанных исследований состояла в том, что они были связаны со специальной организа­цией педагогической работы с детьми. В клинике Н.М.Щелованова наблюдение за детским развитием преду­сматривало использование определенных педагогиче­ских средств, так как для психического развития детей важ­ное значение имеет их общение свзрослыми. Дефицит общения детей рассматривался как одна из центральных проблем. Н.Л.Фигурин предложил способ преодоления этой трудности путем организации «коллективных уро­ков». В клинике появился манеж, куда помещали детей, и воспитатель теперь мог одновременно общаться со всеми малышами. Это оказалось мощным средством психического развития детей [15].

После А.Бине в детскую психологию стал проникать метод изу­чения психического развития путем специальных проб. Это не всегда были тесты, так как тесты, это задачи, стан­дартизированные по отношению к определенному воз­расту, а пробы не обязательно стандартизированы. В це­лом, данную стратегию можно назвать стратегией сре­зов.

Метод специальных проб оказался эффективным и экономным и нашел широкое распространение. Его суть состояла в том, что определенный психический процесс замерялся в различных его состояниях (применительно к отдельным возрастам) у большого количества испыту­емых. Данные замеров обрабатывались, выводились средние показатели и появлялись отдельные точки, со­относимые с возрастами. Полученные точки соединя­лись в кривую, якобы представляющую картину разви­тия изучаемого процесса [9, 15].

Эта стратегия позволяла использовать в детской пси­хологии экспериментальные приемы. Но что происхо­дит между выделенными точками, по которым изучался психический процесс, установить было невозможно. Подобная стратегия, которую широко использовал А.Гезелл, скорее всего, была связана с утверждением в детской психологии экспериментальной феноменоло­гии.

В последующем стратегия срезов была соединена со способами лонгитюдного исследования. Первоначаль­но у определенного числа испытуемых проводился срез. Через некоторое время у них же делался еще один срез и т. д. Этот метод исследования, который сейчас широко применяется, сохраняет общие недостатки стратегии срезов.

Д.Б.Эльконин отмечал еще одну стратегию исследова­ния психического развития — "сочетание наблюдения и эксперимента"[15]. Впервые в России эта стратегия была ис­пользована его сотрудниками, которые в течение четы­рех лет проводили исследования в одном классе (начи­ная с пятого). Экспериментаторы организовали пионер­ский клуб, чтобы школьники как можно дольше находились под контролем. Процесс наблюдения соче­тался с вхождением самих наблюдателей в жизнь подро­стков. Особенность исследования состояла в том, что оно проводилось сравнительным методом: прослежива­лись индивидуальные историиразвития подростков, ко­торые сопоставлялись друг с другом. Это позволяло на­ходить некоторые общие закономерности психического развития детей.

Л.С.Выготскому детская психология обязана воз­никновением новой, экспериментально-генетической стратегии исследования. Она состоит в следующем: в ла­бораторных условиях необходимо воссоздать некоторую модель развития определенной функции или способно­сти ребенка, которой он ранее не обладал. Данную стра­тегию можно назвать стратегией экспериментального ге­незисапсихических способностей. Ее реализация пред­полагает использование исследователями различных путей и средств активного формированияспособности, генезис которой изучается. Экспериментальный харак­тер такого генезиса связан с возможностями организа­ции процесса формирования конкретной способности. Использование экспериментального генезиса как мето­да исследования возможно лишь на основе вполне опре­деленной теории психического развития — культур­но-исторической концепции Л.С.Выготского [6,7,15].

В настоящее время существует несколько идей осуществления этой стратегии:

· Теория деятельности А.Н.Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз — от деятельности к функции. Эта теория легла в основу собственных исследований. Н.Леонтьева и его сотрудников по формированию у человека звуковысотного или тонального слуха как своеобраз­ной сенсорной способности.

· Теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем че­рез его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирова­ния. Однако все, что получено с ее помощью, выступает как лабораторный эксперимент. Как же соот­носятся данные лабораторного эксперимента с реа­льным онтогенезом? Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом — одна из самых серьезных и до сих пор нерешенных. На ее значение для детской психологии указывали А.В.Запорожец и Д.Б.Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоциональ­но-волевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.

· Концепция учебной деятельности: исследования Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, в которых разра­батывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни — путем создания экспериментальных школ.

· Теория «первоначального очеловечивания» И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова, в которой наме­чены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

Стратегия формирования психических процессов — одно из достижений советской детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия для современного пони­мания предмета детской психологии [10].

 

Вопросы

· Как Д.Б.Эльконин и П.Я.Гальперин определяли предмет и задачи детской психологии? [9, 15].

· Охарактеризуйте основные методологические принципы психологии развития.

· Опишите сущность и значение поэтапного социального анализа детства для развития представления о предмете психологии развития и методологии этой дисциплины [12, 14].

· Как обосновал Б.Г.Ананьев необходимость включения исследования зрелых возрастов в предмет воз­растной психологии? [2].

· Как рассматривали Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и Л.И.Божович связь детской и генетической пси­хологии, детской и педагогической психологии, дет­ской психологии и педагогики? [4, 6, 15].

· В чем сущность экспериментально-генетической стратегии Л.С.Выготского? Каковы современные идеи ее осуществления? [7, 9].

· Что характерно для научного наблюдения?

· В чем сущность инструментального метода в психологии развития? [7].

· В чем принципиальное различие методов поперечных и продольных срезов? Каковы области применения этих методов? [15].

· Назовите и охарактеризуйте методы исследования в возрастной психологии.

 

Задания (дайте определение понятиям):

Онтогенетическое развитие.

Принцип детерминизма.

Исторический анализ Детства.

Социальное взросление.

Геронтология. Акмеология.

Тестирование.

Экспериментально-генетическая стратегия иссле­дования.

 

Рекомендуемая литература

· Аверин В.А. Психология детей и подростков. -СПб,1994.

· Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

· Блонский П.П. Психология младшего школьника. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

· Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

· Волков Б.С.,Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы.-М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

· Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии. — М.:МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК",1996. — С. 4-27.

· ВыготскийЛ.С. Психология развития как феномен культуры. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.

8. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.

9. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Хрестоматия по детской психологии. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.-С. 124-133.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. —М.: "Роспедагентство", 1996.

11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001

12. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве — времени детства. — М.: МПСИ; Изд-во "Флинта", 1997.

13. Фельдштейн Д.И. "Взросление" и развитие взрослого человека// Мир психологии. — 1999. — №2. — С. 3—5.

14. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. — М.: МПСИ; изд-во "Флинта", 1999.

15. Элъконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.-Воронеж: ИПП, 1995.

 

Тестовые задания

Выберите правильный ответ:

1. Возрастная психология изучает:

а) возрастную динамику развития личности человека;

б) психичес­кие процессы;

в) особенности личности от рождения до старости;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

 

2. В настоящее время разделами психологии развития являются:

а) детская психология;

б) психология юности;

в) психология зрелого воз­раста и геронтопсихология;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

 

3. Исторический анализ понятия «детство» раскрыт в трудах:

а) П.П.Блонского;

б) Л.С.Выготского;

в) Д.Б.Эльконина;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

 

4. Интерес психологии развития к изу­чению периодов зрелости и старости связан с возрождением и актив­ным развитием:

а) философии;

б) генетики;

в) акмеологии;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

 

Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

2.1. СТАНОВЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вопросы об ис­тории взросления в целом были поставлены перед психологией толь­ко в конце 20-х гг. XX в., но к их пониманию человечество шло через века раздумий, описаний, исследований.

Современное изучение развития также по самой сути своей не может не быть междисциплинарным, поскольку мир детства, взрос­ление — неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого от­дельно взятого народа и человечества в целом. Общество не может познать себя, не поняв закономерностей своего развития, и оно не может понять мир детства, не зная истории и особенностей взрос­лой культуры.

Много интересных фактов, связанных с развитием человека, было собрано французским демографом и историком Филип­пом Арьесом, который интересовался, как в ходе истории в созна­нии художников, писателей и ученых складывались понятия дет­ства, отрочества, взрослости, и чем они отличались в разные исторические эпохи.

Исследования Ф.Арьеса в области изобразительного искусства показали, что вплоть до XII в. искусство не обращалось к детям. В средневековом мире просто не было места для детства, которое считалось переходным периодом, быстро проходило и быстро забывалось.

Детские образы в искусстве X—XII вв. встречаются лишь в рели­гиозно-аллегорических сюжетах: ангелы, херувимы, младенец Иисус в образах Богоматери с сыном, нагое дитя.

К XV-XVI вв. появляются светские изображения: ребенок в семейном кругу, на руках у матери или рядом со стариком, играю­щие дети, ребенок, внимающий проповеди, ребенок-подмастерье и т.д. (хотя это еще и не изображения реальных детей).

До этого времени фактически и не было знаний об особенностях и природе детства. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным.

Первым признаком преодоления безразличия к детству служит появление в XVI в. надгробных барельефов и портретов умерших де­тей. Их смерть начала переживаться как невосполнимая утрата.

К XVII в. равнодушие к детям исчезает, об этом свидетельствуют полотна Веронезе, Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Ф.Хальса. Художники изображают обнажен­ную детскую натуру, воскрешая образ эллинистическо­го Эрота. Появляются первые портретные изображения реальных детей. Это портреты детей влиятельных лиц, донаторов или царственных особ в детском возрасте в, подобающей их возрасту и происхождению, одежде.

С ХIII-ХIV вв. заметно изменяется отношение к детям, нарастает их ценность для общества взрослых.

Помимо живописных произведений, свидетельства преодоления безразличия к ребенку, Ф.Арьес обнаруживает в изменении детской одежды (пошив специфически детской одежды). Детей начинают одевать в соответствии с их возрастом.

Анализируя портретные изображения детей на старинных карти­нах и описание детского костюма в литературе, Ф.Арьес выделяет три тенденции в эволюции детской одежды:

1) феминизация (долгое время одежда мальчиков повторяет детали женской одежды);

2) ар­хаизация (одежда детей в данное историческое время запаздывает по сравнению со взрослой модой и во многом повторяет взрослый кос­тюм прошлой эпохи);

3) использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших сословий. Сначала специфи­чески детский костюм появился для мальчиков и только много поз­же — для девочек.

Во второй поло­вине XVIII в. под влиянием воспитательных взглядов Ж.Ж.Руссо, возникают детские портновские лекала и детская мода. До этого детская одежда кроилась как взрослая. В конце XIX в. в семьях высшего сословия детский тип одежды для мальчиков и девочек становится популярным и подчеркивается сверх всякой меры.

В это время появляются:

-детские помещения в богатых до­мах;

-изготовление детской мебели и посуды, пред­метов детского быта;

-возникновение новых образцов игрушек;

-появ­ление стиля детских причесок;

-выпуск предметов ухода за ребенком, специальных мазей, присыпок и т.п.;

-появление детских доз в фар­макологии и института бонн/гувернанток;

-описание своеобразных детских «режимов дня», не совпадающих с ритмом жизни взрослого;

-специфика одежды, игрушек и предметов для девочек и мальчи­ков;

-создание дет­ской литературы наставительного или религиозного содержания (создание адаптированной и иллюстрированной «Библии для детей») и детской музыки [1,2].

У игр и игрушек своя история. Детские погремушки, лошадки, куклы совершенствовались и меняли свои функ­ции на протяжении веков. Например, традиционная погремушка упоминается Аристотелем как «погремушка Архита». XIV—XV вв. подарили детско­му миру игрушку под названием «Джек-проповедник» — маленькую фигурку про­поведника за кафедрой на пружинной подставке, части которой скреплены про­волочкой. Нажимая на подставку, ребенок мог заставить фигурку кланяться, па­дать на кафедру, сгибать руки и т.п. Деревянная лошадка, ветряная мельница, птичка, волчок, кукла — самые традиционные (или архетипические) игрушки того времени. Особую роль играет кукла, которая есть у детей, почти всех народов мира. Кукла меняет свой облик в зависимости от исторического времени.

Все это свидетельствует о том, что ребенок начинает занимать особое место в жизни взрослых.

В культуре европейского Средневековья, как только ребенок мог обходиться без постоян­ной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он авто­матически причислялся к обществу взрослых. Исходя из этого, можно предположить, что возраст фрейлин и рыцарей едва достигал 15—16 лет, а человек старше 20—23 лет считался уже пожившим, умудренным и даже пресыщенным жизнью.

В XVII и XVIII вв. появ­ляется новый образ детства, характеризующийся:

1) ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры;

2) более четким хронологическим и содержательным различением детского и взрослого миров;

3)признанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологичес­кой ценности.

В классической литературе детские образы еще не занимали сколько-нибудь зна­чительного места, детство предстает скорее как незрелость, возрастное уклонение от нормы.

В XVII в. у просветителей появляется интерес к ребенку как к объекту воспитания. Это проявляется, в первую очередь, в возникновении специальной детской литературы, преследующей назидательные, дидактические цели (так, между 1750 и 1814 гг. в Англии было выпущено около 2400 книг такого рода).

Романтизм XVIII в. установил культ ребенка и культ детства. С романтиков начинаются детские дети, их ценят самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрослые. Самоценность детства всячески подчеркивается. Культ идеализированного детства, по сути, не содержал в себе под­линного интереса к психологии реального ребенка.

Образы детства в художественной литературе и искусстве нового времени меняются и развиваются. Л.Н.Толстой изображает развитие рефлексии и морального сознания ребенка. В творчестве Ф.М.Достоевского дети, живущие в атмосфере низменных страстей, сами очень рано проявляют жесто­кость. В произведениях Т.Манна, Г.Гессе, Р.Роллана, А.Франса, Г.Джеймса, В.Гюго, Д.Джойса и др. в полный голос звучит мотив одиночества и разорван­ности внутреннего мира подростка.

М.Эпштейн и Е.Юкина сопоставили детские образы С.Т.Аксакова и Л.Н.Тол­стого, Ч.Диккенса и М.Твена. По их мнению, художественные образы детства нужно рассматривать под разными углами зрения:

1) эстетически — как демонстрацию возможностей того или иного художественного направления, стиля;

2) социоло­гически — как отражение классовых, сословных, экологических и иных особен­ностей стиля жизни и воспитания;

3) этнологически — как отражение этничес­ких особенностей;

4) исторически — как отражение восприятия ребенка в раз­ных эпохах;

5) психологически — как воплощение разных психологических, личностных типов;

6) идеологически — как отражение социально одобряемого образа ребенка;

7) биографически - как отражение индивидуальных черт харак­тера и биографии автора.

В XVI—XIX вв. осмысление возраста связано не столько с биоло­гическими стадиями, сколько с социальными функциями людей. Но с развитием общества изменяются от­ношения к детям, взрослению, воспитанию, возникают мора­листические концепции детства. Для педагогов XVII в. любовь к де­тям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологи­ческом интересе к воспитанию и обучению.

Конец XVI и XVII в. научные тек­сты полны комментариев, относительно детской психологии, как себя должен вести ребёнок.

К XV—XVI вв. появляются две новые идеи: представле­ние о слабости детей и понятие о моральной ответственности за них учителей.

В XVIII в. в семейную социализацию начинает проникать концепция рационального воспитания, основанного на строгой дис­циплине.

Функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан. Школа, благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре, способствовала дальнейшей дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом «детство».

Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал «класс». Первоначально классная система сложилась для разделения учеников по способностям, а не по возрасту, но поскольку воз­раст в целом связывался с развитием и познавательными возможно­стями, было узаконено разделение по возрастам как «меткам» уров­ня развития. Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс.

До середины XVII в. существовала тенденция ограничивать ран­нее детство возрастом 5—6 лет, когда ребенок мог покинуть мать, няню или служанку; в возрасте 7 лет он мог идти в колледжи (т.е. средние и старшие классы школы) и даже начать сразу с 5-го класса. Позднее, начало школьного обу­чения, в XVII-XVIII вв. было отложено до достижения ребен­ком 9—10 лет. Это «продлило» детство до 10 лет.

Ослабление строгой школярской дисциплины к XVIII в. способствовало не противопоставлению ре­бенка взрослому, а возможности готовить его к взрослой жизни, что требовало постепенной и тщательной выработки нравственных привычек. Таковой стала и новая концеп­ция образования, утвердившаяся в XIX в.

В XVIII—XIX вв. вследствие войн и революций в обществе возник новый интерес к фигуре военного офицера и солдата. Этот возрастной уровень (подростковый и юношеский) Ф.Арьес связывает с новой формой социальной жизни — институтом военной службы и обязательной воинской повинности. Он про­вел определенную ассоциацию между подрост­ком, юношей и фигурой типичного солдата (юнкера).

Понятие «под­росток» привело к дальнейшей перестройке обучения. Педагоги начали придавать большое значение форме одежды и дисциплине, вос­питанию стойкости и мужественности, которыми ранее пренебрегали.

В XX в. юность стала наиболее ценимым возрастом, в который все хотят вступить пораньше и задержаться подольше.

Каждый период истории, по Ф.Арьесу, соответствует определен­ному привилегированному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни:

XVII в. - привилегированный возраст - молодость;

XIXв. - детство;

XXв. - юность.

Такое выделение качественно разных периодов жизни позволило осознать периоды жизни как обществен­ный феномен. Л.С.Выготский и Ж.Пиаже отмечали, что факт предшествует описанию, и существуют неизбежное запаздывание и принципиальное различие между становлением реального явления и его рефлексивным отражением [6]. И значит, развитие имеет свои законы и в целом не зависит от того, что художники, писатели или портные начинают замечать и описывать в нем. Работы Ф.Арьеса демонстрируют этот закон осознания: в нем описано только европейское детство, детство детей только высшего сословия и только со времен Средне­вековья. Но забота о детях, идеи их воспитания существовали задолго до средних веков. В текстах Демокрита и Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям и детству.

Если социологически ориентированные исследователи пытают­ся раскрыть объективные условия и предпосылки эволюции поня­тия детства и функционирования, связанных с ним социальных ин­ститутов, то «психологическая история» апеллирует преимущественно к внутренним, мотивационным процессам, пытаясь «расшифровать» их посредством психоаналитической интерпретации биографичес­ких данных, интимной переписки, дневников и других личных до­кументов [12,13,17].

Самой известной концепцией детства в этом плане является «пси­хогенная теория истории» (психоистория) Л.Демоза, независимая отрасль знания, которая устанавливает об­щие законы и причины исторического развития, коренящиеся во взаимоотношениях детей и родителей. Центральной силой истори­ческого изменения, по Л.Демозу, являются не техника и экономи­ка, а «психогенные» изменения в личности, происходящие вслед­ствие взаимодействий сменяющих друг друга поколений родителей и детей.

Человечество, как и всякий биологический вид, всегда придавало большое значение продолжению рода. Деторождение почти всюду оформляется особыми священными ритуалами. Многие религии считают бесплодие самой страшной божественной карой, но нигде не известно проклятий, обрекающих на повышенную плодовитость. Все народы по-своему заботятся, любят и выращивают потомство. Но от инстинктивной потребности в продолжении рода до индивидуальной любви к ребенку, благополучие которого становится смыслом и осью собственного существования родителей,— дистанция огромного размера. И дело здесь не только в психологии, сколько в экономике. Народы, стоящие на низшей ступени исторического развития, живущие собирательством, физически не могут прокормить большое потомство.

Переход к производящей экономике существенно меняет дело. Оседлый образ жизни и более надежная пищевая база объективно способствуют более высокой выживаемости детей.

Как и любая «глобальная» концепция, концепция Л.Демоза не учитывает имманентной, универсальной амбивалентности отношения к детям, существующей на всех этапах исторического развития и присущей всякому возрастному символизму. Образ ребенка и тип отношения к нему неодинаковы в разных обществах, причем это зависит как от уровня социально-экономического развития, так и от особенностей культурного символизма.

В соответствии со своими идеями Л.Демоз подразделяет всю ис­торию детства на 6 периодов, каждому из которых соответствует оп­ределенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между ро­дителями и детьми.

1. Инфантицидный стиль - с древности до IV в. н.э., характеризу­ется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи.

· Бросающий стиль - IV—XIII вв., как только культура признает
наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом проекций, реактивных образований и т.д.
Главное средство избавления от них — оставление ребенка, стремле­ние сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в
монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат забро­шенным и угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля
может служить Гризельда, оставившая своих детей, ради доказательства любви к мужу.

· Амбивалентный стиль -XIV—XVII вв., характеризуется тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогичес­кий образ этой эпохи - «лепка» характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, «выколачивая» своеволие как злое начало.

· Навязчивый стиль - XVIII в. Ребенка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода, родители становятся к нему значительно ближе. Однако это сопровождается на­вязчивым стремлением полностью контролировать не только поведе­ние, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Это усиливает конфликты отцов и детей.

· Социализирующий стиль - XIX — середина XX в., делает целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Этот стиль может иметь разные теоретические обоснования, но во всех случаях ребенок мыслится скорее объектом, чем субъектом социализации.

6. Помогающий стиль - начинается в середине XX в., предполага­ет, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплини­ровать или «формировать» его как личность, сколько помогать инди­видуальному развитию. Отсюда — стремление к эмоциональной бли­зости с детьми, пониманию, эмпатии и т.д.

Схема Л.Демоза, как и схема Ф.Арьеса, отличается европоцентризмом, но даже в европейской культурной традиции существуют несколько разных образов ребенка, каждому из которых соответствует свой собственный стиль воспитания, тo ни один из этих стилей, точнее — ценностных ориентации, никогда не господствовал безраздельно. В каждом обществе и на любом этапе его развития сосуществуют разные стили и методы воспитания, в которых ясно прослеживаются многочисленные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие вариации. Даже эмоциональные отношения родителей к ребенку, включая их психологические защитные механизмы, нельзя рассматривать изолированно от прочих аспектов истории, в частности эволюция стиля общения и межличностных отношений, ценности, придаваемой индивидуальности, и т.п. [12,13,17].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: