Место дисциплины в структуре ОП магистратуры




 

«Методология научного исследования» является дисциплиной вариативной части ОП подготовки обучающихся по направлению 38.04.01 «Экономика», профиль подготовки «Экономика фирмы и отраслевых рынков».

Для изучения дисциплины «Методология научного исследования» студентам необходимы знания по предыдущим (смежным)дисциплинам:

  - Микроэкономика (продвинутый уровень)
  - Современные проблемы экономики
  - Компьютерные технологии в экономической науке и образовании
  - Методология научного исследования
  - Научно-исследовательская работа
  - Научно-исследовательский семинар
  - Коммуникативистика

 

Дисциплина может быть использована в изучении последующих дисциплин, НИР:

  - Макроэкономика (продвинутый уровень)
  - Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
  - Тайм-менеджмент
  - Эконометрика (продвинутый уровень),
  - экономика фирмы (продвинутый уровень),
  - экономика фирмы (продвинутый уровень),
  - макроэкономическое планирование и прогнозирование,
  - бизнес-планирование,
  - Научно-исследовательский семинар
  - Научно-исследовательская работа
  - Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
  - Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая)
  - Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (технологическая)
  - преддипломная практика,
  - Государственная итоговая аттестация

4 Объем дисциплины (72 часов, 2 зачетные единицы)

Виды учебной работы Объем, часов
Очная Заочная  
Контактная работа в том числе: ¾ аудиторная по видам учебных занятий    
   
¾ лекции    
¾ практические (лабораторные)    
¾ внеаудиторная    
¾ зачет    
¾ экзамен -  
¾ защита курсовых работ (проектов) -  
Самостоятельная работа    
¾ курсовая работа (проект) -  
¾ прочие виды самостоятельной работы    
Итого по дисциплине    

Содержание дисциплины

 

По итогам изучаемого курса студенты сдают зачет.

Дисциплина изучается на 1курсе, в 1 семестре.

 

Содержание и структура дисциплины по очной форме обучения

№ п/п Наименование темы с указанием основных вопросов Формируемые компетенции Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентови трудоемкость(в часах)
Лекции Практические занятия (лабораторные занятия) Самостоятельная работа
  Научное исследование, его сущность и особенности 1. Общая характеристика научного исследования. Диссертация как инструмент получения ученой степени2. Основные этапы зарождения и развития диссертационных исследований. Значимость ученых степеней и званий. 3. Краткий обзор опубликованных работ по вопросам защиты диссертаций. Общие сведения об ученых степенях и званиях. 4. Выбор темы. Определение объекта и предмета исследования. 5. Планирование исследовательской работы. Этапы диссертационного исследования. Организация исследования, ориентационные направления 6. Требования к содержанию диссертации. Представление и защита диссертации ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4        
  Методология и методика научного исследования 1. Методологические принципы научного исследования. 2. Общие требования, предъявляемые к научному методу. 3. Классификация методов исследования. Виды исследований. 4. Эксперимент, виды эксперимента, их характеристика. 5. Прогностические методы в научных исследованиях. 6. Методы социометрии, экспертных оценок, анализа данных в научных исследованиях. 7. Математико-статистические методы в научных исследованиях. 8. Экономическое моделирование как метод исследования. ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9        
  Логические законы и правила научного исследования 1. Применение логических законов в научном исследовании. 2. Способы обоснованности использования примеров. 3. Умозаключения, индукция и дедукция. 4. Аргументирование, доказательство, построение тезиса. Требования, предъявляемые к аргументам и доводам. 5. Логика процесса научного исследования, два его этапа и два уровня. 6. Общая характеристика теоретического уровня научного исследования. ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9        
  Методика исследования, его основные этапы 1. Понятие замысла исследования, три его этапа и их содержание. 2. Предмет исследования, цель и задачи. 3. Гипотеза, ее формулировка и виды. 4. Составление программы исследования, выводы и внедрение в практику. 5. Структура и содержание этапов исследовательского процесса. ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9        
  Методология научного познания, основные научно-теоретические школы и направления 1. Общая характеристика методологии научного познания экономики. Основные этапы эволюции экономического знания. 2. Первые экономические школы. Меркантилизм и физиократы: А. Монкретьен, Ф. Кенэ и др. 3. Классическая экономическая школа, ее представители: У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо и др. Неоклассическое направление, его представители: А. Маршалл и др. 4. Кейнсианская революция и неокейнсианство: Дж. М. Кейнс и др. 5. Марксистко-ленинское направление экономической мысли: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и др. 6. Институционализм и неоинституционализм: Д. Гелбрэйт и др. Неолиберальная экономическая мысль: Л. Эрхард и др. Неоклассический синтез. 7. Монетаризм, его основные представители: М. Фридмен и др. ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9        
  Курсовая     х х  
Итого      

 

Содержание и структура дисциплины по заочной форме обучения

 

№ п/п Наименование темы с указанием основных вопросов Формируемые компетенции Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Лекции Практические занятия (лабораторные занятия) Самостоятельная работа
  Научное исследование, его сущность и особенности 1. Общая характеристика научного исследования. Диссертация как инструмент получения ученой степени 2. Основные этапы зарождения и развития диссертационных исследований. Значимость ученых степеней и званий. 3. Краткий обзор опубликованных работ по вопросам защиты диссертаций. Общие сведения об ученых степенях и званиях. 4. Выбор темы. Определение объекта и предмета исследования. 5. Планирование исследовательской работы. Этапы диссертационного исследования. Организация исследования, ориентационные направления 6. Требования к содержанию диссертации. Представление и защита диссертации ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4        
  Методология и методика научного исследования 1. Методологические принципы научного исследования. 2. Общие требования, предъявляемые к научному методу. 3. Классификация методов исследования. Виды исследований. 4. Эксперимент, виды эксперимента, их характеристика. 5. Прогностические методы в научных исследованиях. 6. Методы социометрии, экспертных оценок, анализа данных в научных исследованиях. 7. Математико-статистические методы в научных исследованиях. 8. Экономическое моделирование как метод исследования. ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9   0,5    
  Логические законы и правила научного исследования 1. Применение логических законов в научном исследовании. 2. Способы обоснованности использования примеров. 3. Умозаключения, индукция и дедукция. 4. Аргументирование, доказательство, построение тезиса. Требования, предъявляемые к аргументам и доводам. 5. Логика процесса научного исследования, два его этапа и два уровня. 6. Общая характеристика теоретического уровня научного исследования. ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9   0,5    
  Методика исследования, его основные этапы 1. Понятие замысла исследования, три его этапа и их содержание. 2. Предмет исследования, цель и задачи. 3. Гипотеза, ее формулировка и виды. 4. Составление программы исследования, выводы и внедрение в практику. 5. Структура и содержание этапов исследовательского процесса. ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9        
  Методология научного познания, основные научно-теоретические школы и направления 1. Общая характеристика методологии научного познания экономики. Основные этапы эволюции экономического знания. 2. Первые экономические школы. Меркантилизм и физиократы: А. Монкретьен, Ф. Кенэ и др. 3. Классическая экономическая школа, ее представители: У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо и др. Неоклассическое направление, его представители: А. Маршалл и др. 4. Кейнсианская революция и неокейнсианство: Дж. М. Кейнс и др. 5. Марксистко-ленинское направление экономической мысли: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и др. 6. Институционализм и неоинституционализм: Д. Гелбрэйт и др. Неолиберальная экономическая мысль: Л. Эрхард и др. Неоклассический синтез. 7. Монетаризм, его основные представители: М. Фридмен и др. ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9        
  Курсовая     х х  
Итого      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: