В данной схеме часть усилия от шарнирного момента руля воспринимается бустером, а оставшаяся, обычно меньшая часть, передается на командный рычаг летчика, обеспечивая ему естественное чувство управления.
Обратимая схема с параллельной тягой образуется двумя качалками, соединенными тягой 4 - 5, ось которой параллельна оси штока бустера (рис.3.10).
Рисунок 3.10 - Обратимая схема с параллельной тягой
Входная качалка 1 - 4 соединена с золотником в точке 2. В начальный момент движения летчик поворачивает эту качалку относительно точки 3 и перемещает золотник. Жидкость под рабочим давлением поступает в цилиндр, создавая усилие на штоке, который начинает двигаться в сторону перемещения золотника. В конце движения шток догоняет золотник и перекрывает рабочие окна. Перемещение штока копирует перемещение золотника. Вместе со штоком перемещается выходная качалка 5 - 7, на которую в точку 7 приходит усилие от руля. Это усилие уравновешивается реакциями на штоке и в точке 5, откуда эта реакция через тягу 4 - 5 передается на входную качалку и далее к летчику. Соотношение плеч входной и выходной качалок определяет соотношение усилий на входе и выходе бустера:
.
Соотношение перемещений:
.
Переносом тяги 4 - 5 вверх или вниз меняется отношение плеч c/H и соотношение усилий iБ , а перемещения остаются постоянными, т.к. jБ. не зависит от плеч "с" и "H". Это позволяет получать любые усилия на командном рычаге, при заданных перемещениях руля и командного рычага. При с = 0 усилие на командном рычаге обращается в нуль.
61. Обратимая схема включения бустера с дифференциальным силовым цилиндром
Обратимая схема с дифференциальным силовым цилиндром. В данной схеме шток закреплен неподвижно, а перемещение руля обеспечивается движением силового цилиндра (рис.3.11).
Рисунок 3.11 - Обратимая схема с дифференциальным силовым цилиндром
Поэтому для получения обратной связи золотниковый механизм расположен на цилиндре. Левая полость цилиндра всегда напрямую связана с напорной магистралью. Правая полость, через рабочее окно золотникового механизма сообщается либо с напорной магистралью, когда золотник движется влево, либо со сливом - движение золотника вправо. Золотниковый механизм в этом случае имеет всего одно рабочее окно и один рабочий поясок, что намного упрощает его изготовление. Два других пояска необходимы лишь для уравновешивания сил давления жидкости на золотнике и их ширина и расположение не требуют высокой точности. Бустер имеет всего одну качалку 1 - 4, которая является и входной, и выходной одновременно.
В начале движения летчик командным рычагом перемещает точку 1 и поворачивает качалку относительно точки 3, что вызывает перемещение золотника. Правая полость силового цилиндра сообщается либо с напорной магистралью, либо со сливом. Цилиндр начинает двигаться в сторону перемещения точки 1. В конце движения точка 1 останавливается, качалка 1 - 4 становится в вертикальное положение и рабочее окно перекрывается. Таким образом, в процессе работы качалка движется поступательно с небольшим запаздыванием в начале движения. Коэффициент передачи по перемещениям у данного бустера всегда равен:
а соотношение усилий на входе и выходе бустера зависит от соотношения плеч качалки:
Меняя плечо "а" можно создавать любые усилия на командном рычаге, не влияя на перемещения руля и командного рычага. При указанном выше соотношении диаметров поршня и штока усилия на силовом цилиндре при движении в обе стороны будут одинаковы.
Данный бустер обладает целым рядом преимуществ:
· отсутствие ложного штока,
· всего одна качалка входа и выхода,
· более простой золотниковый механизм,
· большая жесткость бустера в работе за счет того, что жидкость в нем всегда находится под высоким рабочим давлением.
62. Необратимая схема включения бустера