В итоге возникает противоположность двух этических концепций— объективизма и субъективизма.[7] Эта противоположность выразилась в полемике двух поколений софистов, старшего и младшего. Задача состояла в том, чтобы найти теоретическое разрешение этого противоречия, указать на достоинства и недостатки каждой из точек зрения и развить дальше учение о человеке. С этой задачей блестяще справился Сократ.
КОГДА ПОДЧИНИТЬСЯ ЕСТЬ ЛУЧШИЙ СПОСОБ ПОБЕДИТЬ
Сократ решительно отвергает традиционную точку зрения на мораль, которая отстаивалась «старшими» софистами. Он возражает против того, что человеку от природы присущи нравственные качества, что они вложены в него богами независимо от его сознания и воли. Человек не является нравственным от природы, утверждает Сократ, но приобретает нравственные свойства в результате сознательного стремления к улучшению своей жизни (к чему же еще может стремиться человек!). Это положение отчетливо выявляется в его диалоге «Протагор».
Протагор, один из основателей школы софистов, берется научить людей добродетели, т. е. помочь им приобрести высокие нравственные достоинства: справедливость, благочестие,
мужество и т. п. Сократ, навестив Протагора вместе с одним из его учеников и выслушав это обещание софиста, высказывает сомнение: а можно ли научить добродетели? Не является ли добродетель свойством, которое присуще человеку от природы и которое не поддается воспитанию и обучению? Вопрос Сократа, очевидно, чисто провокационный, сделанный для того, чтобы вовлечь Протагора в разговор о сущности добродетели: можно научить добродетели или нельзя — это очевидным образом зависит от того, что такое добродетель.
Протагор, один из основателей школы софифстов, берется Прежде всего он объясняет происхождение морали в человеке. Мы уже знакомы с этим объяснением: согласно Протагору, боги дали людям, вложили в их природу «стыд и правду», и благодаря этому люди стали жить совместно и уважать нравственные законы. «А еще, — продолжает Протагор, — я попытаюсь тебе доказать, что эта (нравственная. — О. Н.) добродетель не считается врожденной и возникающей самопроизвольно, но что ей научаются, й если кто достиг ее, так только прилежанием» [37, с. 205—206]. В доказательство этого Протагор указывает на то, что отсутствие нравственных качеств в человеке люди не считают каким-то естественным, врожденным недостатком, в котором нельзя человека винить, а можно только его пожалеть. Человека никто не упрекает в том, что он некрасив, малого роста и т. п., но считается постыдным и заслуживающим наказания, если человек лишен моральных достоинств. Это происходит именно потому, что мораль человек может и должен воспитать в себе, и ссылка на природу здесь неуместна. В подтверждение своего тезиса Протагор приводит и другие соображения: преступников наказывают не только за уже совершенное беззаконие, — это было бы бессмысленной жестокостью, — но прежде всего для того, чтобы они не совершали проступков впредь. Следовательно, считается, что уважение к нравственности поддается воспитанию.
Таково объяснение Протагора. Но в этом объяснении, как показывает Сократ, заключено внутреннее противоречие. Ведь если мораль — «стыд и правда» — вложена в природу человека, то тогда ее невозможно воспитать и ей невозможно научить. А если человек может обучиться нравственному поведению, то, значит, нравственность не свойственна ему от природы. Два положения, высказанные Протагором, противоречат друг другу, и принято может быть лишь одно из них: либо мораль «врожденна и самопроизвольна» (и тогда учить морали бессмысленно), либо морали можно научить, моральное поведение можно воспитать (но тогда нельзя признать мораль врожденной, свойственной человеку от природы).
Сам Сократ безоговорочно утверждает, что мораль не врожденна, а приобретается человеком сознательно. В конце диалога Сократ не без иронии резюмирует, что он и Протагор пришли к выводам, прямо противоположным тем, с которых они начали разговор. Сократ, выдвинувший сначала положение, что добродетели нельзя научить (вспомним его провокационный вопрос Протагору), доказал в результате, что добродетель есть не что иное, как знание: «Ведь если бы добродетель была не знанием, а чем-нибудь иным, как пытался утверждать Протагор, тогда она, ясно, не поддавалась бы изучению; теперь же, если обнаружится, что вся она — знание <...), странным было бы, если бы ей нельзя было обучить» [31, с. 252].
В то же время Протагор, поскольку Сократ в дальнейшем нападал на его положение о врожденности морали, больше всего защищал этот свой тезис и тем самым вступил в противоречие со своим первоначальным утверждением, что морали можно обучить и что он, Протагор, берется это сделать.
Ирония Сократа заключается в том, что сам-то он свое первое положение о невозможности научить морали высказал не всерьез, а вот Протагор действительно, отстаивая противоположное положение, оказался в противоречии с самим собой. Но как же доказывает Сократ, что добродетель есть только знание, а отнюдь не врожденное свойство человека?
Сократ обосновывает свою идею, как и всегда, полемически, в борьбе с противоположной точкой зрения. Протагор утверждает, что добродетель дарована людям богами. Сократ опровергает это утверждение в два приема. Во-первых, он показывает, что многие качества, которые обычно считаются различными частями или сторонами добродетели — справедливость, благочестие, мудрость, рассудительность, — на самом деле очень близки друг другу и по существу являются лишь различными названиями одного и того же. В самом деле, когда мы называем поведение человека справедливым или благочестивым, то никак нельзя сказать, что это разные определения, что, например можно быть благочестивым, не будучи справедливым, и наоборот. Не бывает так, чтобы одно и то же поведение было справедливым, но неблагочестивым. (Если современному читателю непривычно слово «благочестивый», употребляемое Сократом, его можно заменить словами «честный», «порядочный», «нравственный» и др. Получается то же самое: мы не можем сказать, что какое-то поведение является порядочным, но нечестным, справедливым, но безнравственным и т. д.). То же относится к рассудительности и мудрости: эти слова лишь по- разному называют одно и то же, и, в свою очередь, рассудительное, мудрое поведение не может быть безнравственным, непорядочным и пр. Нам, правда, привычно выражение: поступок безрассудный, но нравственный; однако безрассудство здесь понимается как неспособность к мелкому, эгоистическому расчету, и, соответственно, рассудительность сводится к весьма частному значению этого слова. Всем нам понятно, что рассудок, ум человека и разумное, рассудительное поведение в собственном смысле не может противоречить нравственности.
Следовательно, различные части или стороны добродетели — это не различные способности, объединенные общей категорией нравственности, а лишь различные проявления одной и той же способности. Иными словами, одна и та же способность или качество человека порождает поведение, которое мы весьма условно привыкли называть в одних случаях справедливостью, в других—порядочностью, в третьих — рассудительностью, в четвертых — благочестием и т. д. Но что же это за способность?
Здесь Сократ переходит ко второму этапу своего доказательства. Если добродетель, или благо, — это одно определенное свойство, то каково оно? Может быть, благо — это удовольствие? Протагор решительно возражает против этого. «Клянусь Зевсом, — сказал Протагор, — я лично называю благо благом, даже если оно и не полезно людям» [там же, с. 219]. Позиция Протагора понятна: он принадлежит к старшему поколению софистов, которое вообще отвергало мораль удовольствия и противопоставляло стремлений к удовольствию стремлению к благу. Но Сократ предлагает исследовать вопрос.
Он обращает внимание, что среди людей широко распространено мнение, будто человеком управляет не разум, не знание, а чувства: «Несмотря на то, что человеку нередко присуще сознание, они полагают, что не знание им управляет, а что- либо другое: иногда страсть, иногда удовольствие, иногда скорбь, иной раз любовь, а чаще — страх. О знании они думают прямо как о невольнике: каждый тащит его в свою сторону» [там же, с. 240—241]. Это доказывается, согласно общему мнению, тем, что человек часто знает, как нужно, как правильнее и лучше поступать, и все-таки поступает иначе. Почему? Потому что человек, даже вопреки знанию лучшего, уступает силе удовольствия и страдания.
Такая точка зрения совершенно очевидно основана на предположении, что существует благо, или добродетель, которое может быть ясно осознаваемо, но бессильно по сравнению с властью удовольствия и страхом страдания. Отсюда и возникает ситуация, когда человек знает, что такое благо, и в то же время не в силах противостоять менее возвышенным, но более могущественным влечениям. Это как раз та позиция, которую мы рассматривали выше, а именно — позиция иерархии мотивов, их деление на возвышенные, но слабые и естественные, но сильные.
Сократ великолепно разбивает эту теорию. Он обращается к людям, к «толпе»: если вы считаете, что благо и удовольствие не одно и то же, то значит, что бывают удовольствия, которые не являются благом, и бывает благо, которое не доставляет удовольствия? Но почему вы считаете, что какой-то поступок, который доставляет вам удовольствие, является не благом, а злом? Разве не потому, что этот поступок, приносящий радость сейчас, в дальнейшем будет иметь последствия, вредные и, может быть, даже гибельные для вас? Разве не потому, например, считаете вы злом распутство, что, приятное на краткий миг, оно влечет затем бедность и болезни, т. е. страдания? «Так разве не кажется вам, люди, что эти удовольствия <...) дурны только тем, что они заканчиваются страданиями и лишают нас других удовольствий?» [там же, с. 242].
И точно так же обстоит дело с отношением зла (безнравственности) и страдания. Мы считаем, что страдания подчас являются благом именно потому, что, доставляя в данный момент боль и неудобства, в дальнейшем они ведут к наслаждению и радости, большим, нежели испытанные страдания. «Вы, люди, считающие страдания чем-то хорошим, не имеете ли вы в виду такие вещи, как телесные упражнения, военные походы, лечебные травы, разрезы, прием лекарств и голодание, — все то, что хотя и хорошо, однако мучительно? (...) Так потому ли вы это называете благом, что в настоящем оно вызывает резкую боль и страдания, или потому, что в последующее время оно принесет здоровье, крепость тела, пользу для государства, владычество над другими и обогащение?... Они подтвердили бы второе, я думаю», — делает вывод Сократ [там же, с. 242— 243].
Отсюда следует, что благо есть не что иное, как удовольствие, а зло — страдание: «Значит, злом вы считаете страдание, а благом — удовольствие, так как вы только тогда называете приятное злом, когда оно лишает вас больших удовольствий, чем те, что в нем заключаются, или готовит страдания более сильные, чем удовольствия» [там же, с. 243].
Но если это так, если благом мы называем поведение, которое в конечном счете, с учетом всех его отдаленных последствий обеспечивает наибольшее удовольствие (или наименьшее страдание), а злом — поведение, ведущее при расчете всех его плюсов и минусов к наибольшему страданию (или наименьшему удовольствию), то лишается всякого смысла утверждение, будто сила удовольствия может противоречить стремлению к благу, что любовь к наслаждению или страх перед страданием может заставить человека совершить злой, дурной поступок. Ведь благо и есть удовольствие. Поэтому, зная, в чем заключается благо, а в чем зло, и стремясь по своей природе к удовольствию, а не к страданию, человек не может не совершать блага и не может не избегать зла. Другое дело, если человек не знает или ошибается в том, что есть благо и в чем для него наибольшая радость, тогда по ошибке он может впасть в зло и принести себе самому страдание. Сами же по себе удовольствие и благо никак не могут противоречить друг другу, и удовольствие никак не может склонять ко злу.
«...Благо — не что иное, как удовольствие, и зло — не что иное, как страдание... Или для вас достаточно прожить свою жизнь приятно и без скорбей? Если этого вам достаточно и вы не можете утверждать, что благо или зло — что-нибудь иное и ведет к иным следствиям, то слушайте дальше. Я заявляю вам: если это так, то смешно ваше утверждение, будто нередко человек, зная, что зло есть зло, и имея возможность его не совершать, все-таки совершает его, влекомый и сбитый с толку удовольствиями, и будто он, ведая благо, не хочет творить его, пересиленный мимолетными удовольствиями» [там же, с. 244].
Итак, Сократ выступает против мнения, будто у человека имеются, кроме естественного желания удовольствия и страха страдания, еще какие-то «высшие», «идеальные» мотивы, мотивы добра и зла, которые имеют иную природу, нежели стремление к удовольствию и избежание страдания. Сократ ставит людям вопрос: имеются ли у них реально какие-то еще желания, кроме связанных с удовольствием и страданием? Неужели какой-то поступок мы осуждаем по иной причине, чем та, что он в конечном счете принесет нам страдание и горе? Неужели поступок, доставляющий только удовольствие, может быть осуждаем по каким-то еще соображениям? Сократ так прямо и говорит: «Или даже в том случае, если удовольствия ничем не грозят впоследствии и только приятны, они все-таки будут дурными именно потому, что заставляют того, кто их познает, наслаждаться чем попало? Так неужели же мы подумаем, Протагор, будто они не ответят, что не из-за минутного действия самого удовольствия дурны эти состояния, а из-за их последствий, то есть болезней и прочего? [там же, с. 242].
Сократ именно и показывает, что когда порицают поступок не за то, что он приносит страдание, а по каким-то иным причинам, то никогда не в состоянии указать, в чем эти причины состоят. Говорят что-то неопределенное, что данное удовольствие— «какое попало», т. е. не возвышенное, не нравственное, не соответствующее правилам и пр. Но во всем этом либо вообще нет никакого содержания, либо оно сводимо к естественному удовольствию и страданию: «...потому что, если бы вы по какой-либо другой причине и имея в виду какое-нибудь иное следствие называли приятное само по себе злом, то вы могли бы и нам это сказать, однако вы не можете» [там же, с. 243].
Таким образом, согласно Сократу, никаких иных мотивов, кроме удовольствия и страдания, у человека нет и быть не может. Значит ли это, что Сократ отвергает все «высшие», т. е. нравственные, мотивы в человеке? Разумеется, нет. Сократ возражает только против того, что эти мотивы «даны» человеку точно так же, как даны ему от природы мотивы биологические. Такое объяснение морали предлагает Протагор. Но Сократ, как мы уже видели, ставит перед ним дилемму: если мы хотим, чтобы человек сознательно, самостоятельно приобретал нравственность, то нельзя объяснять ее по аналогии с врожденными потребностями. «Вложены» в человека от богов или от природы только естественное стремление к удовольствию и избежание страдания. Значит, и объяснять все остальные мотивы человека нужно, исходя из этих реальных предпосылок, а также, конечно, из разума человека. Естественное стремление к удовольствию и разум — вот те предпосылки, из которых требуется вывести все «высшие» потребности, а не просто констатировать, что они объективно есть в человеке.
Сократ, конечно, не решил окончательно вопрос о происхождении морали (хотя мы еще увидим в дальнейшем, как много он сделал для этого). Но Сократ правильно поставил этот вопрос. А именно: Сократ с самого начала, с порога отверг концепцию, согласно которой человеку объективно присущи два уровня мотивов — высший (духовный) и низший (материальный, телесный) — и что дело, задача человека состоит в том, чтобы правильно выбрать между ними и правильно сочетать их.
В противоположность этому Сократ поставил задачу объяснить мораль как результат сознательной деятельности человека на основе тех естественных потребностей, которые действительно объективно, от природы даны человеку. В этом смысле Сократ во многом опирался на «младших» софистов, которые совершенно правильно выделили стремление к удовольствию как единственную природную основу в человеке и противопоставили эту реальную основу всем разговорам о «присущих» человеку «стыде и правде». Но если «младшие» софисты свели мораль в результате только к удовольствию, то Сократ, напротив, отталкиваясь от удовольствия, поставил задачу вывести из него мораль, т. е. поставил задачу объяснить мораль не как условное средство для удовольствия, а как объективный закон жизни людей, вытекающий из их сознательного стремления к улучшению и развитию своей жизни.
Но мы забежали здесь несколько вперед. Прежде чем перейти к тому, как Сократ критикует «младших» софистов, необходимо до конца разобраться с сократовской критикой традиционной концепции. Как мы видели, главным пунктом этой критики является то, что основой блага, по Сократу, выступает удовольствие и благо не может быть понято иначе, как из стремления к удовольствию. Обычно критическую силу сократовской философии видят в ее рационализме, в том, что Сократ всем догмам о морали противопоставил §е объяснение из разума. Действительно, мы видели, что весь вопрос о благе Сократ сводит к тому, чтобы правильно оценить все выгоды и невыгоды поступка и его отдаленных следствий. А это в состоянии сделать только разум. Поэтому человек, желающий блага, должен полностью подчиниться разуму. Поскольку благо состоит в достижении, в конечном счете, наибольшего возможного удовольствия, вопрос, совершит ли человек благо или зло, полностью зависит от того, насколько точно сможет он предвидеть последствия своего поступка и взвесить все те удовольствия и страдания, которые они влекут для него. Отсюда общее правило — «правило весов»: «Ты как человек, умеющий хорошо взвешивать, сложи все приятное и сложи все тягостное, как ближайшее и отдаленное, и, положив на весы, скажи, чего больше? Если же ты сравниваешь между собою разные удовольствия, избирай для себя всегда более значительное и обильное, а сравнивая разные страдания, — незначительные и небольшие. Когда же ты сравниваешь удовольствие со страданием, если приятное превышает тягостное, — ближайшее ли превышает отдаленное или наоборот, — нужно совершать то, что содержит приятное; если же, наоборот, тягостное превысит приятное, его не следует совершать. Разве иначе обстоит дело, люди?» [там же, с. 245—246].
Здесь, кстати говоря, Сократ подвергает критике концепцию, которую мы рассмотрели выше, согласно которой для правильного выбора между отдаленными следствиями поступка и ближайшими необходима какая-то особая воля. Ничего подобного, говорит Сократ, и здесь также дело сводится к взвешиванию величины удовольствия и страдания, все равно, отдаленные они или ближайшие.
Таким образом, Сократ действительно выступает против предрассудка, будто разумом, словно невольником, правят чувства, будто даже, когда человек знает, где его благо, он тем не менее бывает не в силах следовать ему. На самом деле, говорит Сократ, такая ситуация невозможна. Поскольку благо есть удовольствие, человек, зная о нем и имея возможность его достигнуть, не может от него отказаться. Следовательно, все дело в том, чтобы знать, в чем состоит благо. В этом и заключается знаменитый радикальный рационализм Сократа.
Однако в этом своем рационализме Сократ совсем не оригинален. Тезис о том, что разум правит человеком, что человек выбирает зло, а не добро лишь по незнанию, — этот тезис не является собственно сократовским. Его полностью разделяют и оппоненты Сократа — «старшие» софисты, да и все вообще античные философы (даже скептики разделяют этот тезис, хотя и отрицательным способом — утверждая, что если познать мир невозможно, то и счастья искать бессмысленно). Поэтому рационализм Сократа вовсе не является аргументом в его споре с Протагором. Напротив, в ходе диалога Сократ вместе с Протагором по ходу диалога отстаивает это положение против мнения «толпы».
Сам Протагор абсолютно согласен с Сократом, что только знание ведет к благу и только незнание является причиной зла. Для Протагора это настолько очевидно, что он даже удивляется, зачем это Сократу понадобилось разбирать предрассудки толпы, которая всегда говорит, что попало. Но Сократ настаивает на анализе и приходит к выводам, неожиданным для Протагора. Дело в том, что Протагор, признавая управляющую роль разума, совершенно иначе, нежели Сократ, понимает суть этого управления. Протагор исходит из того, что в человеке есть два ряда мотивов — естественных и высших (т. е. социальных — «стыд и правда»). Эти два ряда мотивов различаются по своей специфике так же, как вообще различаются между собой потребности, например, потребность в еде и потребность в сне. Но эти мотивы не равноценны в человеке, — внешние, духовные мотивы важнее, сильнее в человеке, нежели биологические. Поэтому человек, который, скажем, жертвует жизнью ради отечества, более счастлив, достигает большего блаженства, нежели трус, спасающий свое физическое существование ценой моральной низости. Все дело в том, что человек объективно так устроен, что моральные, общественные ценности для него значимее, нежели ценности естественно-биологические. Кроме того, духовные и телесные мотивы также и сравнимы друг с другом — по критерию удовольствия и (страдания, т. е. человек может реально взвесить, какой из мотивов дает ему больше радости в случае удовлетворения и принесет больше страдания в случае неудовлетворения.
В результате человек, правильно понимающий истинную природу и силу своих мотивов, всегда выберет благо, т. е. моральную ценность. Но все дело в том, что люди далеко не всегда знают истину о себе и о мире. Потому-то и берется Протагор обучить их добродетели.
Таким образом, идея о врожденной морали не противоречит тому, что морали можно обучить. И традиционная концепция вовсе не исключает рационализма. Надо сказать, что рационализм - в том смысле, что от разума зависит правильный выбор,— не исключается и позднейшей, христианской, моралью. «Отцы церкви» не раз повторяли, что праведная, богоугодная жизнь дает больше блаженства именно потому, что духовные ценности в человеке сильнее. Отсюда следует, что просветить, указать человеку истину и значит направить его к богу, главное же средство дьявола — замутить разум человека.
Сократ же совершенно иначе понимает роль разума: она состоит не в том, чтобы выбрать между объективно данными мотивами (высшими и низшими), а в том, чтобы создать высший мотив исходя из низшего. Создать же новый мотив разум может, только если он опирается на стремление к удовольствию сверх всех имеющихся у человека мотивов.[8] Поэтому понять учение о разуме Сократа без его учения об удовольствии нельзя. И Протагор, и Сократ считают, что с помощью обучения и воспитания человек делается нравственным. Мы видели, что Протагор в начале диалога приводит этому убедительные доводы. Но Протагор считает, что обучение и воспитание обнаруживают человеку то, что есть в нем объективно, дают ему возможность понять, уразуметь свою истинную природу. А Сократ считает, что обучение и воспитание впервые создают в человеке нравственное начало. Поэтому дилемма Сократа остается в силе: либо мораль врожденна, вложена в человека, и тогда дело разума лишь обнаруживать ее; либо человек сам создает человеческую мораль с помощью разума и данных ему от природы сил, но тогда она ему не врожденна.
И когда Сократ, отстаивая силу разума против мнения толпы, приходит к такому рационализму, Протагор, сначала выступавший союзником Сократа, пятится назад. Мораль обнаруживается и укрепляется знанием, говорил Протагор; но когда Сократ пришел к выводу, что мораль есть знание, Протагор решительно воспротивился: «...Она, по его (Протагора. — О. Я.) мнению, оказывается чем угодно, только не знанием» [там же, с. 252—253].
Подведем итог анализу сократовского диалога «Протагор». Сократ, во-первых, указал, что добродетель есть нечто единое, одна способность человека. Во-вторых, доказал, что эта добродетель или эта способность состоит в знании. Добродетель есть знание, утверждает Сократ в итоге.[9] И мы теперь знаем, что это означает. А именно это означает, что знание не обнаруживает добродетель, существующую в человеке и до знания, но знание создает добродетель как наилучший путь к удовольствию. Поэтому нельзя не согласиться, что для рационалистической философии человека, начиная уже с Сократа, «сознание действительности» есть в то же время «действительность сознания» [89, р. 119].
Однако это последнее положение звучит совершенно как кредо «младших» софистов: мораль есть средство для удовольствий.[10] Мы теперь должны обратиться к взаимоотношению Сократа и второго поколения софистов. К этому обязывает нас и сам диалог «Протагор», поскольку завершается он отнюдь не каким-то заключительным выводом. Напротив, для Сократа все содержание его спора с Протагором является лишь началом исследования сущности добродетели. Сократ порывается продолжить разговор, хочет снова вернуться к вопросу, в каком смысле добродетель есть знание, чтобы глубже в нем разобраться. Но Протагор, ссылаясь на дела, прерывает спор и уходит. И уходит Протагор, разумеется, не по своему частному делу, — он вообще уходит с арены этических дискуссий. Спор Сократа со «старшими» софистами окончен. Сократ отверг врожденность, объективную предзаданность морали и определил основу, из которой мораль может быть объяснена, — это разумное стремление к лучшей жизни. Таким образом, в споре с Протагором Сократ взял то лучшее, что было в философии «младших» софистов. Но принцип разумного стремления к удовольствию, выработанный вторым поколением софистов, привел их в результате к нравственному релятивизму и субъективизму. Сократ из того же самого источника идет совершенно иным путем и вступает в спор теперь уже с «младшими» софистами.
Дискуссия Сократа с «младшими» софистами отражена, в частности, в первой книге платоновского диалога «Государство». И дискуссия эта носит уже совершенно иной характер. Фрасимах, представитель второго поколения софистов, начинает спор с прямого требования бросить все разговоры о «должном», «высшем», «прекрасном», «лучшем» и т. п. Все это для него — пустые слова. Фрасимах не признает того, что в человеке есть совесть, мораль, стыд и правда. Он считает, что человек во всех действиях руководствуется только соображением наибольшей пользы или удовольствия. Для Фрасимаха очевидно, что так называемые нравственные нормы—удел слабых и глупых людей, «сильные» же люди понимают, что истинная добродетель состоит не в слепом подчинении закону, а в установлении, насколько возможно, своей воли [17, с. 120]. Поэтому мораль, т. е. подчинение законам, для Фрасимаха вовсе не лучшее, и не полезное, и не целесообразное, как это получалось у «старших» софистов, а, наоборот, вредное и бессмысленное предубеждение (если, конечно, не уметь ее использовать). Короче говоря, Фрасимах повторяет ту концепцию, которая нам уже известна.
Что отвечает на это Сократ? Он вовсе не настаивает, что справедливость, мораль присуща человеку. Как раз наоборот: в предшествующей беседе того же диалога с Полемархом Сократ именно и показал всю бессмысленность и пустоту общих разговоров о должном и справедливом. Полемарх придерживается традиционных обыденных взглядов на справедливость как набор определенных правил, которые должно исполнять. Например, справедливо отдавать взятое в долг, стараться приносить пользу друзьям и вред врагам. На это Сократ возражает, что в таком случае справедливость оказывается не очень важной сферой в жизни людей. Во всяком конкретном деле нужна не справедливость, а знание самого этого дела — военного, врачебного, поварского и любого другого. А справедливость, выходит, нужна только для хранения и передачи различных ценностей, а не для их использования. Ведь всякое использование предполагает знание и умение что-то делать. Но и при хранении и передаче законы справедливости сами по себе беспомощны, а дело сводится опять-таки к знанию конкретных обстоятельств и умению их использовать. Если, например, кто-то дал тебе в долг оружие, а затем вдруг лишился рассудка и в таком состоянии потребовал свое оружие обратно. Будет ли справедливым в данном случае отдавать долг? Правило приносить пользу друзьям и вред врагам также лишено смысла, если не знаешь, кто твой действительный друг, а кто враг. А это полностью зависит от конкретных условий ваших отношений и вашего совместного дела. Таким образом, законы добродетели вообще как таковые бессмысленны и неприменимы к жизни. Добродетель есть не что иное, нежели свод общих правил, — таков вывод беседы Сократа с Полимархом. Поэтому, когда Фрасимах, вступая в разговор, сразу предупреждает Сократа, чтобы тот не ссылался на общие места о прекрасном и должном, о пользе и выгоде добродетели, это предупреждение совершенно излишне.
'Сократ охотно принимает посылку Фрасимаха — нравственный или общественный закон создается ради получения большего удовольствия, иначе говоря, ради улучшения жизни. Но Фрасимах сразу придает этому положению крайне субъективную форму: у него получается, что общественный закон создается одним или несколькими людьми, которые силой или обманом захватывают власть и совершенно произвольно диктуют всем остальным свою волю в виде законов. Такая трактовка вызывает у Сократа сомнение. «Я тоже согласен, — говорит он, — что справедливость есть нечто пригодное (т. е. полезное, выгодное для человека. — О. Н.). Но ты добавляешь „для сильнейшего”, а я этого не знаю, так что это нужно еще подвергнуть рассмотрению» [41, с. 107].