III. Самостоятельная работа.




Карточка А.

– Соедините пары выражений, значения которых содержат одинаковое количество цифр.

125: 5 6123: 3

2712: 3 75: 5

21007: 7 1089: 9

– Вычислите их значения.

Карточка В.

– Выберите выражения, в которых количество цифр в значении частного и делимого будет одинаковым.

– Вычислите их значения.

468: 4 721: 7 31623: 3

21621: 3 7712: 2 464: 8

1245: 5 984: 4 7752: 6

Карточка С.

– Вычислите значения первых выражений в каждой паре. Догадайтесь, как, не выполняя деления, найти значения вторых выражений?

86208: 3 1836: 4 3906: 6

86211: 3 1844: 4 3618: 6

IV. Итог урока.

– Как найти долю от величины? Как найти величину по ее доле?

 

Урок 81
Нахождение части от величины

Цели: учить находить часть от величины; формировать умение решать задачи, используя схемы и чертежи.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Какое из вычислений выполнено верно?

2. Подумайте! Какие величины можно сравнить? Поставьте знак > или <:

7300 мм … 73 км 480 см … 49 дм

83 мм … 8 см 540 дм … 55 мм

35 м … 32 м2 54 км … 52 кг

3. Задание на смекалку.

В кругу сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей. Известно, что:

а) Иванов не Алексей и не Андрей;

б) Сергей сидит между Марковым и Тимофеем;

в) Карпов не Сергей и не Алексей;

г) Петров сидит между Карповым и Андреем.

– Как зовут Иванова, Петрова, Маркова и Карпова?

4. Определите объем каждой фигуры. Назовите номера фигур в порядке увеличения значения их объемов.

II. Работа по учебнику.

Задание 97. Учащиеся читают диалог Миши и Маши. Вычислите, чему равняются две трети от 60 кг и три четверти от 60 кг.

60 кг: 3 · 2 = 40 кг 60 кг: 4 · 3 = 45 кг

Задание 98. Рассмотрите рисунок и назовите, какую часть от площади всего круга составляет площадь закрашенной части, если круг разделен на одинаковые доли. (Две восьмых части.)

– Вычислите площадь закрашенной части круга, если площадь всего круга равна 16 кв. см.

16 кв. см: 8 · 2 = 4 кв. см

Задание 99. Чему равны три седьмых некоторой длины, если ее одна седьмая часть равна 25 м?

25 м · 3 = 75 м.

Задание 100. Учащиеся выполняют вычисления, находят три седьмых от каждой величины.

49 т: 7 · 3 = 21 т 294 кв. м: 7 · 3 = 126 кв. м

147 л: 7 · 3 = 63 л 301 куб. м: 7 · 3 = 129 куб. см

Задание 101. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Выполните схему и решите задачу.

Решение: 40: 4 = 10 (км) – осталось пройти.

Ответ: 10 км.

Задание 102. Учащиеся составляют задачу на нахождение двух седьмых некоторой массы, если известно, что вся масса равна 70 кг.

Решение: 70: 7 · 2 = 20 (кг) – продали.

Ответ: 20 кг.

Задание 103. Найдите от массы 120 кг данные части.

120 кг: 3 · 2 = 80 кг 120 кг: 6 · 4 = 80 кг

120 кг: 4 · 3 = 90 кг 120 кг: 8 · 5 = 75 кг

120 кг: 5 · 4 = 96 кг

– Есть ли среди полученных результатов одинаковые? (Есть.) Как это можно объяснить?

Задание 104. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу.

3 дня –? км.

Решение: 175 км: 7 · 3 = 75 км – прошли за 3 дня.

Ответ: 75 км прошли за 3 дня.

III. Итог урока.

– Как найти часть от величины?

 

 

Урок 82
Нахождение величины по ее части

Цели: учить находить величину по ее части; формировать умение решать задачи, используя схемы и чертежи.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Зная, что 11172: 98 = 114, выполните действия или решите уравнения:

а) 11172: 114; д) 11172: с = 98;

б) 98 ∙ 114; е) 11172: m = 114;

в) а: 114 = 98; ж) 114z = 11172;

г) б: 98 = 114; з) 98k = 11172.

2. Решите задачу. С одной яблони собрали 30 кг яблок, а с другой – на 5 кг меньше. Сколько всего килограммов яблок собрали с этих яблонь? Измените условие задачи так, чтобы ее решение было длиннее.

3. Восстановите цепочку вычислений, поставив вместо звездочек пропущенные числа:

4. Вычислите объём каждой фигуры.

– Что же вы можете сказать о данных фигурах?

II. Работа по учебнику.

Задание 105. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Не решая задачу, ответьте на вопросы.

– Сколько килограммов составляют три четверти всех собранных яблок? (270 кг.)

– Во сколько раз нужно уменьшить три четверти величины, чтобы получить одну четверть этой величины? (В 3 раза.)

– Во сколько раз нужно увеличить одну четверть величины, чтобы получить всю эту величину? (В 4 раза.)

– Запишите решение задачи с помощью двух действий.

Решение: 1) 270: 3 = 90 (кг) – одна часть;

2) 90 · 4 = 360 (кг) – всего.

Ответ: 360 кг.

– Запишите решение этой задачи с помощью одного выражения. 270: 3 · 4 = 360 (кг).

Задание 106. Найдите одну седьмую длины электропровода, если четыре седьмых этой длины составляют 156 м.

156: 4 · 7 = 226 (м).

– Во сколько раз вся длина больше, чем одна седьмая часть этой длины? (В 7 раз.) Чему равна вся длина электропровода? (266 м.) Найдите длину всего электропровода, если четыре седьмых этой длины составляют 176 м.

176: 4 · 7 = 308 (м).

Задание 107. Чему равна вся величина, если две пятых от этой величины равны 100 кг? 100 кг: 2 · 5 = 250 кг.

– А если две пятых равны 80 м? 80 м: 2 · 5 = 200 м.

– А если две пятых равны 60 мин?

60 мин: 2 · 5 = 150 мин.

Задание 108. Чему равна вся величина, если 24 л составляют две трети этой величины? 24: 2 · 3 = 36 (л).

– А если 24 л составляют три четверти этой величины?

24: 3 · 4 = 32 (л).

– А если 24 л составляют четыре пятых этой величины?

24: 4 · 5 = 30 (л).

Задание 109. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу.

Решение: 6: 3 · 5 = 10 (соток).

Ответ: 10 соток.

Задание 110. Две пятых площадь земельного участка равны четырем десятым площади другого участка и составляют 8 соток. Вычислите площадь каждого участка.

8 соток: 4 · 10 = 20 соток.

8 соток: 2 · 5 = 20 соток.

– Сравните полученные результаты. Почему площади участков оказались равны?

Задание 111. Две третьих вместимости одного бака равны трем четвертым вместимости другого и равны 54 л.

54 л: 2 · 3 = 81 л 54 л: 3 · 4 = 72 л

– Выполните разностное сравнение вместимостей этих баков.

81 л – 72 л = 9 л.

III. Итог урока.

– Как найти величину по ее части?

 

Урок 83
Деление величины на величину

Цели: учить выполнять деление величины на величину; формировать умение решать задачи, используя схемы и чертежи; вычислять цену товара; закреплять умение приводить примеры единиц производительности; формулировать условие задачи по данному ответу.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Математический диктант.

По каждому условию составьте и запишите уравнение:

а) В спортивном лагере 322 человека. Когда несколько человек ушли в поход, в лагере осталось 275 человек. Сколько человек ушло в поход?

б) Скорость автомашины уменьшили на 45 км/ч, и она стала равной 35 км/ч. Какова была скорость машины раньше?

в) Через 9 лет Вите исполнится 20 лет. Сколько лет ему сейчас?

– Найдите корни получившихся уравнений.

2. Даны три одинаковые фигуры (рис. 1).

Как называются эти фигуры? Разрежьте:

1) первую фигуру на две одинаковые фигуры;

2) вторую – на три одинаковые фигуры;

3) третью –на четыре одинаковые фигуры.

– Как называются полученные фигуры?

– Разделите данную фигуру (рис. 2) на 4 равные фигуры разными способами.

3. Зная, что произведение 126 и 62 равно 4410, выполните деление или решите уравнение:

а) 4410: 126; г) 126у= 4410; ж) 4410: k = 126;

б) 4410: 35; д) т: 35 = 126; з) 4410: t = 35.

в) 35 х = 4410; е) р: 126 = 35;

4. Решите задачу. Площадь заповедника Аскания-Нова (Украина) равна 110 км2, а площадь заповедника Беловежская пуща (Беларусь) в 8 раз больше. Вычислите площадь заповедника Беловежская пуща. Ответ округлите до десятков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: