Положительные и отрицательные стороны традиционного обучения




Положительные стороны Отрицательные стороны
Систематический харак­тер обучения Упорядо­ченная, логически пра­вильная подача учебного материала     Организационная чет­кость     Постоянное эмоциональ­ное воздейст­вие личности учителя   Оптимальные затраты ре­сурсов при массовом обу­чении Шаблонное построение, од­нообразие Нерациональное распреде­ление вре­мени урока На уроке обеспечивается лишь перво­начальная ори­ентировка в материале, а достижение высоких уров­ней пере­кладывается на до­машние задания Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельно­сти Пассивность или видимость активно­сти учащихся Слабая речевая деятель­ность (сред­нее время гово­рения ученика 2 минуты в день) Слабая обратная связь Усредненный подход Отсутствие индивидуаль­ного обучения  

 

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризу­ется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельно­сти ребенка:

♦ самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

♦ планирование деятельности ведется извне, навязыва­ется ученику вопреки его желанию;

♦ итоговый анализ и оценивание деятельности ребен­ка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его нега­тивными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма — «школа уро­дует личность»).

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пя­тибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам, требования к оценке: индивиду­альный характер, дифференцированный подход, система­тичность контроля и оценивания, всесторонность, разнооб­разие форм, единство требований, объективность, мотивиро­ванность, гласность.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются от­рицательные стороны традиционной системы оценок.

Количественная оценка — отметка — часто становит­ся средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует уча­щихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентно­сти, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредствен­ным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Особо существует проблема двойки. Она является не­переводной оценкой, основанием второгодничества и отсе­ва, т.е. решает во многом судьбу личности, и в целом пред­ставляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.

Традиционная форма обучения — классно-урочная.

К традиционным технологиям относят и лекционно- семинарско-зачетную систему (форму) обучения: снача­ла учебный материал преподносится классу лекцион­ным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабора­торных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Традиционные технологии обучения используют два метода.

1. Объяснительно-иллюстративный метод обуче­ния (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учеб­ный материал) — это осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскур­сия и т. п. Деятельность студента направлена на получе­ние информации и узнавание, в результате чего формиру­ются «знания-знакомства».

2. Репродуктивный метод. Преподаватель составл­яет задание для студентов на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, студент сам активно воспроиз­водит учебный материал: отвечает на вопросы, решает за­дачи и т. д., в результате формируются «знания-копии».

Объяснительно-иллюстративный и репродуктив­ный — методы традиционного обучения, основная сущ­ность кото­рого сводится к процессу передачи готовых из­вестных знаний студентам.

Недостатки традиционного обучения многочислен­ны, например: 1) усредненный общий темп изучения матери­ала; 2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых студентами; 3) большой удельный вес знаний, получаемых студентами в готовом виде через преподавателя без опо­ры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате студенты «разучиваются думать»; 4) почти полное незнание преподавателем, усваиваются ли студентами сообщаемые знания; 5) преобладание словес­ных методов изложения материала, создающих объектив­ные предпосылки рассеивания внимания; 6) затруднен­ность самостоятельной работы студентов с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материа­ла; 7) преобладание нагрузки на память студентов, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит, но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного по памяти воспроизведения информации не требу­ются, не применяются, и, с другой стороны, студент не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике (умение находить нужную ин­формацию для определения производственного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях). Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: