Пространственный интеллект.




Амтхауэр Р. рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического).

Третья проблема – измерение интеллекта.

П

Понятие коэффициента интеллекта ввёл В.Штерн в 1912 году, который обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста, как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил определять относительную пару (частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический). IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

 

Где XB - хронологический возраст, а YB - умственный возраст. Например, человек, хронологический возраст которого 20 лет, имеет умственный возраст на 22 года, тогда IQ вычисляется так: (22/20)*100.

Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» (Д. Равена), тесты интеллекта Кэттела.

Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека относительно среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов.

Тесты IQ определяют мыслительные способности, а не уровень знаний («эрудированность»). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

IQ-тесты специально разработаны для получения нормального распределения результатов со средним значением IQ, равным 100. 50 % людей имеют IQ между 90 и 110, по 25 % — ниже 90 и выше 110. Выпускники американских ВУЗов имеют IQ со значением 115, отличники — 135—140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.

В России (в С.-Петербурге издательство ИММАТОН) на сегодняшний день адаптирована методика изучения структуры интеллекта, разработанная Р.Амтхауэром. Она предназначается для оценки различных структур интеллекта, и позволяет давать рекомендации по оптимизации процесса обучения, дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора.

Тест состоит из девяти субтестов, ориентированных на исследование основных составляющих вербального и невербального интеллекта:

· лексический запас,

· общая осведомленность,

· способность к абстрагированию,

· способность к обобщению,

· математические способности,

· комбинаторное мышление,

· пространственное воображение,

· способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации,

· понимание прочитанного текста.

Умственное развитие - рассматривается как динамическая система, которая зависит от усвоения общего опыта, так и от созревания органической основы (нервной системы).

Примеры заданий измерения интеллекта Г.Й. Айзенка (IQ).

1. Вставьте пропущенное число.

2 5 8 11 __

2. Подчеркните лишнее.

ДОМ ЧУМ ЮРТА ОФИС ИЗБА

3. Найдите пропущенные числа.

7 10 9 12 11 __ __

4. Подчеркните лишнее.

СЕЛЬДЬ КИТ АКУЛА ЩУКА ТРЕСКА

5. Вставьте слово, которое должно стоять в скобках.

ВОЛНА (ВАЛ) НАСЫПЬ

ГРИБ (........) ПЛАЩ

6. Вставьте пропущенные числа.
                               
                               

 

7. Вставьте слово, в начале которого могут стоять любые из приведенных слева букв или буквосоче­таний.

Г....

К....

Яр....

Тр....

Уз....

8. Замените слово в скобках так, чтобы равенство было верным.

П + (МАГАЗИН) = ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

ПРОЦЕСС

Ответы и пояснения

1. 14 (Числа каждый раз увеличиваются на 3)

2. ОФИС (В офисе люди не живут);

3. 14 и 13 (Здесь две чередующиеся последователь­ности с шагом 2)

4. КИТ (Это млекопитающее, а остальные — ры­бы)

5. ДОЖДЕВИК (Слово в середине имеет то же значение, что и два слова за скобками: дожде­вик — съедобный гриб, и дождевик — плащ, за­щищающий от дождя)

6.

 
 

 

(Числа в верхней части косточек домино следуют закономерности:

- 1, + 2, - 3, + 4;

а числа в нижней части + 1, - 2, + 3, - 4)

7. ОСТЬ.

8. ЛАВКА И ПЛАВКА. (Лавка — магазинчик, плав­ка — производственный процесс получения ме­талла из руды)

Примечание: в одном варианте 40 заданий, время выполнения ограниченное (30 минут), задачи расположены в основном по нарастающей сложности.

Выводы:

Таким образом, интеллект - это умение рассуждать, планировать, решать задачи, абстрактно мыслить, постигать сложные идеи, обучаться и извлекать уроки из опыта.

Во всяком случае, к такому пониманию интел­лекта - как широкой умственной способности - склоня­ются многие исследователи. И большинство из них сог­лашаются с тем, что ее нельзя полностью измерить с помо­щью тестов.

Как и многие наши качества, интеллекту­альные способности не поддаются однозначной оценке в баллах. При равном коэффициенте или мере интел­лекта люди по-разному ведут себя в одной и той же ситуации. Тревога, сомнения, радость, раздраже­ние - эмоции и чувства влияют на проявление интелле­ктуальных способностей.

И не забывайте, что интеллект, как память и внимание, можно поддерживать, развивать и совершенствовать.

Нарушение мышления

Нарушения мышления — нарушения в выполнении интеллектуальных операций, обусловленные различными психическими заболеваниями, локальными поражениями мозга и аномалиями психического развития. Нарушения мышления могут быть локализованы на различных уровнях: на уровне регуляции, к которому относятся процессы мотивации, проектирования и контроля, на уровне исполнительских операций, на уровне динамического обеспечения интеллектуальной деятельности. В зависимости от набора исполнительских операций могут страдать вербально–логическое, наглядно–образное или наглядно–действенное мышление. В случае психических заболеваний характерно выпадение прежде всего регуляторных механизмов мыслительной деятельности, и более всего страдают при этом мотивационная составляющая, хотя, например, при шизофрении возникают также и операциональные нарушения, связанные с актуализацией смысловых связей. При локальных поражениях головного мозга характер нарушений мышления определяется локализацией очага поражения. При поражении левой лобной доли мозга обычно происходит выпадение регуляторных компонентов мышления при сохранности исполнительских интеллектуальных операций. При поражении третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушарий происходят расстройства наглядно–образных и наглядно–действенных форм мышления из–за трудностей анализа и синтеза информации, связанной с пространством. При поражении речевых зон левого полушария возникают затруднения в организации речевого высказывания. При поражении различных отделов неспецифической системы нижних отделов ствола, диэнцефальных структур мозга, как правило, возникают динамические нарушения мышления.

Нарушение интеллекта

Итак, различают предпосылки интеллекта и собственно интеллект. Предпосылки интеллекта – это отдельные психические функции, такие как память, благодаря которой накапливается определенный запас знаний, внимание, некоторые механизмы моторных проявлений, темп функционирования, утомляемость, речевая одаренность. Нарушение предпосылок интеллекта может препятствовать его проявлению. Собственно интеллект состоит из почти неограниченного ряда способностей и функций – способность к логическому мышлению, абстрагированию, комбинаторике, находчивость, остроумие, оригинальность мышления, умение творчески применять знания и т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: