– Рассмотрите записи на доске.
52 + 37 52 см + 37 см
94 – 85 94 кг – 85 кг
– Чем похожи и чем отличаются записи?
– Сегодня на уроке будем выполнять сложение и вычитание величин.
III. Работа по учебнику.
Задание 62. Из данных величин составьте и запишите всевозможные суммы и разности, значения которых можно вычислить. Вычислите значения составленных сумм.
в) 56934 дм + 74689 м = 56934 дм + 746890 дм = 803824 дм
г) 659 куб. м + 324 куб. дм = 659 000 куб. дм + 324 куб. дм = 659 324 куб. дм
– Вычислите значения составленных разностей.
в) 74689 м – 56934 дм = 746890 дм – 56934 дм = 68995 дм
г) 659 куб. м – 324 куб. дм = 659 000 куб. дм – 324 куб. дм = 658 676 куб. дм
Задание 63. Какие из данных величин можно сложить с площадью 5 кв. м? (7 кв. см и 17 кв. дм.) Выполните это сложение.
а) 5 кв. м + 7 кв. см = 5 кв. м 7 кв. см;
б) 5 кв. м + 17 кв. дм = 5 кв. м 17 кв. дм.
Задание 64. Какие из данных величин можно вычесть из вместимости 250 л? (150 куб. дм; 450 куб. см.) Выполните это вычитание.
а) 1 л = 1 куб. дм;
250 л = 250 куб. дм;
250 л – 150 куб. дм = 250 куб. дм – 150 куб. дм = 100 куб. дм.
б) 1 куб. дм = 1000 куб. см;
250 л = 250 куб. дм = 250 000 куб. см;
250 л – 450 куб. см = 250 000 куб. см – 450 куб. см = 249 550 куб. см.
Задание 65. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу.
Ответ: 1505 ц.
– Сформулируйте обратную задачу, выбрав в качестве искомого количества центнеров пшеницы, собранных с первого поля.
Всего – 1505 ц.
Задание 66. Учащиеся составляют задачу по данному упражнению.
Было – 46 500 кв. м.
Продали –? кв. м, 21 300 кв. м и 15 600 кв. м.
Осталось –? кв. м.
Решение: 1) +21300 кв. м
15600 кв. м
36900 кв. м – продали;
2) _ 46500 кв. м
36900 кв. м
9600 кв. м – осталось.
Ответ: 9600 кв. м.
Задание 67. Учащиеся составляют задачу по таблице и решают ее.
Решение: 1) _ 2650 ц
375 ц
2275 ц – продали во 2-й день;
2) _ 2275 ц
245 ц
2030 ц – продали в 3-й день;
3) +2650 ц
2275 ц
2030 ц
6955 ц – продали всего.
Ответ: 6955 ц.
Задание 68. Из данных величин выберите и запишите ту, которая меньше величины 3 ч на 240 с.
3 ч = 180 мин = 10800 с. 10800 с – 240 с = 10560 с.
10560 с. = 176 мин.
Ответ: 176 мин.
– Запишите разность, значение которой совпадает с искомой величиной.
3 ч – 176 мин = 10800 с – 10560 с = 240 с.
Задание 69. Из данных величин выберите и запишите ту, которая больше величины 2 т на 500 кг.
2 т = 2000 кг
2000 кг + 500 кг = 2500 кг
2500 кг = 2 т 5 ц
Ответ: 2 т 5 ц.
Задание 70. Прочитайте задачу. Можно ли решить эту задачу? Почему? (Нельзя выполнять сложение разных величин.)
IV. Итог урока.
– Какие знания необходимы, чтобы выполнить сложение и вычитание величин?
Урок 78
Умножение величины на число
и числа на величину
Цели: показать, что умножить число на величину означает умножить данную величину на данное число; учить выполнять умножение величины на число и числа на величину; формировать умение решать задачи на нахождение времени; измерять длину данных отрезков и выполнять кратное сравнение полученных длин; записывать умножение числа на величину в виде суммы; закреплять умение выбирать из данных произведений выражение, которое является решением задачи.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Восстановите цепочку вычислений:
2. Слева от знака равенства поставьте между цифрами знаки вычитания так, чтобы получилось верное равенство:
1) 3 4 5 6 7 = 16 2) 9 8 7 6 5 = 17
3) 5 6 7 8 9 = 550 4) 7 6 5 4 3 = 28
3. Прочитайте условие. В двух бочках было 60 л воды. Когда из одной бочки взяли 12 л, то воды в бочках осталось поровну. Поставьте вопрос и решите задачу.
4. Определите площадь фигуры, если длина стороны клеточки равна 5 см.
II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите записи на доске:
26 · 4 26 кг · 4 26 · 4 кг
– Чем похожи данные записи? Чем отличаются?
– Сегодня на уроке будем выполнять умножение величины на число и числа на величину.