Следовательно, человек может получать удовольствие не только от удовлетворения своих потребностей, желаний, интересов, т. е. от: результатов деятельности, но и от самой деятельности постольку, поскольку в ней реализуется его природа. Объективное содержание деятельности становится самоцелью, поскольку оно не вызывается стремлением,,• и в то же время оно составляет удовольствие. Аристотель прямо указывает: «Удовольствия существуют и помимо страдания и влечения, когда естество не испытывает нужды, как, например, удовольствия умозрения. Это подтверждается тем, что люди наслаждаются не одними и теми же вещами, когда естество восполняет ущерб и когда оно в обычном состоянии; напротив, когда оно в обычном состоянии, наслаждаются тем, что доставляет удовольствие безусловно, а когда восполняют ущерб,— то вещами, даже противоположными безусловно приятному, ибо наслаждаются кислым и горьким, а ничто из этого и по природе, и безусловно удовольствия не доставляет» [там же, с. 213[. И далее: «Скорее следует; определить удовольствие как деятельность, сообразного естеству душевного склада и... назвать эту деятельность „беспрепятственной"» [там же].
Естественная беспрепятственная деятельность, утверждает Аристотель, доставляет человеку удовольствие, но возникает не в результате стремления к удовольствию: «Удовольствие делает деятельность совершенной и полной... как некая полнота, возникающая попутно, подобно красоте у людей в расцвете лет» [там же, с. 275]. На вопрос о том, жизнь существует ради удовольствия или удовольствие ради жизни, Аристотель отвечает так: «Очевидно, что эти вещи связаны между собой и не допускают разделения: в самом деле, без деятельности не бывает удовольствия, а удовольствие делает всякую деятельность совершенной» [там же].
Именно «внутренняя связь» удовольствия и деятельности отличает самоценное поведение од поведения, вытекающего из предварительного стремления: «Удовольствия, заключенные в деятельностях, связаны с ними в большей мере, нежели стремления, ибо стремления и деятельности и во времени, и по природе разделены, а удовольствия слиты с деятельностями» [там же, с. 277]. Следовательно, при самоценном поведении удовольствие возникает не как результат деятельности, удовлетворяющей стремление, но удовольствие возникает просто в самой деятельности, сопровождает и удовлетворяет деятельность, придает ей завершенность и полноту.
Но если удовольствие возникает не от удовлетворения потребности, а от деятельности, то такое удовольствие должно длиться столько, сколько длится деятельность? Аристотель отвечает и на этот вопрос: «Отчего же никто не испытывает удовлетворения непрерывно? Может быть, человек устает? Действительно, ничто человеческое не способно к непрерывной деятельности. А потому и удовольствие не бывает непрерывным. Ведь оно сопровождает деятельность» [там же, с. 275].
Удовольствие и страдание оказывают обратное влияние на деятельность: «...так, если кому-то неудовольствие и страдание доставляет писать или считать, то, раз эти деятельности причиняют страдания, один не станет писать, а другой — считать» [там же, с. 277]. И наоборот, удовольствие от деятельности улучшает и усиливает ее. Но это вовсе не означает, что деятельность осуществляется ради удовольствия. Удовольствие просто свидетельствует, что деятельность соответствует природе человека и развивается нормально, а страдание означает нарушение нормального процесса самовыражения. Человек начинает деятельность непроизвольно: не подчиняясь стремлению, но лишь естественно выражая свои сущностные силы. Однако в процессе деятельности оказывается, что в данных предметных условиях, в данном способе поведения природа человека выражается либо адекватно, нормально, беспрепятственно, либо, наоборот, искаженно, стесненно, недостаточно. В первом случае деятельность продолжается и становится более интенсивной, во втором — замедляется и прекращается.
Вернемся теперь к тексту первой главы. Итак, счастье или благо человека заключается в реализации, воплощении его способностей и свойств, тех сущностных сил, которые заключены в нем и осуществляются в присущем ему способе существования. Но если у каждого отдельного человека есть свое назначение, которым он отличается от других людей, то и у человека вообще, у человека как рода должно быть назначение, которое /отличает его от всего остального в природе — от неживой природы, от растений и животных. Если мы выясним это назначение, то сможем определить, какой род деятельности или какое «дело» свойственно человеку, т. е. соответствует его способностям и его сущностной организации, и от какой деятельности он может ожидать счастья или блага для себя, тогда как животному, очевидно, подходит иной способ существования, а растению— еще какой-то третий и т. д.
Аристотель развивает здесь известное свое учение о трех частях человеческой души — растительной, животной и разумной. Под душой вообще Аристотель понимает все то, что движет и управляет телом. Под телом, соответственно, понимается некий инертный субстрат, который приводится в движение и направляется различными силами души. В человеке, как известно, часть процессов происходит совершенно независимо от его сознания и воли — это внутренние органические изменения, такие, как усвоение пищи, рост и др. Эту часть души Аристотель называет растительной, поскольку она общая для человека и растений. Далее, человек действует под влиянием различных чувств или влечений, таких же, какие есть и у животных. Это уже несколько иной источник активности, чем растительный, поскольку он может быть осознанным и управляемым; его Аристотель называет животной частью души. Тем не менее и он не является специфическим для человека. Характерным для человека является то, что его чувства и влечения направляются, контролируются и регулируются сознанием, разумом. Поскольку среди способностей, сущностных сил человека присутствует разум, постольку наиболее подходящей человеку будет деятельность, управляемая разумом, или сознательная деятельность. Именно такой способ существования будет лучше всего получаться у человека и приносить ему больше всего радости.
Конечно, для каждого человека наиболее подходящим будет свой способ деятельности — игра на кифаре, башмачное или плотницкое.искусство. Но для всякого человека, поскольку он человек, подходящей будет сознательная деятельность, или, как говорит Аристотель, «какая-то деятельная жизнь обладающего суждением существа» [там же, с. 64].
Итак, «назначение человека — деятельность души, согласованная с суждением или не без участия суждения» [там же]. В этом заключается источник счастья или блага человека. Но такая деятельность свойственна всем людям. Однако среди людей есть хорошие и плохие, и этику интересуют прежде всего хорошие и плохие в нравственном смысле, т. е. добродетельное и порочное. Тогда что такое добродетель и чем она отличается от порочности? Аристотель не отвечает сразу на этот вопрос, а делает сначала общее предположение, которое кажется вполне логичным. Ведь счастье человека заключается в деятельности, соответствующей его способностям. А мы знаем по опыту, как часто люди, имеющие одинаковые способности к какому- либо делу, тем не менее делают его по-разному: один лучше, а другой хуже. Чем же объяснить это, если способности у людей одинаковые? Например, из двух человек, имеющих приблизительно равное призвание к музыке, один становится прекрасным музыкантом, а другой — посредственным. Но если какая- то деятельность в равной степени соответствует способностям людей и, значит, приносит им равную долю счастья, и при этом один из них выполняет эту деятельность лучше, чем другой, то, очевидно, и счастья он достигает большего, чем другой. Потому что ведь смысл деятельности, ее источник и цель — это реализация назначения или призвания человека, и если кто-то имеет равное или тождественное с другим назначение и при этом делает свое дело лучше другого, то «лучше» может иметь лишь тот смысл, что человек полнее, всестороннее и глубже раскрыл свое призвание, реализовался в этом деле. Следовательно, благо человека состоит в том, чтобы делать присущее ему дело наилучшим образом.
Правда, остается вопрос: как возможно, чтобы люди, имеющие одинаковые способности, реализовали их лучше или хуже? И потом: что это значит — лучше или хуже реализовать способности? Ведь речь идет о том, что одинаковые способности реализуются в одинаковых условиях, т. е. в одном деле. Как же может одна и та же сила проявляться в одних и тех же условиях по-разному да еще лучше или хуже?
Вероятно, это даже две стороны одного вопроса; и если мы будем знать, что хуже, а что лучше, мы сможем попять, как возможно, чтобы осуществилось либо одно, либо другое при совершенно одинаковых внутренних и внешних условиях. Аристотель пока не разъяснил, как это возможно, он только обращает внимание, что так бывает, т. е. бывает, что одно и то же дело люди с одинаковыми к нему способностями делают лучше или хуже. А делать свое, присущее тебе дело — это и есть счастье, т: е. высшая цель для человека. Поэтому делать это хорошо или плохо — отнюдь не маловажно, наоборот, это важнейшее условие или средство достичь высшей цели своей жизни. Вполне логично предположить потому, что важнейшая способность— делать свое дело наилучшим из возможных способов — это и есть добродетель, а человек, обладающий такой способностью,— добродетельный или добропорядочный.
Если все сказанное нами об отдельных людях и отдельных деятельностях отнести к человеку вообще, т. е. к каждому Человеку, то получится, что призвание человека — деятельная жизнь, согласованная с разумом, а добродетельным является тот, кто осуществляет это свое человеческое призвание наилучшим образом. Аристотель пишет: «Если назначение человека — деятельность души, согласованная с суждением или не без участия суждения, причем мы утверждаем, что назначение человека по роду тождественно назначению добропорядочного человека, как тождественно назначение кифариста и изрядного кифариста, и это верно для всех вообще случаев, а преимущества и добродетели — это лишь добавление к делу: так, дело кифариста — играть на кифаре, а дело изрядного кифариста — играть на кифаре хорошо, если это так, то мы полагаем, что дело человека — некая жизнь, а жизнь эта — деятельность души и поступки при участии суждения; дело же добропорядочного мужа — совершать это хорошо и прекрасно в нравственном смысле, и мы полагаем, что каждое дело делается хорошо, когда его исполняют сообразно присущей ему добродетели; если все это так, то человеческое благо представляет собой деятельности души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько,— то сообразно наилучшей и наиболее полной и совершенной. Добавим к этому: за полную человеческую жизнь. Ведь одна ласточка не делает весны один теплый день тоже; точно так же ни за один день, ни за краткое время не делаются блаженными и счастливыми.
Итак, пусть это и будет предварительное описание высшего человеческого блага, потому что сначала нужно, наверное, дать общий очерк, а уже потом подробное описание» [там же, с. 64—65].
Действительно, перед нами описание блага самое предварительное. Из него ясно только, что счастье надо искать не на пути удовлетворения потребностей, а на пути самореализации и что добродетель — это «добавление к делу», улучшение самореализации при заданных способностях, что это добавление и улучшение дает полное, высшее счастье человеку. Но, как мы уже заметили, до сих пор совершенно не ясно, что такое добродетель, т. е. что имеется в виду под хорошей или плохой самореализацией и откуда берется это различие. А значит, непонятно и то, каким образом и в каком смысле достигается высшее счастье. Ответы на эти вопросы впереди.
Пока же Аристотель обращает внимание, что данное им определение счастья не противоречит основным, принятым и в народе, и среди философов. Ведь в этих принятых воззрениях «не заблуждаются всецело, а, напротив, хотя бы в одном отношении или даже в основном бывают правы» [там же, с. 66]. Принято понимать счастье как добродетель (т. е. внутреннее высокое достоинство), рассудительность, удовольствие, внешнее благополучие. Но интуитивно ясно, что все эти качества и условия предполагаются, когда речь идет о Лучшем, превосходном исполнении любого дела. Наилучшая деятельность не может противоречить ни добродетели, ни удовольствию, ни разуму, она нуждается и во внешних благах, и в помощи случая, поскольку зависит от внешних благоприятных условий: «...ведь все это вместе присуще наилучшим деятельностям, а мы утверждаем, что счастье и есть эти деятельности или одна, самая лучшая из них» [там же, с. 68].
Аристотель со всех сторон исследует вопрос, насколько согласуется его определение с общепринятыми взглядами [там же, с.; 68—70]. Поскольку добродетель (ведущая к счастью, благу)—это совершенная деятельность, и поэтому она зависит не только от наших внутренних достоинств, но и от условий, в особенности интересен вопрос, насколько и в каком смысле счастье определяется случайностью, превратностями судьбы. «Для счастья,— утверждает Аристотель,— нужна и полнота добродетели, и полнота жизни» [там же, с. 69].
Тем не менее условия жизни — это одно, а способность делать все возможное со своей стороны — это другое. Счастье зависит от судьбы, без внешних условий оно невозможно, и тем не менее счастье, достигаемое соблюдением добродетели, относительно самостоятельно и сохраняется при самых тяжелых обстоятельствах. «Мы ведь уверены, что истинно добродетельный и здравомыслящий человек умело переносит все превратности судьбы и всегда совершает самые прекрасные из возможных в данном случае поступков, подобно тому как доблестный военачальник использует имеющееся у него войско наилучшим для ведения войны способом, а хороший башмачник из полученных кож всегда делает самые лучшие башмаки, и точно так же все другие мастера. Коль скоро это так, счастливый никогда не станет злосчастным, хотя, конечно, он не будет блаженным, если ему выпадет жребий Приама. Но во всяком случае его жизнь не пестра и не легко поддается переменам, потому что трудно будет лишить его счастья, и он лишается его не от случайных неудач, но от великих и многочисленных несчастий...» [там же, с. 71—72].
Аристотель выражает здесь глубокий и верный взгляд на счастье человека. Счастье зависит не от одной души человека, как думали киники и уже после Аристотеля стоики, но и от внешних условий. Только через внешний мир человек может реализовать свои силы и способности. Как может, например, реализоваться любовь к детям, если дети умерли? При частых и тяжелых бедах счастье нелегко сохранить, а потеряв,— нелегко вернуть, потому что всесторонняя и полная реализация требует многих усилий и многих условий. Но усилия добродетели и здравомыслия подвигают человека к счастью, а счастье есть главная награда добродетели.
Покончив с обзором принятых мнений, Аристотель выделяет еще следующий аспект: счастье не относится к тому, за что хвалят (соответственно несчастье — не то, за что порицают). /Счастье ценят, считают его блаженством, но за него не хвалят. То же относится и к удовольствию. А вот добродетель относится к тому, за что хвалят, ибо добродетель — это то, благодаря чему достигается счастье [там же, с. 73—74]. Отметим что здесь, как и во многих других местах, Аристотель следует методу Сократа: описывать, каковы добродетель и благо, еще не зная, что это такое.
Таким образом, счастье — это цель стремлений, а добродетель— средство для наилучшего достижения этой цели. «...Счастье — это некая деятельность души в полноте добродетели;...» [там же, с. 74]. Но о добродетели мы пока что ничего не знаем, кроме того, что это способность хорошо, превосходно исполнять свое назначение. Но этим выражен лишь общий смысл 'добродетели и ее отношение к благу, но отнюдь не определена ее сущность. Вопрос о сущности добродетели Аристотель ставит в конце первой главы «Никомаховой этики» и решает его во второй главе. Следовательно, в первой главе рассмотрен вопрос о благе или счастье. Выяснено, что благо — это то, к чему все стремятся, выяснено, что не есть благо, вопреки мнению многих философов, и, наконец, что благо — это осуществление человеком свойственного ему способа жизнедеятельности наилучшим образом. Теперь, естественно, встает вопрос: что значит «наилучшим образом» или что такое добродетель?
Предварительно Аристотель рассматривает еще раз, уже подробнее устройство человеческой души. Душа состоит из двух частей — мыслящей, «обладающей суждением» и немыслящей. В свою очередь, немыслящая часть души состоит из «растительной» части, которая вообще чужда сознанию и отвечает за органические функции, происходящие непроизвольно, и части, «подвластной стремлению и вообще стремящейся», которая отвечает за осознаваемые чувства и желания. Эта вторая часть немыслящей части души хотя и не обладает суждением, но связана с суждением: ее стремления всегда осознаются и либо подчиняются, либо не подчиняются разумному суждению. Если «растительная» часть находится просто вне сознания, то «стремящаяся»— либо противоречит, либо послушна сознанию. В обоих случаях она связана с сознанием. Аристотель даже согласен признать, что возможно другое деление, где «двусложной будет часть, обладающая суждением, т. е., с одной стороны, она обладает им в собственном смысле и сама по себе, а с другой— это нечто, слушающееся суждения, как ребенок отца» [там же, с. 76].
Части мыслительная и стремящаяся, следовательно, взаимно предполагают друг друга, оставаясь различными. Отсюда и да типа различных, хотя и взаимосвязанных добродетелей: добродетели разума — мудрость, сообразительность, рассудительность и т. д. и добродетели нравственные — благоразумие, мужество и т. д. В ином переводе добродетели первого типа называются дианоэтическими, а второго типа — этическими. Сделав это различие среди добродетелей, Аристотель переходит к исследованию второго их рода — нравственных добродетелей, с чего и начинается вторая глава.
Итак, счастье — это самовыражение в какой-либо деятельности, а добродетель — способность делать это хорошо, превосходно. В процессе самовыражения Аристотель различает два этапа. Прежде всего это естественное выражение тех способностей и свойств, которые заложены в нас. Человек, разумеется, не может произвольно отнять или добавить себе способностей или видоизменить их; они есть его сущность, данная объективно. Но выражается, проявляется способность человека всегда через какой-то предмет, в каком-то конкретном предметном деле: либо в игре на кифаре, либо в строительстве домов, либо в размышлении о чем-то. Иначе говоря, любое самовыражение всегда осуществляется по каким-то законам, которые определяются тем предметом, через который и посредством которого человек себя выражает. И это действие по предмету, в соответствии с предметом придает способностям иной вид и их проявлению иную форму, чем та, которая заключена в способностях самих по себе', Например, учась играть на кифаре или строить дома, человек приспосабливает и приучает свои способности к определенному порядку, придает им определенную организацию.
Способности человека не могут проявляться иначе, как через предметный мир, поэтому форма их проявления с необходимостью определяется формой предметов, но при этом одна и та же способность может примениться, приноровиться, приспособиться к данному предмету или лучше, более точно, или же хуже, грубо, приблизительно. Например, желание и способность играть на кифаре может проявиться в простом треньканье по струнам или же в игре по всем правилам; и между этими двумя вариантами лежит целая лестница ступеней мастерства, подниматься по которой — значит приучать, муштровать свои способности по законам музыкального искусства. Причем сама природная способность, мера твоего призвания к музыке остается той же, и никакими усилиями нельзя сделать себя более способным, чем ты есть от природы. Но та же самая способность, которая вначале проявлялась через музыкальный инструмент непосредственно и неловко, в результате обучения будет владеть тем же инструментом искушенно и умело.
Следовательно, мы можем теперь ответить на вопрос: каким образом при одной и той же способности человек реализуется, выполняет свое назначение более или менее удачно? Аристотель пишет: «Все то, чем мы обладаем по природе, мы получаем сначала как возможность, а затем осуществляем в действительности. Это поясняет пример с чувствами. Ведь не от частого вглядывания и вслушивания мы получаем чувства зрения и слуха, а совсем наоборот: имея чувства, мы ими воспользовались, а не то, что, воспользовавшись,— обрели. А вот добродетель мы обретаем, прежде что-нибудь осуществив, так же, как и в других искусствах. Ибо если нечто следует делать, пройдя обучение, то учимся мы{, делая это; например, строя дома, становятся зодчими, а играя на кифаре,— кифаристами. Именно так, совершая правые поступки, мы делаемся! правосудными, поступая благоразумно,— благоразумными, действуя мужественно,— мужественными... Далее, всякая добродетель и возникает и уничтожается так же, как искусство, из одного и того же и благодаря одному и тому же. Играя на кифаре, становятся и добрыми и худыми кифаристами Ц соответственно — добрыми или худыми зодчими и всеми другими мастерами, ибо, хорошо строя дома, станут добрыми зодчими, а строя худо,— худыми. Будь это не так, не было бы нужды в обучении, а все так бы и рождались добрыми или худыми мастерами» [там же, с. 78— 79].
Прежде чем продолжить анализ, сделаем одно замечание. Мы уже обращали внимание, что многие исследователи отказывают Аристотелю в оригинальной концепции и не видят ничего нового в его учении о' реализации назначения. Например, известный знаток античности Э. Радлов считает, что учение Аристотеля о назначении по существу просто повторяет одну из мыслей Платона [44].
Действительно, у Платона в конце первой книги «Государства» есть рассуждение о назначении. Смысл этого рассуждения заключается в том, что каждая вещь имеет свое назначение, т. е. то дело (тот способ существования и функционирования), к которому она более всего приспособлена по своей природе или по своему устройству: конь скачет, глаз видит, ухо слышит, нож режет и т. д. Но два различных предмета, приспособленных к одному и тому же делу, т. е. имеющие общее назначение, могут быть лучше или хуже приспособлены к делу; например, нож может быть с зазубриной, плохо или хорошо наточен, глаза могут лучше или хуже видеть. Значит, вещи лучше или хуже выполняют свое назначение вследствие «присущих им достоинств» [41, с. 128].
После этого рассуждения Платон переходит к душе и утверждает, что ее назначение — управлять, заботиться о теле и вообще вдохнуть в него жизнь. Но еще раньше (в тех рассуждениях, которые мы подробно анализировали в разделе о Сократе) Платон уже доказал, что справедливая душа, т. е. следующая объективным законам, полезна для человека, мудра, а несправедливая, т. е. насилующая природу — вредна и невежественна. Следовательно, справедливость — это достоинство для души, а несправедливость — недостаток; душа, обремененная таким недостатком, как несправедливость, не может хорошо выполнять свое назначение — «правление и попечение низкой души неизбежно будет плохим, а у возвышенной души все это выходит хорошо» [там же].
‘ Но деятельность души слишком важна для человека: вся его жизнь зависит от этого. Отсюда и окончательный вывод Платона: счастливая жизнь может быть только у того, кто обладает справедливой душой.
Итак, платоновская мысль о назначении не имеет ровно никакой связи с учением Стагирита. Счастье Платон видит вовсе не в реализации назначения, а в той пользе, которую' может извлечь человек из хорошего устройства своей души, точно так же, как из хорошего устройства глаза или хорошо наточенного ножа. Словом, Платон (и даже, вероятно, не Платон, а Сократ) исходит из своего учения о пользе, ничего к нему не прибавляя по существу. Смысл же Аристотелева учения не в том, что каждая вещь имеет свое назначение — это слишком тривиально,— а в понимании счастья как реализации назначения.
Ничего подобного, повторяем, ни у Сократа, ни у Платона нет даже в зародыше. Кроме того, достоинство вещи Платон видит в ее собственном устройстве, в зависимости от того, например, как наточен нож, он будет лучше или хуже выполнять свое назначение. Это слишком понятно, и такой подход, разумеется, не может лечь в основу сколько-нибудь нетривиальной теории.
У Аристотеля совсем другая исходная посылка: при одинаковом, тождественном устройстве один человек может выразить свое назначение лучше, чем другой. Следовательно, не за счет того, что у него от природы лучшая способность, а за счет лучшего применения данной способности к предметным обстоятельствам.
Но вернемся к «Никомаховой этике». Итак, добродетель или способность выполнять свое назначение наилучшим из возможных способов не врожденна, не дана людям вместе со способностями и внутренними качествами, а совсем наоборот: после того, как мы, исходя из своих способностей, начали действовать, делать то или иное дело, именно в этом деле, которое определяется своим предметом, из этого дела у нас возникает и формируется определенная организация наших исходных способностей; иными словами, степень соответствия этой организации выбранному предмету и делу есть добродетель.
В процессе деятельности указанная организация способностей не только возникает, формируется, но и закрепляется, т. е. принимает устойчивую форму, соответствующую предмету и способу деятельности. Это каждый знает по опыту: одно дело найти удачный прием в своем деле, а другое — освоить его, довести до автоматизма или во всяком случае добиться того, чтобы его выполнение стало привычным и как бы само вытекало из устройства ваших способностей. Иначе говоря, в процессе деятельности у нас возникает привычка к ней, устойчивый, иногда даже закостеневший навык в обращении с тем или иным предметом. А поскольку мы знаем, что обращаться с предметом, делать то или иное дело можно при одинаковых способностях лучше или хуже, то и привычки, образующиеся у нас, могут быть привычками к хорошему и плохому выполнению своего назначения.
Закрепившаяся организация, структура наших способностей— это наша «вторая натура», которая в процессе деятельности приходит на смену первой, врожденной. Эту выработанную устойчивую структуру, которую со временем приобретают сущностные силы человека, Аристотель называет «устоями души». После того, как устой выработан, именно он определяет назначение и характер деятельности человека. И если устой выработался из правильной, хорошей деятельности, то благодаря такому устою человек легко сможет выполнить свое дело наилучшим образом, если же устой возник в результате регулярной плохой работы, плохой самореализации, то и в дальнейшем будет трудно, если не невозможно, изменить что-либо.
Так обстоит дело в любом искусстве, т. е. в любой работе. Но и в отношениях между людьми, т. е. в нравственных отношениях, мы тоже реализуем различные свои способности и силы, и здесь у нас есть предмет — другие люди, известный способ деятельности, определяемый предметом и нашими способностями. И если мы с самого начала неправильно, неадекватно предмету и условиям действуем, т. е. выражаем свои способности, то у нас формируются неадекватные нравственные устои. Поэтому, как обстоит дело в любом искусстве, «так обстоит дело и с добродетелями, ведь, совершая поступки при взаимном обмене между людьми, одни из- нас становятся людьми правосудными, а другие неправосудными; совершая же поступки среди опасностей и приучаясь к страху или к отваге, одни становятся мужественными, а другие — трусливыми. То же относится и к влечению, и к гневу: одни становятся благоразумными и ровными, другие — распущенными и гневливыми, потому что ведут себя по-разному. Короче говоря, повторение одинаковых! поступков порождает соответствующие нравственные устои.
Потому-то нужно определить качества деятельностей: в соответствии с их различиями различаются и устои. Так что вовсе не мало, а очень много, пожалуй, даже все, зависит от того, к чему именно приучаться с самого детства» [10, с. 79].
Таким образом, добродетели, или устои души, возникают путем применения — приспособления и привыкания — наших природных качеств к различным условиям и формам деятельности, в том числе к отношениям к людям. «Следовательно, добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе, но приобрести их для нас естественно, а благодаря при- 'учению мы в них совершенствуемся» [там же, с. 78]. Этот вывод очень важен. Ведь устой души — это наш внутренний мир, который определяет всю нашу жизнедеятельность. И он не врожден нам, а приобретен в процессе жизни. Как же в таком случае он относится к врожденным задаткам? Это коренной вопрос философии морали. На него имеется два противоположных и неверных ответа. С одной стороны, утверждается, что неврожденные, неприродные качества души могут возникнуть только вне всякого отношения к природе, т. е. сверхъестественным способом. Поскольку добродетель не объясняется из природы, она может быть объяснена только из духа как такового. С другой стороны, утверждается, что качества души, не данные человеку от природы, могут возникнуть путем развития исходных природных задатков — так же, как путем упражнения развивается сила мышц или сила мысли. Но оба эти утверждения не решают проблемы, а, скорее, обходят ее, капитулируют перед ней. Ссылка на сверхъестественный источник всегда лишь прикрывала наше незнание. Что же касается второго ответа, то он основан просто на подмене тезиса. Он предполагает, что в природе уже есть добродетель, т. е. природа задает способности и направление их развития, а человеку остается только действовать в направлении, указанном природой. Но ведь вопрос состоял не в том, как возникает то, источник чего уже существует. Например, как дерево развивается из зерна. Это тоже интересный, но совершенно иной вопрос. Интересующая нас проблема морали состоит в том, что морали нет в природе и нет у новорожденного человека. И появляется она со временем и с жизненным опытом. Но откуда же она появляется, если ее нет в исходной природе человека, и как она относится к этой исходной природе?