РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ




Педагогика как наука

Термин педагогика ведет свое происхождение из античной Греции, этот термин и закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали при­сматривать за детьми, сопровождать их в школу, а также совершать с ними прогулки. Слово педагог (от греч. pais — дитя, ago — веду, воспитываю) обозначает дето-водитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании — педагогика.

Также из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (от греч. schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gутпаsioп — гимназий) — обществен­ная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания в трудах древнеримских философов и ораторов. Например, Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.) в философской поэме «О природе вещей» касался и вопросов воспитания, а Марк Фабий Квинтиллион (ок. 35 — ок. 96) в трактате «Об обра­зо­вании оратора» изложил мысли о воспитании детей и подростков и рекомендовал следить за их речью, ис­пользовать воспитательные игры. В обучении он выделял три ступени: подражание, наставление и упражнение — и требовал сочетания заучивания с размышлением.

В средние века проблемы воспитания разраба­ты­вались философами-богословами, педагоги­ческие идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль полу­чила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (ХIV-ХVI вв.), когда происходило разложение феодализма и начи­налось развитие буржуазного общества. Виднейшие деятели этой эпохи итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Луис Вивес (1492-1540), нидерландский мыслитель Эразм Рот­тердамский (1469-1536), французский писатель Фран­суа Рабле (1494-1553), французский философ Ми­шель Мон­тень (1533-1592) и другие выдвигали немало ориги­наль­ных и прогрессивных для своего времени педагоги­ческих идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за осво­бож­дение личности от оков феодального угнетения и религи­озного аскетизма.

Как особая наука педагогика впервые была вычле­не­на из системы философских знаний в начале XVII века. Английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон (1561-1626) в 1623 году издал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением». Кстати, Бэкону принадлежит и известное выражение: «знание — сила», показывающее, как высоко он ценил учение, овладение наукой. В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое признание и сохраняют свое научное значение. Коменский написал свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы те­ории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

В историю западноевропейской буржуазной педаго­гики вошли также имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), Адольф Дистервег (1790-1866) в Германии и др. Какие же основные идеи они развивали?

Джон Локк в труде «Мысли о воспитании» большое внимание уделил психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой якобы можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.

Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. А поскольку это так, то воспитание, не должно мешать развитию этого совершенства, а должно предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание исключительно дол­жно следовать за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию. Хотя в научном отношении эти мысли были не совсем обоснованными, но в них находила свое отражение борьба Руссо против жестокости и физи­ческих наказаний детей, процветавших в воспитании в его время.

Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях. В сочинении «Лингард и Гертруда» он развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувств сострадания к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих по­зиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их поступки в особый журнал — кондуит.

С прогрессивно-демократических позиций разраба­ты­вал педагогическую теорию Адольф Дистервег. Особен­но полезными являются его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении их научными знаниями и привитии им высоких моральных качеств.

С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и математика. Вышеозначенные моменты стимулировали становление педагогической науки и практики. В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы — педагогический традиционализм и альтернативное направление. К традиционализму тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педагогику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и образования.
Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного воспитания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и педагогики личности.
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой. В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики — общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, андрогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути). Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

Систематика педагогических явлений и феноменов, а также теорий и концепций как результат интеграционных процессов осуществляется в рамках педагогической фактологии, феноменологии, конструктологии и концептологии.

Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.
Активно развивается методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс развития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.

Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли и в развитие народного образования внесли Н.И. Пирогов (1810-1881), В.И.Водовозов (1825-1886), Л.Н. Толстой (1828-1910), В.П. Острогорский (1840-1902), П.Ф. П.Ф. Каптерев (1849-1922), К.Н. Вентцель (1857-1947), Я.С.Гогебашвили (1840-1912), а так же в развитие педагогики внесли вклад К.Д. Ушинский (1824-1870), А.С. Макаренко (1888—1939), В. А. Сухомлинский (1918—1970), Ф.Ф. Королёв, Т.Д. Корнейчик, А.И. Пискунов, Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, И.Я.Лернер,Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, К.И. Салимова, С.А. Фрумов, Э.Д.Днепров, Ф.А. Фрадкин, Б.М. Бим-Бад, Н.Д. Никандров.

Огромный вклад в развитие азербайджанской педагогической мысли и в развитие народного образования внесли А.А.Баки­ханов (1794-1847), М.Ш.Вазех (1792-1852), М.Ф.Ахундов (1812-1878), Г.Б.Зардаби (1837-1907), А.О.Черняевский (1840-1894), Ф.Б.Кочарли (1863-1920), Р.Б.Эфендиев (1863-1942), С.М.Ганизаде (1866-1937), Н.Н.Нариманов (1870-1925), а также в развитие педагогики как науки внесли вклад А.Ю. Сеидов (1892-1977), М.М. Мехтизаде (1903-1984), М.А. Мурадханов (1909-1979), А.Ш. Гашимов (1921-1997), А. Н. Керимов (1913-1995), Ю.Р. Талыбов (1926-), Б.А. Ахмедов (1932-2007), а также наши современники Нуреддин Кязимов, Гусеин Ахмедов, Аждар Агаев, Фаррух Рустамов, Акиф Аббасов, Фарагим Садыгов, Лязифа Гасымова, Рафига Мустафаева и др.

 

Предмет педагогики

Каждая отрасль человеческих знаний выделялась в особую науку только тогда, когда четко определялся присущий только ей предмет исследования. Что является предметом исследования педагогики?

По давно сложившейся традиции в качестве одного из предметов педагогики принято было считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни, причем долгое время речь шла только о подготовке к жизни подрастающих поколе­ний. Подобное определение предмета педагогики до неко­то­рого времени не вызывало сомнений. Казалось вполне естественным, что, поскольку педагогика возникла из пот­реб­ности общества в воспитании подрастающих поко­лений, в подготовке их к жизни, то и предметом ее иссле­до­вания является воспитание, воспитательная деятель­ность.

Однако по мере развития педагогической теории все более ясными становились некоторая упрощенность и не­точность подобного определения. Обратим внимание на то, что если предметом изучения педагогики считать воспитание как специально организованную воспитатель­ную деятельность, то не следует ли отсюда, что ее задача ограничивается только разработкой методической рецеп­туры, набора правил и приемов этой деятельности, как это кажется некоторым несведущим людям? Если соглашаться с этим, то тогда педагогика теряет статус науки.

Указанное определение предмета педагогики имеет и другую слабую сторону. Оно не поясняет главного — на какой же основе педагогика разрабатывает теорию и методику воспитания? Между тем мы уже знаем, что воспитание как общественное явление возникло и существует не само по себе, а выступает как средство подготовки формирующегося человека к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Это значит, что закономерности воспитания, его характер и методические основы коренятся не в самой воспита­тельной деятельности как таковой, а обусловливаются закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом. Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. Или проще говоря предметом педагогики следует считать процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

К проблемам педагогики относятся следующие:

а) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспита­ние;

б) определение целей воспитания;

в) разработка содержания воспитания;

г) исследование методов воспитания.

При определении предмета педагогики и основных проб­лем ее иссдежования в некоторых учебных пособиях сразу же раскрывается сущность таких важнейших педаго­ги­­ческих понятий, как воспитание, обучение и образова­ние.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: