Человеком (см., например, нарративный анализ в главе пятой).




У американских аналитиков есть цикл принятия решений, именуемый НОРД - наблюдение,

Ориентировка, решение, действие. Литература должна действовать в рамках этого цикла, не

Давая читающему/слушающему возможности принять решение об отключении от этого

Потока коммуникации. То есть вводить все новые ситуации, тем самым поддерживая

Внимание. Формальное литературоведение и Ю. Лотман говорили об этом как о

Чередующихся процессах деавтоматизации и автоматизации: как только читатель привыкает

К данному повествованию, следует производить процесс деавтоматизации, вновь вернув его

Внимание к тексту.

С. Эйзенштейн выделял также бессюжетную возможность удержания внимания: "не герой,

а тот участок мира, где он появляется, становятся в центре внимания" [120, с. 285]. Такой

средой является ярмарка, магазин, рынок и т.д. А. Брудный так, например, говорит о дороге:

"В рамках хронотопа дороги возникают новые информационные контакты" [40, с. 99]. Все

Эти явления можно объединить как явления внешней сюжетности, тогда стандартный сюжет

станет вариантом внутреннего сюжета. Для внешней сюжетности характерно множество

Героев и множество событий, для внутренней — один герой и набор событий, связанных с

ним. В примере "внешней" сюжетности реализуется вариант банка событий, из которого

Можно черпать почти бесконечно.

Литературу (как и ритуал) можно рассматривать как нормопорождающую структуру. В

Результате перехода от входа к выходу происходит введение нормы. В литературном тексте

Отмечается наказание негатива и вознаграждение позитива. Происходит явное

Упорядочивание ситуаций в пользу вводимой нормы. Набор случайных ситуаций очень четко

Структурируется в результате прохождения литературного текста. Причем это достаточно

Системный взгляд, ибо и положительные и отрицательные герои обладают соответствующей

Внешностью, определенным набором поступков и т.д.

Есть еще одна важная характеристика литературного текста — его незавершенность, До

Последней страницы текст ощущается как незаконченный. Известна роль незавершенных

Действий для человеческой психики. Человеку свойственно стремиться к завершению

Подобных ситуаций. Особенно ярко это качество незавершенности проявляется в явлениях

Массовой культуры, например, детективе, который так захватывает человека, что он не в

Состоянии отказаться от чтения. С другой стороны, человек может перечитывать

Художественный текст, чтобы еще раз испытать это чувство незавершенности.

В детективе сознательно вводятся детали, ведущие по неправильному пути. Детектив —

это вариант лабиринта, где путем перебора некоторых возможных путей в конце

Концов находят истинный путь. Но человек испытывает эстетическое и информационное

Удовольствие от нахождения в ситуации незавершенности. Ср. сообщение имени убийцы

Читателю детектива в середине текста как нежелательный элемент, нарушающий процесс

Незавершенности.

Миф — это, наоборот, завершенный текст. Он известен заранее, и в этом его сильная

Сторона, позволяющая прогнозировать его будущее развитие. Литературный текст слабо

Прогнозируем с точки зрения читателя. Миф полностью прогнозируем. Это вербальная

сторона ритуала. Ритуал и миф описывают одну точку реальности, только с разных позиций:

Миф — с вербальной стороны, ритуал — с невербальной. Ритуал представляет собой из-

Вестный порядок действий, требующий его выполнения. Если в литературе

Заложена эстетика новизны, то в ритуале — эстетика повтора.

Однотипная эстетика повтора работает в орнаменте как одном из самых старых способов

Воздействия. Орнамент представляет собой элементарное сочетание воздействия.

Бесконечность создает его динамический характер. Остановленный орнамент, орнамент без

Динамики дает нам, например, свастику или пятиконечную звезду, также являющихся

Элементарными единицами воздействия. Вяч. Вс. Иванов пишет по поводу воззрений

Эйзенштейна: "Структура, по Эйзенштейну, несет наибольшую семантическую нагрузку:

Произведение (как орнамент или цирковой номер — виды искусства, Эйзенштейну особенно

Близкие) может быть не изобразительным, но оно не может быть лишено структуры и переда-

ваемого с ее помощью значения" [118, с. 281].

В современном ритуале враг чисто вербален, например, "американские империалисты" в

отчетном докладе ЦК КПСС. В довоенное время "капиталист" мог появиться в виде чучела на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: